ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7614/12 от 17.10.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

Дело № А27-7614/2012

«24» октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «17» октября 2012 г.

Текст в полном объеме изготовлен «24» октября 2012 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего Смычковой Ж.Г., судей Драпезо В.Я., Обуховой Г.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таскаевой В.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бачатские коммунальные сети», г. Белово

к Департаменту цен и тарифов Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недействующим нормативного правового акта

при участии: от ООО «Бачатские коммунальные сети» – представителей Фунт Е.В. (доверенность от 11.03.2012 г.),, ФИО1 (доверенность № 11-юр от 05.03.2012 г.)

от Департамента цен и тарифов Кемеровской области – представителей ФИО2 (ведущего консультанта-юрисконсульта, доверенность от 11.11.2011 г.), Лобач (заместителя начальника, доверенность 26.03.2012 г.), ФИО3 (ведущего консультанта, доверенность 23.03.2012 г.)

заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ФИО4 (удостоверение)

эксперта ФИО5

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Бачатские коммунальные сети» (далее – ООО «Бачатские коммунальные сети») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области (далее – Департамент) №150 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «Бачатские коммунальные сети» от 29.11.2011 г. недействующим, как не соответствующего части 1 статьи 3, частям 2, 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон №210-ФЗ), пунктам 2, 4, 20, 22-24 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, пункту 28 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. №47.

Заявитель не согласен с тем, что Департаментом статьи расходов на затраты по электроэнергии, амортизацию, аренду основного оборудования, текущий ремонт и техническое обслуживание, капитальный ремонт, затраты на оплату труда, цеховые расходы и прочее (раздел IV.I Методических указаний) безосновательно уменьшены или полностью исключены из производственной программы общества, что на установление размера тарифа.

Считает, что установленные Департаментом размеры тарифов на водоотведение и водоснабжение для организации экономически необоснованны (занижены), не соответствуют производственной программе, приводят к дополнительным затратам. При установлении для общества размеров тарифов, Департаментом не приняты во внимание правила, принципы установленные законодательством Российской Федерации, по которым определяется размер тарифа. Подробнее доводы изложены в заявлении.

Департамент в отзыве и представители в судебном заседании утверждают, что расходы по оспариваемым статьям, принятые Департаментом в расчет тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению ООО «Бачатские коммунальные сети» на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 соответствуют требованиям действующего законодательства. Утвержденные тарифы экономически обоснованны.

Федеральной службой по тарифам на 2012 г. регулирующему органу были доведены единые подходы, применяемые при формировании тарифов на 2012 г.:

- с 01.01.2012 г. установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на уровне 2011 г., то есть, индексация по статьям затрат не предусматривалась;

- с 01.07.2012 г. при формировании финансовых потребностей рост расходов по статьям затрат должен составлять: химреагенты – 104,6, электроэнергия – 108,0, расходы на оплату труда -105,1, аренда – 105,4, капитальный ремонт -104,6, материалы и запасные части – 104,6, расходы на ГСМ – 104,6.

На заседании комиссии руководителем общества было высказано мнение о необходимости доведения средней заработной платы рабочих до уровня, предусмотренного Кузбасским соглашением, в соответствии с постановлением государственной инспекции по труду Кемеровской области от 27.01.2011 г. №05 06 78 05.

В соответствии с действующим законодательством Департаментом сопроводительным письмом от 05.12.2011 г. №ДЦ-03/1673 ООО «Бачатские коммунальные сети» направлены: постановление Департамента от 29.11.2011 г. №150 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «Бачатские коммунальные сети» (г. Белово); копия протокола заседания Департамента от 22.11.2011 г., дополнение к протоколу заседания от 28.11.2011 г.; согласованная производственная программа в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ООО «Бачатские коммунальные сети» на 2012 г. Подробнее доводы изложены в отзыве.

Прокурор заключил, что тарифы являются обоснованными, установлены исходя из затрат организации, поставляющей коммунальные ресурсы. Если организации коммунального комплекса не будут исполнять производственную программу, потребители будут бесконечно платить экономически необоснованный тариф. Можно бесконечно увеличивать тариф. Тариф, утвержденный Департаментом, обоснован, использована методика индексации и фиксированного тарифа. Требование ООО «Бачатские коммунальные сети» удовлетворению не подлежит.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ООО «Бачатские коммунальные сети» является организацией коммунального комплекса, и применяет одноставочные тарифы для расчетов с потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, представляющие собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение из расчета за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых и очищенных сточных вод.

Как следует из материалов дела заявление об установлении тарифов от ООО «Бачатские коммунальные сети» поступило в Департамент 29.04.2011 г. В целях утверждения тарифа обществом в Департамент представлены: производственная программа в сфере холодного водоснабжения на 2012 год, производственная программа в сфере водоотведения сточных вод на 2012 год, расчет финансовых потребностей для реализации производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод, расчет тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод.

Департаментом было открыто дело «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения на 2012 г., оказываемые ООО Бачатские коммунальные сети» № 26-ПВиВО от 03.05.2011 г.

На заседании 22.11.2011 г. Департаментом было рассмотрено дело «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения на 2012 год, оказываемые ООО «Бачатские коммунальные сети». По результатам совещания был составлен протокол заседания и принято решение:

- ООО «Бачатские коммунальные сети» дополнительно в срок до 25.11.2011 г. определить источник для увеличений фонда оплаты труда и представить материалы в регулирующий орган.

- Департаменту проанализировать возможность изменения проекта документа на основании предложений ООО «Бачатские коммунальные сети» и доработать проект в рабочем порядке.

По истечении назначенного срока предложений от ООО «Бачатские коммунальные сети» представлено не было, в связи с чем, Департаментом была произведена корректировка финансовых потребностей по статьям затрат с учетом предложения предприятия в части увеличения фонда оплаты труда в соответствии с Кузбасским соглашением, о чем 28.11.2011 г. составлен дополнительный протокол.

Независимая экспертиза экономической обоснованности тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом, в целях установления тарифов для ООО «Бачатские коммунальные сети» на предварительном этапе рассмотрения дела Департаментом и обществом не проводилась.

Департамент согласовал производственную программу ООО «Бачатские коммунальные сети» в части финансовых потребностей для ее реализации в сфере:

- холодного водоснабжения питьевой водой (полный цикл) на
 период:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 10 930,18 тыс. руб.,

с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 3 643,39 тыс. руб.,

с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 7 286,78 тыс. руб.;

- водоотведения (полный цикл) на период:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 10 785,68 тыс. руб.,

с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 3 812,04 тыс. руб.,

с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 7 975,95 тыс. руб.

Одноставочные тарифы для ООО «Бачатские коммунальные сети» установлены постановлением Департамента от 29.11.2011 №150 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «Бачатские коммунальные сети» (г. Белово) на период с 01.01.2012 по 31.12.2012:

- на питьевую воду (полный цикл) на период:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере: 15,25 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 12,92 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей;

с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере: 15,25 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 12,92 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей;

с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере: 15,25 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 12,92 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей;

- на водоотведение (полный цикл) на период:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере: 17,61 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 14,92 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей;

с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере: 18,67 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 15,85 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей;

С 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере: 19,53 руб./м3 (с НДС) для потребителей жилищного сектора; 16,55 руб./м3 (без НДС) для бюджетных и прочих потребителей.

ООО «Бачатские коммунальные сети» посчитав, что Департамент цен и тарифов Кемеровской области в процессе утверждения тарифа незаконно уменьшил либо полностью исключил объем экономически обоснованных затрат и как результат, уменьшил тарифы, обратилось в арбитражный суд.

В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №210-ФЗ основными принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Согласно части 1 статьи 9 Закона №210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

Таким образом, тарифом на услуги общества обеспечивается выполнение производственной программы, которая, как следует из пункта 4 статьи 2 Закона №210-ФЗ, представляет собой программу деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.

На основании пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ для Кемеровской области на 2012 г. (с 01 июля) Федеральной службой по тарифам установлен индекс максимально возможного изменения тарифа – 106%.

Частью 3.1 статьи 4 Закона № 210-ФЗ установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены конкретные предельные сроки, когда потребители обязаны установить приборы учета используемых коммунальных ресурсов.

Суд не принимает, расчеты ООО «Бачатские коммунальные сети» финансовых потребностей для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой (полный цикл) и водоотведения (полный цикл) на период: с 01.01.2012 по 31.12.2012, расчет тарифов на питьевую воду, водоотведение; поскольку расчеты общества не отвечают принципу достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. В судебном заседании общество не утверждало и не представило доказательств выполнения производственной программы в 2010, 2011 годах.

Суд признает правомерным ссылку прокурора на то обстоятельство, что если организации коммунального комплекса не будут исполнять производственную программу, потребители будут бесконечно платить экономически необоснованный тариф. Можно бесконечно увеличивать тариф.

Кроме того, часть 3.1 статьи 4 Закона № 210-ФЗ не обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать решение об утверждении тарифа выше максимального предельного индекса. Полный пакет документов, необходимый Департаменту для проверки расчетов ООО «Бачатские коммунальные сети» финансовых потребностей и тарифов обществом не представлен.

Определением от 27 июня 2012 г. судом по делу назначена экспертиза. Перед экспертом поставлены следующие вопросы.

Определение себестоимости 1м3 холодной воды, 1м3 стоков услуг, оказываемых ООО «Бачатские коммунальные сети» за 2011 г. в соответствии с основными требованиями, предусмотренными законодательством в сфере государственного регулирования тарифов.

Рассчитать тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год с учетом требований, предусмотренных федеральным законодательством в сфере государственного регулирования тарифов (Федеральный законно от 30.12.2004 г. №210-фз «Об основах регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса», постановления правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. №47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»).

Согласно заключению эксперта, основным экономическим фактором является в 2010-2013 году изменение законодательства в сфере регулирования объемов потребления ресурсов, что привело к уменьшению объемов потребления ресурсов.

Меры по переводу расчетов потребителей с организациями коммунального комплекса по приборам учета повсеместно сопровождаются тенденциями снижения фактически предъявленных объемов воды, а также услуг водоотведения. В среднем практика показывает, что снижение фактического объема, определяемого по установленным приборам учета, составляет по территориям 35-55% от объемов, ранее определяемых нормативами.

Организация должна была направить в орган регулирования свои предложения о тарифах на 2012 год с приложением расчетов согласно Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. №47 (далее - Методические указания).

Как показал анализ материалов организации, передаваемых в Департамент, в орган регулирования поступили расчеты организации без учета положений Методических указаний, которые касаются уже установленных тарифов по видам деятельности водоснабжение и водоотведение на 2011 год (пункты 70, 71, 48). Предложения организации по удельным расходам на производство и реализацию услуг изначально превысили уровень экономически обоснованных тарифов на 2011 г., установленных Департаментом на 2011 г. постановлением №107 от 30.11.2012 г.

Учитывая, что в предложениях регулирующего органа рассматривались фактические значения выполнения производственной программы организации за 6 и за 9 месяцев 2011 года следует, что организация в течение мая-октября 2011 года по запросу Департамент; доставляла определенные дополнительные сведения, обосновывающие фактические расходы организации на предмет определения тарифов на водоснабжение и водоотведение.

В графе «Обоснования отклонений» Департамент принимает то уровень 2011 года, то уровень 2010 года, то данные факта 6 месяцев, то данные по 9 месяцам 2011 года, что приводит к неоднозначности подходов к расчетам по отдельным статьям.

В отзыве Департамент указывает, что в отношении тарифов ООО «Бачатские коммунальные сети» применены единые подходы при формировании тарифов на 2012 год, рекомендованные Федеральной службой по тарифам.

По субъекту Российской Федерации Кемеровская область величина роста тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100,0%, величина роста тарифов с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106,0%, величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 110,9%.

- максимальная величина роста тарифа с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100% водоснабжение (питьевая вода полный цикл) 13,87, водоотведение (полный цикл) 14,92;

- максимальная величина роста тарифа с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%, водоснабжение (питьевая вода полный цикл) 14,70, водоотведение (полный цикл) 15,82;

- максимальная величина роста тарифа с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 110.9%, водоснабжение (питьевая вода полный цикл) 15,38, водоотведение (полный цикл) 16,55.

Расчет тарифа, произведенный экспертом соответствует Методическим указаниям. Использована методика индексации и фиксированного тарифа.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:

1) метод установления фиксированных тарифов;

2) метод установления предельных тарифов;

3) метод индексации установленных тарифов.

Метод установления фиксированных тарифов применяется органами регулирования до выбора метода установления предельных тарифов. При установлении тарифов данным методом период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования. Период регулирования должен соответствовать сроку реализации производственной программы. Регулирование методом установления фиксированных тарифов может сочетаться с регулированием методом индексации (пункт 14 Методических указаний).

Согласно пункту 15 Методических указаний метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, определяемых в порядке, установленном Правилами определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. № 316, влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса на текущий период регулирования, и в иных случаях.

Метод установления предельных тарифов применяется при соблюдении следующих условий:

1) наличие у органа регулирования данных мониторинга производственных программ по аналогичным организациям за 2 года (при установлении тарифов данным методом впервые - 2009 и 2010 года), предшествующих году, в котором осуществляется установление тарифов на очередной период регулирования;

2) для регулируемой организации, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, может быть выбрано не менее 4 аналогичных организаций (отдельно по каждому из этапов производственного процесса). Если регулируемый вид деятельности является для организации не основным, необходимо наличие не менее 2 аналогичных организаций, одна из которых всегда является крупнейшей организацией коммунального комплекса в соответствующей сфере деятельности на территории муниципального образования, в границах которой регулируемая организация осуществляет поставку товаров (услуг);

3) финансовые потребности по реализации производственной программы регулируемой организации, согласованной с органом регулирования, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, отличаются от максимальных и минимальных финансовых потребностей, определенных по аналогичным организациям (с учетом приведения к сопоставимым объемам оказания товаров и услуг) не более чем на 15% в большую и меньшую сторону соответственно (пункт 13 Методических указаний).

Пунктом 20 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлено, что при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.

С учетом требований действующего законодательства экспертом рассчитан тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ООО «Бачатские коммунальные сети» путем определения величины максимально возможного изменения установленных тарифов.

- Водоснабжение (питьевая вода полный цикл): тариф, установленный на 2011 год (базовый тариф) - 13,87, максимальная величина роста тарифа с 01.01.2012 по 30. 06.2012 - 100% - 13,87, максимальная величина роста тарифа с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106% - 14,70, максимальная величина роста тарифа с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 110.9% - 15,38;

Водоотведение (полный цикл): тариф, установленный на 2011 год (базовый тариф) - 14,92, максимальная величина роста тарифа с 01.01.2012 по 30. 06. 2012 - 100% - 14,92, максимальная величина роста тарифа с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106% - 15,82, максимальная величина роста тарифа с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 110.9% - 16,55.

В связи с вышеизложенным, экспертом правомерно применен метод индексации установленных тарифов с применением метода установления фиксированных тарифов, позволяющего установить тарифы в размере максимально возможного изменения тарифов, установленных на 2011 г., учесть финансовые потребности общества на реализацию производственной программы.

Расчет тарифа, установленного постановлением Департамента от 29.11.2012 г. №150 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «Бачатские коммунальные сети» (г. Белово), произведен с нарушением действующего законодательства (Закона №210-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 14.076.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Методических указаний); без учета основного экономического фактора в 2010 – 2013 годах, приводящего к снижению фактически предъявленных объемов воды, а также услуг водоотведения. В числе других, не учтена динамика изменения объемных показателей производственной программы, отсутствует обоснование уменьшения расходов, необходимых для реализации производственной программы ООО «Бачатские коммунальные сети».

Доказательств обратного Департаментом не представлено. Обществом представлен отчет о прибылях и убытках за 2011 год, согласно которому в 2011 году убытки общества составили 28 882 144, 93 руб.

В связи с чем, тариф на водоснабжение, уменьшенный по сравнению с тарифом 2011 г. утвержден Департаментом с нарушением положений Закона №210-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 14.076.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Методических указаний.

Что касается тарифа ООО «Бачатские коммунальные сети» на водоотведение, итоговые величины, установленного Департаментом тарифа совпали с расчетом эксперта. Суд признает тариф, установленный для ООО «Бачатские коммунальные сети» на услугу водоотведение (полный цикл) экономически обоснованным, рассчитанным на основании представленных обществом документов. Установление экономически обоснованного тарифа указывает на отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов общества оспариваемым нормативным актом в данной части.

При таких обстоятельствах суд признает заявленное требование подлежащим удовлетворению частично. В связи с удовлетворением требования судебные расходы относятся на Департамент.

Руководствуясь статьями 65, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Бачатские коммунальные сети» (запись внесена 26.03.2004 ОГРН <***> ИНН <***>) удовлетворить частично.

Признать постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.11.2011 г. № 150 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО Бачатские коммунальные сети» на 2012 год» не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса», Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47 в части утверждения тарифа на водоснабжение.

В остальной части в удовлетворении требования отказать.

Взыскать с Департамента цен и тарифов Кемеровской области, место нахождения 650000, Кемеровская область, Кемерово г., Советский пр-кт, 63, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бачатские коммунальные сети», место нахождения 652642, Кемеровская область, Беловский район, Белово г., Комсомольская ул., 10, судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судьи Ж.Г. Смычкова

Г.П. Обухова

В.Я. Драпезо