ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7730/2011 от 17.08.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-7730/2011

«24» августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудровой Н.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово

к судебному приставу – исполнителю отдела судебных приставов по Центральному району г. Кемерово ФИО1, г. Кемерово

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя

при участии:

от заявителя: ФИО2 - начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков, доверенность от 14.06.2011 № 07-22/07192 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), сл. удостоверение УР № 636543; ФИО3 - старший ГНИ правового отдела, доверенность от 23.05.2011 № 07-22/06352 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), сл. удостоверение УР № 634259; ФИО4- начальник правового отдела, доверенность от 07.05.2010 № 07-22/11949 с полным объемом полномочий, сл. удостоверение УР № 636595;

от заинтересованного лица: ФИО1- судебный пристав – исполнитель, сл. удостоверение ТО № 210571;

от КУГИ КО: ФИО5- представитель по доверенности от 24.09.2010 № 7-2-09/1782 с полным объемом полномочий, сл. удостоверение № 261 от 07.04.2010 (после перерыва н/я)

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Центрального района г. Кемерово ФИО1, г. Кемерово от 25.04.2011 о взыскании с Управления исполнительского сбора, а также о признании незаконными действий по направлению в адрес УФНС России по Кемеровской области требования об исполнении исполнительного документа о взыскании с Управления ФНС России по Кемеровской области исполнительского сбора от 25.05.2011 в размере 5000 рублей.

В судебном заседании (16.08.2011) в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.08.2011.

Надлежаще извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель КУГИ после перерыва в судебное заседание не явился, возражений относительно рассмотрения дела в отсутствии его представителя не заявил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя КУГИ, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по материалам, имеющимся в деле.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Считают, что оснований для взыскания с Управления исполнительского сбора не имелось, постановление о взыскании исполнительского сбора и направленное на основании постановления требование о взыскании исполнительского сбора вынесены не в соответствии с нормами Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушают права и законные интересы УФНС по Кемеровской области.

Судебный пристав - исполнитель в судебном заседании возражала против требований заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве (возражении) на заявление. Кроме того, в указанном возражении на заявление, судебный пристав-исполнитель ссылается на нарушение заявителем срока обращения в суд с настоящим заявлением.

Представитель КУГИ, присутствующая в судебном заседании до перерыва возражала против требований заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление от 18.07.2011 (имеется в материалах дела).

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее:

Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2011 по делу № А27-24882/2009 было удовлетворено заявление Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, признан незаконным отказ Управления ФНС России по Кемеровской области, изложенный в письме от 21.08.2009 № 16-13-26/12117у, по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) 14 недействующих государственных областных предприятий: «Аптека 92», ГУП «Губернская служба охраны историко-культурного наследия», ГУП «Ия», ДГУП «Дорагрокомплекс», ДП «Дорстрой» Крапивинского ДРСУ, ГПКО «Мариинское полиграфобъединение», ОГУП «Центральная районная аптека № 8», ГУП Кузбасский центр качества», ГУП «Дорожник», ДП «Луч» ГУП «Швейная фабрика «Восход», Птицефабрика «Инская», Чебулинское ХПП, ГПКО «Промышленновское ПАТП», ОГУП «Сельстрой».

Суд обязал УФНС России по Кемеровской области осуществить процедуру исключения вышеназванных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

08.04.2010г. Арбитражным судом Кемеровской области на основании вышеназванного решения суда был выдан исполнительный лист № 001431672 08.04.2010г.

12.10.2010г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области ФИО1 вынесено постановление № 50858/9 о возбуждении исполнительного производства № 32/9/48186/16/2010 по данному делу, в соответствии с которым УФНС России по Кемеровской области предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном листе. Одновременно Управление предупреждено о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения требований без уважительных причин.

Управлением ФНС России по Кемеровской области в адрес ОСП по Центральному району г. Кемерово были направлены письма от 20.10.2010 № 13-26/14014, от 27.12.2010 № 13-26/17220, в которых сообщено об исполнении решения суда и о проведении процедуры исключения из ЕГРЮЛ недействующих государственных предприятий. К письму от 27.12.2010 прилагалась таблица на 3 листах с подробным описанием процедур по исключению из ЕГРЮЛ в соответствии с требованиями ст. 21.1 Федерального закона № 229-ФЗ, а также выписка из ЕГРЮЛ.

29.03.2011 в адрес Управления ФНС России по Кемеровской области ОСП по Центральному району г. Кемерово направлено требование о предоставлении информации об исполнении исполнительного документа в срок до 01.04.2011.

Письмом от 04.04.2011 № 13-26/03858 Управление повторно сообщило ОСП по Центральному району о частичном исполнении решения суда по делу № А27-24882/2009 и действиях по исключению из ЕГРЮЛ, при этом дана ссылка на письмо УФНС от 27.12.2010, из приложения к которому (таблицы) видна вся хронология последовательных действий, предпринятых Управлением и нижестоящими налоговыми органами по исполнению решения суда по делу № А27-24882/2009, а также уважительные причины не исключения некоторых предприятий из ЕГРЮЛ ввиду не наступления срока, предусмотренного ст. 21.1 со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Постановлением Судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово от 26.04.2011 установлен новый срок для исполнения УФНС России по Кемеровской области требований исполнительного документа - до 12 мая 2011 года. Кроме того, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 25.04.2011 о взыскании с Управления исполнительского сбора в доход федерального бюджета в сумме 5000 рублей.

25.05.2011 в адрес Управления поступило Требование об исполнении до 03.06.2011 требование о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на постановление от 25.04.2011.

Посчитав вышеуказанные постановление о взыскании исполнительского сбора недействительным и направленное на основании постановления требование о взыскании исполнительского сбора незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд признает требования заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В силу части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с положениями ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

Согласно п. 2 данной статьи, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

В соответствии с 3 вышеназванной статьи, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Управлением во исполнение вышеуказанного решения Арбитражного суда было поручено налоговым органам Кемеровской области провести процедуру исключения указанных в решении суда недействующих государственных предприятий в соответствии с требованиями ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в срок до 09.04.2010 года.

Из информации, представленной УФНС России по Кемеровской области в адрес ОСП Центрального района г. Кемерово (судебный пристав-исполнитель ФИО1), следует, что в марте 2010 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 ФЗ № 129-ФЗ Решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ были приняты инспекциями в отношении 13 из 14 юридических лиц, указанных в решении суда.

По одному юридическому лицу ГУП «Сельстрой» процедура исключения не проводилась, так как организация предоставляет отчетность в налоговый орган и не обладает признаками недействующего юридического лица.

Также из представленной в ОСП Центрального района г. Кемерово информации следует, что в период с 10.03.2010 по 24.03.2010 были опубликованы решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ всех вышеперечисленных юридических лиц в органе печати - журнале «Вестник государственной регистрации»

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, процедура исключения вышеназванных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Управлением ФНС России по Кемеровской области была осуществлена в отношении всех указанных в решении суда недействующих юридических лиц.

Согласно пункту 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, заявления могут быть направлены кредиторами в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, а именно из представленной в ОСП Центрального района г. Кемерово информации, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем Управлением ФНС России по Кемеровской области судебному приставу-исполнителю письменно было сообщено о том, что в налоговый орган поступили заявления от кредиторов, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц, информация о датах поступления заявлений отражена в таблице, прилагаемой к письму УФНС от 27.12.2010.

Как указано выше, такие юридические лица, в соответствии с п. 4 ст. 21.1
 Федерального закона № 129-ФЗ, могут быть ликвидированы только в порядке,
 установленном гражданским законодательством, а решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В связи с изданием ФНС России Приказа от 19.08.2010 года № ЯК-7-8/392@ «Об утверждении Порядка списания признанной безнадёжной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадёжной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица», согласно которому налоговые органы имеют право списывать безнадежную к взысканию задолженность у юридических лиц, обладающих признаками недействующих, налоговыми органами области произведена процедура списания безнадежной к взысканию задолженности.

После списания задолженности в отношении 13 юридических лиц, указанных в решении суда, инспекциями области повторно приняты решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Из 13 юридических лиц 1 организация исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, в отношении 6 организаций поступили возражения против исключения из ЕГРЮЛ из Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, по 6 организациям срок исключения из ЕГРЮЛ не наступил.

Подробная информация о проведении процедуры исключения юридических лиц представлена в Отделение судебных приставов по Центральному району г. Кемерово письмом Управления от 13.05.2011 № 13-26/05904.

Таким образом, суд считает, что все необходимые и возможные действия по исполнению решения суда по делу № А27-24882/2009 - по осуществлению процедуры исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Управлением ФНС России по Кемеровской области были выполнены.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебным приставом-исполнителем доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что взыскание исполнительского сбора возможно при наличии вины должника в неисполнении судебного акта, вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Управление ФНС по Кемеровской области сознательно, умышленно не исполняло судебный акт Арбитражного суда Кемеровской области, вина, ее форма и наличие судебным приставом не исследовалась и не устанавливалась. Вместе с тем, суд соглашается с мнением представителей налогового органа о том, что в данном случае имели место правовые несовершенства (противоречия), которые не позволяли исполнить требования исполнительного документа в срок, определенный судебным приставом-исполнителем.

Кроме этого, суд принимает во внимание, что процедура исключения вышеуказанных юридических лиц из ЕГРЮЛ была начата Управлением ФНС по Кемеровской области задолго до возбуждения исполнительного производства, что также свидетельствует об отсутствии вины Управления в неисполнении судебного акта, так как действия Управления были направлены на его исполнение и несовершенство действующего законодательства не позволило исполнить судебный акт в установленный срок.

Также суд соглашается с доводом представителей Управления о том, что судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения судебного акта был установлен без учета особенностей, связанных с осуществлением процедуры исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, установленных Федеральным законом №129-ФЗ, которая представляет собой длительный и многоэтапный процесс, который не всегда зависит от воли и желаний налогового органа, так как данный процесс зависит в том числе от действий третьих лиц (кредиторов) и не может быть исполнен в пятидневный срок. Согласно материалов дела, судебный пристав-исполнитель предоставил налоговому органу срок для исполнения 5 дней, затем 1 день, что также свидетельствует о невозможности исполнения судебного акта в данный срок.

В материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что налоговый орган имел реальную возможность исполнить судебный акт в те сроки, которые были определены судебным приставом-исполнителем.

Пропуск срока на обращение заявителя в суд сам по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Управлением не допущено неисполнение решения суда и исполнительного листа по делу № А27-24882/2009, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя от 25.04.2011 и требование об исполнении исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора вынесены в нарушение статьи 112 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.

В связи с чем, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района города Кемерово ФИО1 от 25.04.2011 о взыскании с Управления ФНС по Кемеровской области исполнительского сбора.

Признать незаконными действия по направлению в адрес Управления ФНС по Кемеровской области требования по исполнению исполнительного документа о взыскании с Управления ФНС по Кемеровской области исполнительского сбора от 25.05.2011 в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней и направлен лицам, участвующим в деле в установленном порядке и в установленные сроки.

Судья В.В. Власов