ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8148/14 от 03.07.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                                    Дело № А27-8148/2014

«03» июля  2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи   Конкиной И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», г. Красноярск

в интересах филиала  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кузбассэнерго - региональные электрические сети», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления  от 25.04.2014г.  № 14-09-0237

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», г. Красноярск в интересах филиала  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кузбассэнерго - региональные электрические сети», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – заявитель, ОАО «МРСК Сибири», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)  (далее - административный орган, Ростехнадзор)  № 14-09-0237 от 25.04.2014 о привлечении ОАО «МРСК Сибири» к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)  и назначении административного наказания в размере 20000 руб.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке  статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ  дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Кузбасским отделом по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора составлен в отношении ОАО «МРСК Сибири» протокол № 14-09-0237 от 22.04.2014г. об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ за нарушение пункта 1.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей (Утвержденных Приказом Минэнерго России № 229 от 19.062003 г., и зарегистрированы Минюстом России № 4799 от 20.06.2003 г., далее – ПТЭЭСиС).

25 апреля 2014 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление № 14-09-0237 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В заявлении в обоснование требования Общество указывает на то, что постановление не содержит идентификационных данных проверяемого объекта, поскольку отсутствуют ссылки на инвентарный номер объекта, технический паспорт, правоустанавливающий документ на проверяемый объект, адрес и наименование объекта не соответствует ни одному правоустанавливающему документу ОАО «МРСК Сибири». Привлечение к административной ответственности за эксплуатацию МТП-5/180 без получения разрешения Ростехнадзора необоснованно. Нарушение в виде отсутствия протоколов испытания электрооборудования отсутствует, поскольку на момент рассмотрения административного дела протоколы испытания электрооборудования были предоставлены, что следует из содержания постановления. Нарушение в виде нахождения трансформатора в неисправном состоянии отсутствует, так как данный факт не подтвержден какими-либо документами, более того, из содержания постановления следует, что трансформатор заменен. Нарушение в виде отсутствия защиты от механических повреждений кабельных линий отсутствует, так как постановление содержит сведения о том, что защита кабельных линий от механических повреждений произведена металлорукавом. Полагает, что административным органом ОАО «МРСК Сибири» не обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статье 9.11. КоАП РФ.

В отзыве на заявление Ростехнадзор  с требованием заявителя не согласился, доводы Общества, изложенные в заявлении, считает необоснованными, вину юридического лица считает доказанной.   Подробно возражения изложены в отзыве на заявление.

            Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, исследовав в представленных сторонами документах объяснения, возражения и доводы, суд признал требование заявителя не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушение положений соответствующих Правил.

Субъектом данного административного правонарушения может являться собственник указанных в статье установок, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту электроустановок жилого здания (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что выявлены нарушения требований пунктов 1.2.1, 1.2.6, 5.3.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - ПТЭЭС), пунктов 1.1.38. 2.3.15 Правил устройства электроустановок:

-нарушение требований п. 1.2.1 ПТЭЭС, в соответствии с которым полностью законченные строительством объекты электрических и тепловых сетей, должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном ПТЭЭС (акт приемки в эксплуатацию объекта отсутствует);

-нарушение п. 1.2.6 ПТЭЭС, согласно которому перед пробным пуском должны быть выполнены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора (разрешение Сибирского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию отсутствует);

- нарушение п. 5.3.1 ПТЭЭС, согласно которому при эксплуатации трансформаторов (автотрансформаторов) и шунтирующих масляных реакторов должны выполняться условия их надежной работы. Нагрузки, уровень напряжения, температура отдельных элементов трансформаторов (реакторов), характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, другие элементы должны содержаться в исправном состоянии (условия надежной работы нарушены, содержится в неисправном состоянии);

-    нарушение п.2.3.15 (глава 2.3) Правил устройства электроустановок, в соответствии с которым кабельные линии не должны выполняться так, чтобы в процессе монтажа и эксплуатации было исключено возникновение в них опасных механических напряжений и повреждений (кабельные линии не зашищены от механических повреждений);

- нарушение п. 1.1.38 (глава 1.1) Правил устройства электроустановок, в соответствии с которым вновь сооруженные и реконструированные электроустановки и установленное в них электрооборудование должно быть подвергнуто приемо­сдаточным испытаниям (протоколы испытаний отсутствуют).

На момент составления протокола юридическим лицом по существу не отрицался факт совершения нарушений, при этом в протоколе по делу об административном правонарушении от 22.04.2014 года представителем ОАО «МРСК Сибири» указано, что трансформатор был заменен, также отмечено, что документы в отношении приобретенной МТП № 5/180 были утеряны.

Довод представителя ОАО «МРСК Сибири» о том, что наименование объекта, в отношении которого выявлены нарушения - МТП-5/180, не соответствует ни одному изправоустанавливающих документов ОАО «МРСК Сибири», не обоснован и опровергается материалами административного дела.

Так, в материалах административного дела имеется копия технического паспорта в отношении МТП № 5/180 (мачтовая трансформаторная подстанция), копия которого прилагается.

Трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электроэнергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (п. 4.2.6 главы 4.2 Правил устройства электроустановок).

По мнению ОАО «МРСК Сибири», поскольку МТП № 5-180 приобретена в составе сооружения ВЛ-КЛ-6 с ТП 100-630 кВА на основании договора купли-продажи, то отсутствует обязанность получать разрешение на допуск объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, согласно ПТЭЭС (п. 1.2.9) осуществляется приемка в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями, акт приемки в эксплуатацию является документом, подтверждающим соблюдение установленных требований по вводу объекта в эксплуатацию.

Перед вводом в эксплуатацию объекта должно быть получено разрешение органов государственного контроля и надзора. Однако Сибирское управление Ростехнадзора соответствующее разрешение не выдавало. При этом в данном случае, не имеет значения, что ОАО «МРСК Сибири» не осуществляло строительство объекта и ввод его в эксплуатацию.

При заключении сделки  купли-продажи объекта и приема объекта в соответствии с актом приема передачи передаче также подлежит имеющаяся техническая документация, подтверждающая соответствие объекта требованиям действующих норм и правил, а также возможность осуществлять его эксплуатацию. Таковыми документами являются акт приемки в эксплуатацию, разрешение органов государственного контроля и надзора — акт допуска в эксплуатацию.

Факт приобретения имущества - объекта в соответствии с договором купли-продажи не является доказательством того, что объект в установленном порядке принят в эксплуатацию.

В соответствии с п. 1.7.1 ПТЭЭС на каждом энергообъекте должен быть установленный перечень документации, включающий акты государственной и рабочих приемочных комиссий, документацию в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора.

В соответствии с требованиями п. 5приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 212 от 07.04.2008, зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2008, регистрационный номер 11597 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» для выдачи разрешения на эксплуатацию электроустановки рассматриваются документы: копия учредительного документа, заверенная в установленном порядке (для юридического лица); документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего заявителя; технические условия на технологическое присоединение и справка об их выполнении (с отметками сетевой организации и субъекта оперативно-диспетчерского управления при необходимости); акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; проект электроустановки, согласованный в установленном порядке; однолинейную схему электроснабжения электроустановки, подписанную ответственным за электрохозяйство заявителя; сертификаты соответствия на электрооборудование (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащего обязательной сертификации); копию свидетельства о регистрации электротехнической лаборатории в органах Ростехнадзора, проводившей приемосдаточные или профилактические испытания с перечнем разрешенных видов испытаний;                  перечень инструкций по охране труда и технике безопасности по видам работ; перечень должностных инструкций по каждому рабочему месту электротехнического персонала;

приказ о назначении ответственных за электрохозяйство и их заместителей; копию договора с эксплуатирующей организацией (при отсутствии собственного эксплуатирующего персонала); выписку из журнала проверки знаний лиц, ответственных за электрохозяйство и их заместителей, электротехнического и электротехнологического персонала или копии протоколов проверки знаний; перечень имеющихся в наличии защитных средств с протоколами испытаний, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности; список лиц оперативного и оперативно-ремонтного персонала (Ф.И.О., должность, номера телефонов, группа по электробезопасности), которым разрешено ведение оперативных переговоров и переключений; исполнительную документацию (в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов); приемосдаточную документацию (протоколы, акты испытаний, наладки в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, технических регламентов, паспортов изготовителей).

Не является основанием для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания по причине того, что нарушения, отраженные в протоколе по делу об административном правонарушении, устранены на момент рассмотрения дела, (пункты 3,4,5 заявления).

Так, на момент рассмотрения дела произведена замена трансформатора, защита кабельных линий от механических повреждений металлорукавом, предоставлены протоколы испытания электрооборудования. Указанные обстоятельства учтены должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение данного дела, как смягчающие административную ответственность обстоятельства.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, техническим паспортом МТП, протоколом об административном правонарушении, и другими, в полном объеме подтвержден факт нарушения заявителем пунктов 1.2.1, 1.2.6, 5.3.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - ПТЭЭС), пунктов 1.1.38. 2.3.15 Правил устройства электроустановок и совершения правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения норм и правил, не представлено доказательств и тому, что общество приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений процедуры привлечения администрации к административной ответственности судом также не установлено. Поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении  послужил  факт  непосредственного  обнаружения  должностным лицом, уполномоченным составить протокол, достаточных данных, указывающих о наличии события административного правонарушения в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.

Нарушения выявлены 18.04.2014 в ходе работы в составе комиссии по техническому освидетельствованию электрооборудования, в связи, с чем в тот же день в адрес законного представителя ОАО «МРСК Сибири» ФИО1 направлено уведомление о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении. При составлении протокола указано место и время - 18.04.2014 выявления административного правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен, примененный административным органом размера штрафа соответствует размеру санкции статьи 9.11 КоАП РФ.

ОАО «МРСК Сибири» предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении ОАО «МРСК Сибири» извещено надлежащим образом.

Исходя из вышеизложенного суд установил, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении административного органа о привлечении ОАО «МРСК Сибири» по ст. 9.11 КоАП РФ к административной ответственности является законным и обоснованным, в связи с чем суд не находит оснований для признания его незаконным и отмене. 

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями  167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование оставить без удовлетворения.

Решение  может  быть  обжаловано  в установленном законом порядке в  десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.  

  Судья                                                                                            И.В. Конкина