ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8542/2011 от 05.10.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

Дело № А27-8542/2011

«12» октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена «05» октября 2011 г.

Полный текст решения изготовлен «12» октября 2011 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего

Ж.Г. Смычковой, судей Г.П. Обуховой, В.Я. Драпезо

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Крамаренко

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд», г. Новокузнецк

к Новокузнецкому городскому совету народных депутатов, г. Новокузнецк

о признании недействующим решения №5/68 от 31.05.2011 г.

при участии

от заявителя – представителей ФИО1 (доверенность №41/2011 от 11.07.2011 г.), ФИО2 (доверенность №31/2010 от 11.10.2010 г.)

прокурора – заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ФИО3 (удостоверение)

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 г. № 12/160 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке, на 2010 - 2013 годы».

.

В обоснование требований заявитель указывает, что оспариваемое решение противоречит частям 13, 14 статьи 11, части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ), статьям 13, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 28 Устава г. Новокузнецка. Ссылается на следующие обстоятельства. Устав г. Новокузнецка не предусматривает полномочий Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по отмене надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Из текста оспариваемого решения не усматривается наличия обстоятельств, которые в соответствии с частью 14 статьи 11, частью 1.1 статьи 14 Федерального закона №210-ФЗ могут служить основанием для пересмотра инвестиционной программы, досрочного пересмотра надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса представительным органом муниципального образования. Заявитель также указывает, что пункт 19 оспариваемого решения, которым дополнен проект договора (Приложение№1 к решению) пунктом 4.2, согласно которому, право собственности на объекты, созданные или приобретенные за счет надбавки к тарифу для потребителей, равно как отделимые и неотделимые улучшения соответствующих объектов, принадлежат Совету народных депутатов противоречит части 13 статьи 11 Федерального закона №210-ФЗ, части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку содержание вышеназванного договора не предписано законом, заявитель полагает, что условия данного договора должны определяться по усмотрению сторон. Заявитель считает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы. В результате принятого решения заявитель должен из собственных средств построить в 2011 году систему сбора и очистки фильтрата. Однако источник дохода общества - тариф на утилизацию твердых бытовых отходов является регулируемым тарифом. В действующем тарифе на утилизацию твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛэнд» не предусмотрено денежных средств на строительство системы сбора и очистки фильтрата. Оспариваемое решение создает препятствия для своевременной оплаты за поставляемое оборудование, исполнения природоохранного законодательства в части очистки сточных вод. Подробнее доводы изложены в заявлении, дополнении к заявлению.

Ответчик в отзыве полагает, что оспариваемое решение является законным по следующим основаниям. Решение принято Новокузнецким городским Советом народных депутатов в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом №210-ФЗ; в форме, предусмотренной частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ); введено в действие в порядке, предусмотренном Уставом - опубликовано в номере №41 (487) газеты «Новокузнецк» от 2 июня 2011 г.; принято с соблюдением предусмотренного Уставом порядка, а именно, на заседании Совета большинством голосов от установленной численности депутатов; соответствует Федеральному закону №210-ФЗ и Федеральному закону №131-ФЗ. Полномочие представительного органа муниципального образования по рассмотрению и утверждению инвестиционной программы организации коммунального комплекса и установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей определено в части 11 статьи 11 Федерального закона №210-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона №210-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе определять период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Полагает, что представительный орган муниципального образования вправе принимать решения как о моменте начала взимания организацией коммунального комплекса надбавки к ценам (тарифам) с потребителей, так и о моменте прекращения её взимания. Также считает, что заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемое решение нарушило его права и законные интересы, связанные с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.

Новокузнецкий городской Совет народных депутатов явку представителя не обеспечил, направил извещение о возможности проведения 05 октября 2011 г. судебного заседания в отсутствие представителя Совета.

Прокурор в заключении отметил, что сложно без активной позиции Новокузнецкого городского Совета народных депутатов в части представления доказательств утверждать о законности принятого решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 г. № 12/160 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке, на 2010 - 2013 годы». Процедура принятия оспариваемого нормативного акта была соблюдена. Вместе с тем, поскольку суд не имел возможности выслушать вторую сторону, а также в связи с непредставлением доказательств Новокузнецким городским Советом народных депутатов, считает, что принятый нормативный акт следует признать незаконным.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено по существу в отсутствие представителя Совета по имеющимся в деле доказательствам, с учетом заключения прокурора.

Как следует из материалов дела ООО «ЭкоЛэнд» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.10.2007 г. Основным видом деятельности является удаление и обработка твердых бытовых отходов.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №12/160 от 26 октября 2010 г. «Об утверждении Инвестиционной программы ООО «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке, на 2010-2013 годы» утверждена инвестиционная программа ООО «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке на 2010-2013 годы. В целях финансирования инвестиционной программы с 01.12.2010 г. установлена надбавка к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛэнд» для потребителей в размере 183,97 руб./тн. без учета НДС на период 2010-2013 годы. ООО «ЭкоЛэнд» предписано направлять средства, полученные за счет данной надбавки к тарифу на финансирование инвестиционной программы. Приложения к решению: инвестиционная программа и проект договора о реализации инвестиционной программы ООО «ЭкоЛэнд» на 2010-2013 годы.

Разделом 2 инвестиционной программы установлена финансовая потребность ООО «ЭкоЛэнд» на реализацию инвестиционной программы в размере 157 318 тыс. руб. с учетом НДС. Проект инвестиционной программы предполагает привлечение кредитных ресурсов в размере 77 268 тыс. руб. для строительства системы сбора и очистки фильтрата, с окупаемостью за счет надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. В расчет инвестиционной надбавки включены: затраты на строительство системы сбора и очистки фильтрата в сумме 65 482 тыс. руб.; плата за пользование кредитными ресурсами в сумме 0 руб.; аренда земли в сумме 226 тыс. руб.; налог на прибыль (15.5%) в сумме 12 053 тыс. руб.; всего финансовые потребности для расчета инвестиционной надбавки к тарифу составили 77 761 тыс. руб.

В соответствии с разделом 1 инвестиционной программы срок действия программы составляет 4 года - с 2010 по 2013 годы.

Вместе с тем, решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 г. № 12/160 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке, на 2010 - 2013 годы» внесены изменения в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 г. № 12/160 и приложения к данному решению - инвестиционную программу и проект договора о реализации утвержденной инвестиционной программы. Изменения вступили в силу с 1 июля 2011 года. Данным решением исключена надбавка к тарифу, изменен источник финансирования инвестиционной программы в части строительства системы сбора и очистки фильтрата на собственные средства ООО «ЭкоЛэнд». Исключен раздел инвестиционной программы, который содержал расчет надбавки к тарифу. Раздел 4 приложения 1 к инвестиционной программе ООО «ЭкоЛэнд» («Право собственности на объекты инвестиционной программы») Проект договора по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке на 2010 - 2013 годы дополнен пунктом 4.2 следующего содержания: «4.2. Право собственности на объекты, созданные или приобретённые за счет надбавки к тарифу для потребителей, равно как отделимые и неотделимые улучшения соответствующих объектов, принадлежат Совету народных депутатов.». Действие данного пункта распространено на правоотношения, возникшие с 29 октября 2010 года.

ООО «ЭкоЛэнд» посчитав, что постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. не соответствует статьям 11, 14 . Федерального закона № 210-ФЗ, статьям 13, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 28 Устава г. Новокузнецка, обратилось в арбитражный суд.

В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона).

Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

Пунктами 2, 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесены, в частности, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статьей 11 названного Закона предусмотрен порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса.

Пунктами 10, 11 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования. Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.

Из пункта 12 названной нормы Федерального закона № 210-ФЗ следует, что после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.

Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ). Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа). В период действия надбавки для потребителей, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, по решению представительного органа муниципального образования может производиться изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей в связи с утверждением новых инвестиционных программ и (или) в связи с окончанием сроков реализации инвестиционных программ. При этом данное изменение размера надбавки для потребителей производится с учетом обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации как действующих инвестиционных программ, так и новых инвестиционных программ (пункты 4 – 7 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

Таким образом, из смысла указанных положений Федерального закона № 210-ФЗ следует, что инвестиционная программа необходима для обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, для строительства технически новой системы коммунальной инфраструктуры или модернизации существующей системы на территории муниципального образования; надбавка к тарифам для потребителей, могла быть установлена представительным органом местного самоуправления только на основе утвержденной органом регулирования субъекта Российской Федерации инвестиционной программы организации коммунального комплекса и на определенный в Инвестиционной программе срок, с учетом обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации инвестиционной программы.

Органы местного самоуправления наделены правом устанавливать тарифы.

Полномочиями в области установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей наделен Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (часть 2 статьи 28 Устава).

Вместе с тем, Новокузнецким городским Советом народных депутатов ни в решении, ни в отзыве не указаны основания, установленные статьями 11, 14 Федерального закона №210-ФЗ для досрочного пересмотра тарифов и надбавок, внесения изменений в инвестиционную программу.

Таким образом, суд пришел к выводу, что решение об исключении надбавки к тарифу, внесении изменений в инвестиционную программу, в том числе в части изменения источника финансирования инвестиционной программы по строительству системы сбора и очистки фильтрата на собственные средства ООО «ЭкоЛэнд» принято с нарушением требований Федерального закона № 210-ФЗ, без учета финансовых потребностей организации коммунального комплекса. Соответственно, оспариваемое в этой части решение нарушает права и законные интересы ООО «ЭкоЛэнд» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, Новокузнецким городским Советом народных депутатов не представлены доказательства правомерности изменения оспариваемым решением в одностороннем порядке заключенного договора по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке на 2010 - 2013 годы. В связи с чем, доводы заявителя о незаконности решения Совета в части дополнения проекта договора (Приложение№1 к решению) пунктом 4.2 суд признает обоснованным.

С учетом изложенного, судом не приняты доводы Новокузнецкого городского Совета народных депутатов о законности оспариваемого решения.

Признаны несостоятельными также доводы Новокузнецкого городского Совета народных депутатов о том, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы ООО «ЭкоЛэнд», так как обществом не представлены соответствующие доказательства.

Нарушение прав и законных интересов ООО «ЭкоЛэнд» заключается в том, что надбавка к тарифу исключена ранее предусмотренного инвестиционной программой срока, без учета финансовым потребностей и действующего тарифа на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛэнд» и может нарушить его права в последующем при расчетах с поставщиками оборудования на введенный в эксплуатацию объект строительства системы сбора и очистки фильтрата, исполнения природоохранного законодательства в части очистки сточных вод.

При таких обстоятельствах суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании недействующим постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛэнд» для потребителей».

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требование удовлетворить.

Признать решение Новокузнецкого Совета народных депутатов №5/68 от 31.05.2011 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 г. № 12/160 «Об утверждении инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд» по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке, на 2010 - 2013 годы» недействующим полностью как не как несоответствующее Федеральному закону от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Взыскать с Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд» ОГРН <***> судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судьи Ж.Г. Смычкова

Г.П. Обухова

В.Я. Драпезо