ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8842/2010 от 13.10.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово ,650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Кемерово Дело № А27-8842/2010

«13» октября 2010г.

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2010г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2010г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тимошенко Л.С., судей Ходяковой О.С., Драпезо В.Я.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газибаевой Г.Э., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Кульбытстрой» г.Новокузнецк,

к Администрации г.Новокузнецка,

к Совету народных депутатов города Новокузнецка

о признании недействующими нормативных правовых актов

при участии

от заявителя: Асанашвили И.Г., представитель по доверенности от 29.07.10 №3, паспорт; Липатов М.В., представитель по доверенности от 29.07.10 №1, паспорт;

от Горсовета: Лапина С.А. – заместитель начальника юр.отдела Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка, доверенность № 431 от 12.10.2010, паспорт;

от администрации: Лапина С.А. , доверенность № 3/2782 от 02.08.2010, паспорт;

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «КульбытСтрой» (далее – сокращенно – ООО «КульбытСтрой»), с учетом уточнения требований, обратилось с заявлением о признании недействующим пункта 5.3.8. нормативного правового акта «Правила землепользования в городе Новокузнецке», утвержденного постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 24 июня 2003г. N 6/57, а также о признании недействующим полностью постановления Администрации города Новокузнецка №3 от 01.03.2002 «Об утверждении Положения о порядке компенсации застройщиками затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории при предоставлении земельных участков под новое строительство», как не соответствующими пунктам 3, 5 статьи 30, статье32, статье 65 Земельного Кодекса РФ, пункту 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель требование поддержал, указывая в обоснование, что указанные нормативные правовые акты противоречат действующему федеральному законодательству, регулирующему земельные отношения, и нарушают законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность арендатора земельного участка по уплате, кроме арендных платежей за пользование земельным участком, компенсации стоимости затрат арендодателя, связанных с произведенными улучшениями предоставляемого в аренду земельного участка. Заключение с застройщиком договора аренды поставлено в зависимость от перечисления Администрации города Новокузнецка суммы компенсации затрат на обустройство земельного участка. Фактически, обжалуемым актом, полагает заявитель, введен обязательный платеж, не предусмотренный Градостроительным, Земельным, Налоговым кодексами Российской Федерации. Тем самым, органы местного самоуправления незаконно возлагают на него дополнительные обязанности по уплате денежных средств и создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности заявителя.

Представитель Администрации г.Новокузнецка, представляющий одновременно на основании доверенности и интересы Совета народных депутатов города Новокузнецка (далее - Горсовет), в отзыве и в судебном заседании указал на неправильную правовую оценку норм оспариваемых нормативных актов. Пункт 5.3.8. Правил землепользования не может противоречить поименованным заявителем нормам Земельного, Гражданского и Градостроительного кодексов Российской Федерации, поскольку не относится к предмету их регулирования. Заявителем не представлено доказательств наличия препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Ссылаясь на пункт 4 статьи16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что полномочия органов местного самоуправления, установленные указанными выше статьями, осуществляются ими самостоятельно.

Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства прокурор, не явился в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела без его участия.

Судом при исследовании обстоятельств по делу установлено следующее:

Между ООО «КульбытСтрой» и Администрацией города Новокузнецка заключено Соглашение №102 от 01.11.2007, согласно которому Администрация г.Новокузнецка обязуется предоставить целевым назначением земельный участок на праве аренды площадью 10786 кв.м. для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра (пункт 1.1. Соглашения), а ООО «КульбытСтрой» обязуется выплатить Администрации г.Новокузнецка денежные средства в размере 8 547 915 рублей в качестве компенсации затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством предоставляемого земельного участка (пункт 1.2. Соглашения). Порядок уплаты компенсации по Соглашению предусматривает, что ООО «КульбытСтрой» обязан уплатить авансовый платеж в размере 2 564 375 руб. до предоставления земельного участка в аренду. Указанное Соглашение было заключено сторонами во исполнение постановления Совета народных депутатов г.Новокузнецка №6/57 от 24.06.2003г. и постановления Главы г.Новокузнецка от 21.08.2006 (пункт 1.2. Соглашения).

Совет народных депутатов города Новокузнецка постановлением от 24 июня 2003г. N 6/57 утвердил «Правила землепользования в городе Новокузнецке» (далее – Правила землепользования). В последующем в Правила землепользования были внесены изменения в редакции постановлений Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 23.11.2004 N 10/76, от 29.03.2005 N 3/26, постановлений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.02.2007 N 2/26, от 23.10.2009 N 9/96, от 25.11.2009 N 11/116. Настоящие Правила землепользования разграничивают полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, определяют порядок взаимоотношений между субъектами прав на землю и органами местного самоуправления. В частности, Правила землепользования регулируют порядок предоставления Администрацией города земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проектирования и строительства (глава 5 Правил).

Согласно пункту 5.3.8. Правил землепользования «в целях развития инженерной и социальной инфраструктуры города предоставление земельных участков под новое жилищно-гражданское и промышленное строительство осуществляется на основе выкупа права аренды земельного участка (кроме участков для граждан под индивидуальное жилищное или гаражное строительство) либо целевым назначением на основании решения комиссии по размещению объектов под проектирование и строительство, утвержденного Главой города. В случае предоставления земельного участка под новое строительство целевым назначением застройщик компенсирует стоимость затрат города, связанных с произведенными улучшениями предоставляемого земельного участка, в соответствии с методикой, утверждаемой Главой города». То есть данным пунктом установлена соответствующая обязанность застройщика по уплате компенсации затрат города в соответствии с методикой, утверждаемой Главой города Новокузнецка. Таковой Методикой является «Положение о порядке компенсации застройщиками затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории при предоставлении земельных участков под новое строительство», которое было утверждено Администрацией города Новокузнецка постановлением Главы города Новокузнецка №3 от 01.03.2002 (с последующими изменениями, внесенными постановлением Главы города Новокузнецка №1316 от 21.08.2006 (далее - Положение о порядке компенсации). Положение о порядке компенсации определяет порядок исчисления компенсации затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории и порядок её оплаты застройщиком.

Согласно пункту 4 Положения о порядке компенсации оплата компенсации на основании утвержденного расчета производится застройщиком на счет городского бюджета единовременным, рассроченным платежом или передачей в муниципальную собственность равноценного имущества.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке компенсации распоряжение главы города о предоставлении в аренду земельного участка под новое строительство издается после полной оплаты застройщиком компенсации либо согласования вопроса о возможности рассрочки по уплате компенсации и заключению соответствующих договоров.

В целях последующего оспаривания Соглашения №102 от 01.11.2007, заявитель обратился в арбитражный суд о признании вышеназванных нормативных правовых актов недействующими, полагая, что они противоречат закону и нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из ответа Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка от 25.01.2010 № 237-03, ООО «КульбытСтрой» было отказано в заключении договора аренды, в том числе и со ссылкой на невыполнение им пункта 1.3. Соглашения об оплате затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством предоставляемого земельного участка.

В последующем, в процессе судебного разбирательства, 19.08.2010 договор аренды спорного земельного участка с заявителем был заключен. При этом Соглашение № 102 в настоящее время является действующим, Администрацией не расторгнуто.

В соответствии с пунктом 26 статьи 6 Устава города Новокузнецка к вопросам местного значения городского округа в соответствии с федеральным законодательством относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа…, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 43 Устава Администрация города в пределах своих полномочий предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд.

Положения Устава города Новокузнецка разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 11) и в применяемой части не противоречит им.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона №136-ФЗ от 25.10.2001, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с пунктами 1,2, 3, 5-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет ( пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности, и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что земельный участок для строительства предоставляется на праве аренды, основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Для предоставления земельного участка в данном случае требуется только заявление заинтересованного лица и кадастровый план земельного участка. При этом положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность отказа в предоставлении земельного участка под строительство при соблюдении процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты ( плана).

Порядок предоставления земельных участков для проектирования и строительства, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов, установленный постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 24.06.2003г. № 6/57 «О правилах землепользования в городе Новокузнецке» (пункты 5.3, 5.4 Правил землепользования), является аналогичным порядку, установленному Земельным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, и заинтересованными лицами не оспаривается, что ООО «КульбытСтрой»» выполнена в полном объеме процедура предварительного согласования в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации и Правилами землепользования в городе Новокузнецке, в том числе проведены публичные слушания по вопросу проектирования и строительства торгово-развлекательно центра, результаты публичных слушаний изложены в заключении от 12.07.2007 № 13, земельный участок поставлен на кадастровый учет.

При таких обстоятельствах у Администрации города Новокузнецка отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона №15-ФЗ от 10.01.2003, действовавшей на момент принятия правовых актов) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Горсоветом Правил землепользования (Закон № 73-ФЗ от 07.05.1998г.), органы местного самоуправления могут устанавливать при предоставлении земельных участков дополнительные требования к их использованию, к числу которых отнесены: возмещение убытков и иных затрат на снос объектов недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования, строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, соблюдение сроков строительства объектов недвижимости, благоустройство территорий общего пользования (п. 4 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу названной статьи указанный перечень дополнительных требований следует расценивать как закрытый (исчерпывающий)

Действующим федеральным законодательством, а именно - Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации органам местного самоуправления полномочий по установлению требований, дополнительно к предусмотренным пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при выделении земельных участков под строительство не предоставлено.

При этом данное положение не противоречит пункту 4 статьи 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» о самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, на который ссылается представитель Администрации г.Новокузнецка.

Вышеназванными нормативными актами Российской Федерации не предусмотрена публично-правовая обязанность предприятий, учреждений, организаций производить подобные компенсации за предоставление земельного участка под строительство. Такая обязанность может возникнуть у хозяйствующих субъектов только на основании договора, заключенного на гражданско-правовых принципах.

Обязательства ответчика о предоставлении земельного участка под строительство являются его административными функциями, вытекающими их публичных правоотношений, а не обязательствами на основании какого-либо соглашения с хозяйствующим субъектом, в данном случае, соглашения №102 от 01.11.2007.

Так, пункт 3 статьи 14 Градостроительного Кодекса Российской Федерации устанавливает публично-правовую обязанность органов местного самоуправления по обеспечению создания и развития систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий муниципальных образований. При этом указанную обязанность органы местного самоуправления могут реализовать в пределах средств, предусмотренных для этих целей в местном бюджете, формируемом в порядке, предусмотренном налоговым и бюджетным законодательством.

Вышеизложенное также сообразуется и с позицией Минфина Российской Федерации (письма от 22.03.1999 № 04-05-17/7, от 17.03.2000 № 04-05-17/4), из которых следует, что возложение на организации-застройщиков обязанности по уплате отчислений на строительство общегородских объектов инфраструктуры не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Федеральное законодательство правовых норм, предполагающих возмещение застройщиком денежных средства за исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации собственных полномочий по созданию и содержанию инженерной инфраструктуры, не содержит.

Статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает две формы оплаты за использование земли: земельный налог и арендная плата. Вышеуказанная компенсация затрат не является частью арендного платежа или иного платежа за пользование земельным участком, так как размер арендной платы в городе Новокузнецке рассчитывается в соответствии с положениями главы 10 «Правил землепользования в городе Новокузнецке», а компенсация рассчитывается на основании «Положения о порядке компенсации застройщиками затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории при предоставлении земельных участков под новое строительство», утвержденного оспариваемым постановлением Главы города Новокузнецка №3 от 01 марта 2002г.

Поскольку суд признал, что введение компенсации затрат города на обустройство земельных участков (развитие инфраструктуры города) не предусмотрено федеральным законодательством, то само по себе «Положение о порядке компенсации застройщиком затрат города…», на основании которого эти затраты города рассчитываются, нельзя признать законным.

Так, в частности, пунктом 7 Положения о порядке компенсации предусмотрено, что распоряжение Главы города о предоставлении в аренду земельного участка под новое строительство издается после полной оплаты застройщиком компенсации либо согласования вопроса о предоставлении возможности застройщику произвести оплату в порядке, предусмотренном п.п. 4.2.,4.3. настоящего Положения, и оформления соответствующих договоров, что противоречит порядку предоставления земельных участков в аренду, предусмотренному ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя Администрации о невозможности применения к спорным отношениям норм земельного, градостроительного и гражданского законодательства судом отклонены, поскольку отношения по использованию земли регулируется земельным законодательством. Градостроительное законодательство основано на принципах осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки и к спорным отношениям применяется в той мере, в какой это связано с землепользованием. Так, в соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. Гражданское законодательство к административным правоотношениям применяется, если это предусмотрено законодательством (часть 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поскольку в данном случае соглашение № 102 не является предметом рассмотрения, статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, не может быть применена.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты не только не соответствуют земельному и градостроительному законодательству, но и нарушают права и законные интересы лица в области предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагают на него обязанность нести расходы, не предусмотренные законом, препятствуют осуществлению нормальной деятельности.

Руководствуясь статьями 110,194,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  р е ш и л:

  Признать недействующими пункт 5.3.8. «Правил землепользования в городе Новокузнецке», утвержденных постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 24 июня 2003г. N 6/57 , и постановление Администрации города Новокузнецка №3 от 01 марта 2002г. «Об утверждении Положения о порядке компенсации застройщиками затрат города, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории при предоставлении земельных участков под новое строительство», как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Администрации города Новокузнецка в пользу общества с ограниченной ответственностью «КульбытСтрой», г.Новокузнецк, ул.Кутузова,39, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.

Взыскать с Совета народных депутатов города Новокузнецка в пользу общества с ограниченной ответственностью «КульбытСтрой», г.Новокузнецк, ул.Кутузова,39, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.С. Тимошенко

Судьи: В.Я.Драпезо

О.С.Ходякова