ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8968/14 от 16.09.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-8968/2014

22 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Аникиной Н.А.,

при ведении  протокола секретарем судебного заседания Федосовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  по заявлению закрытого акционерного общества «КапиталИнвест», г. Прокопьевск (ОГРН 1084223004007, ИНН 4223051447)

к Администрации города Прокопьевска, г. Прокопьевск (ОГРН 1024201883408, ИНН 4223020939)

третьи лица: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска, г. Прокопьевск, Комиссия по землепользованию и застройке города Прокопьевска, Кемеровская область, г. Прокопьевск, Комитет  по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска, г. Прокопьевск, (ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921)

о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка, во внесении изменений в Генеральный план города, Правила землепользования и застройки,

при участии:

от общества: Клок О.С. – представитель (доверенность от 01.04.2014 №15, паспорт); Коробова Н.И. – представитель (доверенность от 21.02.2014 №10, паспорт);

от администрации: Мягких А.Г. – начальник правового отдела (доверенность от 27.12.2013 №01-6/450, паспорт)

от Управления: Фаустова И.И. – главный специалист (юрист) (доверенность от 16.01.2014 №7), паспорт;

от КУМИ – Шеленберг А.И. – ведущий специалист (доверенность от 04.08.2014 №2892, паспорт),

от Комиссии – представитель не явился,

в присутствии журналиста средств массовой информации «Правовой Новокузнецк», NK-TV.com Зеленчукова Михаила Юрьевича (паспорт, карточка временной аккредитации №5 от 16.09.2014),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «КапиталИнвест», г. Прокопьевск (далее – общество, ЗАО «КапиталИнвест») обратилось  в Арбитражный суд Кемеровской  области  с  заявлением о признании незаконным отказа Администрации    города   Прокопьевска (далее – администрация), изложенного в письме от 03.04.2014 №47/204, в обеспечении   выбора земельного участка для ЗАО «КапиталИнвест» под геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля на участке «Центральный» Прокопьевского каменноугольного месторождения и согласовании места размещения объекта; по внесению изменений в Генеральный план города Прокопьевска Кемеровской области, утвержденный решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 №294 (далее – Генеральный план города)  и Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска, утвержденные решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 N 295 (далее - Правила землепользования и застройки).

 В качестве восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать администрацию обеспечить выбор земельного участка для ЗАО «КапиталИнвест» под геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля на участке «Центральный» Прокопьевского каменноугольного месторождения и согласовать места размещения объекта в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации; совершить действия, направленные на возбуждение процедуры внесения изменений в текстовую часть (пункт 4.4. главы 4 тома 1)  и графическую часть   Генерального плана города путем нанесения границ горного отвода Участка Центральный в соответствии с лицензией на пользование недрами КЕМ 01624 ТР, выданной 27.02.2012, а также обязать администрацию совершить действия, направленные на возбуждение процедуры внесения изменений в графическую часть Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска в соответствии со сведениями о границах лицензионного участка, указанных в лицензии на пользование недрами КЕМ 01624 ТР, выданной 27.02.2012 путем добавления дополнительного контура территориальной зоны ПК-1 за счет части территориальной зоны Р-2, части территориальной зоны ПК-2, части территориальной зоны РФ, в границах Участка Центральный Прокопьевского каменноугольного месторождения и нанесением границ горного отвода Участка Центральный (требования изложены с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 22.05.2014 заявление принято к производству, предварительное заседание назначено на 02.07.2014, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление архитектурой и строительством администрации города Прокопьевска (далее – Управление). Судебное разбирательство назначено на 29.07.2014, которое откладывалось до 05.08.2014, 03.09.2014, 11.09.2014, в котором объявлялся перерыв до 16.09.2014.

Определением суда от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Комиссия по землепользованию и застройке города Прокопьевска (далее – Комиссия), Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (далее – Комитет).

В судебное заседание представители Комиссии не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения спора в их отсутствие не заявили. Суд, учитывая наличие доказательств надлежащего извещения, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел спор в отсутствие представителей Комиссии.

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 159, частью 7 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 4.2. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе", суд разрешил осуществление видеозаписи судебного заседания представителю средства массовой информации.

Представители ЗАО «КапиталИнвест» на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, указав на то, что заявитель, являясь обладателем лицензии на недропользование, обратился в администрацию с письмом от 03.03.2014 об обеспечении выбора земельного участка под геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля на участке «Центральный» Прокопьевского каменноугольного месторождения и согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также об обеспечении соответствующих изменений в генеральный план города Прокопьевска и Правила землепользования и застройки в соответствии со статьями 24, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает на отсутствие законных оснований для отказа, изложенного в письме администрации от 03.04.2014. Испрашиваемый земельный участок в 2009 году разделен на три территориальные зоны: ПК -2 (зона природных отвалов и отстойников), Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий); РФ (зона резервного фонда), однако, данный земельный участок должен быть отнесен к зоне производственных и коммунальных объектов. Действующая редакция Генерального плана  и Правил землепользования и застройки не позволяют сформировать надлежащим образом обществу необходимый земельный участок с одинаковым разрешенным использованием для проведения проектных работ и последующего оформления прав на землю для недропользования.

Представитель администрации возражала против требований, указав  на то, что нормами земельного законодательства выбор земельного участка обеспечивается в целях осуществления строительства. При этом с соответствующим заявлением о внесении изменений в градостроительную документацию необходимо обратиться в Комиссию, муниципальная услуга по выбору земельного участка предоставляется Комитетом по архитектуре и градостроительству. Подготовка проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, у администрации отсутствуют полномочия по корректировке указанных нормативных актов.  

Представитель Управления возражала против  требований по основаниям, изложенным в отзыве. Указала на отсутствие оснований для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку на территории участка «Центральный» сформированы и поставлены на кадастровый учет три земельных участка. Основания для внесения изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план города, утвержденные в 2009 году, отсутствуют. При этом заявитель не указал конкретные изменения, которые необходимо внести в данные нормативные акты.

Представитель Комитета возражала против требований по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что заявление об обеспечении выбора земельного участка подано неуполномоченному лицу, не содержит указания на назначение объекта и предполагаемое место его размещения.  Кроме того, в границах лицензионного участка расположены земельные участки, сформированные и поставленные на кадастровый учет до получения ЗАО «КапиталИнвест» лицензии. С заявлением о предоставлении земельного участка ЗАО «КапиталИнвест» в Комитет не обращалось. На деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, действие градостроительных регламентов не распространяется. 

Комиссия отзыв не представила.

Суд, заслушав пояснения представителей общества, администрации, комитета, Управления, изучив доводы заявления, отзывов, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, отказал в удовлетворении требований в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ЗАО «КапиталИнвест» на основании решения аукционной комиссии от 27.01.2012 и в соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 02.02.2012 №133 предоставлено право пользования недрами на участке   Центральный Прокопьевского каменноугольного месторождения, расположенный на территории Прокопьевского городского округа Кемеровской области Российской Федерации, Управлением по недропользованию по Кемеровской области обществу выдана лицензия КЕМ 01624 ТР на пользование недрами с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча каменного угля на участке. Участок недр имеет статус горного отвода. Лицензия выдана на срок до 25.02.2037.

ЗАО «КапиталИнвест» 03.03.2014 (исх. №16) обратилось в администрацию, Управление, комитет с заявлением об  обеспечении выбора земельного участка под геологическое изучение, разведку и добычу угля на участке «Центральный» Прокопьевского каменноугольного месторождения, примерного размера – 5500000 кв.м., и согласовании места размещения объекта; о выдаче утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана испрашиваемого земельного участка; об обеспечении внесения изменений в генеральный план города Прокопьевска и Правила землепользования и застройки города Прокопьевска.

Администрация в ответе от 03.04.2014 №47/204 указала на невозможность рассмотрения вопроса об обеспечении выбора земельного участка, поскольку согласно нормам действующего законодательства выбор земельного участка обеспечивается только в целях осуществления строительства, а также в связи с наличием сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков в границах лицензионного земельного участка. При внесении в Генеральный план города необходимо учитывать величину сносимого жилого фонда, подпадающего в санитарно-защитную зону, в связи с чем необходимо определение санитарно-защитной зоны. Кроме того, в бюджете Прокопьевского городского округа на 2013 год, на плановый период 2014 и 2015 годы финансирование проектных работ по внесению изменений в Генеральный план города и Правила землепользования и застройки не предусмотрено.

ЗАО «КапиталИнвест», указывая на отсутствие законных оснований для отказа в обеспечении выбора земельного участка, а также во внесении изменений в Генеральный план  города и Правила землепользования и застройки, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2,3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий:  несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется  законодательство о недрах, специальные федеральные  законы; к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Согласно статье 11 Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В силу положений пункта 2.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено два порядка предоставления земельных участка для строительства: с проведением работ по их формированию с предварительным согласование мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объекта (на торгах).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который предусматривает следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела,  общество обратилось с заявлением в администрацию, Управление, комитет об обеспечении выбора земельного участка под геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля на участке «Центральный» Прокопьевского каменноугольного месторождения и согласовании места размещения объекта. Примерная площадь испрашиваемого земельного участка обозначена в размере 550 000 кв.м., размер земельного участка обусловлен приложением к лицензии на недропользование КЕМ 01624 ТР от 27.02.2012 и условиями пользования недр, испрашиваемое право на земельный участок обозначено аренда.

В соответствии с Генеральным планом города испрашиваемый земельный участок расположен в различных территориальных зонах: зона природных отвалов и отстойников (ПК-2), предназначенная для обеспечения условий хранения отходов производства (хвостохранилища) и отвалов вскрышных пород; зона рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), предназначенная для обеспечения условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования; зона резервного фонда муниципальных земель (РФ), предназначенная для перспективного освоения в соответствии с генеральным планом развития города. В состав зон резервного фонда муниципальных земель отнесены проблемные  территории с неустановленным функциональным назначением их использования. Земельные участки, входящие в составе указанной зоны, могут быть зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Правил землепользования и застройки границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.

Таким образом,  учитывая расположение испрашиваемого земельного участка в границах различных территориальных зон, изложенный администрацией отказ в обеспечении выбора земельного участка не противоречит указанным нормам закона.

Изложенная правовая позиция соответствует разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, отраженным в постановлении от 18.07.2013 №727/13.

Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка сформированы и поставлены на кадастровый учет три земельных участка: с кадастровым номером 42:32:0102006:1609, площадью 280 480 кв.м., местоположение: Кемеровская  область, г. Прокопьевск, 400 м. на юго-запад от жилого дома №19 по ул. Калужская, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственных работ, категория земель: земли населенных пунктов; с кадастровым номером 42:32:0102006:942, площадью 73 799 кв.м., местоположение: Кемеровская  область, г. Прокопьевск, 390 м. на юго-запад от жилого дома №19 по ул. Читинская, 6, разрешенное использование: под породный отвал №2, категория земель: земли населенных пунктов; с кадастровым номером 42:32:0000000:292, площадью 193600 кв.м., местоположение: Кемеровская  область, г. Прокопьевск, 160 м. на юго-запад от жилого дома №6 по ул. Калужская, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственных работ - сенокошение, категория земель: земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 статьи 7 Правил землепользования и застройки в случае если по инициативе правообладателей объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, не требуется подготовка документации по планировке территории, а осуществляется подготовка землеустроительной документации в порядке, предусмотренном земельным законодательством при соблюдении следующих требований градостроительного законодательства: объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образуемый земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Суд также учитывает, что на момент обращения общества с заявлением об обеспечении выбора земельного участка 03.03.2014 действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги по выбору земельного участка, подготовке решения о предварительном согласовании места размещения объекта муниципальным учреждением "Комитет по архитектуре и градостроительству", утвержденный постановлением Администрации города Прокопьевска  от 14.02.2011 №8-п (далее – административный регламент).

В соответствии с пунктами 2.2., 2.6. административного регламента  органом, предоставляющим указанную муниципальную услугу, является муниципальное учреждение Комитет по архитектуре и градостроительству. Заявитель подает письменное заявление на имя председателя комиссии по землепользованию и застройке города Прокопьевска с указанием своего наименования и местонахождения путем обращения в МУ "Комитет по архитектуре и градостроительству".

Вместе с тем заявление от 03.03.2014 направлено в администрацию, комитет, Управление. Доказательств обращения в соответствующий орган согласно положениям  административного регламента не представлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания незаконным отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка, изложенного в письме от 03.04.2014 №47/204.

В отношении требований о признании незаконным отказа администрации по внесению изменений в Генеральный план города и Правила землепользования и застройки судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о  подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений

принимается главой местной администрации городского округа.

Заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.        

При этом подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9Градостроительного кодекса Российской Федерации  и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктами 3.4., 3.24 Положения о порядке разработки, согласования, утверждения градостроительной документации и внесении в нее изменений на территории Прокопьевского городского округа, утвержденного решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 N 658 (далее – Положение об утверждении градостроительной документации) решение о подготовке проекта Генерального плана города, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города принимаются Главой города Прокопьевска. Внесение изменений в Генплан осуществляется в соответствии со статьями 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3, пунктами 4, 5 указанной статьи предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Положение о Комиссии по землепользованию и застройке города Прокопьевска утверждено постановлением администрации города Прокопьевска от 19.10.2010 №37-п (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения Комиссия является постоянно действующим консультативным органом при Главе города Прокопьевска и формируется для внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска, для подготовки документации по планировке территории города Прокопьевска.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Положения Комиссия рассматривает предложения о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки, в том числе в связи с обращениями физических и юридических лиц о предоставлении участков под строительство или изменении видов использования недвижимости в случаях необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержаться рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет его Главе города Прокопьевска.

Комиссия проводит в установленном порядке публичные слушания по вопросам, требующим внесения в действующие Правила землепользования и застройки согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 33 Правил землепользования  и застройки основанием для внесения изменений в настоящие Правила является соответствующее решение представительного органа местного самоуправления города Прокопьевска, которое принимается ввиду необходимости учета произошедших изменений в федеральном законодательстве, законодательстве Кемеровской области, а также ввиду необходимости включения в Правила дополнительных и уточняющих положений (включая показатели предельных параметров разрешенного строительства, ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия, по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям, другие положения).

Основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в настоящие Правила в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов является заявка, содержащая обоснования того, что установленные Правилами положения: не позволяют эффективно использовать объекты недвижимости; приводят к несоразмерному снижению стоимости объектов недвижимости; препятствуют осуществлению общественных интересов развития конкретной территории или наносят вред этим интересам.

Настоящие Правила могут быть изменены по иным законным основаниям решениями представительного органа местного самоуправления города Прокопьевска.

Правом инициативы внесения изменений в настоящие Правила обладают органы государственной власти, органы местного самоуправления города Прокопьевска в лице Главы города, депутатов представительного органа местного самоуправления города Прокопьевска, комиссия по землепользованию и застройке, физические и юридические лица.

Указанное право реализуется путем подготовки соответствующих предложений, направляемых в комиссию по землепользованию и застройке. Решения по поводу поступивших предложений принимаются в установленном порядке.

В соответствии со статьей 34 Правил землепользования  и застройки  обращение, содержащее обоснование необходимости внесения изменений в настоящие Правила, а также соответствующие предложения, направляется председателю комиссии по землепользованию и застройке. Изменения в части II, III настоящих Правил, касающиеся границ территориальных зон, видов и предельных параметров разрешенного использования земельных участков, иных объектов недвижимости, могут быть внесены только при наличии положительного заключения Комиссии по землепользованию и застройке.

Таким образом, законодательством установлена процедура внесения изменений в указанные нормативные акты, порядок внесения предложений по их изменению, а также порядок и сроки рассмотрения указанных предложений.

Из материалов дела  следует, что общество обратилось с заявлением о внесении изменений в Генеральный план города и Правила землепользования и застройки 03.03.3014 в администрацию, в комитет, в Управление. Документы, подтверждающие обращение общества с данным заявлением к Главе города Прокопьевска и к Комиссии, не представлены.

В соответствии с пунктом 26 статьи 8, подпунктом 3 пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Прокопьевский городской округ", утвержденного Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 N 120 (далее – Устав) к вопросам местного значения относятся, в том числе утверждение Генерального плана города, Правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территорий. При этом проекты указанных документов должны выноситься на публичные слушания.

Инициативой проведения публичных слушаний обладают Прокопьевский городской Совет народных депутатов; Глава Прокопьевского городского округа;  население муниципального образования численностью не менее 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом в соответствии с пунктом 3 Положения о публичных слушаниях в городе Прокопьевске, утвержденного Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 23.12.2005 N 141.

Исходя из анализа указанных положений закона, администрация не является органом, полномочным рассматривать заявления о внесении изменений в указанные нормативные акты, а  также осуществлять подготовку заключения с соответствующими рекомендациями по вопросам внесения изменений. Законом установлена процедура внесения изменений в Генеральный план города, а также в Правила землепользования и застройки, администрация не вправе самостоятельным решением вносить требуемые изменения, либо совершать действия, направленные на возбуждение процедуры внесения изменений в указанные нормативные акты на основании заявлений организаций. Данная правовая позиция соответствует изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2014 №ВАС-19216/13.

При этом в заявлении общества от 03.03.2014 не указано, какие конкретно изменения и в какую часть нормативных актов просит внести заявитель.

Доводы заявителя об обязанности администрации передать заявление общества от 03.03.2014 в соответствующий орган для  подготовки заключения, не обоснованы. Нормами закона и иных правовых актов не установлена процедура направления администрацией заявлений организаций о внесении изменений в указанные нормативные акты в соответствующие органы.  При этом положения статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №59-ФЗ), в соответствии с которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного  органа местного самоуправления, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, не  применимы в данном случае, поскольку Федеральным законом №59-ФЗ в силу статьи 1 регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом установленный Федеральным законом №59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены критерии, с учетом которых устанавливаются границы территориальных зон, предполагающие учет интересов не только инициатора изменений границ территориальных зон, но и интересов иных землепользователей и в целом муниципального образование. Само по себе заявление лица не является безусловным основанием для внесения изменений  Генеральный плен города и Правила землепользования и застройки.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 №136/13 указано на то, что в силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2. Положения об утверждении градостроительной документации Генеральный план города является документом территориального планирования Прокопьевского городского округа. Подготовка Генерального плана города  осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования Кемеровской области, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Таким образом, при обращении с соответствующей инициативой о внесении изменений в указанные нормативные акты необходимо учитывать  обозначенные обстоятельства. Вместе с тем в оспариваемом письме от 03.04.2014 №47/204 администрацией указано на то, что в 1000 м. зоне от указанного в заявлении участка находится существующая жилая застройка, при внесении изменений в генеральный план необходимо учитывать величину сносимого жилого фонда, попадающего в санитарно-защитную зону. Возражения заявителя о том, что жилые дома в данной зоне включены в программу сноса ветхого жилья не подтверждены документально. Кроме того, в материалы дела представлено распоряжение Главы города от 23.06.2014 №2178-р «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска», принятого на основании заявления ЗАО «Капиталинвест» в отношении двух спорных земельных участков с кадастровыми номерами 42:32:0000000:292:, 42:32:0102006:942, с учетом заключения Комиссии. Доказательств признания указанного ненормативного акта недействительным в материалы дела не представлено.

Доводы заявителя о необоснованном разделении испрашиваемого земельного участка, используемого прежним недропользователем АООТ «УК Проукопьевскуголь»,  с 2009 года на три территориальные зоны, о согласовании в 2008 году администрацией предоставление земельного участка в границах недр «Центральный», а также о том, что градостроительная документация разработана без учета зон залегания полезных ископаемых, несостоятельны. Фактически указанные доводы заявителя свидетельствуют о несогласии с утвержденным Генеральным планом и Правилами землепользовании и застройки. Вместе с тем предметом настоящего требования не является законность нормативных актов, общество обратилось с требованиями об обязании администрации совершить действия, направленные на возбуждение процедуры внесения изменений в указанные акты.  Названные нормативные акты в соответствующей части не оспорены в установленном порядке и не признаны недействующими.

При таких обстоятельствах требований ЗАО «КапиталИнест» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации относятся на общество.

Руководствуясь  статьями 110, 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

закрытому акционерному обществу «КапиталИнвест», г. Прокопьевск (ОГРН1084223004007, ИНН 4223051447)  отказать в удовлетворении заявленных требований.        

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья                                                                                                       Аникина Н.А.