ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-896/16 от 21.04.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                                  Дело № А27-896/2016

«21» апреля 2016 года

            Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СКК», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2016

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «СКК» (далее – заявитель, ООО «СКК», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – ГЖИ КО,  административный орган, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении от 12.01.2016.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке  статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее:

При осуществлении мониторинга официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в информационно - телекоммуникационной сети «интернет» www.dom.gosuslugi.ru, по исполнению управляющими организациями Кемеровской области обязанности определенной ст. 7 Федерального закона « О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных тактов РФ» от 21.07.2015г. № 255-ФЗ (в редакции ФЗ № 176 от 29.06.2015г.) установлено, что обществом в ГИС ЖКХ не размещена информация, указанная в ч. 1 ст. 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат).

ГЖИ Кемеровской области по выявленному факту составлен протокол от 22.12.2015 №18-076, вследствие чего по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 12.01.2016 вынесено постановление, в соответствии с которым ООО  «СКК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.2  КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество  обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то обстоятельство, что размещать информацию в системе ГИС ЖК поставщики информации обязаны по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу Соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта РФ, но не позднее 1 июля 2016 года; источник информации о наличии/отсутствии Соглашения, заключенного субъектом РФ, и дате вступления такого Соглашения в силу, нигде не указан; требования Минкомсвязи РФ, изложенные в письме от 26.03.2015 N МЕ-П25-4860, ничем не обоснованы, ссылки на положения ЖК РФ и на Закон 209-ФЗ недостаточны, срок 01 мая 2015 года ничем не обоснован, он может применяться только к тем субъектам РФ, Соглашения с которыми вступили в силу 01 декабря 2014 года, требования не могут быть распространены на всю территорию России в одинаковом формате; ни одним нормативным актом не предусмотрена административная ответственность за не прохождение регистрации на сайте www.dom.gosuslugi.ru в срок до 01.05.2015.

Более подробно доводы общества изложены в заявлении.

Государственная жилищная инспекция Кемеровской области в отзыве на заявление с требованием заявителя не согласилась, доводы Общества, изложенные в заявлении, считает необоснованными, ссылаясь на Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", где установлена обязанность по размещению информации, указанной в ч. 1. ст. 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат), с 01.08.2015 года.

Подробно доводы административного органа изложены в отзыве на заявление.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, исследовав в представленных сторонами документах объяснения, возражения и доводы, суд признал требование заявителя не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Согласно ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ не размещение информации в соответствии с
законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в размере тридцати тысяч рублей.

ООО «СКК» получило лицензию на право управления многоквартирными жилыми домами на территории Кемеровской области № 169 от 29.04.2015г.

Согласно ч.1 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124, управляющие организации в обязательном порядке раскрывают информацию о профессиональной деятельности на сайте www.reformagkh.ru.

Кроме этого, Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальным сайтом в сети «интернет» определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон №209-ФЗ) обязанность управляющей организации размещать информацию в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru возникает с 01 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе сведения, предусмотренные данным Федеральным законом. Под поставщиками понимаются субъекты, обязанные размещать информацию в системе в соответствии с законодательством.

В силу ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ к таковым относятся лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнения работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг.

В случае если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством (ч. 4 ст. 12 Закона N 209-ФЗ).

В частности, действующим законодательством Российской Федерации для управляющих организаций как отдельных субъектов лицензируемой предпринимательской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной статьями 195 и 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Информация, указанная в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года (часть 3 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Оценивая доводы общества об отсутствии обязанности по размещению информации, о многоквартирных домах, находящихся в управлении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суд исходит из следующего.

Как установлено материалами дела, Обществом в системе не размещена информация, указанная в ч. 1, ст. 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат), что подтверждается распечатками с сайта www.dom.gosuslugi.ru. При этом Общество осуществляет деятельность по управлению 157 многоквартирными домами, данные обстоятельства общество не оспаривает.

Обязанность по размещению сведений, предусмотренных частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в отношении управляющих организаций возникает с 1 августа 2015 года и, соответственно, с этой же даты возникает административная ответственность за неразмещение в ГИС ЖКХ сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотренная статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом административная ответственность, предусмотренная статьей 13.19.2 КоАП РФ, к правоотношениям возникшим после вступления в силу Соглашения с учетом сроков, указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона N 263-ФЗ будет применяться только в случаях размещения иной информации, то есть информации не указанной в ст. 198 ЖК РФ.

Закон №255-ФЗ от 21.07.2014 не содержит формулировок, однозначно и прямо указывающих на обязанность именно управляющей компанией размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах в управлении.

Однако, с учетом системного анализа приведенных правовых норм, а также буквального толкования вышеизложенных статей суд приходит к выводу о том, что поскольку в ст. 198 ЖК РФ описана обязанность лицензиата по раскрытию определенной информации, это дает все основания полагать, что и в ГИС эти сведения должны размещать сами лицензиаты, а не органы государственного жилищного надзора.

В виду того, что для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения в системе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, поставщики (управляющие организации, лицензиат) обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством (ч. 4 ст. 12 Закона N 209-ФЗ), а именно с 01.08.2015.

Таким образом, суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии обязанности размещать сведения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru, начиная с 01.08.2015, в виду вышеизложенных норм права, в связи с чем нарушение Обществом порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ, что доказано административным органом.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обществом принимались все зависящие от него достаточные меры по выполнению требований законодательства по размещению необходимой информации в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте, в материалах дела отсутствуют.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении  судом не установлено.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в минимальном размере в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом также не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями  65, 167-170, 180,181, 210, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в  десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.

Судья                                                                                    В.В. Власов