ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-918/09 от 18.03.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово ,650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-918/2009-5

«20» марта 2009 г.

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2009г.

Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Л.С. Тимошенко, судей Обуховой Г.П., Ходяковой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газибаевой Г.Э.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Конвент плюс», г. Кемерово

к Администрации г. Кемерово,

к Главе города Кемерово

о признании недействующим нормативного акта

при участии

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 09.12.08., паспорт;

от Администрации г. Кемерово: ФИО2, представитель по доверенности № 01-40/139 от 20.01.09., паспорт;

от прокуратуры Кемеровской области: ФИО3, прокурор, удостоверение прокурора отдела

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Конвент плюс» (далее – ООО «Конвент плюс») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании, с учетом уточнения требования, недействующим постановления Администрации г. Кемерово от 25.12.08. № 190 «Об утверждении перечня объектов муниципального жилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее именуется Перечень) в части включения в Перечень объекта по ул. Притомская набережная,7 площадью 684,80 кв.метров, арендуемого ООО «Конвент Плюс» (пункт 144 Перечня).

Требование мотивировано тем, что в соответствии с п. 3.4. Положения «О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня...», утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 188 от 22.12.08., формирование Перечня имущественной поддержки осуществляется правовыми актами Главы города. В нарушение данного положения обжалуемый акт принят Администрацией города Кемерово. Однако Администрация города (исполнительно-распорядительный орган) и Глава города(глава муниципального образования) являются разными органами местного самоуправления, что вытекает из п. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с п. 3 ст. 34 названного Закона полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Положения Устава г. Кемерово, в том числе ст. 48 «Полномочия администрации города», не содержат указания на полномочия Администрации города принимать правовые акты.

Таким образом, полагает заявитель, обжалуемое постановление принято органом, у которого отсутствуют полномочия по его принятию.

Кроме того, заявитель считает, что спорное имущество не является социально значимым и не подпадает под действие указанного критерия. Данное имущество не обладает и культурной ценностью. Администрация г. Кемерово не представила доказательств наличия потребности населения в обеспечении его какими-либо товарами и услугами. Основным и единственным направлением деятельности заявителя является организация общественного питания (ресторан «Авиатор»). По месту осуществления деятельности заявителя расположен иной субъект, оказывающий услуги населению по общественному питанию - кафе «Кумир». Таким образом, полагает заявитель, при наличии либо при отсутствии деятельности заявителя (иного лица) в арендуемом помещении население будет обеспечено услугами по общественному питанию.

Представитель Администрации г. Кемерово возражает против удовлетворения заявления, указывая, что на основании приложения к решению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 22.12.2008 №188 формирование Перечня имущественной поддержки осуществляется комиссией в соответствии с критериями социальной значимости объекта, обеспечением потребности населения в товарах и услугах. Муниципальное нежилое помещение по ул. Притомская набережная, 7 соответствует установленным критериям и постановлением Главы города Кемерово от 25.12.2008 №190 включено в Перечень, который 26.12.08. был официально опубликован в газете «Кемерово» и вступил в действие. Считает, что постановление вынесено Главой г. Кемерово в пределах компетенции, определенной Уставом г. Кемерово.

Довод ООО «Конвент Плюс» о нарушении права на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из муниципальной собственности Администрация г. Кемерово считает неправомерным, т.к. данное право могло возникнуть только после 01.01.2009 при условии, что арендуемое имущество не включено в перечень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с тем, что помещение, занимаемое ООО «Конвент Плюс», было включено в перечень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства до 01.01.2009, право на приобретение арендуемого имущества у ООО «Конвент Плюс» не возникло.

Представитель Администрации г. Кемерово также полагает, что заявитель не доказал в соответствии со ст. 65 АПК РФ, что объект не соответствует критериям, установленным в пункте 3.1 Положения, утвержденного Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов №188 от 22.12.08., являющимися обязательными для включения в перечень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: обеспечение потребности населения в товарах и услугах; социальная значимость имущества; культурная значимость имущества.

Прокурор, участвующий в деле, считает, что оспариваемое постановление вынесено Главой г. Кемерово в пределах его полномочий в соответствии со статьей 45 Устава города Кемерово. Постановление носит нормативный характер. Вместе с тем, Администрация г. Кемерово не доказала наличие критериев в соответствии с решением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 188 от 22.12.08., которые учитывались при включении спорного объекта в Перечень. В предоставленном суду представителем Администрации г. Кемерово протоколе №1 заседания комиссии по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не содержится каких-либо указаний на критерии, которыми руководствовалась комиссия при включении того или иного имущества в перечень имущественной поддержки. Прокурор полагает, что бремя доказывания в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации возлагается на лицо, принявшее оспариваемый акт.

Глава города Кемерово, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв, а также какие-либо доказательства не представлены. Суд считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя Главы города Кемерово в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ.

Судом при исследовании обстоятельств по делу установлено следующее:

Из материалов дела следует, что ООО «Конвент Плюс» относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствует всем условиям, предусмотренным в ст.4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

С 2003 года общество является арендатором объекта муниципального нежилого фонда города Кемерово - нежилого помещения общей площадью 684,8 кв.м., используемого под ресторан, расположенного по адресу: <...>, на основании договора аренды № 8421 от 18.08.2003 г. и дополнительных соглашений к нему с арендодателем – Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (далее – КУМИ г. Кемерово). В соответствии с Уставом ООО «Конвент плюс» и свидетельством о государственной регистрации одним из основных видов его деятельности является общественное питание.

Согласно статье 3 Федерального закона №159-ФЗ от 22.07.2008г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или)
 временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня
 вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с
 договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства».

Не оспаривая соответствие арендатора пунктам 1,2,3, статьи 3 данного Закона, Администрация г. Кемерово считает его не соответствующим условию, предусмотренному в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 4, 4.1. и 4.2. статьи 18 Закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.07. федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

В соответствии с вышеназванными нормами Главой города Кемерово ФИО4 издано постановление № 190 от 25.12.08., которым утвержден перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно приложению. Данное постановление опубликовано в официальном разделе газеты «Кемерово» от 26.12.08., а также размещено на сайте администрации города.

Исследуя пределы полномочий лица, принявшего постановление, и характер документа, суд признал ошибочной позицию заявителя, полагающего, что оспариваемое постановление вынесено администрацией г. Кемерово с превышением полномочий.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Закона № 131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 45 Устава города Кемерово Глава города в пределах своих полномочий издает постановления, которые являются нормативно-правовыми актами. Действие данного постановления направлено на неопределенный круг лиц, в котором установлен перечень объектов нежилого фонда, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В постановлении указано, что оно вступает в действие со дня его опубликования (с 26.12.08.). Наличие в оглавлении постановления строки «Администрация города Кемерово» не влияет на его нормативно-правовой характер и не свидетельствует об его издании Администрацией города в лице ее руководителя - ФИО5 ФИО4, поскольку в соответствии со ст. 48 Устава г. Кемерово такие полномочия данный исполнительно-распорядительный орган не имеет. Кроме того, из постановления следует, что Перечень объектов муниципального нежилого фонда обозначен в нем как «Приложение к постановлению Главы города от 25.12.08. № 190».

В Перечень под № 144 включено имущество, арендуемое ООО «Конвент плюс», используемое под ресторан «Авиатор».

Заявитель не согласен с включением имущества в Перечень, поскольку оно не соответствует ни одному из критериев, являющихся обязательным условием для включения объекта в Перечень и предусмотренных пунктом 3.1. Положения, утвержденного Решением Кемеровского горсовета от 22.12.2008г. № 188, а также необоснованно лишает ООО «Конвент плюс» возможности реализовать преимущественное право на приобретение данного имущества в порядке приватизации, то есть, нарушает права и законные интересы ООО «Конвент плюс» в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов №188 от 22.12.08. утверждено Положение «О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня.» (далее - Положение).

Как следует из п. 3.1. Положения, формирование Перечня имущественной поддержки осуществляется в соответствии со следующими критериями:

- наличие заявления арендатора о включении имущества в Перечень;

- обеспечение потребности населения в товарах и услугах;

- социальная значимость имущества;

- культурная значимость имущества.

При этом для включения имущества в Перечень необходимо наличие одного или нескольких критериев.

Заявитель указывает, что ООО «Конвент Плюс» с заявлением о включении указанного объекта в Перечень не обращалось. Помещение по ул. Притомская набережная, 7, арендуемое ООО «Конвент плюс», не является помещением для обеспечения потребности населения в товарах и услугах, не обладает социальной или культурной значимостью. Основным и единственным направлением деятельности заявителя является организация общественного питания (ресторан «Авиатор»). По месту осуществления деятельности заявителя расположен иной субъект, оказывающий услуги населению по общественному питанию - кафе «Кумир», о чем свидетельствует справка МП «Гостиница «Томь» от 03.02.2009 г. и кассовый чек предприятия общественного питания. Таким образом, заявитель считает, что при наличии либо при отсутствии деятельности Общества (иного лица) в арендуемом помещении население будет обеспечено услугами по общественному питанию (письменные пояснения в связи с отзывом).

Администрация г. Кемерово, настаивая на правомерности включения спорного имущества в Перечень, считает, что оно соответствует критерию – обеспечение потребности населения в товарах и услугах, поскольку помещение используется под ресторан, в котором питаются лица, проживающие в гостинице «Томь». В подтверждение соответствия помещения по ул. Притомская набережная, 7 критерию – обеспечение потребности населения в товарах и услугах, установленного в п.3 Положения, суду представлен ответ начальника Управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации г. Кемерово ФИО6 от 24.02.09. № 01-09/256 на запрос заместителя Главы города, председателя КУМИ г. Кемерово ФИО7 о соответствии помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 684,8 кв.м., критериям, установленным пунктом 3 Положения. Согласно данному ответу, вышеназванное помещение находится в здании гостиницы «Томь». Назначение объекта – предприятие общественного питания. Данный объект необходим для обеспечения питанием постояльцев гостиницы, работников предприятий и организаций, расположенных в центральной части города. Изменение назначения Объекта возможно только в случае прекращения деятельности гостиницы и открытия дополнительных пунктов общественного питания. В ответе сделан вывод о соответствии Объекта критерию - обеспечение потребности населения в товарах и услугах.

В последующем, в судебное заседание 18.03.09. представлено письмо директора гостиницы «Томь» ФИО8 от 20.02.09., в котором она уведомляет руководителя ООО «Конвент плюс», что площади, занимаемые кафе «Кумир», являются недостаточными для обслуживания всех проживающих в гостинице, и только ресторан «Авиатор» является основным объектом, обеспечивающим питанием лиц, проживающих в гостинице «Томь».

Оценивая данные письма, суд не может признать их в качестве доказательств соответствия спорного помещения критерию - обеспечение потребности населения в товарах и услугах, поскольку они являются разъяснениями неофициального, частного (директором гостиницы «Томь») характера и не содержат в себе какой-либо правовой нагрузки, имеющей юридические последствия. Выводы о соответствии имущества критериям Положения, являются прерогативой комиссии имущественной поддержки.

Согласно Положению «О порядке формирования… перечня муниципального имущества…», утвержденному решением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 188 от 22.12.08., Глава города создает постоянно действующую комиссию по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, которая принимает решения по вопросам формирования Перечня имущественной поддержки в соответствии с порядком, предусматривающим учет критериев, предусмотренных в пункте 3.1. Положения.

Из протокола №1 заседания комиссии по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства от 25.12.08. следует, что комиссии предложен для формирования Перечня список имущества, состоящий из двухсот наименований объектов. Комиссия решила включить предложенное имущество в перечень имущественной поддержки (списком), в том числе, под № 144 имущество по ул. Притомская набережная, 7 общей площадью 684,8 кв.метров.

При этом из протокола не усматривается, какими конкретно критериями Положения руководствовалась комиссия при включении в перечень имущества под № 144, равно как и любого другого имущества из списка.

Согласно ч.6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В связи с этим, доводы представителя администрации г. Кемерово о том, что заявитель не доказал в соответствии со ст. 65 АПК РФ обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии арендуемого помещения предъявляемым критериям, суд признал несостоятельными.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления не доказано, что оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям Положения «О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня.», утвержденного Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов №188 от 22.12.08., а также Закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  признать недействующим постановление Главы города Кемерово от 25.12.08. № 190 «Об утверждении перечня объектов муниципального жилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в части включения в Перечень объекта по ул. Притомская набережная, 7 площадью 684,80 кв. метров, арендуемого Обществом с ограниченной ответственностью «Конвент Плюс» (пункт 144 Перечня), как не соответствующего пункту 4.1. статьи 18 Закона № 209-ФЗ от 24.-7.07. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и пункту 3.1. Положения «О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня», утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов №188 от 22.12.2008г.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Конвент плюс», г. Кемерово, из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья Л.С. Тимошенко

Судья Г.П.Обухова

Судья О.С. Ходякова