АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-972/2010
01 марта 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 г. Полный текст решения изготовлен 01 марта 2010 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола судебного судьей В.Я. Драпезо,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮИД», г. Новокузнецк
к Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, г. Кемерово
об отмене предписания от 20.10.2009 №01/13Д-10-12 и постановления от 12.01.2010 №01/13Д-36 об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – директор на основании протокола от 14.12.2005,
от инспекции – ФИО2 – начальник отдела по доверенности от 21.01.2010,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «ЮИД» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области (далее Инспекция) об отмене предписания от 20.10.2009 №01/13Д-10-12 и постановления от 12.01.2010 №01/13Д-36 об административном правонарушении.
Определением от 28.01.2010 судебное разбирательство откладывалось в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) для представления Инспекцией дополнительных доказательств.
В судебном заседании 25.02.2010 представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Инспекции возражал против требований, изложенных в заявлении, приобщил дополнительные доказательства на 44 листах.
В своем заявлении Общество указывает, что, согласно пункту 3 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве, контролирующий орган вправе ежеквартально получать от Застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости. Обществом были выполнены все запросы о предоставлении указанной информации, поступившие от контролирующих органов. Запроса от Инспекции о предоставлении указанной информации в Общество не поступало.
Во исполнение предписания Инспекции от 20.10.2009 №01/13Д-10-12 отчетность за III квартал 2009 была представлена 16.10.2009, а 13.01.2010 Общество представило полный комплект отчетности за весь период строительства со II квартала 2008 года по III квартал 2009 года, однако 12.01.2010 Инспекцией было вынесено решение о привлечении Общества к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 150000 рублей за непредставление отчетности за III квартал 2009 года.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании указывают, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3, 4, 6 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве контролирующий орган вправе ежеквартально получать от Застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку первый договор участия в долевом строительстве заключен Обществом с участником долевого строительства 21.03.2008, соответствующая отчетность за третий квартал 2009 года согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 №645, должна была быть представлена застройщиком в Инспекцию не позднее 30.10.2009.
Отчетность за 3 квартал 2009, представленная Обществом в Инспекцию 17.12.2009, содержит неполные сведения и не соответствует требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В надлежащем виде отчетность за период со 2 квартала 2008 по 3 квартал 2009 года была представлена в Инспекцию только 13.01.2010 после рассмотрения дела об административном правонарушении №01/13Д-36 от 24.12.2009.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.
Общество на основании Разрешения на строительство от 26.09.2007 №RU 42310000-00142 и договора аренды от 17.12.2007 №05-1617 осуществляет строительство 9-ти этажного жилого дома по адресу: <...>. Проектная декларация опубликована в газете «Кузнецкий рабочий» от 22.01.2008.
Первый договор участия в долевом строительстве заключен Обществом с участником долевого строительства 21.03.2008, что подтверждается регистрацией ипотеки права аренды земельного участка с кадастровым номером 42:30605 07 027:0035, где в качестве залогодержателей указаны 10 участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве. Данное обстоятельство не отрицается Заявителем.
Функция контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется на территории Кемеровской области, осуществляется Инспекцией с марта 2007 на основании Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.03.2007 №75.
29.06.2007 Инспекцией были направлены уведомления строительным компаниям, в том числе, и Обществу, о предоставлении отчетности по долевому строительству. Направление указанных уведомлений Инспекцией подтверждается Списком отправки заказной корреспонденции. Факт получения Обществом указанной корреспонденции 02.07.2007 подтверждается карточкой почтового уведомления с указанием лица, получившего корреспонденцию, адресованную Обществу, – ФИО3.
Заявитель в судебном заседании отрицал факт получения указанного уведомления Обществом, ссылаясь на то обстоятельство, что ФИО3 не имела доверенности на получение указанной корреспонденции, не подтверждая данный факт документально. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств либо об истребовании доказательств, подтверждающих указанный факт, при рассмотрении дела в суде представителем Общества заявлено не было.
20.10.2009 Инспекцией было вынесено предписание №01/13Д-10-12, адресованное Обществу, об устранении нарушений требований законодательства в части представления Инспекции соответствующей отчетности по долевому строительству со сроком исполнения до 05.11.2009.
26.11.2009 Обществу направлено Уведомление №01/13Д-7-109 о составлении в отношении Общества 14.12.2009 в 14.00 часов протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с указанием адреса осуществления указанных процессуальных действий и разъяснением прав законного представителя Общества, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
Направление уведомления подтверждается квитанцией об отправке почтовой корреспонденции Обществу 27.11.2009.
14.12.2009 Инспекцией вынесено Определение об отложении времени составления протокола на 14.00 часов 24.12.2009 в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола 14.12.2009.
14.12.2009 Инспекцией также издано Уведомление №01/13Д-07-134 о составлении в отношении Общества 24.12.2009 в 14.00 часов протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, с указанием адреса осуществления указанных процессуальных действий и разъяснением прав законного представителя Общества, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
На уведомлении имеется подпись законного представителя Общества – директора ФИО1, датированная 17.12.2009. Факт уведомления Общества о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении подтверждается представителем Общества в судебном заседании.
16.12.2009 Обществом в адрес начальника отдела Инспекции по надзору в сфере долевого строительства было направлено письмо №73 (получено Инспекцией 17.12.2009, входящий №01/13Д-06-111) с приложением Отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2009 на 3 листах.
Процессуальные действия по составлению протокола были осуществлены Инспекцией 24.12.2009 в отсутствии законного представителя Общества – директора ФИО1, извещенного надлежащим образом.
В протоколе отражено, что Общество обязано ежеквартально представлять в Инспекцию отчетность о долевом строительстве, начиная с квартала, в котором был заключен первый договор участия в долевом строительстве, то есть со 2 квартала 2008 года, и до квартала, в котором подписан сторонами последний передаточный акт по договору участия в долевом строительстве. 30.10.2009 истек срок представления отчетности за третий квартал 2009 года. Также в протоколе отражено, что указанная отчетность на момент составления протокола в Инспекцию не поступила.
25.12.2009 протокол вместе с Уведомлением №01/13Д-07-141о рассмотрении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в 14.00 часов 12.01.2010 с указанием адреса места рассмотрения дела направлен в адрес Общества, что подтверждается почтовой квитанцией от 25.12.2009. Получение указанной корреспонденции Обществом 28.12.2009 подтверждается карточкой почтового уведомления и пояснениями представителя Общества в судебном заседании, который подтвердил, что указанная корреспонденция была передана ему ФИО3 своевременно и, что он знал о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
12.01.2010 Инспекцией в отсутствие законного представителя Общества – директора ФИО1, извещенного надлежащим образом, вынесено постановление по делу №01/13Д-36 от 12.01.2010, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему с учетом отягчающего вину обстоятельства – повторного совершения однородного административного правонарушения, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении №01/113д-25 от 21.10.2009, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Также 12.01.2010 Инспекцией в отсутствие законного представителя Общества – директора ФИО1, извещенного надлежащим образом, вынесено постановление по делу №01/13Д-37 от 12.01.2010, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания Инспекции от 20.10.2009, однако производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением по делу №01/13Д-36 от 12.01.2010 Общество в пределах предусмотренных частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) сроков обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании данного постановления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области строительства, рассмотрев материалы административного производства, возбужденного в отношении Общества, суд считает оспариваемое постановление законным, не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федеральный закон от 30.12.2004 N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и формы отчетности утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N645 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил Застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. При этом в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанных Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Срок предоставления отчетности застройщиком установлен пунктом 4 Правил, в соответствии с которым отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Таким образом, обязанность Застройщика представлять отчетность по долевому строительству в уполномоченный орган в течение 30 дней по окончании текущего квартала установлена непосредственно действующим законодательством и не обусловлена обязанностью уполномоченного органа направлять застройщикам соответствующие запросы о предоставлении такой информации.
Инспекция является уполномоченным органом, осуществляющим функцию контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется на территории Кемеровской области, на основании подпункта 1.1.3 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.03.2007 №75. Указанное постановление Коллегии Администрации Кемеровской области было опубликовано в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области N 3 за 2007, который в соответствии с пунктом 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 N 218 «Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является официальным источником опубликования актов Коллегии Администрации Кемеровской области.
Поскольку обязанность Общества по предоставлению Инспекции отчетности по долевому строительству в течение 30 дней по окончании текущего квартала вытекает непосредственно из закона, судом не принимаются во внимание доводы Общества о том, что оно не было своевременно уведомлено Инспекцией о необходимости предоставления указанной отчетности. Соответственно, по мнению суда, факт уведомления или не уведомления Инспекцией Общества о необходимости представления им Инспекции отчетности по долевому строительству, не является обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения настоящего дела.
Как следует из материалов дела, предписание об устранении нарушений требований законодательства в части представления соответствующей отчетности по долевому строительству было направлено Инспекцией Обществу 20.10.2009.
17.11.2009 Общество было привлечено Инспекцией к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, за непредставление в Инспекцию отчетности по долевому строительству за второй квартал 2009 года включительно. На Общество был наложен административный штраф в размере 100000 рублей. Данное постановление Обществом не оспорено, штраф не уплачен.
Таким образом, Общество еще в октябре 2009 года располагало информацией о необходимости представления в Инспекцию отчетности по долевому строительству. Вместе с тем, указанная обязанность была выполнена Обществом в полном объеме только 13.01.2010. Тот факт, что часть запрашиваемых Инспекцией материалов была представлена Обществом в Инспекцию 17.12.2009, не может быть расценен судом в качестве представления Обществом отчетности по долевому строительству, содержащей достоверные сведения, поскольку указанная отчетность была представлена Обществом только в виде отчетов по формам, указанным в Приложениях №1, №2 и №3 к Правилам.
В то же время, в представленных Обществом документах отсутствовал отчет по форме, указанной в Приложение №4 к указанным Правилам, список подписанных договоров участия в долевом строительстве в 3 квартале 2009 года, список расторгнутых договоров участия в долевом строительстве в 3 квартале 2009 года, бухгалтерский баланс Общества по состоянию на 01.10.2009, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 01.10.2009 года с расшифровкой отдельных прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств по состоянию на 01.10.2009, как того требует пункт 2 Правил. Представитель Общества не отрицает данные обстоятельства.
Таким образом, материалами дела подтверждается объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ состоит в том, что Общество имело возможность для соблюдения требований по предоставлению Инспекции отчетности по долевому строительству, но, тем не менее, не приняло все зависящие от него меры по предоставлению указанной отчетности. Тот факт, что Общество добросовестно заблуждалось относительно отсутствия у него подобной обязанности, не влияет на квалификацию правонарушения.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдена, права Общества не нарушены, поскольку законный представитель Общества своевременно извещался как об осуществлении процессуальных действий по составлению протокола об административном правон6арушении, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Представитель Общества в судебном заседании подтвердил, что уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении было своевременно передано ему ФИО3 и, что он знал о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что отражено в протоколе судебного заседания.
Назначение Обществу административного наказания было осуществлено Инспекцией в соответствии с требованиями Главы IV КоАП РФ, а именно пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ.
Инспекцией правомерно признано отягчающим обстоятельством повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, за совершение которого Общество уже подвергалось административному наказанию на основании постановления Инспекции от 17.11.2009 по делу №01/13Д-25 от 21.10.2009, по которому не истек годичный срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Оснований для применения малозначительности как обстоятельства, исключающего административную ответственность Общества, суд не усматривает, поскольку о степени общественной опасности совершенного Обществом правонарушения свидетельствуют длительный характер невыполнения Обществом возложенной на него законом обязанности и повторность совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления Инспекции от 12.01.2010 №01/13Д-36 об административном правонарушении и отмены предписания от 20.10.2009 №01/13Д-10-12.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд либо в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья В.Я. Драпезо