АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-9849/2015
18 июня 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семёнычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маховой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Комитету Жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании убытков в размере 3 202 272,08 руб. (Три миллиона двести две тысячи двести семьдесят два рубля восемь копеек)
в отсутствие представителей сторон
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее по тексту – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с Комитета Жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее по тексту – Ответчик) суммы причиненных убытков в размере 3202272,08 рублей.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте судебного заседания в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в суд не обеспечили. От Комитета Жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
При надлежащем уведомлении сторон о судебном заседании, при отсутствии с их стороны возражений относительно невозможности перехода суда от предварительного судебного заседания к судебному разбирательству, суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ счел возможным завершить подготовку по делу и перейти к рассмотрению дела по существу.
Как следует из материалов дела, требования истца мотивированы неполной оплатой ответчиком услуг, оказанных в рамках муниципальных контрактов №ВК-32-АД от 24.02.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 51986,29 рублей; №ВК-239-АД от 10.07.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 31709,30 рублей; №ВК-82-АД от 24.02.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 333531,50 рублей; №ВК-88-АД от 24.02.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 2619031,73 рублей; №ВК-85-АД от 24.02.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 79257,65 рублей; №ВК-97-АД от 24.02.2014, в связи с чем ООО «Водоканал» были причинены убытки в размере 86755,61 рублей. Общая сумма причиненных убытков составила 3202272,08 руб.
В представленном от ответчика отзыве он подтвердил наличие задолженности в вышеуказанном размере и по названному истцом основанию, объяснил её перерасходом лимитов бюджетных обязательств и выразил готовность её погашать по мере высвобождения лимитов. Просил освободить его от уплаты государственной пошлины со ссылкой на ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он действует в публичных интересах.
Исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства и обстоятельства дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице его Комитета жилищно-коммунального хозяйства (далее – муниципалитет, Комитет) заключило с ЗАО Водоканал (г.Новокузнецк) муниципальный контракт №ВК-32-АД от 24.02.2014 г. на выплату компенсации из местного бюджета выпадающих доходов.
Пунктом 1.1 контракта № ВК-32-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 05.03.2013 № 4275/2, заключенного между ТСЖ «Зеленые купола» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-32-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.01.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения и водоотведения 182 чел. – 119431,20 рублей, с НДС.
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-32-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-32-АД вступает в силу с 01.01.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-32-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-32-АД за январь – июнь 2014 г. составила 51986,29 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
24.02.2014 между Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка (комитет) и ЗАО «Водоканал»(в настоящее время - ООО «Водоканал») (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения № ВК-239-АД (далее – контракт № ВК-239-АД).
Пунктом 1.1 контракта № ВК-239-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 25.09.2014 № 4061/1, заключенного между ООО «Сад город» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированнымпотребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-239-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.01.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения и водоотведения 105 чел. – 68902,62 рублей, с НДС.
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-239-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-239-АД вступает в силу с 01.01.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-36-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-239-АД за январь – июнь 2014 г. составила 31709,30 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
Между Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка (комитет) и ЗАО «Водоканал»(в настоящее время - ООО «Водоканал») (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения от 24.02.2014 № ВК-82-АД (далее – контракт № ВК-82-АД).
Пунктом 1.1 контракта № ВК-82-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 20.03.2012 № 3447/2, заключенного между ООО УК «Жилфонд Сибметаллургмонтаж» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированнымпотребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-82-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.01.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения и водоотведения 1 436 чел. – 942325,29 рублей, с НДС.
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-18-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-82-АД вступает в силу с 01.01.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-82-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-82-АД за январь – июнь 2014 г. составила 333531,50 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
24.02.2014 между Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка (комитет) и ЗАО «Водоканал»(в настоящее время - ООО «Водоканал») (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения № ВК-88-АД (далее – контракт № ВК-88-АД).
Пунктом 1.1 контракта № ВК-88-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 23.03.2012 № 2751/1, заключенного между МП «Жилфонд» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-88-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.01.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения 6057 чел. – 1663760,39 рублей, с НДС; на численность пользующихся услугами водоотведения 5969 чел. – 1635590,42 рублей, с НДС.
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-88-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-88-АД вступает в силу с 01.01.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-88-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-88-АД за январь – июнь 2014 г. составила 2619031,73 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
Между Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка (комитет) и ЗАО «Водоканал»(в настоящее время - ООО «Водоканал») (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения от 24.02.2014 № ВК-85-АД (далее – контракт № ВК-22-АД).
Пунктом 1.1 контракта № ВК-85-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 20.03.2012 № 33721/1, заключенного между ООО «Управдом» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированнымпотребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-85-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.01.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения 439 чел. – 63801,94 рублей, с НДС; на численность пользующихся услугами водоотведения 111 чел. – 27773,88 рублей, с НДС
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-85-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-85-АД вступает в силу с 01.01.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-85-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-85-АД за январь – июнь 2014 г. составила 79257,65 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
24.02.2014 между Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка (комитет) и ЗАО «Водоканал»(в настоящее время - ООО «Водоканал») (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения № ВК-97-АД (далее – контракт № ВК-97-АД).
Пунктом 1.1 контракта № ВК-25-АД установлено, что в соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям» и условиями договора от 16.04.2014 № 4804/1, заключенного между ТСЖ «Триумф» и РСО ЗАО «Водоканал», предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированнымпотребительски кооперативам,ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организации коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта № ВК-97-АД, сумма, предусмотренная настоящим контрактом согласно приложению № 1 «Справка (реестр) о фактической численности населения, пользующегося коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения» и приложению № 2 «Расчет компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения», которые являются неотъемлемой частью контракта с 01.04.2014 по 30.06.2014,составляет - на численность пользующихся услугами холодного водоснабжения и водоотведения 632 чел. – 207364,06 рублей, с НДС.
Пунктами 2.3 и 2.4 контракта № ВК-97-АД предусмотрено, что оплата «Комитетом» компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет «Комитета» на основании счетов - фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации. Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет «исполнителя».
Контракт № ВК-97-АД вступает в силу с 01.04.2014 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 4.1 контракта № ВК-97-АД).
Оказание исполнителем коммунальных услуг - ЗАО «Водоканал» (с настоящее время – ООО «Водоканал») услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по установленным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Задолженность ответчика перед истцом по контракту № ВК-97-АД за март – июнь 2014 г. составила 86755,51 рублей, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без возражений.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Порядок выплаты субсидий из местного бюджета регулируется нормами бюджетного законодательства и отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, являются бюджетными правоотношениями (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации бремя финансирования разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию потребителям услуг, и тарифами, установленными для потребителей, возложено на муниципальное образование, и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, разъяснил, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Согласно пункту 3 Постановления № 87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Фактически неисполнение бюджета со стороны муниципального образования привело к возникновению у истца убытков в размере недополученных средств и по своему содержанию должно рассматриваться с учетом статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая, что Комитет ЖКХ при заключении муниципальных контрактов с исполнителями выступал не в собственных интересах, а представлял интересы муниципального образования, был уполномочен им на проверку объёма выполненных работ (поставленных ресурсов), подачу финансовой заявки на выделение средств и перечисление фактически выделенных средств из бюджета, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «Город Новокузнецк» в лице Комитета ЖКХ, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик доказательства надлежащей оплаты компенсации выпадающих доходов не представил. Задолженность за период январь-июнь 2014 года составила 3202272,08 руб.
Из материалов дела следует, что причиной неполного возмещения затрат по оказанным населению услугам является недостаточное выделение средств для выплаты компенсаций исполнителям коммунальных услуг в статьях расходов средств муниципального бюджета.
Ответчик свои обязательства по компенсации затрат организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение их издержек, в полном объеме не исполнил.
Неисполнение бюджета со стороны муниципального образования привело к возникновению у истца убытков в размере недополученных доходов и по своему содержанию данное требование должно рассматриваться с учетом положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчиком факт невыплаты компенсаций из бюджета, их размер, не оспариваются.
Доказательств осуществления выплаты компенсации выпадающих доходов в заявленной сумме, ответчиком в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
С учетом изложенного, суд считает требования истца о взыскании 3202272 руб. 08 коп. подлежащими удовлетворению за счет казны муниципального образования «Город Новокузнецк» в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, взыскивая государственную пошлину, возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу судебных расходов, от уплаты которых ответчик не освобожден. С учетом изложенного, доводы ответчика о невозможности возложения на него обязанности по возмещению расходов по госпошлине, судом отклонены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования «Город Новокузнецк» в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» 3202272,08 руб. (Три миллиона двести две тысячи двести семьдесят два рубля восемь копеек), а также взыскать 39011,36 руб. (Тридцать девять тысяч одиннадцать рублей тридцать шесть копеек) расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Судья Е.И. Семёнычева