610017, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Киров Дело № А28-10234/07-499/30
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2008г.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2008г.
Арбитражный суд Кировской области в составе:
председательствующего Мартынова С.В., судей Вылегжаниной С.В., Фадеевой С.В,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шилоносовой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
к Слободской городской Думе
об оспаривании решения от 07.02.2006г. № 70/752
третье лицо: Региональная служба по тарифам Кировской области
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя:ФИО1, по доверенности № 17/15-02 от 01.01.2008г.; ФИО2, по доверенности № 17/15-23 от 01.01.2008г.;
от ответчика: ФИО3, по доверенности № 210 от 28.12.2007г.;
от третьего лица: ФИО4, по доверенности № 106 от 26.06.2007г.;
установил:
ОАО «Коммунэнерго» обратилось в суд с заявлением, в котором, уточнив требования, просит признать решение Слободской городской Думы от 07.02.2006г. № 70/752 «О внесении изменений в решение Слободской городской Думы от 21.12.2005г. № 66/715» недействующим в части установления тарифа для населения в размере 1144,77 руб. за 1 Гкал. При этом в обоснование заявленного требования ссылается на неустановление ответчиком в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» порядка возмещения разницы между утвержденным Думой тарифом и экономически обоснованным тарифом, принятым для ОАО «Коммунэнерго» уполномоченным органом – РЭК Кировской области; а также на то, что в нарушение пунктов 17, 18 постановления Правительства РФ от 17.02.2004г. № 89 «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» тариф определен Думой без проведения экспертизы. Считает, что удовлетворение заявленного требования предоставит обществу возможность предъявить органу местного самоуправления требования о возмещении убытков, понесенных ОАО «Коммунэнерго» в результате отпуска тепловой энергии населению по утвержденному оспариваемым актом тарифу.
Ответчик в отзыве на заявление ссылается на то, что постановление Правительства РФ от 17.02.2004г. № 89 «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» не регулирует порядок установления тарифов на коммунальные услуги, поэтому изложенные в нем принципы и методы государственного регулирования к оспариваемому акту Слободской городской Думы не применимы. Указывает на то, что внесение изменений в ранее принятое решение от 21.12.2005г. № 66/715 «О тарифах на отопление и подогрев холодной воды», связанных с понижением тарифа для населения, обусловлено выходом постановления Правительства Кировской области № 52/16 «Об областном стандарте уровня платежей граждан за коммунальные услуги по отдельным муниципальным образованиям области». В качестве возражения на доводы заявителя об отсутствии механизма и источника возмещения разницы в тарифах ссылается на внесение 02.06.2006г. изменений в закон Кировской области «Об областном бюджете», в результате которого были предусмотрены дотации бюджету города Слободской на мероприятия по поддержке коммунального хозяйства, в том числе на расчеты с оказывающими жилищно-коммунальные услуги организациями, обусловленные возникновением у них в результате разницы в тарифах убытков. Просит в удовлетворении заявленного требования отказать.
Региональная служба по тарифам Кировской области против удовлетворения заявленного требовании возражает. В отзыве на заявление поддержала доводы ответчика. Кроме того, ссылается на утрату силы нормативных актов, на соответствие которым заявитель просит проверить оспариваемое решение.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.01.2008г. до 25.01.2008г.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства:
Основным видом (предметом) деятельности открытого акционерного общества «Коммунэнерго» является эксплуатация электрических и тепловых сетей, выработка и реализация электрической и тепловой энергии (п. 4.2. Устава ОАО «Коммунэнерго», утвержденного общим собранием акционеров 14.06.2004г.). Общество имеет филиал в г.Слободской - «Слободское предприятие котельных и тепловых сетей» (пп. 10 п. 21.1 Устава).
Согласно решению Правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 11.11.2005г. № 39/3 тариф на тепловую энергию, отпускаемую Слободским предприятием котельных и тепловых сетей, на период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. установлен в размере 1243,60 руб. за 1 Гкал без НДС, что составляет 1467,45 руб. за 1 Гкал с НДС.
Решением Слободской городской Думы от 21.12.2005г. № 66/715 «О тарифах на отопление и подогрев холодной воды для горячего водоснабжения в городе Слободском» утвержден с 01.01.2006г. тариф для населения на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 1346,79 руб. за 1 Гкал.
07.02.2006г. Слободской городской Думой принято решение № 70/752 «О внесении изменений в решение Слободской городской Думы» от 21.12.2005г. № 66/715, в соответствии с пунктом 1 которого предписано приложение к пункту № 1 указанного решения изложить в новой редакции. В приложении к решению от 07.02.2006г. № 70/752 установлен тариф для населения на коммунальную услугу «отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения» в размере 1144,77 руб. за 1 Гкал. В пункте 2 решения указано, что оно вступает в силу со дня принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2006г. Решение опубликовано в 24-25 (12346) выпуске от 16.02.2006г. районной газеты «Слободские куранты».
14.06.2006г. между Администрацией города Слободской и МУП «Управляющая компания» г. Слободского подписано соглашение о финансовой поддержке в сумме 24202000 (двадцать четыре миллиона двести две тысячи) рублей, выделенной из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и направленной на возмещение выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса от предоставления населению коммунальных услуг теплоснабжения. Согласно раздела 2 данного договора финансовая помощь оказывается путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия после принятия и проверки администрацией счетов-фактур, предъявляемых теплоснабжающими организациями к МУП «Управляющая компания», при этом последнее обязано в течение одного дня с момента получения финансовой помощи распределить ее между теплоснабжающими организациями и перечислить денежные средства на их расчетные счета.
По информации, представленной МУП «Управляющая компания», в 2006г. выпадающие доходы ОАО «Коммунэнерго» от разницы в тарифах в результате поставки тепловой энергии муниципальному жилому фонду составили 10002,5 тыс. руб., данная сумма выплачена обществу за счет бюджетных средств в полном объеме, что подтверждается справками от 04.12.2007г. № 1807, от 26.12.2007г. № 1924.
В возмещении выпадающих доходов заявителя, связанных с предоставлением услуг теплоснабжения непосредственно собственникам жилья и их объединениям (ТСЖ, ЖСК), администрацией города Слободского отказано со ссылкой на отсутствие договорных отношений в части поставки тепловой энергии и выплаты соответствующей компенсации.
Из справки МУП «Управляющая компания» от 26.12.2007г. № 1924 следует, что согласно произведенного расчета необходимых средств на возмещение выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса г. Слободского в 2006г. требовалось 28 млн. руб., фактически было выделено 24,202 млн. руб. – без учета абонентов предприятий, относящихся к частному сектору.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Коммунэнерго» в суд с заявлением об оспаривании решения Слободской городской Думы от 07.02.2006г. № 70/752 в части установления для населения тарифа на отопление в размере 1144,77 руб. за 1 Гкал.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, к моменту вынесения оспариваемого акта, а также на день рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем, как следует из приведенной нормы, установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Таким образом, Слободская городская Дума, являющаяся органом местного самоуправления, вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.
Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004. № 89 (действовавшие в момент принятия оспариваемого решения), согласно пункту 1, определяют основные методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов. Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 17 и 18 Основ ценообразования). В соответствии с положениями пункта 2 указанного нормативного акта независимая экспертиза представляет собой анализ экономической обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, который проводится экспертной организацией с учетом факторов, влияющих на формирование этих цен и тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами. Необходимость проведения данной экспертизы обусловлена закреплением в пункте 5 Основ ценообразования в качестве метода установления цен и тарифов метода экономической обоснованности расходов.
В то же время, в силу положений частей 2, 3 статьи 4, части 2 статьи 5 вступившего в законную силу с 01.01.2006г. Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны устанавливаться органом местного самоуправления в соответствии с предельным индексом, установленным на очередной финансовый год органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, которые в свою очередь определяются исходя из утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования тарифов и надбавок, предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации.Согласно статье 2 указанного федерального закона предельные индексы – это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
В целях реализации норм указанного федерального закона и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» решением Правления Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N р-84-э/4 утвержден приказ от 29.12.2005г. N 853-э/4, которым максимальная величина роста в 2006г. тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, для Кировской области ограничена 120%; предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги с затратами по оказанию коммунальных услуг на 2006г. установлен для Кировской области в размере 119,8 %.
Кроме того, на федеральном и на уровне субъекта Федерации ежегодно устанавливаются стандарты уровня платежей граждан за коммунальные услуги, которые, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка и покупательской способности населения, могут отличаться от уровня экономически обоснованных затрат на предоставление коммунальных услуг. Так, в связи с резким увеличением стоимости коммунальных услуг, в том числе отопления жилищного фонда вследствие изменения цены топочного мазута 30.01.2006г. постановлением Правительства Кировской области № 52/16 «Об областном стандарте уровня платежей граждан за коммунальные услуги по отдельным муниципальным образованиям области» приостановлено с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. действие подпункта 1.1. постановления Правительства области от 08.11.2005г. № 47/258 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в части областного стандарта уровня платежей граждан в размере 100 % экономически обоснованных затрат за предоставление коммунальных услуг в отношении отдельных муниципальных образований области (пункт 1-1 постановления); областной стандарт уровня платежей граждан за теплоснабжение на территории городского округа г. Слободской принят в размере 85 % от экономически обоснованных затрат на предоставление данной коммунальной услуги (пункт 26 приложения к постановлению).
Внесение Слободской городской Думой в ранее принятое решение от 21.12.2005г. № 66/715 изменений, касающихся, в частности, снижения тарифа для населения на отопление с 1346,79 руб. до 1144,77 руб. за 1 Гкал (на 15 %), обусловлено приятием Правительством Кировской области указанного постановления № 52/16 от 30.01.2006г., снизившего уровень платежей граждан за теплоснабжение на территории городского округа г. Слободской со 100 до 85%.
Таким образом, в рассматриваемом периоде имели место быть два взаимоисключающих метода регулирования тарифов на коммунальные услуги, один их которых обуславливает необходимость возмещения экономически обоснованных затрат организаций по оказанию коммунальных услуг, определенных по результатам проведения независимой экспертизы, а второй (исходя из соотношения сложившихся цен на коммунальные ресурсы и существующего уровня доходов населения) обязывает органы местного самоуправления обеспечить установление платежей граждан за коммунальные услуги на уровне ниже их фактической стоимости. Слободская городская Дума, уполномоченная выбирать конкретный метод регулирования тарифов, обоснованно руководствовалась тем, который определен в нормативном акте (Федеральном законе от 30.12.2004г. № 210-ФЗ), имеющим большую юридическую силу.
Соблюдение в указанных условиях интересов ресурсоснабжающих организаций, исходя из закрепленных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ, общих принципов регулирования тарифов и надбавок (достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса (подпункт 1); полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (подпункт 5) должно достигаться путем компенсации выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Именно на установления механизма выплаты такой компенсации направлено требование пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданам жилья и коммунальных услуг» (действовавшего в момент принятия оспариваемого решения), согласно которого органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, следует одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Между тем, суд находит ошибочным мнение заявителя о том, что данная норма определяла обязанность ответчика установить в оспариваемом решении от 07.02.2006г. № 70/752 порядок возмещения разницы в тарифах. Буквальное толкование указанного пункта постановления Правительства РФ свидетельствует о наличии императивного требования относительно времени определения органом власти порядка возмещения разницы в тарифах – непосредственно вместе с утверждением тарифов на коммунальные услуги, но не обусловливает необходимость разрешения данных вопросов в одном нормативном акте.
Также следует иметь ввиду следующее. Заявляя о неправомерном уклонении Слободской городской Думы от установления порядка возмещения разницы в тарифах ОАО «Коммунэнерго» по сути требует обязать орган местного самоуправления принять решение (издать нормативный акт) об утверждении такого порядка. Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают возникающие из публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Однако упомянутыми нормами Кодекса и федеральными законами арбитражным судам не предоставлено право понудить какой-либо орган власти издать нормативный правовой акт.
Таким образом, суд не находит, что решение Слободской городской Думы от 07.02.2006г. № 70/752 «О внесении изменений в решение Слободской городской Думы от 21.12.2005г. № 66/715» в части установления тарифа для населения в размере 1144,77 руб. (с НДС) за 1 Гкал противоречит перечисленным ОАО «Коммунэнерго» нормам права.
На основании изложенного, требования заявителя о признании оспариваемого акта недействующим удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167-168, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований ОАО «Коммунэнерго»о признании решения Слободской городской Думы от 07.02.2006г. № 70/752 «О внесении изменений в решение Слободской городской Думы от 21.12.2005г. № 66/715» недействующим в части установления тарифа для населения в размере 1144,77 руб. (с НДС) за 1 Гкал, как несоответствующего пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», пунктам 17, 18 постановления Правительства РФ от 17.02.2004г. № 89 «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия в порядке статей 181, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судьи С.В. Мартынов
С.В. Вылегжанина
С.В. Фадеева