ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-10619/2011 от 16.02.2012 АС Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru E-mail: sud@kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело А28-10619/2011

353/16

г. Киров

21 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ворожцовой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610035, <...>)

к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610020, <...>)

третье лицо: прокурор Первомайского района г. Кирова (место нахождения: 610046, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя ФИО1, по доверенности от 08.02.2012 № 309,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства» (далее – заявитель, ООО «УЖХ», Общество) обратилось в суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – ответчик, Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2011 № 528 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Не оспаривая того обстоятельства, что температура горячей воды в жилом доме № 9 по улице Герцена города Кирова на момент проверки была ниже нормативной, представитель заявителя указывает на то, что выявленное нарушение связано с проведением в 03.11.2011 работ по регулировке вновь установленного пластинчатого бойлера в указанном жилом доме. Отмечает, что на сегодняшний день нормативный уровень горячего водоснабжения в доме восстановлен.

Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в котором указывает, что бездействие ООО «УЖХ» привело к нарушению нормативного режима горячего водоснабжения. Просит в удовлетворении требования отказать.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Судебное заседание откладывалось до 15 час. 00 мин. 16.02.2012.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления, отзыва на него, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «УЖХ» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

04.05.2010 между ООО «УЖХ» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> подписан договор № 10/423-03 на управление многоквартирным домом.

03.11.2011 сотрудником Инспекции совместно с прокуратурой Первомайского района город Кирова на основании обращения жильцов дома № 9 по улице Герцена города Кирова проведена проверка по вопросу предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

В ходе проверки установлено, что в квартире № 19 указанного дома температура воды в точках разбора у санитарных приборов в ванной комнате и кухне не соответствует пунктам 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), пункту 5 Приложения № 1 к Правилам № 307, пункту 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятого Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158.

Указанные нарушения отражены в справке от 03.11.2011 № 8/46.

03.11.2011 прокурором Первомайского района города Кирова вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «УЖХ» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

22.11.2011 и.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области ФИО2 вынесено постановление № 528 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «УЖХ» к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. В постановлении указано, что согласно акту проверки температуры внутри помещения от 17.10.2011 температура в квартирах №№ 25, 26, 27 дома № 9 по улице Герцена города Кирова составляла 18 градусов Цельсия.Температура горячей воды в квартире № 19 в кухне составляет 40 градусов Цельсия, в ванной комнате температура замеряемой воды составила 40 градусов Цельсия.

Общество с вынесенным в отношении него постановлением не согласно, что послужило поводом для обращения в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ от 22.11.2011 № 528.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в том числе и юридическое лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Установление и доказывание вины лица, в том числе юридического, в совершении административного правонарушения является обязанностью административного органа, рассматривающего дело об этом правонарушении (часть 2 статьи 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В пункте 3 Правил № 307 установлено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 4 Правил № 307, предусмотрено, что коммунальные услуги (деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях) предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил).

К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, указанной в пункте 5 приложения № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно пункту 5 приложения № 1 Правил № 307, пункту 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» обеспечение температуры горячей воды в точке разбора не менее 60 градусов Цельсия - для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50 градусов Цельсия - для закрытых систем централизованного теплоснабжения; не более 75 градусов Цельсия - для любых систем теплоснабжения.

Из имеющейся в материалах дела справки по результатам совместной проверки следует, что 03.11.2011 в многоквартирном доме по адресу: <...> проведена проверка предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения путем измерения температуры горячей воды в точках разбора у санитарных приборов в квартире № 19 указанного дома. Температура горячей воды в квартире № 19 в кухне составляет 40 градусов Цельсия, в ванной комнате температура замеряемой воды составила 40 градусов Цельсия, что не соответствует требованиям пунктов 6, 9 Правил № 307.

Согласно приложению № 4 договора управления многоквартирным домом, являющемуся неотъемлемой частью договора, в перечень жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых управляющей компанией жильцам многоквартирного дома, входит, в том числе, теплоснабжение и горячее водоснабжение.

Исходя из положений договора управления общего имущества многоквартирного дома от 04.05.2010 ООО «УЖХ» является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по надлежащему обеспечению населения нормативов предоставления коммунальных услуг.

Ответчик, ссылаясь на наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, указывает на совершение последним нарушений пунктов 6, 9 Правил, пункта 5 Приложения № 1 к Правилам, пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617 – 2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158 (далее – ГОСТ Р 51617-2000), выразившихся в несоответствии в квартире № 19 жилого дома № 9 по улице Герцена города Кирова температурного режима горячей воды вышеуказанным требованиям.

Вместе с тем, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «УЖХ», суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком наличия в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения ввиду следующих обстоятельств.

На основании пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя России от 27.09.2003 № 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.

В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям данного стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.

Пунктом 4.12 этого ГОСТа установлено, что оказание услуг по предоставлению горячей воды должно обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, и непрерывность потребления.

На основании пункта 4 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды должна составлять: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения один раз в год профилактических работ (для горячего водоснабжения).

Согласно пункту 10 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с этими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.

Как следует из материалов дела, 03.11.2011 при проведении прокуратурой Первомайского района города Кирова проверки зафиксирован факт отсутствия коммунальной услуги горячего водоснабжения в квартире № 19 по улице Герцена города Кирова в период с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут.

Таким образом, ответчик вменил заявителю нарушение режима обеспечения населения коммунальной услугой (отсутствие горячего водоснабжения в квартире № 19) и сделал вывод о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения на основании проведенных в получасовой период времени замеров, в то время как продолжительность перерывов подачи горячей воды допускается 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно (приложения № 1 Правил).

Заявителем в материалы дела представлен акт, согласно которому ООО «Спецмонтаж» 03.11.2011 в указанном жилом доме в период с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. производилась регулировка вновь установленного пластинчатого бойлера. Работы были сопряжены с понижением циркуляции через бойлер теплоносителя и снижением температуры горячего водоснабжения, о чем жители дома № 19 были предупреждены 02.11.2011 путем размещения объявлений на подъездах. Обратное ответчиком не доказано. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составила не более допустимых 4 часов единовременно.

В постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 03.11.2011 и постановлении по делу об административном правонарушении № 528 указывается на то, что температура воздуха внутри помещения в квартирах №№ 25, 26, 27 составляла 18 градусов Цельсия, что следует из акта проверки от 17.10.2011. Данное обстоятельство не соответствует требованиям пунктов 6, 9 Правил № 307, пункту 5 Приложения № 1 к Правилам № 307, пункту 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятого Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158. Между тем акт от 17.10.2011 в материалы дела не представлен.

Заявитель утверждает, что 17.10.2011 какой-либо проверки ни прокуратурой, ни ГЖИ не проводилась. Иных доказательств, подтверждающих нарушение Обществом температурного режима воздуха внутри указанных жилых помещений, не представлено.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом изложенного, принимая во внимание недоказанность административным органом вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 КоАП, суд приходит к выводу о недоказанности предусмотренных законом оснований для привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного требование общества с ограниченной ответственностью «УЖХ» подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление от 22.11.2011 № 528 признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610035, <...>).

Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610020, <...>) от 22.11.2011 № 528 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства» привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, оно может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.Ю. Шмырин