АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru E-mail: sud@kirov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело А28-10793/2011
360/16
г. Киров
20 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 20 января 2012 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ворожцовой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610004, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Участники боевых действий на Северном Кавказе» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610000, <...>, <...>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО1, по доверенности от 15.02.2011,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Участники боевых действий на Северном Кавказе» (далее – ответчик, Общество, ООО «Участники боевых действий на Северном Кавказе») о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований, ссылается на нарушение ответчиком положений пунктов 4, 11, 13, 24 Положения «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пункта 2 Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», а также «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям», утвержденные приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на заявление не представил, требования заявителя не оспорил.
В соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика. Представитель заявителя против этого не возражает.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
ООО «Участники боевых действий на Северном Кавказе» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 07.05.2009 ИМНС России по городу Кирову внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Обществу 17.07.2009 выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по территории Российской Федерации, регистрационный номер АСС-43-351112. Срок действия лицензии до 22.07.2014.
02.12.2011 на основании приказа заместителя начальника Межрегионального УГАДН по Кировской области и республике Марий Эл от 09.11.2011 № 1420-И старшим госинспектором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок. Проверка проведена в связи с дорожно-транспортным происшествием, совершенным водителем ФИО2, в результате которого один человек получил травмы. По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксировано нарушение ответчиком законодательства о лицензировании, а именно: старший диспетчер ФИО3 не прошла аттестацию; продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня водителя ФИО2 составляет более двух часов; перерыв между двумя частями рабочего дня составляет более четырех часов; продолжительность смены составляет более 12 часов; график работы составлен с нарушением рабочего времени и времени отдыха водителей.
02.12.2011 старшим госинспектором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обществу выдано предписание об устранении указанных в акте нарушений.
02.12.2011 в отношении ответчика составлен протокол № 000859 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал законный представитель Общества – директор ФИО4, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, ему разъяснены. С указанными в протоколе нарушениями ответчик согласен.
05.12.2011 заявление о привлечении ООО «Участники боевых действий на Северном Кавказе» с материалами проверки направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав представленные материалы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 указанного Закона при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу пунктов 4, 11, 13, 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. В графике устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников, перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7,9,10 и 11 настоящего Положения. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
В материалы дела заявителем представлен путевой лист № 3449 от 21.10.2011 и график маршрута, согласно которых у водителя ФИО2 продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня более двух часов, продолжительность смены более 12 часов.
В соответствии с «Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям», утвержденных приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
В нарушение указанных норм старший диспетчер ФИО3 соответствующую подготовку и аттестацию на право занятия этой должности не проходила.
Таким образом, Обществом допущены нарушения пунктов 4, 11, 13, 24 Положения «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пункта 2 Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», а также «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям», утвержденные приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75, что свидетельствует о нарушении ответчиком лицензионных требований и условий.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что ответчиком приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий, но у Общества не имелась возможность для их соблюдения, в материалы дела не представлены.
Нарушений заявителем процессуальных требований, установленных КоАП РФ, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также обстоятельств, исключающих возможность привлечения ответчика к административной ответственности, судом не установлено.
Поскольку факт нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров установлен судом, в действиях ООО «Участники боевых действий на Северном Кавказе» содержится событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл о привлечении ООО «Участники боевых действий на Северном Кавказе» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Участники боевых действий на Северном Кавказе» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610000, <...>, <...>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья С.Ю. Шмырин