АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-11333/2019
г. Киров
26 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2019 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612950, Кировская область, Вятскополянский район, п. Красная поляна, ул. Дружбы, 25)
к министерству финансов Кировской области (место нахождения: 610019, Россия, <...>)
третьи лица: министерство транспорта Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610035, Россия, <...>), администрация Вятскополянского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 612964, Россия, <...>)
о признании недействительным предписания от 08.07.2019 № 53-19-05/060
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 14.03.2018, ФИО2, по доверенности от 23.03.2018;
ответчика – ФИО3, по доверенности от 09.01.2019, ФИО4, по доверенности от 09.09.2019,
установил:
администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к министерству финансов Кировской области (далее – ответчик, Министерство финансов) о признании недействительным предписание Министерства финансов от 08.07.2019 № 53-19-05/060. Заявитель поясняет, что 01.04.2017 в целях проведения ремонтных работ основных (центральных) улиц моногородов администрацией составлена смета с названием «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км.», предусматривающая работы по ремонту автомобильной дороги, перечень которых определен приказом министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в том числе работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см. Локальная смета составлялась с учетом дефектной ведомости, где также были учтены все виды работ необходимые для приведения ремонтируемого участка автомобильной дороги в надлежащее техническое состояние, в том числе работы по укреплению обочин щебнем, а не только проезжей части. В целях соответствующего исполнения положений трехстороннего соглашения № 100 от 26.04.2018 о предоставлении субсидий местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области на 2018 год необходимо было не только реализовать мероприятие «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км.», что является лишь названием локальной сметы, но и обеспечить достижение значения целевого показателя результативности предоставления субсидии, установленного подпунктом 3.5.6 пункта 3.5 части 3 данного соглашения «ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов» - 0,850 км». В понятие «автомобильные дороги» входит и укрепление обочин. Субсидия выделялась в 2018 году, на реализацию работ в соответствии с локальной сметой.
По мнению заявителя, расходы в объеме 134 882,00 рублей были направлены на финансирование работ по ремонту дороги, а не на ремонт только проезжей части, как указано в акте проверки. Смета по ремонту проезжей части ул. Советской пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области протяженностью 0,850 км была выполнена до ремонта на стадии подготовки проектной документации в 2017 году и предусматривала, в том числе работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см.
Министерство финансов возражает против заявленных требований по основаниям отзыва. Ответчик поясняет, что в соответствии с ГОСТ 33475-2015 обочина - это отдельный элемент дороги, который не является проезжей частью. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 1.1, 3.5.4 соглашения от 26.04.2018 № 100 средства субсидии, предоставленные из областного бюджета бюджету на реализацию мероприятия - ремонт проезжей части ул. Советская в пгт. Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км, в сумме 134 882 рублей 00 копеек заявителем фактически израсходованы на щебень известняковый для строительных работ, а также работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см, то есть, направлены на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением от 26.04.2018 № 100, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство транспорта Кировской области (далее – третье лицо, Министерство транспорта), администрация Вятскополянского района Кировской области (далее – третье лицо, Администрация Вятскополянского района).
В отзыве Министерство транспорта поясняет, что 26.04.2018 заключено трехстороннее соглашение № 100 о предоставлении в 2018 году субсидии местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в Краснополянском городском поселении Вятскополянского района. В соответствии с пунктом 1.1 соглашения субсидия предоставляется на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области, перечень мероприятий, на реализацию которых предоставляется субсидия, установлен приложением № 1 к Соглашению. Приложением № 1 к соглашению наименование мероприятия, на реализацию которого предоставлялась субсидия изложено следующим образом: «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт. Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км». Наименование указанного мероприятия изложено в соответствии с положительным заключением экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, проведенной Кировским областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» от 13.06.2017 № 43-1-1-6-3461-17. В соответствии с абзацем «д» подпункта 2 пункта 5 главы III Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, при ремонте автомобильных дорог по дорожным одеждам проводятся в том числе, работы по восстановлению покрытий на укрепительных полосах и обочинах.
Администрация Вятскополянского района отзыв на заявление Администрации не представила.
Администрация Вятскополянского района и Министерство транспорта явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; администрация Вятскополянского района считается извещенной надлежащим образом, министерство транспорта Кировской области извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
Администрация Вятскополянского района направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителя указанных лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
17.04.2017 главой Администрации утверждена дефектная ведомость «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км», согласно которой выявлены следдующие дефекты: разрушение асфальтового покрытия проезжей части и съездов, проломы сущстующего покрытия, занижение обочин, заиливание водоотводных каналов. Намеченные работы по устранению дефектов включают в себя, в том числе укрепление обочин щебнем толщиной 10 см.
Локальный сметный расчет «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км» предусматривает, в том числе укрепление обочин щебнем толщиной 10 см.
Главой Администрации утверждена смета «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км», согласно которой сметная стоимость строительных работ составляет 4083,186 тыс. руб. Данная смета включает работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см.
13.06.2017 КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» выдало положительное заключение экспертизы № 43-1-1-6-3461-17 по объекту капитального строительства «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км». В экспертном заключении содержится вывод о том, что расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-техническим и другим решениям, предусмотрненых пректной документацией объекта «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км». Сметная стоимость объекта «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км» определена достоверно. В числе намеченных работ указано на укрепление обочин щебнем толщиной 10 см.Согласно экспертному заключению стоимость строительства 4083,186 тыс. руб.
26.04.2018 между Министерством транспорта, Администрацией Вятскополянского района, администрацией Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области подписано трехстороннее соглашение № 100 о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области на 2018 год (далее – Соглашение). Предметом настоящего Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году бюджету Вятскополянский муниципальный район субсидии на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области. Субсидия предоставляется на реализацию мероприятий в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению (пункт 1.1 Соглашения). Муниципальное образование, в том числе обязуется использовать перечисленную Субсидию по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения и Приложением № 1 к настоящему Соглашению (пункт 3.5.4 Соглашения). Обеспечивать достижение следующих значений целевых показателей результативности предоставления Субсидии: «ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов» - 0,850 км (пункт 3.5.6 Соглашения).
Согласно приложению № 1 к Соглашению на ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км предусматривается объем финансирования 4 083 186 рублей, из них: местный бюджет – 204 166 рублей, субсидия из областного бюджета – 3 879 020 рублей.
10.07.2018 Администрация заключила муниципальный контракт, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по ремонту проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км в соответствии с техническим заданием. Техническое задание включает, в том числе работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см.
01.01.2018 - 31.12.2018 специалистами Министерства финансов проведена проверка использования средств, выделенных на реализацию отдельного мероприятия «Ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области» подпрограммы «Развитие монопрофильных муниципальных образований Кировской области» на 2018-2021 годы государственной программы Кировской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата» на 2013-2021 годы, в муниципальном казенном учреждении администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области.
В рамках проверки использования средств субсидии, выделенных на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области, комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Краснополянского городского поселения от 17.06.2019 № 41, проведен контрольный обмер и визуальный осмотр объемов выполненных работ, соответствие выполненных работ условиям контракта, акту о приемке выполненных работ по «Ремонту проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км». Визуальным осмотром и контрольным обмером проезжей части по ул. Советская по установлено, что фактически выполненные работы по ремонту проезжей части ул.Советская, соответствуют работам принятым по акту о приемке выполненных работ от 07.09.2019 (форма КС-2).
Однако в ходе проведения контрольных обмеров установлено, что по муниципальному контракту от 10.07.2018 выполнялись работы по укреплению обочин щебнем. Данные работы приняты актами о приемке выполненных работ (форма №КС-2) от 07.09.2018 №1. Общая стоимость работ составила 141 981,00 рублей.
В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 9 Порядка предоставления субсидий, пункта 1.1, 3.5.4 Соглашения средства бюджетов в сумме 141 981,00 рублей, выделенные на реализацию мероприятия по ремонту проезжей части ул. Советская пгт Красная Поляна Вятскополянского района, фактически использованы Администрацией на работы по укреплению обочин щебнем, то есть, оплачены денежные обязательства в целях, не соответствующих целям их выделения, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанные выводы отражены в акте от 18.06.2019
08.07.2019 Министерство финансов выдало Администрации предписание № 53-19-05/060, которым возложило на заявителя обязанность устранить нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 № 58/192, пунктов 1.1, 3.5.4 Трехстороннего Соглашения от 26.04.2018 №100 «О предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области на 2018 год», путем возмещения в областной бюджет средств субсидии, предоставленной бюджету Вятскополянский муниципальный район Кировской области на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области, в связи с их нецелевым использованием в сумме 134 882,00 рублей в срок не позднее 16.08.2019.
Администрация обратилась в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ (в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемого предписания) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В силу пункта 9 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета и Порядка возврата средств из местного бюджета в областной бюджет, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 06.04.2017 № 58/192, получатели средств местного бюджета, муниципальные бюджетные (автономные) учреждения осуществляют расходование средств субсидий на цели, установленные соглашением о предоставлении субсидий, в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения) установлено, что обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами; проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Из пункта 5 раздела III Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация), следует, что при ремонте автомобильных дорог проводятся следующие работы: укрепление обочин (подпункт «в» пункта 1); восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна (подпункт «а» пункта 2); укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия (подпункт «б» пункта 2); полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий (подпункт «в» пункта 2); восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах (подпункт «д» пункта 2).
Пунктами 2.2-2.5 «ГОСТ 33475-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования», утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1008-ст, предусмотрено, что обочина это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях; укрепленная часть обочины – это часть обочины, примыкающая к краевой полосе и имеющая дорожную одежду, конструкция которой обеспечивает в необходимых случаях возможность заезда транспортных средств для остановки и кратковременной стоянки; грунтовая часть обочины – это часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
В силу пункта 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, занижение обочины является ее дефектом.
Пунктом 9 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных постановлением правительства РФ от 14.11.2009 № 928 (далее – Правила № 928), установлено, что при разработке сметных расчетов должны учитываться следующие приоритеты: а) проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, светофорных объектов, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, уборка снега и борьба с зимней скользкостью, ямочный ремонт покрытий; б) проведение работ, влияющих на срок службы элементов автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, в том числе восстановление обочин, откосов земляного полотна, элементов водоотвода, приведение полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние.
Материалы дела свидетельствуют, что предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году субсидии на реализацию мероприятий в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, согласно которому на ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км предусматривается объем финансирования 4 083 186 рублей, из них: местный бюджет – 204 166 рублей, субсидия из областного бюджета – 3 879 020 рублей.
Объем финансирования данного мероприятия (4 083 186 рублей) определен на основании сметы, в которой перечислены виды работ, необходимых для устранения недостатков технического состояния автомобильной дороги, включая обочину, зафиксированных при составлении дефектной ведомости в ходе оценки технического состояния автодороги. Смета включает работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см. Указанные обстоятельства подтверждаются дефектной ведомостью от 17.04.2017, локальным сметным расчетом, сметой, положительным заключением экспертизы от 13.06.2017 № 43-1-1-6-3461-17 по объекту капитального строительства «Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км».
При этом в силу пункта 9 Правил № 928 при разработке сметных расчетов по ремонту автомобильных дорог должно учитываться восстановление обочин (в рассматриваемом случае возможно применение по аналогии закона требований Правил № 928, поскольку техническое состояние дорог должно быть обеспечено независимо от форм собственности). Классификация предусматривает, что ремонт автомобильных дорог включает укрепление обочин, а также восстановление покрытий на обочинах.
Таким образом, объем финансирования, предусмотренный Соглашением, определен с учетом работ по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см. Следовательно, Соглашение предусматривает финансирование работ по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см.
Словосочетание ««Ремонт проезжей части ул. Советская в пгт Красная Поляна Вятскополянского района, протяженностью 0,850 км» используется в дефектной ведомости от 17.04.2017, локальном сметном расчете, смете, положительном заключении экспертизы от 13.06.2017 № 43-1-1-6-3461-17, Соглашении, муниципальном контракте в качестве общего наименования мероприятия. При этом перечисленные документы, содержащие данное наименование мероприятия, предполагают проведение работ по укреплению обочин щебнем.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что материалы дела опровергают вывод Министерства финансов о нецелевом использовании предоставленной субсидии.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении Администрацией подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
При этом именно ремонт одной проезжей части без проведения работ по укреплению обочин свидетельствовал бы о нерезультативности использования субсидии, поскольку ремонт проезжей части без соответствующих работ по укреплению обочины автодороги мог привести к результату, при котором эксплуатация автодороги противоречила бы пункту 1.2 Правил дорожного движения и создавала угрозу безопасность движения по ней.
Изложенное позволяет сделать вывод, что предписание ответчика от 08.07.2019 № 53-19-05/060 является неправомерным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, неправомерно возлагает на Администрацию обязанность возместить в областной бюджет средства субсидии в сумме 134 882,00 рублей.
При таких обстоятельствах заявленное требование Администрации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612950, Кировская область, Вятскополянский район, п. Красная поляна, ул. Дружбы, 25) удовлетворить.
Признать недействительным предписание министерства финансов Кировской области (место нахождения: 610019, Россия, <...>) от 08.07.2019 № 53-19-05/060.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.Ю. Шмырин