ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-11333/2021 от 23.05.2022 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-11333/2021

г. Киров                   

01 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2022 года

В полном объеме решение изготовлено июня 2022 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи  Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 613000, Россия, <...>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>)

третьи лица: министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610019, <...>), администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 613040, <...>)

о признании недействительным представления от 22.06.2021 № 40-24-09/41

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.08.2021, удостоверение адвоката;

ответчика – ФИО2, по доверенности от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании, ФИО3, по доверенности от 28.09.2021,

установил:

администрация Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (далее – заявитель, Администрация сельского поселения) обратилась в арбитражный суд с заилением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, Управление, УФК) о признании недействительны представления Управления от 22.06.2021                                        № 40-24-09/41.      

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены  министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – третье лицо, Министерство строительства), администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (далее – треть лицо, Администрация района).

В заявлении и в дополнительных пояснениях Администрация сельского поселения ссылается на возможность приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года. Приобретаемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта того же субъекта Российской Федерации. Переселяемый гражданин указал желаемый район переселения.

Заявитель поясняет, что начальная (максимальная) цена контракта при приобретении жилого помещения сформирована с учетом положений программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019               № 113-П (далее – Программа), об объеме финансирования и предельной стоимости 1 кв. метра жилья. Такая цена объективно ограничивала круг потенциальных предложений о продаже жилых помещений в виду того, что рыночная стоимость            1 кв. метра жилого помещения в г. ФИО6 была значительно выше. Условия аукционной документации при проведении закупки не ограничивали возможность предложения к продаже жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2000 года, однако ни одного такого предложения не поступило. Вследствие чего было невозможно заключить договор с иным потенциальным продавцом на приобретение жилого помещения в доме, введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года.

По мнению Администрации сельского поселения, при наличии многоквартирного дома (далее – МКД) с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, но при отсутствии в нем жилых помещений, которые могут быть приобретены, заявитель не может приобрести в таком МКД жилое помещение, чтобы переселить в него гражданина из аварийного жилья. Пункт 8.3 Программы устанавливает требования к году постройки МКД, в котором приобретается готовое жилое помещение. То есть речь идет о МКД, обладающем признаком наличия в нем жилого помещения для приобретения. Следовательно, наличие на территории муниципального образования МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года без учета наличия (отсутствия) возможности приобрести в нем жилое помещение не может являться само по себе основанием для лишения заявителя права приобрести жилое помещение в МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 1990 года.

Администрация сельского поселения указывает, что у заявителя отсутствовала возможность переселить ФИО4 в жилое помещение, расположенное в селе Бурмакино, так как в одном из МКД отсутствовали жилые помещения, которые можно было приобрести для переселения, а в другом МКД все возможные к приобретению жилые помещения были приобретены и переданы иным гражданам, подлежащим переселению и изъявившим желание остаться в селе Бурмакино. Возможных к приобретению на территории села Бурмакино жилых помещений было меньше, чем подлежащих переселению граждан. При приобретении жилого помещения для ФИО4 в г. ФИО6 заявителем была проведена предварительная работа (оценка рыночной стоимости кв. метра на территории г. Кирова, направление запросов в различные риэлторские организации), которая показала, что с учетом заложенной в Программу цены 1 кв. метра приобретение жилого помещения в МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года не представляется возможным. При этом, условия аукциона, проведенного заявителем, не препятствовали подаче заявок от собственников жилых помещений в МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года. Соответственно, если бы такие предложения реально имели место, они были бы заявлены на аукционе. Однако ни одного предложения к продаже жилого помещения в МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года не поступило. Соответственно, у заявителя объективно отсутствовала возможность приобрести жилое помещение в МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года.

Заявитель ссылается на то, что Администрация сельского поселения предпринимала действия по переселению ФИО5 в приобретенные по Программе жилые помещения, расположенные в г. ФИО6 в МКД, введенных в эксплуатацию не ранее 2000 года, но ФИО5 от данных помещений отказался в виду того, что ему не подходят районы (эти жилые помещения были использованы заявителем в дальнейшем для переселения иных граждан); неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений; закупка жилого помещения была осуществлена с учетом готовности ФИО5 переехать в район улиц: проспект Строителей, ул. Московской, ул. Воровского, ул. Ульяновской.

Управление возражает против заявленных требований по основаниям отзыва и дополнительных пояснений.

УФК указывает, что техническая часть аукционного задания содержит характеристики товара (приобретаемого жилого помещения), не соответствующие  установленным требованиям по году ввода в эксплуатацию жилого дома: не ранее 1993 года. По результатам проведения электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 04.09.2020 №03402000033200095690001 (далее - Контракт от 04.09.2020), предметом которого является приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером: 43:40:000129:420 (далее - Квартира). Цена указанного контракта составляет 1 671 287,50 рублей. В Техническом паспорте на Квартиру указан год постройки многоквартирного дома - 1993 год.  В соответствии со справкой Администрации от 27.04.2021 № 104 в жилищном фонде на территории сельского поселения наличествуют два многоквартирных дома со сроком ввода в эксплуатацию не ранее 2000 года по адресам: ул. Школьная, д. 14 (2013 год постройки), ул. Школьная, д. 16 (2016 год постройки). Таким образом, указанные действия Администрации сельского поселения при реализации в 2020 году мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда привели к нарушению условий использования субсидии, установленных в пункте 8.3 Программы, в Соглашении от 01.04.2020 № 4-2020/А о предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Соглашение).

Ответчик поясняет, что в городе имелись  жилые дома со сроком ввода в эксплуатацию не ранее 2000 года. Согласно Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Киров» на период до 2055 года, утвержденной решением Кировской городской Думы от 28.10.2020                   № 39/1, за период с 2013 года по 2019 год введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 2 842 600 кв.м. На ограниченном ул. Воровского, ул. Московская, проспект Строителей, ул. Ульяновская участке, указанном гражданином, также имеются жилые МКД со сроком ввода в эксплуатацию до 2000 года: ул. Воровского, <...>

Министерство строительства в отзыве и в дополнении к отзыву поясняет, что в виду отсутствия на территории Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области жилых помещений с подходящими характеристиками в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2000 года, Администрацией сельского поселения с Министерством строительства заключено дополнительное соглашение от 15.07.2020, позволяющее Администрации сельского поселения приобретать жилые помещения в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года. Администрацией сельского поселения приобретение спорного жилого помещения было согласовано с Министерством строительства.

 Администрация района в заявлении от 24.01.2022 указывает, что поддерживает позицию Администрации сельского поселения.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет» в информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу http://kad.arbitr.ru в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Изучив материалы дела, заслушав позиции сторон, арбитражный суд установил следующее.

01.04.2020 Министерство строительства, Администрация района, Администрация сельского поселения подписали трехстороннее соглашение                         № 4-2020/А  о предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета  на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 4.5.9  Соглашения предусмотрено, что при заключении договоров на приобретение жилых помещений в домах и муниципальных контрактов на строительство домов обеспечить соблюдение «Требований к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы» (пункт 8 областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П).

15.07.2020 подписано дополнительное соглашение № 2 к Соглашению (далее – Дополнительное соглашение), в соответствии с которым Соглашение дополнено пунктом 4.5.9.2 следующего содержания:  «4.5.9.2. В исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для представления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых в них граждан».

В апреле – мае 2021 года Управлением проведена выездная проверка на основании приказа УФК от 16 апреля №277 «О назначении плановой выездной проверки в администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области». Тема выездной проверки: соблюдение целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда». Проверяемый период: с 01.01.2020 по истекший период 2021 года.

В ходе проверки установлено, что Администрацией сельского поселения в Министерство строительства направлено письмо «О подготовке заявки 2020 года» от 06.12.2019 № б/н с приложением перечня аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в 2020 году и плана реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения по Бурмакинскому сельскому поселению. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2020 году осуществлялась за счет средств, которые предоставлялись на основании Соглашения. В рамках реализации Программы Администрацией сельского поселения 04.09.2021 заключен контракт №03402000033200095690001, предметом которого является приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером: 43:40:000129:420. Цена указанного контракта составляет 1 671 287,50 рублей. В Техническом паспорте на Квартиру указан год постройки многоквартирного дома – 1993. Согласно общедоступной информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», паспорт многоквартирного дома, в котором расположена приобретаемая Квартира содержит сведения о годе ввода в эксплуатацию настоящего дома – 1993. В Акте соответствия (несоответствия) качественных, технических и функциональных характеристик жилого помещения (квартиры) от 10.09.2020 (приложение № 1 к Контракту от 04.09.2020) указаны, в том числе характеристики дома, в котором приобретена Квартира, в частности указан год ввода дома в эксплуатацию 1993. Актом приема-передачи жилого помещения от 10.09.2020 Квартира принята Администрацией сельского поселения  в муниципальную собственность. По Договору мены жилых помещений от 30.09.2020 на основании Акта приема-передачи жилого помещения от 30.09.2020 Квартира передана собственнику, изымаемой квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим расселению. Согласно отметкам в указанном Договоре мены жилых помещений от 30.09.2020 Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 02.11.2020 произведена регистрация права собственности. В Реестре контрактов на строительство многоквартирных домов, приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на 01.01.2021, который предоставляется в министерство строительства Кировской области в графе «дата ввода дома в эксплуатацию» у жилого помещения с адресом: <...> дата ввода дома в эксплуатацию указана - 20.01.1993. В нарушение пункта 8.3 Программы, пункта 4.5.9.2 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения) Администрацией сельского поселения неправомерно приобретено жилое помещение для гражданина, переселяемого из аварийного жилищного фонда, в многоквартирном доме, который не соответствует требованию Программы в части соблюдения требований к году ввода в эксплуатацию такого многоквартирного дома.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 13.05.2021.

22.06.2021 заявителю Управлением выдано представление № 40-24-09/41,  в котором отражены, в том числе  нарушения пункта 8.3 раздела 8 Программы, пункта 4.5.9.2 Соглашения, в связи с чем Управление потребовало принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления и возвратить средства субсидии, предоставленные из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, источником которых являлись средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 1 654 574,96 рублей, выделенных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на лицевой счет Министерства строительства, в срок до 31.12.2021 включительно.

Не согласившись с представлением Управления от 22.06.2021 № 40-24-09/41, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изложенные обстоятельства дела позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление.

Пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Из статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Статьей 306.4Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) задания, государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон №185-ФЗ) определено понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20 Закона №185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона №185-ФЗ, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона №185-ФЗ, в местные бюджеты.

Частью 1.1 статьи 20 Закона №185-ФЗ предусмотрено, что контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона №185-ФЗ проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1.2 статьи 20 Закона №185-ФЗ).

Одним из условий предоставления финансовой поддержки, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, является утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ.

В целях реализации положений статьи 16 Закона №185-ФЗ постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем» (далее - Программа КО № 753-П), источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.

Приложением №8 к Программе КО №753-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок № 753-П). Порядок № 753-П применяется в редакции, действующей в спорный преиод.

Пунктом 2 Порядка № 753-П установлено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями Кировской области -участниками Программы, которые выполнили установленные статьей 14 Закона № 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, на территории которых расположены аварийные МКД, признанные таковыми до 01.01.2017 (пункт 4).

Пунктом 6 Порядка № 753-П предусмотрено предоставление субсидии муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий: при наличии муниципальной программы, содержащей мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из областного бюджета; при заключении соглашения о предоставлении субсидии между министерством и муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 9-1 Порядка № 753-П  получатели средств местных бюджетов производят расходы на цели, указанные в части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, а в случае приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости производят расходы на приобретение жилых помещений, на которые отсутствует обременение, в том числе договором аренды недвижимого имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в МКД, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в МКД, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

Согласно части 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, разъяснено, что под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Пунктом 8.3 Программы в редакции, действующей в спорный период, установлены требования к году постройки многоквартирного жилого дома, в котором приобретается готовое жилье.

Согласно данному пункту ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в котором приобретается готовое жилье, должен быть осуществлен не ранее 2000 года. При отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением, заключенным между министерством и муниципальным образованием.

При проведение плановой выездной проверки Управлением обнаружено, что при реализации в 2020 году мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Администрацией сельского поселения приобретено жилое помещение в МКД, не соответствующее требованиям пункта 8.3 Программы, пункта 4.5.9.2 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения)  в части требований к году ввода в эксплуатацию такого МКД, а именно: заявителем приобретено жилое помещение в МКД, год ввода в эксплуатацию которого 1993.

Доводы Администрации сельского поселения о том, что у заявителя отсутствовала возможность переселить ФИО4 в жилое помещение, расположенное в селе Бурмакино, так как в одном из МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года, отсутствовали жилые помещения, которые можно было приобрести для переселения, а в другом МКД,введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года, все возможные к приобретению жилые помещения были приобретены и переданы иным гражданам, подлежащим переселению и изъявившим желание остаться в селе Бурмакино: при приобретении жилого помещения для ФИО4 в горде ФИО6 заявителем была проведена предварительная работа (оценка рыночной стоимости кв. метра на территории города Кирова), которая показала, что с учетом заложенной в Программу цены                   1 кв. метра приобретение жилого помещения в МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 2000 года, не представляется возможным; условия аукциона, проведенного заявителем, не препятствовали подаче заявок от собственников жилых помещений в МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года; Администрация сельского поселения предпринимала действия по переселению ФИО5 в приобретенные по Программе жилые помещения, расположенные в г. ФИО6 в МКД, введенных в эксплуатацию не ранее 2000 года, но ФИО5 от данных помещений отказался в виду того, что ему не подходят районы; неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений; закупка жилого помещения была осуществлена с учетом готовности ФИО5 переехать в район улиц: пр. Строителей, ул. Московской, ул. Воровского, ул. Ульяновской, арбитражным судом отклоняются.

Как ранее уже сказано, положениями части 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Изложенное позволяет сделать вывод, что при переселении гражданина  из аварийного жилищного фонда должно учитываться желание данного гражданина получить жилое помещение в границах иного населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое им жилое помещение. Вместе с тем на соответствующем компетентном органе не лежит обязанность учитывать желание названного гражданина получить жилое помещение в конкретном месте (районе) населенного пункта. Желание гражданина, переселяемого из аварийного жилья, получить жилое помещение в конкретном месте (районе) населенного пункта не является основанием для несоблюдения требований к жилому помещению, установленных Программой и Соглашением.

Пунктом 8.3 Программы предусмотрено, что лишь при отсутствии на территории муниципального образования МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в МКД, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением.

Пунктом 4.5.9.2 Соглашения в редакции Дополнительного соглашения установлено, что в исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для представления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых в них граждан.

При подготовке технической части задания для проведения торгов в целях соблюдения требований к условиям предоставления субсидии в части года ввода в эксплуатацию МКД, в которых могут быть приобретены жилые помещения за счет средств субсидии, Администрации сельского поселения следовало указать названные положения Программы и Соглашения. Местом положения жилого помещения, с учетом желания гражданина, должно быть указано муниципальное образование «Город Киров».

Между тем в технической части задания для проведения торгов указано, что ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома: не ранее 1993 года; место положения жилого помещения: РФ, Кировская область, в границах муниципального образования город Киров Ленинский район в границах улиц: проспект Строителей, улицы Московская, ул. Воровского, ул. Ульяновская.

По результатам проведения электронного аукциона заключен Контракт от 04.09.2020, предметом которого является приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером: 43:40:000129:420. Год постройки данного многоквартирного дома  1993. 

Данные, свидетельствующие, что в границах муниципального образования «Город Киров» отсутствуют многоквартирные жилые дома с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, в которых возможно приобретение жилых помещений по цене, заложенной в Программу, в материалах дела отсутствуют.

Из представленных доказательств следует, что Администрацией сельского поселения исследовалось наличие в продаже жилых помещений в МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года в границах улиц проспект Строителей, улицы Московская, ул. Воровского, ул. Ульяновская города Кирова.

При этом, как ранее уже сказано, приобретение жилого помещения в многоквартирном доме с вводом в эксплуатацию не ранее 1990 года возможно только в том случае, если на территории муниципального образования отсутствуют многоквартирные жилые дома с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года.

Заявитель ссылается на то, что постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2022 № 31-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П» абзац третий пункта 8.3 постановления Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П «Об областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 - 2025 годы» изложен в новой редакции; действие данной редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 2 Постановления Правительства Кировской области от 15.02.2022 № 31-П), то есть в том числе на правоотношения, имевшие место при приобретении Администрацией сельского поселения в 2020 году жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, для гражданина, переселяемого из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 8.3 Программы в редакции постановления Правительства Кировской области от 15.02.2022 № 31-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П» установлено, что ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в котором приобретается готовое жилье, должен быть осуществлен не ранее 2000 года. При отсутствии на рынке жилья муниципального образования жилых помещений необходимых характеристик, расположенных в многоквартирных домах с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года и расположенных на территории этого же муниципального образования, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением, заключенным между министерством и администрацией муниципального образования.

Министерством  строительства, Администрацией района, Администрацией сельского поселения 14.04.2022 подписано дополнительное соглашение № 1 к Соглашению, которым подпункт  4.5.9.2 изложен в следующей редакции: «4.5.9.2. При отсутствии на рынке жилья муниципального образования жилых помещений необходимых характеристик, расположенных в многоквартирных домах с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года и расположенных на территории этого же муниципального образования, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых в них граждан».

Заявитель установил, что на территории Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области отсутствуют жилые помещения необходимых характеристик, расположенные в многоквартирных домах с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года.

Вместе с тем Администрация сельского поселения  приобрела жилое помещение в многоквартирном жилом доме с вводом в эксплуатацию не ранее 1990 года (1993 год) не на территории Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, а на территории муниципального образования «Город Киров». При этом из материалов дела не следует, что заявитель установил отсутствие на территории муниципального образования «Город Киров», а не только в границах улиц проспект Строителей, улицы Московская, ул. Воровского, ул. Ульяновская, предлагаемых к продаже жилых помещений необходимых характеристик, расположенных в многоквартирных домах с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд находит обоснованным вывод Управления о том, что при приобретении жилого помещения Администрацией сельского поселения нарушены условия предоставления субсидии, установленные пунктом 8.3 Программы и пунктом 4.5.9.2 Соглашения.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что представление Управления от 22.06.2021 № 40-24-09/41 соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона №185-ФЗ, пункта 8.3 Программы, пункта 4.5.9.2 Соглашения и поэтому не нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления Администрации следует отказать.

Частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Определением от 31.08.2021 по делу № А28-11333/2021 Арбитражный суд Кировской области принял обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления от 22.06.2021 № 40-24-09/41 до вступления в законную силу судебного акта по делу.

Принимая во внимание названные положения статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает, что после вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления от 22.06.2021 № 40-24-09/41 до вступления в законную силу судебного акта по делу, подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 613000, Россия, <...>) о признании недействительны представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>) от 22.06.2021 № 40-24-09/41.           

После вступления решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления Федерального казначейства по Кировской области  от 22.06.2021 № 40-24-09/41 до вступления в законную силу судебного акта по делу, принятые определением Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2021 по делу № А28-11333/2021.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                        С.Ю. Шмырин