ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-12219/13 от 27.01.2014 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://www.kirov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-12219/2013

372/15

г. Киров

03 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03 февраля 2014 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Окишевой Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области»­ (адрес: 613825, Кировская область, Опаринский район, п/о Речное, п. Северный)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области­ (ИНН 4345083051, ОГРН 1044316537066,  юридический адрес: 610046, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Пятницкая, 84а)

об оспаривании представления от 15.08.2013 № 40-01-19/1427 в части,

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – Костяевой Н.А., по доверенности от 08.11.2013 №36; Тумашик Е.Г., по доверенности от 06.12.2013 №43,

установил:

федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области»­ (далее по тексту – заявитель, учреждение, ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области) обратилось в арбитражный суд с требованием, с учетом уточнения, о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее по тексту – ответчик, ТУ Росфиннадзора в Кировской области) о ненадлежащем исполнении бюджета от 15.08.2013 № 40-01-19/1427 в части пунктов с 10 по 26.

Заявитель факт нарушений, изложенных в оспариваемых пунктах представления, по существу не оспаривает. Вместе с тем, полагает, что у ответчика отсутствуют полномочия по выдаче представления в оспариваемой части, поскольку проверка правильности ведения бухгалтерского учета не входит в полномочия Росфиннадзора, указанные в пунктах с 10 по 26 оспариваемого представления нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, поскольку относятся к вопросам ведения бухгалтерского учета. Подробно доводы учреждения изложены в заявлении и дополнениях к нему.

Ответчик в письменном отзыве на заявление и дополнении к нему просит в удовлетворении требований заявителю отказать. Считает оспариваемое представление вынесенным в соответствии с действующим законодательством и предоставленными полномочиями.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Представители ответчика в судебном заседании поддерживают доводы письменного отзыва на заявление и дополнения к нему.

Заслушав представителей ответчика, изучив доводы заявления (дополнений к заявлению) и отзыва на него (дополнений к отзыву), исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области»­ зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1044300500144.

На основании удостоверения на право проведения ревизии от 25.07.2013 № 125, выданного вр.и.о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Кировской области, в период с 30.07.2013 по 09.08.2013 проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области, являющегося получателем бюджетных средств, за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, в ходе которой установлены факты нарушения требований действующего законодательства: факты нецелевого использования бюджетных средств, неправомерного расходования средств, нарушения порядка ведения кассовых операций, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, другие финансовые нарушения и нефинансовые нарушения. Результаты ревизии отражены в акте от 09.08.2013.

Учреждением направлены возражения к акту ревизии от 09.08.2013, на которые ТУ Росфиннадзора в Кировской области дано заключение.

На основании результатов ревизии ТУ Росфиннадзора в Кировской области вынесено обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 15.08.2013 № 40-01-19/1427, которым предложено рассмотреть и принять соответствующие меры по не допущению в дальнейшем нарушений требований нормативных правовых актов (26 пунктов нарушений) и о принятых мерах известить руководителя ответчика в срок до 15.09.2013.

Письмом от 28.08.2013 № 44/ТО/62/9-7251 учреждение проинформировало ТУ Росфиннадзора в Кировской области о принятых действиях по указанным в представлении нарушениям.

Не согласившись с представлением от 15.08.2013 № 40-01-19/1427 в части пунктов с 10 по 26, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных актов и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителе лежит бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 1 Положения). Названным положением к полномочиям службы в установленной сфере деятельности отнесены, в частности, осуществление контроля и надзора: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций (пункты 5, 5.1, 5.1.1, 5.1.3 Положения). Пунктами 5.14, 5.14.1, 5.14.3 вышеуказанного Положения предусмотрено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Подпунктами 1, 2 пункта 4 данного Постановления определено, что основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно пункту 3 Административного регламента Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента в зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению, в том числе, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Пунктом 82 Административного регламента определено, что в ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению: учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию); полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета; фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов; постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации; состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг; принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки) (пункт 86 Административного регламента).

Согласно пункту 103 Административного регламента в описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

В силу пункта 123 Административного регламента по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета (далее - представление), в котором, в частности, перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены.

Таким образом, в ходе проведения ревизии учреждения ответчик был вправе в соответствии с предоставленными полномочиями проверять правильность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения. Наличие данных полномочий у ответчика подтверждается также положениями статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, вступившим в законную силу с 04.08.2013, определившим понятие ревизии в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации, под которой понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Следовательно, доводы заявителя о том, что проверка правильности ведения бухгалтерского учета бюджетного учреждения, являющегося получателем бюджетных средств, не входит в полномочия Росфиннадзора, отклоняются судом, как не основанные на нормах законодательства РФ, действующего в период проведения проверки.

Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

К отношениям, регулируемым бюджетным законодательством (бюджетные правоотношения), частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по изданию принятию нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

Статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям Российской Федерации отнесены, в частности: установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления); установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации; определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и т.п.

Следовательно, принимаемые в установленном законом порядке нормативные правовые акты уполномоченных в установленной сфере органов, регулирующие отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, являются частью нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Одним из органов, которым предоставлено право принятия нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является Министерство финансов Российской Федерации. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации установлены в статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, Минфин РФ устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях; устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности; устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Соответственно, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, принятые в рамках предоставленных в бюджетной сфере полномочий, в том числе, по вопросам ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, относятся к нормативным правовым актам в сфере регулирования бюджетных правоотношений.

Как следует из материалов дела, оспариваемое представление было вынесено ТУ Росфинндазора в Кировской области 15.08.2013, то есть после вступления в силу изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ (вступил в законную силу с 04.08.2013).

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, исходя из законодательного определения представления, данного в норме, действующей с 04.08.2013, и предоставленных полномочий, ответчик правомерно включил в выданное учреждению 15.08.2013 представление нарушения иных требований нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Доводы заявителя о грубых нарушениях при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отклоняются судом, поскольку в силу подпункта 3 пункта 3.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области заявителем в материалы дела не представлены. Более того, письмом от 28.08.2013 № 44/ТО/62/9-7251 учреждение проинформировало ТУ Росфиннадзора в Кировской области о принятых действиях по указанным в представлении нарушениям.

При таких обстоятельствах суд не усматривает предусмотренных законом оснований для признания данного представления в оспариваемой части недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.

Излишне уплаченная ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области при обращении в суд государственная пошлина по платежному поручению от 23.09.2013 № 3804110 в сумме 2000 рублей подлежит возврату в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области»­ (адрес: 613825, Кировская область, Опаринский район, п/о Речное, п. Северный) о признании недействительными пунктов 10-26 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области о ненадлежащем исполнении бюджета от 15.08.2013 № 40-01-19/1427, отказать.

Выдать федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области»­ (адрес: 613825, Кировская область, Опаринский район, п/о Речное, п. Северный) справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб. 00 коп. из федерального бюджета.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.А. Едомина