ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-1227/2017 от 09.08.2017 АС Волго-Вятского округа


         АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КИРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

             610017 г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-1227/2017

г. Киров

31 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2017 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Шутовой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 450026, <...>)

кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 610019, <...>)

о признании незаконным решения от 05.12.2016 № РНП-43-94 и действий по включению информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нарушением срока, установленного федеральным законом,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» (юридический адрес: 613000, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Бурмакино),

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – ФИО1, по доверенности от 31.05.2017; ФИО2, по доверенности от 10.01.2017,

третьего лица – ФИО3, по доверенности от 06.03.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель»  обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 05.12.2016 № РНП-43-94 и действий по включению информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нарушением срока, установленного федеральным законом, и обязании исключить информацию, размещенную 11 января 2017 года об ООО Торговый Дом «Башмебель», из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) полностью, исключить из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию в разделе реестра «Причина для внесения в РНП 44-ФЗ» слова «Уклонение победителя от заключения контракта», исключить информацию, размещенную 11 января 2017 года об ООО Торговый Дом «Башмебель», из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет с момента, когда УФАС по Кировской области должно было включить информацию в реестр в соответствии с положениями Правил №1062, то есть с 09.12.2018.

В обоснование требования заявитель указывает на отсутствие документов, свидетельствующих о существенных нарушениях поставщиком условий государственного контракта. Считает, что представленные заказчиком факты о недобросовестности поставщика не являются достоверными. Кроме того, уполномоченный орган включает информацию в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Информация  об ООО ТД «Башмебель» на основании решения, вынесенного 5 декабря 2016 года, должна быть размещена в реестре не позднее 9 декабря 2016 года. Между тем, информация включена в реестр лишь 11 января 2017 года. Также указывает на недостоверность информации в разделе реестра «Причина для внесения в РНП 44-ФЗ», поскольку уполномоченным органом указано: «Уклонение победителя от заключения контракта». В то время как, причиной внесения поставщика в реестр согласно вынесенного решения является ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – УФАС по Кировской области) в отзыве на заявление и дополнениях к нему указывает, что по условиям контракта товар в полном объеме должен быть поставлен до 05.05.2016. Обязательства поставщика были нарушены: товар поставлен частично, его характеристики не соответствовали спецификации к контракту, характеристикам технического задания и первой части заявки заявителя, что было зафиксировано в акте обнаружения недостатков при приеме товара от 23.05.2016. Также указывает на то, что поставщиком не отрицался факт того, что характеристики поставленного товара отличались от заявленных в спецификации к договору. Полагает, что нарушение срока о внесении информации в РНП не является основанием для исключения таких сведений из реестра, т.е. данный срок не является пресекательным. Указывает, что нарушение срока обусловлено проблемами доступа в личный кабинет в режим внесения записи в реестр недобросовестных поставщиков: возникали системные ошибки при попытках заполнения сведений (сведения об учредителях, причины внесения записи в реестр). Устранение данных ошибок производилось в ходе регламентных работ 09.12.2016-10.12.2016, 12.12.2016-13.12.2016. По мнению ответчика, подача заявки на включение сведений в реестр в отношении заявителя за пределами процессуального срока не влияет на законность и обоснованность принятого УФАС по Кировской области решения, а расхождение даты принятия решения территориальным органом  ФАС России о включении сведений о лице в РНП с датой реестровой записи, внесенной ФАС России, не является основанием для изменения реестровой записи.

Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему указывает на законность и обоснованность решения антимонопольного органа, просит в удовлетворении требований заявителя отказать. Указывает, что обязательства по договору поставки поставщиком были нарушены, а именно:  в установленный договором срок поставщик не осуществил поставку товара. По мнению третьего лица, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не возлагает обязанность на заказчиков по привлечению исключительно независимых экспертных организаций для проведения экспертизы, а предоставляет право выбора на свое усмотрение: осуществлять экспертизу собственными силами заказчика или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора. В случае, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров и т.д., документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работ, услуг. Указывает, что из буквального толкования условий договора следует, что в п. 1.2. договора стороны согласовали поставку всего объема товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения договора. Провести экспертизу, осуществить приемку всего объема товара заказчик обязан разово в период срока поставки, предусмотренного договором. Так как товар передавался заказчику несколькими партиями в неполном объеме (04.05.2016, 12.05.2016), заказчик не осуществлял приемку товара, ожидая исполнения поставщиком обязательств по договору в полном объеме. В связи с затягиванием поставщиком сроков поставки всего объема товара, заказчиком было принято решение о проведении экспертизы поставленной части товара, что и было сделано заказчиком 23.05.2016. В результате экспертизы заказчиком было установлено, что поставщик в нарушение условий договора передал товар ненадлежащего качества, количества и несоответствующий требованиям спецификации  на поставку мягкой мебели. Факт передачи товара ненадлежащего качества, количества был документально оформлен актом об обнаружении недостатков при приеме товара от  23.05.2016. В связи с тем, что обязательства по договору поставщиком были нарушены, 16 августа 2016 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора поставки мягкой мебели в связи с существенными нарушениями договора поставщиком. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора поставки мягкой мебели вступило в силу и договор расторгнут с 29.09.2016.

ООО «Торговый дом «Башмебель», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило. На основании статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя общества.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои позиции по делу. 

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

09.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0740100000116000022 на поставку мягкой мебели. Заказчиком размещения заказа выступило Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы».

05.04.2016 по итогам проведения указанной закупки между ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» и ООО «Торговый Дом «Башмебель» заключен договор поставки мягкой мебели.

Согласно п. 1.2. договора срок поставки товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения договора с учетом времени на доставку, погрузо-разгрузочные работы, сборку и установку товара. Дата и время поставки дополнительно согласовываются с Заказчиком.

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке, отгрузке товара и иные требования к товару указаны в Техническом задании на поставку мягкой мебели для нужд ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы», документации об аукционе и в спецификации на поставку мягкой мебели, приложении к договору поставки от 05.04.2016.

В соответствии с  условиями договора поставлялся следующий товар: диван для отдыха раскладной в количестве 14 шт., кресло для отдыха – 33 шт., кресло-кровать – 10 шт.

Согласно представленных документов были поставлены: кресло-кровать  в количестве 9 штук (накладная от 03.05.2016), кресло для отдыха в количестве 13 штук и кресло-кровать – 1 штуки (товарная накладная от 12.05.2016 и акт приемки – передачи мебели от 12.05.2016 №283).

В целях организации приемки товара в рамках исполнения договора поставки мягкой мебели от 05.04.2016 ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» создана комиссия по приемке товара (приказ от 13.04.2016 №224).

23.05.2016 заказчиком составлен Акт обнаружения недостатков при приемке товара. Согласно данному акту Поставщиком обязательства по поставке исполнены частично, поставленная мебель не соответствует представленным в аукционном задании эскизам, имеет характеристики, несоответствующие требованиям Спецификации и Технического задания: по габаритам, материалу каркаса и основы для сидения, материалу покрытия, материалу наполнителя, креплению боковин на саморезах, механизму трансформации, отсутствует ножной блок. Заказчиком отказано в приемке данных изделий по качеству ввиду несоответствия Товара условиям договора, выставлено требование об устранении данных недостатков и поставки мебели в соответствии со Спецификацией в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента заявления Заказчиком о недопоставке и недостатках Товара Поставщику (п. 6.12 договора поставки).

Данный акт был направлен 23.05.2016 г. и 20.06.2016 г. на электронную почту Поставщика, указанную в договоре, а также в составе претензий.

Письмом от 17.06.2016 ООО Торговый дом «Башмебель» известило ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» о приостановке поставки оставшейся части мебели по договору, ввиду отказа заказчика от ее приемки. Данное письмо направлено в адрес ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» 23.06.2016.

Заказчиком в адрес поставщика направлена претензия от 08.07.2016 №850 с приложением Акта об обнаружении недостатков при приемке товара от 23.05.2016, согласно которой Поставщику выставлено требование об исполнении обязательств по договору (устранения недостатков поставленного товара, поставки товара в полном объеме в соответствии с условиями технического задания и спецификации). Указанная претензия получена поставщиком 14.07.2016.

Рассмотрев претензию от 08.07.2016 №850 ООО Торговый дом «Башмебель», посчитав ее необоснованной, направило 19.07.2016 в адрес ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» письмо от 18.07.2016 с предложением расторгнуть договор поставки мягкой мебели по соглашению сторон.

16.08.2016 ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» в связи с нарушением договорных условий со стороны поставщика (поставка товара ненадлежащего качества, количества, нарушение сроков поставки товара) принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора поставки мягкой мебели от  05.04.2016.

Данное решение  было  направлено 17.08.2016 на электронную почту поставщика, 18.08.2016 г. почтовым отправлением с уведомлением. 21.09.2016 г. данное почтовое отправление было возвращено отправителю по причине истечения срока хранения.

18.08.2016 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора размещено на официальном сайте.

В связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку мягкой мебели по итогам электронного аукциона (извещение № 0740100000116000022)04.10.2016 в Кировское УФАС России поступило уведомление от ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» о внесении сведений об ООО «Торговый дом «Башмебель» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ходе комиссионного рассмотрения поступивших сведений антимонопольным органом установлено, что представленные в материалы документы свидетельствуют о неисполнении ООО «ТД «Башмебель» условий договора (поставлен товар не в полном объеме, поставленный товар не соответствует контракту). ООО «ТД «Башмебель» не представлено документов и письменных пояснений, обосновывающих невозможность исполнения контракта в установленный срок. В связи с наличием данных обстоятельств УФАС по Кировской области 05.12.2016 принято решение о включении  в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТД «Башмебель».

11.01.2017 в Реестре недобросовестных поставщиков размещена информация об ООО «Торговый дом «Башмебель». С указанием следующей информации: причина внесения в РНП 44-ФЗ – уклонение победителя от заключения контракта; дата включения сведений в РНП 44-ФЗ – 11.01.2017, дата для исключения – 11.01.2019.

Не согласившись с решением, действиями антимонопольного органа и информацией, размещенной в Реестре недобросовестных поставщиков ООО «Торговый дом «Башмебель» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Расторжение контракта согласно части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗдопускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу положений статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13).

В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Положениями части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков, определена частью 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В силу частей 8 и 9 статьи 104 Закона № 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы и исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно части 10 статьи 104 Закона № 44-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения реестра), в силу которых ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 11 Правил ведения реестра уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Согласно пункту 12 Правил ведения реестра по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 данных Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В силу пункта 13 Правил ведения реестра уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона, в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи.

При внесении информации в реестр указываются, в том числе, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона №44-ФЗ (пункт 15 Правил ведения реестра). В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 104 Закона №44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

В силу статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приведшее к нарушению прав заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.03.2016 ООО «ТД «Башмебель» признано победителем электронного аукциона. 05.04.2016 между заказчиком и поставщиком был заключен договор поставки мягкой мебели. Спецификация к данному договору сформирована в соответствии с техническим заданием и заявкой поставщика, оформлена Приложением к договору поставки от 05.04.2016 г. и подписана сторонами.

В соответствии с пунктом 7 извещения о данной закупке, пунктом 1.4 инструкции для участников закупки, пунктом 1.2 договора срок поставки товара установлен в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения договора с учетом времени на доставку, погрузо-разгрузочные работы, сборку и установку товара. Дата и время поставки дополнительно согласовываются с заказчиком. Поскольку договор поставки был заключен 05.04.2016, поставка товара в полном объеме должна быть осуществлена в срок по 05.05.2016.

04.05.2016 поставщиком по товарной накладной были переданы кресла-кровати (9 шт.). 12.05.2016 по товарной накладной были приняты кресла для отдыха (13 шт.), кресло-кровать (1 шт.).

Пунктом 3.1 договора поставки установлены обязанности поставщика по поставке Товара надлежащего качества и в обусловленном настоящим договором количестве, качестве и стоимости; осуществлении поставки и передачи Товара в соответствии с условиями договора. Согласно пункту 3.2.1 договора заказчик обязан принять Товар надлежащего качества согласно условиям договора, либо дать мотивированный отказ.

Согласно пункту 6.1 договора товар передается по товарной накладной, в которой указываются наименование товара, количество мест и товарных единиц, стоимость товара.

 В соответствии с пунктом  6.3 поставщик на свое усмотрение выделяет либо не выделяет своего представителя для участия в передаче и приемке Товара по качеству и количеству. Лица, уполномоченные на передачу и приемку Товара, должны иметь при себе паспорт, надлежаще оформленную доверенность с правом осуществлять передачу и приемку Товара, возврат Товара, в случае его несоответствия требованиям заключенного Сторонами договора либо товаросопроводительных документов.

При обнаружении в процессе приемки несоответствия качества или количества Товара требованиям заключенного Сторонами договора либо товаросопроводительных документов составляется акт, в котором указывается характер выявленных при приемке дефектов и/или количество недопоставленного Товара. Акт подписывается уполномоченными представителями Поставщика и Заказчика (пункт 6.4 договора).

В пункте 9.1 договора  предусмотрена возможность расторжения договора: по соглашению сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом стороны от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9.2 договора заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в следующих случаях: при существенном нарушении договора поставщиком (п. 9.2.1.), в случае просрочки поставки товара более чем на 5 (пять) рабочих дней (пункт 9.2.2).

Представитель ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы» в судебном заседании пояснил, что поставленный поставщиком товар был принят заказчиком по количеству. Приемка по качеству не производилась заказчиком до поступления мягкой мебели в полном объеме согласно спецификации. В связи с затягиванием поставщиком сроков поставки всего объема товара, заказчиком было принято решение о проведении экспертизы поставленной части товара (п.6.4-6.5 договора), о чем поставщик был уведомлен посредством телефонного звонка.

23.05.2016 заказчиком была проведена экспертиза качества, результаты которой были оформлены Актом об обнаружении недостатков при приемке товара. Согласно данному акту Поставщиком обязательства по поставке исполнены частично, поставленная мебель не соответствует представленным в аукционном задании эскизам, имеет характеристики, несоответствующие требованиям спецификации и технического задания: по габаритам, материалу каркаса и основы для сидения, материалу покрытия, материалу наполнителя, креплению боковин на саморезах, механизму трансформации, отсутствует ножной блок. Заказчиком отказано в приемке данных изделий по качеству ввиду несоответствия товара условиям договора, выставлено требование об устранении данных недостатков и поставки мебели в соответствии со спецификацией в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заявления заказчиком о недопоставке и (или) недостатках товара поставщику (п. 6.12 договора поставки). Данный акт был направлен 23.05.2016, 20.06.2016 на электронную почту поставщика, указанную в договоре, а также в составе претензий.

В подтверждение выявленных недостатков заказчиком представлены фотографии поставленной мебели.

Заказчиком в адрес поставщика направлена претензия от 08.07.2016 №850 с приложением Акта об обнаружении недостатков при приемке товара от 23.05.2016, согласно которой Поставщику выставлено требование об исполнении обязательств по договору (устранения недостатков поставленного товара, поставки товара в полном объемов соответствии с условиями технического задания и спецификации). Указанная претензия получена поставщиком 14.07.2016.

Требования претензии поставщиком ни по устранению недостатков поставленного товара, ни по поставке товара в полном объеме в соответствии с условиями технического задания и спецификации не исполнены.  

В связи с чем, 16.08.2016 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было направлено 17.08.2016 на электронную почту поставщика, 18.08.2016 почтовым отправлением с уведомлением. 21.09.2016 данное почтовое отправление было возвращено отправителю по причине истечения срока хранения.

Доказательств в опровержение фактов, установленных заказчиком при приемке товара и изложенных в акте об обнаружении недостатков при приемке товара от 23.05.2016 поставщиком не представлено.

Ссылка ООО «ТД «Башмебель» на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7) суд считает в рассматриваемой ситуации  необоснованной, поскольку согласно абзацу 3 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» порядок приемки товаров, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966, может применяться только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Договор поставки мягкой мебели от 05.04.2016 данное условие не содержит.  Кроме того, пункт 3.3.7 договора предусматривает право заказчика привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в проведении экспертизы исполнения поставщиком обязательств и представленных Поставщиком отчетных документов и материалов, а также для проверки предоставленных Поставщиком результатов, в части их соответствия условиям настоящего договора, заказчик проводит экспертизу своими силами (пункт 6.11 договора), что и было сделано ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Вятские Увалы».

Ссылка ООО «ТД «Башмебель» на поставку товара с улучшенными потребительскими свойствами и характеристиками поставляемого товара судом не принимается, поскольку в силу части 7 статьи 95 Закона №44-ФЗ поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, допускается только по согласованию заказчика с поставщиком. В рассматриваемом случае с заказчиком согласовывалась только цветовая гамма ткани.

Довод заявителя об отсутствии  у заказчика права на расторжение контракта по собственной инициативе, поскольку на момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта договор уже был расторгнут по инициативе поставщика, его действие было прекращено, суд считает необоснованным, так как в адрес заказчика ООО «ТД «Башмебель» было направлено письмо №1255 от 18.07.2016 с предложением о расторжении договора по соглашению сторон. Представленное в арбитражный суд 28.07.2017 решение  об одностороннем отказе поставщика от исполнения договора поставки мягкой мебели от 05.04.2016 в адрес заказчика, как пояснил представитель ООО «ТД «Башмебель», не направлялось, что является нарушением части 20 статьи 95 Закона №44-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для признания оспариваемого обществом решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 05.12.2016 № РНП-43-94 недействительным.

Обществом заявлено требование о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по включению информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нарушением срока, установленного федеральным законом, а также об исключении недостоверной информации, размещенной в реестре в части указания причины  внесения в РНП 44-ФЗ.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 13 Правил № 1062 и частью 7 статьи 104 Закона №44-Ф№ уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр в течение трех рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр.

Материалами дела подтверждается, что срок включения информации об ООО «Торговый дом «Башмебель» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с указанными выше нормами нарушен.

Согласно материалам дела, УФАС по Кировской области приняло решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков 05.12.2016, информация включена в реестр 11 января 2017 года.

В силу части 9 статьи 104 Закона №44-ФЗ информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Решение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков принято антимонопольным органом 05.12.2016, при своевременном исполнении антимонопольным органом своих обязанностей заявитель мог быть исключен из реестра 09.12.2018, однако, исходя из даты включения общества в реестр 11.01.2017, датой исключения будет являться 11.01.2019, т.е. предусмотренный частью 9 статьи 104 двухлетний срок фактически неправомерно увеличивается на 1 месяц.

Доводы УФАС по Кировской области о том, что общество не было ограничено в участии в закупках с момента принятия решения о включении заявителя в реестр до момента фактического внесения сведений о нем в реестр, в связи с чем, отсутствует  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, отклоняются судом  на основании следующего.

Как указывалось выше, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по контракту.

С момента включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков для указанного лица возникают определенные негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице, как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство.

Основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков является решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, принятие которого само по себе является специфической формой принудительного воздействия на участников размещения заказа.

Действующее законодательство не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предусмотренный частью 9 статьи 104 Закона №44-ФЗ двухлетний срок фактически неправомерно увеличивается на 1 месяц.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по включению информации об обществе с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.

Учитывая изложенное, а также, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 05.12.2016 № РНП-43-94 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» принято в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств по контракту, а не в связи с уклонением победителя от заключения контракта и заявитель вправе рассчитывать на размещение достоверной информации в реестре в отношении общества, суд в порядке восстановления прав и законных интересов заявителя считает возможным возложить на Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области обязанность внести изменения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» в части указания причины для внесения в РНП, даты включения сведений в РНП и даты исключения сведений из РНП, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 450026, <...>)

 о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 05.12.2016 № РНП-43-94 отказать.

Признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по включению информации об обществе с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области внести изменения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 450026, <...>) в части указания причины для внесения в РНП, даты включения сведений в РНП и даты исключения сведений из РНП, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башмебель» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 450026, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                    С.А. Едомина