610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-13543/2018
г. ФИО3
04 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2019 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кривощековой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз ФИО3» (ИНН <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610004, <...>)
к администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 612950, Россия, ФИО3ская область, Вятскополянский район, пгт. Красная Поляна, ул. Дружбы, 25)
об оспаривании постановления от 05.10.2018 №179 «Об отмене режима чрезвычайной ситуации»,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Краснополянский Тепловик» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 612950, ФИО3ская область, Вясткополянский р-н, пгт. Красная Поляна, ул. Коммунальная, д.2А),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1., по доверенности от 30.10.2018,
ответчика – ФИО2, по доверенности от 21.11.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз ФИО3» обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании недействительным постановления от 05.10.2018 №179 «Об отмене режима чрезвычайной ситуации».
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что с 06.10.2018 был отменен режим чрезвычайной ситуации, введенный постановлением администрации Краснополянского городского поселения от 26.09.2018 №165. Полагает, что постановление об отмене режима чрезвычайной ситуации принято в нарушение закона, без достаточных оснований, и нарушает права заявителя. Ссылается на непогашенную задолженность ООО «Краснополянский Тепловик» за ранее поставленный природный газ по договору поставки газа от 21.11.2014 и на направление 11.09.2018 в адрес ООО «Краснополянский Тепловик» уведомления об отказе от исполнения договора поставки газа с даты получения уведомления (получено 12.09.2018) в связи с существенным нарушением договора со стороны ООО «Краснополянский Тепловик». Ссылается на направление в адрес администрации Краснополянского городского поселения для подписания договора поставки газа №22-4-0383П на точки подключения, ранее обслуживаемые ООО «Краснополянский Тепловик» - Котельная (мкр. Домостроительный комбинат) и Котельная (мкр. Молодежный). Указывает, что поставка газа на котельные была возобновлена 28.09.2018 на основании постановления администрации Краснополянского городского поселения от 26.09.2018 №165 «О введении режима чрезвычайной ситуации» и с учетом направления оферты (предложения заключить договор поставки газа) администрации Краснополянского городского поселения. Полагает, что договор поставки газа между ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» и администрации Краснополянского городского поселения заключен и исполняется, а принятие оспариваемого постановления направлено на уклонение от исполнения обязательств по оплате поставляемого газа, в связи с чем, является незаконным.
Администрация Краснополянского городского поселения в отзыве на заявление и дополнениях к нему указывает, что ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» осуществляет поставку природного горючего газа на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома пгт. Красная Поляна. В качестве покупателя по договору поставки газа выступает ООО «Краснополянский Тепловик». Данная организация является теплоснабжающей организацией по отношению к потребителям - муниципальным учреждениям и жителям пгт. Красная Поляна. В связи с образовавшейся задолженностью ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» направило в адрес ООО «Краснополянский Тепловик» уведомление об отказе от исполнения договора поставки газа, а также произвело прекращение поставки газа на объекты Газовой котельной МКР «Молодежный», Блочной газовой котельной МКР ДСК в пгт. Красная Поляна, оставив, таким образом, население и объекты социальной сферы без тепла. Основанием для введения режима ЧС послужила обстановка, сложившаяся в связи с отказом ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО «Краснополянский Тепловик», а также в связи с невозможностью начать отопительный сезон ООО «Краснополянский Тепловик» и, как следствие, с установлением в жилом секторе пгт. Красная Поляна температурного режима ниже среднего, повлекшего за собой нарушение условий жизнедеятельности людей. Указывает, что постановление «О введении режима чрезвычайной ситуации» от 26.09.2018 №165 принималось в целях сохранения здоровья людей и снижения материальных потерь, которые могли возникнуть из-за отсутствия теплоносителя в системе, а также обеспечения круглосуточной охраны общественного порядка. Данное постановление позволяло использовать бюджетные ассигнования резервных фондов администрации района и пгт. Красная Поляна для финансового обеспечения мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, являющихся расходным обязательством муниципального образования. Полагает, что в данной ситуации к таким мерам относятся: приобретение тепловых пушек для отопления жилых помещений; привлечение автотранспорта организаций для проведения эвакуации; обеспечение жизнедеятельности эвакуированных граждан в пунктах временного размещения; и т.д. Указывает, что режим чрезвычайной ситуации был введен не из-за отсутствия газа на котельных, а из-за отсутствия тепла в жилом секторе, что повлекло за собой нарушения условий жизнедеятельности людей. Действия заявителя по расторжению договора поставки газа ООО «Краснополянский Тепловик» считает незаконными. Довод заявителя о том, что поставка газа на котельные в период действия режима чрезвычайной ситуации, была произведена на основании оферты, направленной в адрес администрации Краснополянского городского поселения считает не обоснованным, поскольку договор поставки газа между ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» и администрацией не заключался. Также указывает, что ООО «Краснополянский Тепловик» является единственной теплоснабжающей организацией по отношению к потребителям - муниципальным учреждениям и жителям пгт. Красная Поляна, в связи с этим, именно ООО «Краснополянский Тепловик» заключает договоры с гражданами и организациями – потребителями тепловой энергии, а также взимает плату, за предоставленную тепловою энергию. 28.09.2018 ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» возобновил поставку газа на котельные, которые находятся в аренде у ООО «Краснополянский Тепловик». Поскольку, в домах граждан и на объектах социальной сферы появилось тепло, режим ЧС был отменен.
ООО «Краснополянский Тепловик» в отзыве на заявление указывает, что в действиях администрации по отмене режима ЧС усматриваются нарушения норм действующего законодательства РФ, считает, что односторонний отказ ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» от исполнения договора поставки газа послужил введению режима чрезвычайной ситуации. С расторжением договора поставки газа не согласно.
ООО «Краснополянский Тепловик», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд установил следующее.
В соответствии с пунктами 25, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794, вероятной возможностью срыва отопительного периода 2018-2019 гг. ООО «Краснополянский Тепловик» администрацией Краснополянского городского поселения 25.09.2018 вынесено постановление «О введении режима повышенной готовности» №163.
В силу указанного постановления с 12.00 час. 25.09.2018 и до начала отопительного периода установлен режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, администрации Краснополянского городского поселения. ООО «Краснополянский Тепловик» рекомендовано подготовить котельную и подведомственные теплотрассы к отопительному периоду 2018-2019 гг. ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» рекомендовано возобновить договорные отношения с ООО «Краснополянский Тепловик»на поставку газа для котельных в отопительном периоде 2018-2019 гг.
26.09.2018 в соответствии с требованиями статей 4, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 25, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794, протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Вятскополянского района от 26.09.2018 №5 и обстановкой, сложившейся в связи с отказом ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО «Краснополянский Тепловик», установлением температурного режима в пгт. Красная Поляна ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения администрацией Краснополянского городского поселения вынесено постановление «О введении режима чрезвычайной ситуации» №165.
В соответствии с постановлением «О введении режима чрезвычайной ситуации» от 26.09.2018 №165 с 15 часов 00 минут 26.09.2018 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, администрации Краснополянского городского поселения. Определена зона ЧС в границах жилого сектора, отапливаемого котельными ООО «Краснополянский Тепловик». Также в постановлении указано, что для ликвидации ЧС привлечь силы и средства организаций и учреждений, в том числе филиала ОАО «Газпром газораспределение ФИО3» в г. Вятские Поляны и ООО «Краснополянский Тепловик».
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории муниципального образования Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области режима чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 26 постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794 администрацией Краснополянского городского поселения 05.10.2018 вынесено постановление «Об отмене режима чрезвычайной ситуации» №179. Согласно данному постановлению с 06.10.2018 отменен режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена Кировской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенный постановлением администрации Краснополянского городского поселения от 26.09.2018 №165 «О введении режима чрезвычайной ситуации».
Не согласившись с постановлением администрации Краснополянского городского поселения от 05.10.2018 № 179 «Об отмене режима чрезвычайной ситуации», ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» обратилось в арбитражный суд с вышеназванным требованием.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пунктов 4, 8, 23, 24 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Органы местного самоуправления самостоятельно организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункты а, г, д, е, з, и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Положение). Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 25 Положения решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы (пункт 26 Положения).
Как следует из постановлений от 25.09.2018 №163, от 26.09.2018 №165 обстоятельством введения режима повышенной готовности явился возможный срыв отопительного периода 2018-2019 гг., основанием введения режима чрезвычайной ситуации явилась обстановка, сложившаяся в связи с отказом ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» в подаче топливно-энергетических ресурсов ООО «Краснополянский Тепловик», установлением температурного режима в пгт. Красная Поляна ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения. Мероприятия, адресованные ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3», в постановления «О введении режима чрезвычайной ситуации» от 26.09.2018 №165 не перечислены. Данное постановление заявителем не обжаловалось.
Как пояснил заявитель, 28.09.2018 поставка газа на котельные мкр. Домостроительного комбината и мкр. Молодежный была возобновлена.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории муниципального образования Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области режима чрезвычайной ситуации, администрацией Краснополянского городского поселения 05.10.2018 вынесено постановление «Об отмене режима чрезвычайной ситуации» №179, что соответствует требованиям пункта 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы, приводимые заявителем, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, а касаются гражданско-правовых отношений между организациями.
В нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств нарушения прав и законных интересов ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» оспариваемым постановлением заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным постановления администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 05.10.2018 №179 «Об отмене режима чрезвычайной ситуации».
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз ФИО3» (ИНН <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610004, <...>) о признании недействительными постановления администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 05.10.2018 №179 «Об отмене режима чрезвычайной ситуации» отказать.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.А. Едомина