ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-16093/2021 от 10.01.2022 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-16093/2021

г. ФИО1

11 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2022 года

В полном объеме решение изготовлено января 2022 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>)

к публичному акционерному обществу «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Смольнинское вн. тер. г., набережная Синопская, 14, литер А; адрес Кировского филиала: 610000, Россия, <...>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

без участия в судебном заседании представителей сторон,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – общество, ПАО «Ростелеком») по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленного требования Управление указывает, что ПАО «Ростелеком» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ПАО «Ростелеком» направило отзыв на заявление, требования не признает, ссылаясь на то, что коэффициент доступности средств связи удовлетворяет требованиям к предельному нормативному коэффициенту доступности, установленному договором от 13.05.2014 №УУС-01/2014; выявленные Управлением нарушения устранены обществом. Кроме того, считает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, считаются извещенными надлежащим образомо времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителей сторон.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Публичное акционерное общество «Ростелеком» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

ПАО «Ростелеком» осуществляет деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов на основании лицензии №183871 от 27.01.2021, срок действия которой установлен до 27.01.2026.

13.05.2014 обществом (оператор универсального обслуживания) и Федеральным агентством связи заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи №УУС-01/2014 (договор от 13.05.2014).

На основании задания врио. руководителя Управления от 29.09.2021 №51-НД в период с 11.10.2021 по 19.10.2021 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ПАО «Ростелеком», осуществляющего деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов на основании лицензии от 27.01.2021 №183871.

В ходе систематического наблюдения обнаружено нарушение пункта 11 лицензии №183871 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, выразившееся в невыполнении обществом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договором об условиях оказания универсальных услуг связи, а именно:

- по адресам: <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона), <...> (таксофонный аппарат отсутствует, отсутствует возможность таксофонных соединений), <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона), <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, отсутствует текстовая и графическая информация, выполненная с применением шрифта Брайля); <...>; <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки постоянный зуммер, не пропадающий при наборе номера, на информационной табличке отсутствует информация о номере, присвоенном таксофону), что отражено в протоколе мониторинга №43/2-021 и акте мониторинга от 15.10.2021 №43/2-021;

- по адресам: <...>; <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона); <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона, отсутствует текстовая и графическая информация, выполненная с применением шрифта Брайля); <...> (номер таксофона для входящей связи на информационной табличке не совпал с фактическим номером, присвоенным таксофону); <...> (таксофонный аппарат отсутствует, отсутствует возможность таксофонных соединений), что отражено в протоколе мониторинга №43/2-022 и акте мониторинга от 20.10.2021 № 43/2-022.

25.11.2021 ведущим специалистом-экспертом Управления в отношении общества и в присутствии его представителя по доверенности составлен протокол № АП-43/2/431 об административном правонарушении, которым выявленные нарушения квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в частности, для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии). Объективная сторона состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и ответственное за соблюдение лицензионных требований, может быть субъектом ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Из статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статей 29, 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», Перечня лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 №2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №2385) усматривается, что услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов являются лицензируемым видом деятельности и оказываются на основании договора.

ПАО «Ростелеком» осуществляет деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов на основании лицензии 27.01.2021 №183871 и договора от 13.05.2014 №УУС-01/2014, определяющего обязательства по оказанию универсальных услуг связи в населенных пунктах Кировской области.

Лицензиат, то есть лицо, имеющее лицензию, обязано выполнять лицензионные требования, которые установлены уполномоченным органом, в том числе, для услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, определены в Постановлении №2385.

Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением №2385 содержит следующие условия: оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 лицензионных требований лицензии №183871 лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2.1.1 договора от 13.05.2014 оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи на территории населенных пунктов, указанных в Таблицах 1.1.1 – 1.83.3 Приложения №2 к договору от 13.05.2014. Пунктом 2.1.4 договора от 13.05.2014 предусмотрено, что общество обязано оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов закреплены в Правилах оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства от 21.04.2005 №241 (далее – Правила №241).

В соответствии с пунктом 2 Правил №241 деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи: местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; внутризоновых телефонных соединений; доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования; доступа к системе информационно-справочного обслуживания; возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Согласно пункту 3 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.09.2015 №371 (далее – Требования №371), место расположения телефонного средства коллективного доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения: наименование вида оказываемой универсальной услуги связи; информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи; правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи; контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки; сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.

Согласно пункту 8 Правил №241 оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов, обязан осуществлять информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.

Как следует из материалов дела, по результатам планового систематического наблюдения Управлением обнаружено, что на момент проведения систематического наблюдения обществом не предоставляются универсальные услуги связи с использованием таксофонов по адресам: <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона), <...> (таксофонный аппарат отсутствует, отсутствует возможность таксофонных соединений), <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона), <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, отсутствует текстовая и графическая информация, выполненная с применением шрифта Брайля); <...>; <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки постоянный зуммер, не пропадающий при наборе номера, на информационной табличке отсутствует информация о номере, присвоенном таксофону); <...>; <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона); <...> (таксофон неисправен, отсутствует возможность телефонных соединений, при снятии трубки нет зуммера, дисплей не отображает информацию о состоянии таксофона, отсутствует текстовая и графическая информация, выполненная с применением шрифта Брайля); <...> (номер таксофона для входящей связи на информационной табличке не совпал с фактическим номером, присвоенным таксофону); <...> (таксофонный аппарат отсутствует, отсутствует возможность таксофонных соединений).

Данные факты подтверждаются представленными Управлением в материалы дела доказательствами: актами мониторинга от 15.10.2021 № 43/2-021, от 20.10.2021 №43/2-022, протоколами мониторинга от 15.10.2021 № 43/2-021 и от 20.10.2021 №43/2-022 с приложением результатов контроля за соблюдением оператором универсального обслуживания обязательных требований при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов и фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 25.11.2021 №АП-43/2/431. Доказательства, опровергающие установленные проверкой факты, материалы дела не содержат.

Изложенное позволяет сделать вывод, что нарушение лицензиатом требований к оказанию услуг связи, содержащихся в Правилах №241, Требованиях №371, при наличии возможности для их соблюдения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения обществом требований Правил №241, Требований №371 и договорных обязательств, судом не установлено.

При оценке довода общества о недоказанности Управлением нарушения ПАО «Ростелеком» лицензионных условий в связи с тем, что коэффициент доступности универсальных услуг связи (с учетом обнаружения Управлением 9 отсутствующих/неисправных таксофонов) удовлетворяет требованиям к предельному нормативному коэффициенту доступности, установленному договором от 13.05.2014, суд исходит из того, что наличие нормативного коэффициента доступности и его значение в спорной ситуации не исключают нарушение Правил №241 и условий лицензии, поскольку нормативный коэффициент доступности установлен лишь для расчета сумм финансового обеспечения по договору от 13.05.2014 №УУС-01/2014, и не регулирует объемы оказания универсальных услуг связи, не освобождает от соблюдения требований, установленных законодательством, не исключает, как прямо указано в пункте 2.5 договора от 13.05.2014 №УУС-01/2014, иной ответственности. Публичная обязанность соблюдать условия выданной лицензии, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, договором от 13.05.2014 №УУС-01/2014 на общество не возложена. Доводы ПАО «Ростелеком» об обратном отклоняются судом как необоснованные.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено

Суд не находит оснований для признания допущенного обществом правонарушения как малозначительного в силу следующего.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям применительно к обстоятельствам настоящего дела заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. ПАО «Ростелеком» не приводит достаточных и надлежащих аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства.

Учитывая изложенное, требование заявителя о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В качестве средства принудительного воздействия оно должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что судебными актами Арбитражного суда Кировской области, вступившими в законную силу, ПАО «Ростелеком» привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в 2021 году.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В качестве средства принудительного воздействия оно должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Определяя размер санкции, суд с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, характера правонарушения и его объективной стороны приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае соразмерным совершенному деянию будет являться административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь публичное акционерное общество «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Смольнинское вн. тер. г., набережная Синопская, 14, литер А; адрес Кировского филиала: 610000, Россия, <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Кировской области (Управление Роскомнадзора по Кировской области),

Лицевой счет <***>,

ИНН – <***>,

КПП – 434501001,

Наименование банка – отделение ФИО1 Банка России/УФК по Кировской области г. ФИО1,

БИК – 013304182,

Единый казначейский счет – 40102810345370000033,

Казначейский счет – 03100643000000014000,

ОКТМО – 33701000,

КБК – 09611601141019002140.

           УИН – 09600000000037257741.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Вступившее в законную силу решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                      С.Ю. Шмырин