АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-16298/2017
г. Киров
31 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2018 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использование средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
администрации Яранского муниципального района Кировской области (ИНН: <***>, место нахождения: 612260 <...>)
к Контрольно-счетной палате Кировской области (место нахождения: 610019, <...>)
третьи лица: министерство образования Кировской области (место нахождения: 610019, <...>), министерство финансов Кировской области (место нахождения: 610019, <...>), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная школа с. Салобеляк Яранского района Кировской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 612240, <...>), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа м. Опытное Поле Яранского района Кировской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 612222, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле, ул. Школьная, д. 6)
о признании недействительным пункта 14 представления от 24.10.2017 № 01-19/659, о признании недействительным уведомления от 01.12.2017 № 01-13/777
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.04.2018,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26.01.2018,
установил:
администрация Яранского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Кировской области (далее – ответчик, счетная палата, КСП), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 14 представления КСП от 24.10.2017 № 01-19/659, уведомления КСП от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения..
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что Администрацией в министерство образования Кировской области была направлена заявка от 28.10.2015 № 415-01-21 о включении в перечень объектов на получение субсидии с приложением локальных сметных расчетов на капитальные ремонты спортивных залов МКОУ ООШ м. Опытное Поле и МКОУ СОШ с. Салобеляк. Администрацией и министерством образования Кировской области заключены соглашения от 02.08.2016 № 18 и от 03.04.2017 № 49-РСЗ о предоставлении субсидии бюджету Яранского района из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом: ремонт спортзалов школ м. Опытное Поле и с. Салобеляк. Согласно заключенным соглашениям одним из условий предоставления субсидии является наличие проектно-сметной документации на ремонт спортивного зала. Администрация полагает, что подготовка проектной документации необходима при проведении капитального ремонта в случае, если затрагиваются характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. Полагает, что в действиях заявителя нарушений норм бюджетного законодательства не имелось, в связи с чем оспариваемые уведомление и пункт 14 представления являются недействительными.
КСП возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву. Счетная палата указывает, что в заявке Администрации указано, что субсидия необходима для проведения капитальных ремонтов спортивных залов; к заявке должна быть приложена копия проектно-сметной документации; сумма, необходимая для осуществления мероприятий, определяется исходя из проектно-сметной документации. Доказательства, подтверждающие проведение капитальных ремонтов спортзалов школ м. Опытное Поле и с. Салобеляк, имеются в материалах дела. Кроме того, КСП указывает, что оспариваемое уведомление не является ненормативным правовым актом, вопрос о незаконности которого может быть разрешен арбитражным судом в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство образования Кировской области (далее – министерство образования, третье лицо), министерство финансов Кировской области (далее - министерство финансов, третье лицо), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная школа с. Салобеляк Яранского района Кировской области» (далее – МКОУ ОШ с. Салобеляк, третье лицо), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа м. Опытное Поле Яранского района Кировской области» (далее – МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», третье лицо).
Министерство образования в отзыве и в дополнении к отзыву поддерживает позицию заявителя, полагает, что в спортивных залах был проведен текущий ремонт, следовательно, разработка проектной документации не требовалась.
Министерство финансов в отзыве на заявление полагает, что оспариваемое уведомление носит характер ненормативного правового акта, и вопрос о его законности подлежит рассмотрению арбитражным судом.
МКОУ ОШ с. Салобеляк и МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» в письменных отзывах на заявления поддерживают позицию заявителя, полагают, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Данные третьи лица указывают, что по результатам рассмотрения заявки от 28.10.2015 № 415-01-21 о включении в перечень объектов на получение субсидии с приложением локальных сметных расчетов на капитальные ремонты спортивных залов МКОУ ООШ м. Опытное Поле и МКОУ СОШ с. Салобеляк возражений и замечаний от министерства образования не поступало.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд в соответствии со статьями 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям отзыва.
Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании заявки Администрации от 28.10.2015 № 415-01-21 между министерством образования и заявителем подписаны соглашение от 02.08.2016 № 18 (далее – соглашение № 18) и соглашение от 03.04.2017 № 49-РСЗ (далее – соглашение № 49-РСЗ) о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с пунктом 1.2.4 соглашения № 18 и пунктом 2.2.4 соглашения № 49-РСЗ субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием условий, в том числе при наличии проектно-сметной документации на ремонт спортивного зала для занятий физической культурой и спортом.
Согласно пункту 2.2.1 соглашения № 18 муниципальное образование использует перечисленную министерством образования субсидию по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 соглашения и приложением № 1 к настоящему соглашению, а именно: на ремонт спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» в объеме финансирования 1556,6 тыс.руб.
В силу пункта 3.3.4 соглашения № 49-РСЗ получатель субсидии обязуется, в том числе, обеспечить выполнение мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с приложением № 1, а именно: на ремонт спортивного зала МКОУ ОШ с. Салобеляк в объеме финансирования 855,8 тыс.руб.
12.12.2016 распоряжением председателя КСП № 57 утвержден план работы счетной палаты на 2017 год. Пунктом 6 данного плана предусмотрено проведение проверки законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам муниципальных районов, отдельных вопросов исполнения бюджета района за 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года совместно с контрольно-счетными комиссиями Афанасьевского, Яранского, Оричевского районов. Заявителю направлено уведомление № 31 от 15.08.2017 о проведении контрольного мероприятия.
В период с 21.08.2017 по 25.08.2017 в соответствии с планом работы счетной палаты на 2017 год в отношении Администрации проведена проверка.
12.09.2017 по результатам проверки составлен акт (далее – акт от 12.09.2017). Из данного акта следует, что в нарушение пункта 1.2.4 соглашения № 18 и пункта 2.2.4 соглашения № 49-РСЗ, определяющих перечень условий предоставления субсидий, проектно-сметная документация не разрабатывалась.
24.10.2017 счетной палатой выдано представление № 01-19/659. Согласно пункту 14 данного представления КСП по результатам контрольного мероприятия выявлено следующее. По соглашениям № 18 и № 49-РСЗ бюджету Яранского района из областного бюджета предоставлены субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом: ремонт спортзалов МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» (1478,8 тыс.руб) и МКОУ ОШ с. Салобеляк (813 тыс.руб). Из актов формы КС-2 и справок формы КС-3 следует, что на указанных объектах выполнялся капитальный ремонт спортзалов. В нарушение статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и статьи 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации при проведении капитального ремонта отсутствовала проектная (техническая) документация, работы велись только по локальному расчету. Кроме того, наличие проектно-сметной документации является одним из условий предоставления субсидий, установленных соглашениями № 18 и № 49-РСЗ. С нарушением условий получены субсидии на сумму 2291,8 тыс.руб.
С учетом изложенного и на основании статьи 18 Закона Кировской области «О Контрольно-счетной палате Кировской области» Администрации предлагается следующее:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры по
устранению отмеченных в нем нарушений и недостатков, а также причин и
условий, способствующих их совершению.
2. Привлечь к ответственности должностных лиц,
допустивших выявленные проверкой нарушения.
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах проинформировать Контрольно-счетную палату Кировской области в течение месяца со дня его получения.
01.12.2017 КСП направила министерству финансов уведомление № 01-13/777 о применении к Администрации бюджетных мер принуждения.
Hе согласившись с пунктом 14 представления от 24.10.2017 № 01-19/659 и уведомлением от 01.12.2017 № 01-13/777, Администрация обратилась в арбитражный суд с вышеназванным требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) согласно преамбуле устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 БК РФ данный Кодекс также устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, денежные средства, выделяемые из бюджета, должны использоваться их получателем в точном соответствии с их целевым назначением.
Статьей 136 БК РФ определено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 139 БК под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ определено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Кодекса.
Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Применяются следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В пункте 5 статьи 306.2 БК РФ указано, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению. При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
В силу пункта 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Таким образом, полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения заключаются в принятии решения о применении конкретных мер принуждения, установленных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Финансовый орган на основании уведомления принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения. Исключительный перечень оснований для принятия решения финансовым органом об отказе в применении бюджетных мер принуждения указан в пункте 6 статьи 306.2 БК РФ. Данный перечень не предусматривает ревизию существа выявленных органом финансового контроля бюджетных нарушений.
Уведомление характеризуется властным односторонним волеизъявлением о применении бюджетных мер принуждения в отношении лица, совершившего бюджетное нарушение, что влечет за собой определенные неблагоприятные материальные последствия, которые могут быть выражены (в зависимости от принятого решения финансового органа) во взыскании либо неполучении соответствующих сумм бюджетных средств и иных мерах принуждения, и тем самым затрагивает сферу имущественных прав и законных интересов лица, совершившего бюджетное нарушение.
Статьей 306.8 БК РФ установлено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты), условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии со статьей 18 Закон Кировской области от 27.09.2011 № 46-ЗО «О Контрольно-счетной палате Кировской области» контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Кировской области и иные государственные органы Кировской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Кировской области, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Органы государственной власти Кировской области и иные государственные органы Кировской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона Кировской области от 08.12.2015 № 598-ЗО «Об областном бюджете на 2016 год» (далее – Закон № 598-ЗО) предусмотрены субсидии местным бюджетам из областного бюджета на 2016 год на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в сумме 20387,2 тыс. рублей.
Согласно части 3 статьи 16 Закона № 598-ЗО предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета осуществляется в соответствии с порядками, установленными Правительством Кировской области.
Действующим в спорный период постановлением Правительства Кировской области от 24.07.2014 № 272/486 утвержден Порядок предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (далее - Порядок предоставления субсидии).
Согласно пункту 1 Порядка предоставления субсидии данный порядок определяет правила предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидии субсидия предоставляется при соблюдении муниципальными районами (городскими округами) условий, определенных государственной программой Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы» (далее – Программа).
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 № 58/192, субсидии предоставляются главными распорядителями средств областного бюджета, определенными ведомственной структурой расходов областного бюджета, в соответствии с условиями их предоставления, установленными законом Кировской области об областном бюджете и (или) соответствующими государственными программами Кировской области.
Из приложения 7-5 к Программе в редакции, действующей в спорный период, следует, что субсидии из областного бюджета местным бюджетам на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом предоставляются, в том числе при наличии проектно-сметной документации на ремонт спортивных залов, перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Материалы дела свидетельствуют, что в отношении спортивных залов МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» и МКОУ ОШ с. Салобеляк проведен капитальный ремонт.
Данное обстоятельство подтверждается заявкой от 28.10.2015, направленной Администрацией в министерство образования; письмом Администрации от 31.08.2017 № 01-11/350, письмом Администрации от 27.11.2017 № 577-01-27, справкой от 15.10.2016 № 1 о стоимости выполненных работ и затрат по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», справкой от 01.08.2017 № 1 о стоимости выполненных работ и затрат по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ ОШ с. Салобеляк, актом от 15.10.2016 № 29, счетом на оплату от 12.10.2016 № 66, актами от 15.10.2016 № 1, от 20.12.2016 № 1 о приемке выполненных работ по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», актом от 01.08.2017 № 1 о приемке выполненных работ по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ ОШ с. Салобеляк, локальными сметами № 1, № 2 капитальный ремонт спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», локальным сметным расчетом № 1 на капитальный ремонт спортивного зала МКОУ ОШ с. Салобеляк, дефектной ведомостью № 1 капитальный ремонт спортивного зала МКОУ ОШ с. Салобеляк, дефектной ведомостью № 1 капитальный ремонт спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», аукционным заданием: выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ «ООШ м. Опытное Поле», муниципальными контрактами от 19.09.2016, 14.10.2016, 20.12.2016, 04.07.2017, платежными поручениями, актом проверки от 12.09.2017.
Проектная документация на ремонт указанных спортивных залов отсутствует.
Таким образом, Администрация нарушила условия предоставления субсидий, установленные приложением 7-5 к Программе, пунктом 1.2.4 соглашения № 18, пунктом 2.2.4 соглашения № 49-РСЗ. Следовательно, заявителем допущено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 БК РФ.
Счетная палата выдала Администрации представление от 24.10.2017 № 01-19/659 с предложением рассмотреть данное представление и в пределах имеющихся полномочий принять меры по устранению отмеченных в нем нарушений и недостатков, а также причин и условий, способствующих их совершению; привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения. В пункте 14 представления от 24.10.2017 № 01-19/659 ответчик указал на то, что при проведении капитального ремонта отсутствовала проектная (техническая) документация, работы велись только по локальному расчету. Наличие проектно-сметной документации является одним из условий предоставления субсидий, установленных соглашениями № 18 и № 49-РСЗ. С нарушением условий получены субсидии на сумму 2291,8 тыс.руб.
В связи с выявлением бюджетного нарушения КСП направила в министерство финансов уведомление от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения, содержащее просьбу рассмотреть данное уведомление и принять решение о применении к Администрации бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 БК РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что представление от 24.10.2017 № 01-19/659 в части пункта 14, а также уведомление от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения соответствуют вышеназванным правовым нормам, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Доказательства, подтверждающие, что представление от 24.10.2017 № 01-19/659 в части пункта 14, а также уведомление от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения нарушают права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя обязанности, создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности, отсутствуют.
Довод Администрации о том, что подготовка проектной документации необходима при проведении капитального ремонта в случае, если затрагиваются характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости, арбитражным судом не принимается.
Как ранее уже сказано, в силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация готовится, в том числе при капитальном ремонте частей объектов капитального строительства.
В рассматриваемой ситуации в отношении спортивных залов МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» и МКОУ ОШ с. Салобеляк проведен капитальный ремонт.
Согласно приложению 7-5 к Программе в редакции, действующей в спорный период, субсидии из областного бюджета местным бюджетам на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом предоставляются, в том числе при наличии проектно-сметной документации на ремонт спортивных залов, перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, на ремонт спортивного зала субсидия могла быть предоставлена при условии подготовки проектно-сметной документации. При этом из приложения 7-5 к Программе не следует, что проектно-сметную документацию необходимо готовить только при капитальном ремонте спортивного зала. В силу приложения 7-5 к Программе проектно-сметная документация была необходима для получения субсидии на любой вид ремонта спортивного зала.
Ссылка заявителя на то, что министерство образования при рассмотрении заявки претензий о составе документации не предъявляло, арбитражным судом не принимается, как не влияющая на существо рассматриваемого спора.
Утверждение Администрации о том, что в нарушение утвержденного регламента, а также пункта 5 статьи 306.5 БК РФ уведомление о применении мер бюджетного принуждения было утверждено 01.12.2017, арбитражным судом не принимается.
Согласно пункту 6 статьи 17 Регламента Контрольно-счетной палаты Кировской области, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области от 11.05.2012 № 24 датой окончания контрольного мероприятия считается дата утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия председателем КСП, а в его отсутствие заместителем.
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам Афанасьевского, Оричевского и Яранского районов, отдельных вопросов исполнения бюджетов районов за 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года» утвержден председателем КСП 02.11.2017.
Довод министерства образования о том, что в спортивных залах МКОУ «ООШ м. Опытное Поле» и МКОУ ОШ с. Салобеляк проведен текущий ремот, арбитражным судом отклоняется, как не соответствующий обстоятельствам дела.
Кроме того, как уже сказано, в силу приложения 7-5 к Программе проектно-сметная документация была необходима для получения субсидии на любой вид ремонта спортивного зала.
Учитывая изложенное, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требований Администрации о признании недействительными пункта 14 представления КСП от 24.10.2017 № 01-19/659, уведомления счетной палаты от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2017 по делу № А28-16298/2017 принята обеспечительная мера в виде приостановления действия уведомления КСП от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения до рассмотрения заявления по существу.
В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
Арбитражный суд полагает необходимым отменить обеспечительную меру в виде приостановления действия уведомления счетной палаты Кировской области от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения до рассмотрения заявления по существу.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требований администрации Яранского муниципального района Кировской области (ИНН: <***>, место нахождения: 612260 <...>) о признании недействительными пункта 14 представления Контрольно-счетной палаты Кировской области (место нахождения: 610019, <...>) от 24.10.2017 № 01-19/659, уведомления Контрольно-счетной палаты Кировской области от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения.
Отменить после вступления в законную силу решения суда обеспечительную меру в виде приостановления действия уведомления Контрольно-счетной палаты Кировской области от 01.12.2017 № 01-13/777 о применении бюджетных мер принуждения до рассмотрения заявления по существу, принятую определением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2017 по делу № А28-16298/2017.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.Ю. Шмырин