ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-17497/19 от 10.06.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-17497/2019

г. Киров

15 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено июня 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рязановой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кирово-Чепецкий» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 613040, Россия, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610014, Россия, <...>, комн. 18, 19)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ­

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма «Вятич» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 610027, <...>), индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: Кировская область, мкр. Лянгасово).

при участии в судебном заседании представителя:

ответчика – ФИО2, по доверенности от 21.12.2019,

установил:

межмуниципальный отдел  Министерства внутренних дел России «Кирово-Чепецкий» (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлениями о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Спутник» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности  по части 2 статьи 14.16    Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за продажу (оборот) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ в судебное заседание  не явились.

От ИП ФИО1 в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик с требованием не согласен, представил товарно-транспортную накладную на спорную алкогольную продукцию.

Суд в соответствии  с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.

Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

19 июля 2019 года сотрудниками МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в магазине «У пруда», расположенном по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, п.Полойский, с/д «Строитель-2» принадлежащем ООО «Спутник»,выявлен факт введения в оборот алкогольной продукции  - пива «Вятич» крепкое, объемом 1,4л., содержание алкоголя 6%, по цене 125 рублей за бутылку, в количестве 6 бутылок, в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в частности  товарно-транспортной накладной.

В тот же день был  составлен протокол осмотра территорий, помещений и находящихся там вещей и документов, оформлено изъятие алкогольной продукции.

05 декабря 2019 года по данному факту в отношении ООО «Спутник» составлен протокол 43АБ №931498 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица.

В порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела с заявлением о привлечении ООО «Спутник» к административной ответственности переданы в арбитражный суд.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом в виде наложения административного штрафа на  юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых осуществляется оборот указанной продукции в отсутствие соответствующих сопроводительных документов.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  (далее по тексту – Федеральный закон № 171-ФЗ) (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

   Статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2). Под пивом понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок (пункт 13.1 статьи 2).

На основании подпункта 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции включает в себя закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничную продажу, на которые распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 10.2 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится товарно-транспортная накладная.

В пункте 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила №55) определено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В соответствии со статьями 16, 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

При этом документами, подтверждающими легальность производства и оборота алкогольной продукции, являются документы, указанные в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, в числе которых поименована товарно-транспортная накладная.

В силу части 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно статье 25 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее продажу алкогольной продукции без товаросопроводительных документов.

Как следует из материалов дела,  19.07.2019  сотрудниками МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в магазине «У пруда», расположенном по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, п.Полойский, с/д «Строитель-2» принадлежащем ООО «Спутник»,выявлен факт введения в оборот алкогольной продукции  - пива «Вятич» крепкое, объемом 1,4л., содержание алкоголя 6%, по цене 125 рублей за бутылку, в количестве 6 бутылок, в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в частности  товарно-транспортной накладной.

При рассмотрении дела Обществом представлены документы, которые, по его мнению, подтверждают легальность оборота алкогольной продукции, выявленной в ходе проверки, в частности представлена  товарная накладная (дубликат) от 10.07.2019, согласно которой в адрес Общества ИП ФИО1 была поставлена алкогольная продукция, в том числе пиво «Вятич» крепкое, объемом 1,4л., содержание алкоголя 6%. Кроме того, представлена копия  договора поставки пива и безалкогольной продукции от 26.07.2017 № 266, заключенного между ООО Коммерческая фирма «Вятич» (поставщик) и ИП ФИО1 (покупатель), в соответствии с которым поставщик обязуется по заявке покупателя поставить и передать товар в собственность покупателя, а покупатель обязуется заказать, принять и оплатить товар  на условиях настоящего договора.

Определением суда от 20.05.2020  по настоящем делу ООО Коммерческая фирма «Вятич» (далее – ООО КФ «Вятич») и индивидуальный предприниматель ФИО1 были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

08.06.2020 ООО Коммерческой фирмой «Вятич»  представлены письменные пояснения, из которых следует, что в рамках заключенного с ИП ФИО1 договора от 26.07.2017 № 266,  ООО КФ «Вятич» была произведена поставка пива только по одной  товарной накладной от 02.08.2019 № 123120, иных поставок пива в адрес покупателя в 2019 году не осуществлялось. Кроме того, ООО КФ «Вятич»  представлены сведения ЕГАИС, исходя из которых, товарная накладная от 02.08.2019 № 123120 зарегистрирована, но указанная поставка  (принятие товара по накладной) ИП ФИО1 не подтверждена.

Также судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что между  ООО КФ «Вятич» и ООО «Спутник» был заключен договор поставки от 29.07.2016, при этом в рамках названного договора поставка пива в адрес ответчика не производилась.

Таким образом, вопреки утверждению ответчика, представленная Обществом товарная накладная от 10.07.2019 не подтверждает факт введения  в легальный оборот алкогольной продукции  - пива «Вятич» крепкое, объемом 1,4л., содержание алкоголя 6%

Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения в области регулирования розничного оборота алкогольной продукции, в материалах дела не имеется.

Рассматривая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности наличия в деянии общества всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения ответчика к административной ответственности, судом не установлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности по  части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В то же время в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Учитывая соразмерность санкций, предусмотренных в  части 2 статьи 14.16, а также принимая во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, характер  совершенного ответчиком правонарушения и его последствия, а также исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера налагаемого на общество административного штрафа, назначив ему в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ  административный штраф в размере 100000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ

Учитывая, что изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 19.07.2019 спорная алкогольная продукция по основаниям, предусмотренным абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ, находится в незаконном обороте, а также  с учетом положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»,  возврату ООО «Спутник» не подлежит, а подлежит изъятию и направлению на уничтожение.

Аналогичная позиция изложена в пунктах 1-3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018)

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Спутник» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610014, Россия, <...>, комн. 18, 19) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:

наименование получателя платежа: УФК по Кировской области (МО МВД России «Кирово-Чепецкий»),

ИНН <***>,

КПП 431201001,

л/с <***>,

ОКТМО 33707000,

КБК 18811608010016000140,

номер счета получателя платежа 40101810222020011001 в отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, БИК 043304001,

наименование платежа «штраф МО МВД».

Штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Сведения о добровольной уплате штрафа подлежат представлению в арбитражный суд не позднее указанного срока.

Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.

Изъятая по протоколу изъятия от 19.07.2019 алкогольная продукция подлежит уничтожению в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Вступившее в законную силу решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                      С.А. Едомина