ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-18068/19 от 01.03.2021 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-18068/2019

г. Киров

09 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2021 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рязановой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>, Россия, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610002, Россия, <...>)

о признании недействительным предписания от 12.11.2019 №17/02-2/19,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно - технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 109316, <...>; почтовый адрес: 125413, <...>),

открытое акционерное общество «Институт территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610046, <...>),

министерство имущественных отношений Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610019, <...>).

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - ФИО1, по доверенности от 29.09.2020; ФИО2, по доверенности от 07.08.2020;

ответчика-ФИО3, по доверенности от 25.12.2020; ФИО4, по доверенности от 24.12.2020,

установил:

Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» (далее – КОГБУ «ЦСРИР и СУ», учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 12.11.2019 №17/02-2/19.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что на балансе КОГБУ «ЦСРИР и СУ» на праве оперативного управления находится имущественный комплекс «Система измерительная – сеть базисная опорная активная «Регион Вятка», принадлежащая на праве собственности Кировской области. Создание данной системы было осуществлено на основании технического задания на выполнение работ по созданию спутниковой опорной-межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galilleo на территории Кировской области. Учреждение оказывает услуги по предоставлению доступа к системе измерительной – сети базисной опорной активной «Регион Вятка», т.е. в рамках заключенных договоров оказывает услуги исключительно по предоставлению доступа к средству измерения. Полагает, что «Система измерительная – сеть базисная опорная активная «Регион Вятка» не относится к геодезическим сетям специального назначения, в связи с чем, ответчик необоснованно вменяет КОГБУ «ЦСРИР и СУ» нарушение части 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2015 №431-ФЗ). Также указывает, что оспариваемым предписанием на учреждение возлагаются обязанности по устранению нарушений, состоящих в том, что отчет о создании сети базисной опорной активной «Регион Вятка» (далее – Комплекс) не передан в фонд пространственных данных, технические отчеты по геодезическим работам при создании спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galilleo на территории Кировской области (в рамках 1-го, 2-го, 3-го этапов) не соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 139. Вместе с тем, Федеральный закон от 30.12.2015 №431-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 139 не обязывают владельцев геодезических сетей, созданных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 №431-ФЗ, приводить отчеты о создание сетей в соответствие с новыми требованиями.

Представители ответчика с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просят отказать в удовлетворении требований, считают оспариваемое предписание законным, обоснованным, исполнимым и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Полагают доказанным факт того, что Комплекс является спутниковой опорной межевой сетью. Подробно позиция изложена в отзыве и дополнениях к нему.

Представитель ФГБУ «Федеральный научно - технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» в письменном отзыве на заявление указывает, что в рамках исполнения шести государственных контрактов было осуществлено создание на территории Кировской области спутниковой опорной межевой сети (далее – СОМС) в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo для обеспечения единства информационно – технологической инфраструктуры автоматизированной системы ведения кадастра объектов недвижимости в Кировской области, для измерения и закрепления на местности с заданной точностью координатной основы – геоцентрической и локальной (местной) систем координат Кировской области. Ссылается на то, что в свидетельстве об утверждении типа средств измерений указано - Система измерительная - сеть базисная опорная активная «Регион Вятка», а в приложении к нему определено назначение, порядок и принцип использования, которые точно соответствуют назначению созданной в результате исполнения государственных контрактов СОМС. Система представляет собой совокупность распределенных по территории Кировской области опорных базисных пунктов (ОБП), оснащенных непрерывно действующими приемниками сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS, и вычислительного центра (ВЦ), соединенного с ОБП проводными и/или беспроводными каналами связи. Указывает на законность оспариваемого предписания.

Министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве на заявление и дополнении к нему указало, что имущественный комплекс «Система измерительная - сеть базисная опорная активная «Регион Вятка» создавался в период с 2008 по 2011 годы в рамках исполнения шести государственных контрактов. Предметом контрактов являлось выполнение работ по созданию спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области. Результаты работ приняты в установленном порядке по актам приема-передачи.

ОАО «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно - изыскательское предприятие» в письменном отзыве пояснил, что предписание Управления не исполнимо, поскольку сеть базисная опорная активная «Регион Вятка» является средством измерения.

Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

12.11.2019 на основании распоряжения от 07.11.2019 №35-р Управлением Росреестра по Кировской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении КОГБУ «ЦСРИР и СУ». Проверка проводилась в связи с истечением 30.08.2019 срока исполнения субъектом проверки предписания №17/01-2/19 об устранении выявленных нарушений, выданного Управлением Росреестра по Кировской области 24.05.2019, с целью осуществления контроля устранения субъектом проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии.

По итогам внеплановой документарной проверки установлено, что выявленные нарушения по несоответствию технических отчетов нормам действующего законодательства и использованию геодезической сети специального назначения после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных не устранены.

По результатам проверки составлен акт проверки от 12.11.2019 № 17/01-2/19 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 12.11.2019 №17/2-2/19, с установленным сроком устранения нарушений до 13 декабря 2019 года.

В предписании указано на нарушение требований законодательства и нормативно-технических документов в области геодезии и картографии при осуществлении геодезической и картографической деятельности КОГБУ «ЦСРИР и СУ», а именно:

- отчет о создании сети базисной опорной активной «Регион Вятка» не передан в федеральный фонд пространственных данных, что является нарушением части 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- технические отчеты по геодезическим работам при создании спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области (в рамках 1,2,3 этапов) не соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 139 «Об установлении требований к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения, порядка утверждения технического проекта геодезической сети специального назначения, включая основания для отказа в его утверждении, требований к форме и составу отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов геодезической сети специального назначения, порядка передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных».

КОГБУ «ЦСРИР и СУ», не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем регулируются Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ).

Для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе организовывать создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ геодезическая сеть - совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения предусмотренных настоящим Федеральным законом систем координат.

Согласно требованиям частей 7,8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 №431-ФЗ лица, осуществляющие создание геодезических сетей специального назначения (за исключением лиц, осуществляющих создание таких сетей для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной деятельности), по завершении создания геодезической сети специального назначения обязаны составить отчет о создании геодезической сети специального назначения и каталог координат пунктов указанной сети и передать такие отчет и каталог в федеральный фонд пространственных данных или фонд пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае, если создание геодезической сети специального назначения организовано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Использование геодезической сети специального назначения, за исключением геодезической сети специального назначения, создание которой организовано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, или геодезической сети специального назначения, создаваемой для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной деятельности, допускается после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных.

В Федеральном законе от 30.12.2015 № 431-ФЗ отсутствуют положения о правовом режиме геодезических сетей специального назначения, созданных до вступления в силу данного федерального закона, а ранее действовавшим Федеральным законом от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» вопросы создания и использования геодезических сетей специального назначения не регулировались.

На момент создания СОМС на территории Кировской области действовало Положение о создании геодезических сетей специального назначения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 433 (далее – Положение).

Положение определяло порядок создания геодезических сетей специального назначения, развиваемых в целях обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 19 Положения о создании геодезических сетей специального назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 433 и действовавшего на момент создания Комплекса, предусмотрено, что технический отчет о выполнении работ по созданию опорной межевой сети и каталог координат и высот пунктов опорной межевой сети составляются в 3 экземплярах. После утверждения заказчиком указанных документов первый экземпляр документов остается у заказчика, второй экземпляр исполнитель сдает в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а третий экземпляр исполнителем направляется в порядке уведомления в территориальный орган Федерального агентства геодезии и картографии.

Согласно пункту 20 Положения каталог координат и высот пунктов опорной межевой сети вносится органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в государственный кадастр недвижимости, а технический отчет о выполнении работ по созданию опорной межевой сети помещается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В письме Росреестра от 07.06.2018 № 16-05850-МС/18 «О создании и вводе в эксплуатацию сетей спутниковых дифференциальных геодезических станций, а также одиночных базовых станций» указано, что, учитывая, что создание сетей СДГС до вступления в силу Закона № 431-ФЗ не имело правового регулирования, предлагается при регистрации сетей СДГС и БС, созданных до 01.01.2017, признать достаточным передачу в ФФПД отчета о создании такой сети (станции) и каталога (списка) координат пунктов такой сети (станции).

Как следует из материалов дела, имущественный комплекс «Спутниковая опорная межевая сеть (Спутниковая геодезическая сеть «Вятка» создавался в период с 2008 по 2011 годы в рамках исполнения шести государственных контрактов: № Д21-08 от 15.08.2008, № Д46-08 от 10.11.2008, № Д15-10 от 20.09.2010, № Д24-10 от 29.11.2010, № Д15-11 от 05.12.2011, № Д16-11 от 05.12.2011.

Предметом контрактов являлось выполнение работ по созданию спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области. Результаты работ приняты в установленном порядке по актам приема-передачи.

Одним из основных нормативных документов в пункте 3 Технических заданий, являющихся приложениями к государственным контрактам №Д21-08 от 15.08.2008, №Д46-08 от 10.11.2008, №Д15-10 от 20.09.2010, №Д24-10 от 29.11.2010, №Д15-11 от 05.12.2011, №Д16-11 от 05.12.2011 на выполнение работ по СОМС, указаны «Основные положения об опорной межевой сети», утверждённые приказом Росземкадастра от 15.04.2002 №П/261, в соответствии с пунктом 1.1. которых опорная межевая сеть (далее - ОМС) является геодезической сетью специального назначения, создаваемой для координатного обеспечения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и других мероприятий по управлению земельным фондом России.

Техническими заданиями на выполнение работ по созданию спутниковой опорно-межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области предусматривалось создание СОМС, предназначенной для обеспечения единства информационно-технологической инфраструктуры с автоматизированной системой ведения кадастра объектов недвижимости в Кировской области, а также для предоставления единой системы координат, обеспечивающей ведение земельного и других видов кадастра, проектирования и строительства газо-нефтепроводов, решения задачи информационного наполнения государственного кадастра недвижимости РФ сведениями об объектах недвижимости.

В свидетельстве об утверждении типа средств измерений указано - Система измерительная – сеть базисная опорная активная «Регион Вятка», а в приложении к нему определено назначение, порядок и принцип использования, которые соответствуют назначению созданной в результате исполнения государственных контрактов, перечисленных ранее, СОМС:

«Назначение: Система измерительная - сеть базисная опорная активная «Регион Вятка» предназначена для измерений и закрепления на местности с заданной точностью координатной основы - геоцентрической и локальной (местной) систем координат Кировской области.

Описание средства измерений: Система представляет собой совокупность распределенных по территории Кировской области опорных базисных пунктов (ОБП), оснащенных непрерывно действующими приемниками сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS, и вычислительного центра (ВЦ), соединенного с ОБП проводными и/или беспроводными каналами связи.

Принцип действия системы основан на использовании метода относительного позиционирования по ГОСТ Р 53606-2009. Опорные базисные пункты производят непрерывный прием навигационных сигналов ГНСС, измерений их параметров, первичную обработку с использованием встроенного программного обеспечения (ПО) и запись результатов, которые по каналам связи передаются в вычислительный центр (ВЦ) системы. ВЦ по результатам измерений опорных станций с помощью специального ПО определяет в режиме постобработки точные координаты ОБП системы в заданной системе координат и их взаимное положение.

ГНСС-приемник пользователя, находящегося в зоне действия системы, определяет в автономном режиме приближенные значения координат своего местоположения, передает их посредством сети Internet либо по GSM-каналам в ВЦ. ВЦ на основе фиксированных и измеренных (текущих) координат ближайших к пользователю ОБП системы формирует дифференциальные поправки и по запросу передает эти поправки на приемник пользователя. Приемник пользователя получает корректирующую информацию, отнесенную к месту его установки, и, используя результаты своих измерений и полученную из ВЦ корректирующую информацию, вычисляет координаты с учетом поправок.

Рекомендации по области применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: осуществление геодезической и картографической деятельности, в том числе, координатное обеспечение государственного земельного кадастра и государственного кадастра объектов недвижимости».

Решением приемочной комиссии от 28.12.2011 установлено, что выполненная работа по созданию спутниковой СОМС на территории Кировского кадастрового округа соответствует требованиям технического задания.

На основании распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 16.06.2017 №04-695 «О приёме-передаче движимого имущества по актам о приёме-передаче объектов нефинансовых активов от 20.06.2017 КОГБУ «ЦСРИР и СУ» передан имущественный комплекс «Спутниковая опорная межевая сеть», ранее находившийся в оперативном управлении у КОГАУ «МФЦ» и у КОГБУ «ЦИТ», включающий в себя технические средства.

Данный имущественный комплекс, состоящий из 5 частей, в соответствии с 5 этапами создания включает в себя оборудование, приобретённое для создания геодезической сети специального назначения - спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области (СОМС), созданной ОАО «Кировгипрозем» и переданной Департаменту государственной собственности Кировской области в 2008, 2010, 2011 годах по актам приёма-передачи.

В ходе создания сети на зданиях в районах области, на местности закреплены антенны 35 геодезических приёмников и установлены сами приёмники. К приёмникам подключены модемы с подключенными каналами связи Ростелеком. Геодезические приёмники постоянно находятся во включённом состоянии и круглосуточно производят геодезические измерения по определению приближенных координат и параметров для определения точных координат точек, на которых установлены их антенны, то есть в автономном режиме проводят геодезические измерения, относящиеся к полевым геодезическим работам.

Непосредственно в здании КОГБУ «ЦСРИР и СУ» расположен сервер, на котором установлено программное обеспечение, выполняющее сбор и обработку информации обо всех измерениях, проводимых всеми приёмниками, и передаваемых по каналам связи. Координаты точек, на которых установлены антенны геодезических приёмников в ходе создания СОМС, были определены ОАО «Кировгипрозем» в разных системах координат и включены в каталоги координат в составе технических отчётов и отдельно. Данные о координатах антенн каждого приемника внесены в память соответствующего приёмника, в связи с чем имеется возможность определять дифференциальные поправки путём сравнения измеренных псевдодальностей с расстояниями, вычисленными по координатам, т.е. выполняется комплекс камеральных геодезических работ, заключающийся в обработке результатов измерений.

Вышеописанный процесс, включающий в себя проводимые в автономном автоматизированном режиме геодезические работы, является основным в процессе геодезических измерений, выполняемых с помощью данной сети, так как осуществляет геодезические работы со стороны базовых станций.

При определении координат характерных точек границ объектов недвижимости относительно пунктов геодезической основы должно быть использовано не менее двух приёмников (пункт 5.5.1. Инструкции по развитию съёмочного обоснования и съёмке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (ГКИНП (ОНТА)-02-262-02), утверждённой Приказом Роскартографии от 18.01.2002 №3-пр).

Процесс измерений заключается в следующем. Один из приёмников устанавливается на точку с известными координатами (он является базой), второй приёмник устанавливается на точку, координаты которой необходимо определить (ровер). Оба приёмника проводят измерения одновременно, при этом базовый приёмник, имеющий данные о координате своего местонахождения, сравнивает значения измеренных псевдодальностей, имеющих ошибки, обусловленные различными влияниями атмосферы, уходом шкалы времени, многолучевость и другие, с расстояниями, вычисленными по координатам, и получает дифференциальную поправку. Вычисленную поправку базовый приёмник передает в режиме реального времени по каналам связи приёмнику роверу, который, в свою очередь, прибавляет её к измеренному значению и получает точные координаты (в случае измерений в RTK-режиме). При измерениях другими способами в режиме постобработки после проведения полевых измерений с приемников предоставляются данные непосредственных измерений приемника за определенный запрашиваемый интервал времени для проведения контрагентом камеральных работ (вычислений) самостоятельно.

Описанный алгоритм проведения спутниковых геодезических измерений однозначно свидетельствует о том, что основным в паре геодезических приёмников является базовый, и при его отсутствии выполнить измерения - определить точные координаты приёмником-ровером невозможно.

Вышеизложенное свидетельствуют об осуществлении КОГБУ «ЦСРИР и СУ» геодезической деятельности с использованием Комплекса, включающего в себя определение координат местоположения антенн 35 базовых станций, постоянно выполняющих геодезические измерения, тем самым осуществляя геодезическую деятельность, а также определение дифференциальных поправок, доступ к которым предоставляется контрагентам, заключившим договоры с заявителем.

Кроме того, факт определения КОГБУ «ЦСРИР и СУ» относительных координат по измерениям псевдодальностей дифференциальным и относительным методами (ГОСТ Р 53607-2009) находит своё подтверждение в пункте 1.1. Договора №С-69 от 05.08.2019 по предоставлению доступа к сети базисной опорной активной «Регион Вятка», в котором указано, что «Исполнитель оказывает Заказчику услуги по предоставлению доступа к Системе измерительной — сети базисной опорной активной «Регион Вятка» (далее — Система) для получения дифференциальных поправок для работы в режиме реального времени (RTK при условии нахождения Заказчика в зоне GSM/GPRS покрытия) в форматах кодовых дифференциальных поправок RTCM2.1, RTCM2.3, RTCM3.1, CMR, CMR+, и обеспечивает возможность получения Заказчиком данных для постобработки спутниковых измерений в режиме постоянно действующей базовой станции путём предоставления доступа к FTP-cepвepy Исполнителя».

Учитывая изложенное, СОМС создана и используется КОГБУ «ЦСРИР и СУ» как геодезическая сеть специального назначения.

Как указывалось ранее, в период выполнения работ по созданию СОМС действовало «Положение о создании геодезических сетей специального назначения» утверждённое Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №433 (окончание действия документа 08.07.2016), определявшее порядок создания геодезических сетей специального назначения (опорных межевых сетей), развиваемых в целях обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 19 которого Технический отчёт о выполнении работ по созданию опорной межевой сети и каталог координат и высот пунктов опорной межевой сети составляются в 3 экземплярах. После утверждения заказчиком указанных документов первый экземпляр документов остаётся у заказчика, второй экземпляр исполнитель сдаёт в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - ГФДЗ), а третий экземпляр исполнителем направляется в порядке уведомления в территориальный орган Федерального агентства геодезии и картографии (далее - ФКГФ).

Пунктом 19 Приказа Минэкономразвития России от 22.12.2015 №961 «Об утверждении положения о создании геодезических сетей специального назначения», действовавшего в период с 09.07.2016 по 09.09.2017, вступившего в силу с момента признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 №433, установлено, что технический отчёт о выполнении работ по созданию геодезических сетей специального назначения и каталог координат и высот пунктов геодезических сетей специального назначения составляются не менее чем в 2-х экземплярах. После утверждения заказчиком указанных документов первый экземпляр документов остается у заказчика, второй экземпляр заказчик сдаёт в федеральный картографо-геодезический фонд (ФКГФ). Обязанности направления отчётов в ГФДЗ данным документом не предусмотрено.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ (часть 3 статьи 32) материалы и данные ФКГФ являются данными федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД).

Пунктом 1 Порядка передачи отчёта о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в ФФПД, утверждённому Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 №139, вступившему в силу 10.09.2017 после признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.12.2015 №961, после составления отчёта о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети заказчик работ по созданию геодезической сети специального назначения в течение пятнадцати календарных дней со дня их составления передаёт один экземпляр отчёта и каталога координат фондодержателю ФФПД для включения в ФФПД.

Помимо Приказа Минэкономразвития России от 29.03.2017 №139 обязанность по передаче отчёта и каталога координат предусмотрена частью 7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ и возложена на исполнителя работ.

Таким образом, с июня 2008 года законодательно установлена обязанность передачи отчёта о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат в ФКГФ (ФФПД).

В случае, если созданная техническая документация подлежит в соответствии с действующим законодательством передаче в несколько разных фондов, то количество экземпляров определяется, исходя из требований нормативных правовых и технических документов, а также условий, установленных техническим заданием, и должно быть достаточным для передачи во все фонды.

Так как работы по созданию СОМС выполнены в период действия Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 №433, то исполнитель работ обязан был предоставить в Управление 2 экземпляра технических отчётов и каталогов координат для передачи их в 2 фонда - ГФДЗ и ФКГФ для учёта и хранения, поскольку один экземпляр документа не может являться учётной единицей разных фондов одновременно.

Ответчик пояснил, что технические отчёты и каталоги координат поступили в Управление в единственном экземпляре для передачи их в ГФДЗ, для приёма в ФКГФ экземпляр документов представлен не был.

На момент вынесения оспариваемого предписания отчет о создании геодезической сети специального назначения и каталог координат пунктов указанной сети в Федеральный фонд пространственных данных не переданы.

Согласно информации ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» от 30.09.2019 и от 17.10.2019 технический отчет по геодезическим работам при создании спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области не содержит всей необходимой информации и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания суд считает не обоснованным.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от публичного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает публичная ответственность.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Соответствующий правовой подход о критериях предписания публичных органов отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 2423/13.

Предписание должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Содержание выданного ответчиком предписания соответствует приведенным требованиям к содержанию ненормативного правового акта. В данном предписании изложено требование об устранении выявленных нарушений, указаны конкретные нормы нарушенного законодательства, выбор способа устранения нарушений остается на усмотрение заявителя.

Иные доводы заявителя, приводимые в обоснование своих требований, не свидетельствуют о недействительности выданного предписания.

Поскольку Комплекс является геодезической сетью специального назначения, СОМС фактически используется в нарушение положений части 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Технические отчеты о ее создании и каталоги координат должны быть переданы в ФФПД не для признания ее геодезической сетью специального назначения, а для возможности ее использования на законном основании.

Учитывая изложенное, оспариваемое предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской областисоответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» о признании недействительным предписания от 12.11.2019 №17/02-2/19.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>) о признании недействительным предписания от 12.11.2019 №17/02-2/19 отказать.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья С.А. Едомина