АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http:// kirov.arbitr.ru/ E-mail: sud@kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело А28-2166/2011
68/27
г. Киров
06 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кайгородовой О.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.03.2011 по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
без участия представителей сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» (далее – Заявитель, Общество, ООО «ТрансСервис») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.03.2011 о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего уполномоченного представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела согласно статье 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил отзыв на заявление, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьями 156 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителей сторон.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на отсутствие в его действиях события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик с требованиями Заявителя согласен. В письменном отзыве на заявление от 30.03.2011 Ответчик ссылается на то, что порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находится в стадии разработки и утверждения Министерством транспорта Российской Федерации, после принятия и официального опубликования которого будет определен порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, специализированные организации смогут приступить к оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств только после проведения категорирования, установления требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), уровни транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры согласно указаниям статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ устанавливаются Министерством транспорта РФ, соответствующий документ будет официально опубликован. По мнению Ответчика, требование Заявителя подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Положениями статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 названного закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно статье 7 Федерального закона № 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности Правительством Российской Федерации устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе, перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлены постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств был утвержден приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 № 194, который утрачивает силу в связи с изданием приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 № 61, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть с 10.04.2011.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ). Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в силу указаний части 1 статьи 5 Федерального закона № 16-ФЗ производится в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 (далее – Порядок проведения оценки).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона №16-ФЗ, пункту 4 Порядка проведения оценки оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Приказом ФСТ РФ от 10.11.2010 № 534-а, опубликованным в «Российской газете» 11.02.2011, введенным в действие 22.02.2011, утвержден Административный регламент Федеральной службы по тарифам по исполнению государственной функции по установлению тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, на момент возбуждения в отношении ООО «ТрансСервис» производства по делу об административном правонарушении и принятия Ответчиком оспариваемого постановления от 11.03.2011 нормативные документы, регламентирующие порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и транспортных средств специализированными организациями не утверждены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Заявителя нормативно установленной обязанности обращаться в уполномоченный орган с заявлением об установлении категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в его ведении, а соответственно и об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах суд считает, что в действиях ООО «ТрансСервис» не установлено и не доказано событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, у Ответчика отсутствовали законные основания для привлечения Заявителя к административной ответственности.
В этой связи требование Заявителя – ООО «ТрансСервис» подлежит удовлетворению, а оспариваемое им постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от 11.03.2011 о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование Заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» удовлетворить.
Постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от 11.03.2011 о назначении ООО «ТрансСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 612500, <...>) административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.
Судья П.И.Кононов