16/2023-230068(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-4243/2023
г. Киров
09 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2023 года В полном объеме решение изготовлено 09 января 2024 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Лебедевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
некоммерческой организации муниципального бюджетного учреждения «Городская среда» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612740, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (адрес: 610000, <...>, <...>)
третьи лица: администрация муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612740, <...>), министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610019, Россия, <...>)
о признании недействительным представления от 01.03.2023 № 40-25-09/6 в части возврата средств иного межбюджетного трансферта, выразившегося в приемке и оплате работ по строительству кафе на 50 посадочных мест площадью 186,9 кв. м,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 02.05.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
ответчика – ФИО2, по доверенности от 15.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании, ФИО3, по доверенности от 27.09.2021;
третьего лица - министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области – ФИО4, по доверенности от 02.02.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
установил:
некоммерческая организация муниципальное бюджетное учреждение «Городская среда» (далее – заявитель, учреждение, НКО МБУ «Городская среда») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, казначейство, Управление, УФК) о признании недействительным представления Управления от 01.03.2023 № 40-25-09/6 в части возврата средств иного межбюджетного трансферта, выразившегося в приемке и оплате работ по строительству кафе на 50 посадочных мест площадью 186,9 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – третье лицо, Администрация), министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – третье лицо, Министерство энергетики).
В заявлении и в дополнениях к заявлению учреждение указывает, что казначейство могло проводить проверку использования выделенных иных межбюджетных трансфертов в отношении Администрации. По отношению к НКО МБУ «Городская среда». Управление вышло за рамки проводимой выездной проверки и фактически провело проверку расходования учреждением иных межбюджетных трансфертов (далее – ИМБТ) на выполнение муниципального задания, что в его полномочия не входит. Управлением установлено именно нецелевое использование данным бюджетным учреждением средств ИМБТ, выделенных для Администрации, но не установлен факт нецелевого использования ИМБТ со стороны заявителя.
НКО МБУ «Городская среда» полагает, что нецелевым использованием средств субвенций, в том числе ИМБТ, является только случай, при котором до окончания текущего финансового года не было обеспечено выполнение задач и достижение целей (значения показателей результативности), установленных при предоставлении целевых средств, определенных нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления указанных целевых средств (соглашениями о предоставлении целевых средств). Данное обстоятельство УФК установлено не было. Следовательно, выводы о нецелевом использовании, о возврате средств в доход федерального бюджета в по строительству кафе на 50 посадочных мест общей площадью 186,9 кв.м являются необоснованными и недоказанными.
По мнению заявителя, средства бюджетных ассигнований могут быть направлены на софинансирование комплексных мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы. Перечень комплексных мероприятий, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, не ограничен. Представлением УФК необоснованно сделан вывод, что при строительстве объектов благоустройства кафе в количестве трех единиц и пункта проката приняты и оплачены работы, не предусмотренные заявкой. Спорное кафе заявкой предусмотрено. Кафе не является объектом капитального строительства.
Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям отзыва и дополнений к отзыву.
УФК поясняет, что при реализации проекта «Заводной Омутнинск» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «ЗАВОДной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области» за счет средств ИМБТ были оплачены работы по строительству здания кафе с летней террасой на 50 посадочных мест, каркасного типа с облицовкой сэндвич-панелями, площадь 186,9 кв.м. Данное здание согласно заявке муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области с проектом «Заводной Омутнинск» с описанием концепции и перечнем мероприятий, реализуемых за счет средств государственной поддержки из федерального бюджета (далее - заявка), должно было оплачиваться за счет средств муниципалитета либо с привлечением средств инвесторов, так как его строительство предусматривалось для сдачи в аренду или продажи. Поскольку в соответствии с правилами предоставления средств ИМБТ, соглашениями о предоставлении ИМБТ бюджетные средства предоставлены на реализацию проекта, предусмотренного заявкой, оплата за счет средств ИМБТ работ, которые в соответствии с проектом должны финансироваться за счет иных источников, является нецелевым использованием бюджетных средств. В проекте «Заводной Омутнинск», участвовавшем во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, определены мероприятия, финансирование которых будет осуществляться с использованием средств ИМБТ: благоустройство различных территорий и улиц, строительство лодочной станции. Финансирование строительства кафе предусмотрено осуществлять за счет средств муниципалитета, поскольку, как следует из проекта, кафе строилось для продажи или сдачи в аренду. В части мероприятий, осуществляемых за счет средств ИМБТ, строительство какого-либо кафе отсутствует. Указанные в проекте положения о стоимости и источниках финансирования проекта являются его обязательной частью. Условия проекта о финансовом обосновании проекта, источниках финансирования являются важной и неотъемлемой частью проекта, определяющими, в том числе, оценку заявки.
Ответчик ссылается на то, что в разделе 4.3 «Существующее положение» приложения к заявке отражено, что в прибрежной зоне нет необходимой инженерной инфраструктуры, в связи с чем проектом не предусматривается капитальное строительство. Здание кафе имеет прочную связь с землей, так как стоит на фундаменте мелкого заложения, запроектированного в виде монолитной железобетонной плиты, к нему подведены подземные коммуникации, конструктивные особенности данного здания не позволят осуществить его перемещение или демонтаж без несоразмерного ущерба его назначению Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что здание кафе не может быть отнесено к объектам некапитального строительства. В соответствии проектной документацией здание кафе включено в ее часть «Временные объекты», однако фактически не может быть отнесено к временным зданиям и сооружениям. Из заявки и проектной документации не следует, что кафе является зданием сезонного (временного) использования. Средства государственной поддержки из федерального бюджета израсходованы в том числе на строительство объектов, относящихся к объектам капитального строительства, расходы на которые проектом, направленным заявкой, не предоставлялись.
Управление указывает, что по всем объектам суммы нецелевого использования бюджетных средств в полном объеме возвращены в бюджет, за исключением объекта «Кафе с летней террасой на 50 мест площадью 186,9 кв.м», по которому возвращена сумма в размере 1 297 941,60 рублей. Соответственно, в резолютивной части представления предъявлено требование о возврате части средств федерального бюджета, израсходованных на строительство кафе с летней террасой на 50 мест площадью 186,9 кв.м, в размере 5 144 993,73 рублей.
По мнению ответчика, государственные (муниципальные) учреждения, как юридические лица, которым предоставлены средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетный трансферт из федерального бюджета, являются объектами контроля органов Федерального казначейства. Цель предоставления ИМБТ однозначно определяется документами о его предоставлении. При предоставлении органом местного самоуправления бюджетных средств, источником которых являются ИМБТ из федерального бюджета, своему подведомственному бюджетному учреждению, полученные таким учреждением средства не теряют статус бюджетных, не меняют своего целевого назначения. Предоставленные НКО МБУ «Городская среда» бюджетные средства имеют строго определенное целевое назначение, соответствующее назначению, предусмотренному федеральным, областным, муниципальным бюджетами, - реализация проекта победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях «Заводной Омутнинск» Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области. Следовательно, НКО МБУ «Городская среда» обязано обеспечить соблюдение целевого назначения предоставленных средств и направлять их строго на реализацию указанного проекта.
Администрация в отзыве и в дополнительных пояснениях указывает, что субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, могут расходоваться соответствующими муниципальными образованиями не только на благоустройство дворовых территорий, но и на благоустройство общественных территорий, в состав которых включаются объекты благоустройства, в том числе и объекты строительства. Выделяемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию обозначенного федерального з проекта средства бюджетных ассигнований могут расходоваться их получателями на благоустройство, в том числе на реализацию комплексных мероприятий, которые включают строительство объектов. Средства бюджетных ассигнований могут быть направлены на софинансирование комплексных мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы. Перечень комплексных мероприятий, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, не ограничен. В этой связи в указанных НКО МБУ «Городская среда» отсутствует нецелевое использование выделенных в виде субсидии бюджетных средств. Цель национального проекта - кардинальное повышение комфортной городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 %, сокращение в связи с этим количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Соответственно, цель учреждением выполнена.
Администрация поясняет, что спорное кафе имеют статус «нестационарный торговый объект». В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие получение разрешения на строительство, возведение и введение в эксплуатацию рассматриваемого объекта как самостоятельного объекта недвижимости. Спорный объект отнесен к нестационарному объекту, не являющимся объектами капитального строительства.
Данное третье лицо ссылается на то, что в заявке, представленной Администрацией на конкурс, в разделе 4.4 под пунктом 13 таблицы значится: кафе 450 кв. м - строительство, 1400 кв. м - благоустройство, стоимость работ. Обозначение кафе площадью 186,9 кв.м на 50 посадочных мест в заявке не конкретизировано. Тем самым нельзя признать допустимым как нецелевой финансовый источник, израсходованный при строительстве объекта.
Министерство энергетики в отзыве ссылается на то, что внесение изменений в концепцию проекта муниципального образования - победителя конкурса, допустимо при соблюдении установленных ограничений. В материалах дела отсутствует информация и документы, подтверждающие получение разрешения на строительство, возведение и введение в эксплуатацию рассматриваемого объекта как самостоятельного объекта недвижимости. Согласно проектной документации спорный объект отнесен к временным объектам, не являющимся объектами капитального строительства. К полномочиям УФК не отнесено определение достоверности проектной документации, а равно классификация возведенных объектов в качестве объектов капитального строительства.
Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, считается извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представители сторон и Министерства энергетики поддержали свои позиции.
Заслушав представителей сторон и названного третьего лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В ходе проведения проверки казначейством установлено следующее.
От Кировской области письмом от 28.01.2020 № 541-01-02, подписанным Губернатором Кировской области, была направлена конкурсная заявка муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области с проектом «Заводной Омутнинск» на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.
Согласно данным раздела 1.6 «Описание проекта и состав команды», являющего приложением к заявке, проектом предусматривается развитие
прибрежной зоны, осуществляемое в основном на средства межбюджетного трансферта в рамках проводимого конкурса.
Согласно данным раздела 4.3 «Существующее положение», являющего приложением к заявке, в прибрежной зоне нет необходимой инженерной инфраструктуры, в связи с чем проектом не предусматривается капитальное строительство.
На схеме 4.4.3, являющейся приложением к заявке, изображено проектное функциональное зонирование территории по видам использования и социальной и коммерческой активности, включающее, в том числе магазин, кафе.
На схеме 4.4.11, являющейся приложением к заявке, изображено развитие сферы услуг и предпринимательства: теневой берег (кофе-поинт, продажа сувенирной продукции, летнее, сезонное использование) реализуется на средства инвесторов; второй вход в парк (территория для строительства ресторана, организация парковки, организация мест отдыха) реализуется на средства инвесторов; лодочная станция (прокат лодок, прокат велосипедов и спортинвентаря, биотуалет либо локальный септик, терраса перед зданиемамфитеатр) реализуется на средства трансферта; центральный вход (строительство всесезонного кафе и благоустройство территории перед ним для организации летнего кафе, места отдыха, благоустройство прилегающей территории) реализуется на средства инвесторов; концертная площадка (концерты приглашенных звезд, городские праздники, фестивали, временная торговля во время проведения мероприятий) реализуется на средства трансферта; городской парк (кофе-поинт, продажа сувенирной продукции, летнее, сезонное использование) реализуется на средства инвесторов.
В разделе 5.1 «Укрупненный расчет затрат на реализацию проектных решений с указанием источников финансирования (средства государственной поддержки из федерального бюджета, средства регионального и/или муниципального бюджета, внебюджетные источники финансирования)» и на схеме 4.4.12, являющимися приложениями к заявке, изображены основные технико-экономические показатели проекта, в том числе общий бюджет проекта активации прибрежной территории, согласно которым строительство кафе и благоустройство прилегающей территории осуществляется за счет средств муниципалитета (для сдачи в аренду или продажи).
Федеральной конкурсной комиссией по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды утвержден перечень победителей конкурса и размер премии для каждой категории и подгруппы победителей конкурса, согласно которому одним из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды признано в 2020 году Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в категории малые города с численностью населения от 20 тыс. до 50 тыс. человек с размером премии в 70 млн. рублей.
Постановлением администрации Омутнинского городского поселения от 10.10.2017 № 862 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области на 2018-2024 годы» (далее – Муниципальная программа). Муниципальной программой (в редакции от 26.12.2020 № 1021/1) предусмотрено отдельное мероприятие: «Проект создания комфортной городской среды «Заводной
Омутнинск» в г. Омутнинск Кировской области» в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Данное мероприятие предусматривает: выполнение проектных и изыскательных работ по объекту: «Проект создания комфортной городской среды ««Заводной Омутнинск» в
г. Омутнинск Кировской области»; выполнение работ по реализации проекта победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В рамках данного мероприятия предусмотрено, в том числе благоустройство набережной Омутнинского водохранилища по ул. Красноармейская с освещением – спуски к воде, пандусы, лестницы, низкая деревянная набережная, укрепление береговой линии (длина уточняется после проведения изысканий), укрепление склонов; два всесезонных кафе по 50 посадочных мест с летней террасой и благоустройством территории; летнее кафе на 25 посадочных мест с благоустройством территории.
Между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2020 году из федерального бюджета бюджету Кировской области на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от 17.04.2020 № 069- 17-2020-093 (в редакции дополнительных соглашений от 29.07.2020, от 24.10.2020, от 30.12.2020, от 30.12.2021) (далее – Соглашение № 069-17-2020-093). В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Соглашения № 069-17-2020-093 предусмотрено предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Кировской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевого назначение на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 в целях достижения результата федерального проекта по Субъекту (далее – результат регионального проекта), в целях софинасирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт в сумме 80 000 000,00 руб. с учетом софинансирования из средств областного бюджета Кировской области в размере 10 000 000,00 рублей.
Между Министерством энергетики и администрацией муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – Муниципалитет) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого из бюджета Кировской области бюджету Омутнинского городского поселения на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения
Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от 10.06.2020 № 33628101-1-2020-003 (в редакции дополнительных соглашений от 21.10.2020, от 26.10.2020) (далее – Соглашение № 33628101-1- 2020-003).
Согласно пункту 1.1. Соглашения № 33628101-1-2020-003 предметом данного Соглашения является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических 10 поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» (далее – региональный проект), государственной программы Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 741-П.
В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения № 33628101-1-2020-003 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по Муниципалитету, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению № 1 и приложению № 2 к Соглашению от № 33628101-1-2020-003, являющимися его неотъемлемыми частями, предусмотренных муниципальной программой «Формирование современной городской среды» на территории Омутнинского городского поселения на 20182022 годы, утвержденной постановлением Омутнинского городского поселения от 10.10.2017 № 862.
Согласно приложению № 1 «Значение результатов регионального проекта, на достижения которых предоставляется Иной МБТ»: результат регионального проекта - реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях с датой достижения – 31.12.2021.
Между и НКО МБУ «Городская среда» заключено соглашение от 30.09.2020 № 1, в редакции дополнительного соглашения от 21.10.2020 № 1 (далее – Соглашение от 30.09.2020 № 1), о предоставлении НКО МБУ «Городская среда» в 2020 и плановом периоде 2021 и 2022 годов субсидии из бюджета муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), утвержденного распоряжением Администрации Омутнинского городского поселения от 30.09.2020 № 316 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, подведомственными администрации Омутнинского городского поселения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», включающего следующие мероприятия: - организация обустройства мест массового отдыха населения (общественных территорий); - реализация проекта победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Согласно Соглашению от 30.09.2020 № 1 субсидия предоставляется НКО МБУ «Городская среда» на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленных в муниципальном задании, в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета муниципального образования Омутнинское городское поселение 14 Омутнинского района Кировской области муниципальным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденным постановлением Администрации Омутнинского городского поселения от 25.09.2020 № 693. Субсидия предоставляется НКО МБУ «Городская среда» в размере 83 413 939,00 рублей, в том числе в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Администрации как получателю средств бюджета муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области.
Между Администрацией и НКО МБУ «Городская среда» заключено соглашение от 11.01.2022 № 1 (далее – Соглашение от 11.01.2022 № 1) о предоставлении НКО МБУ «Городская среда» в 2022 и плановом периоде 2023 и 2024 годов субсидии из бюджета муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ): организация обустройства мест массового отдыха населения (общественных территорий), утвержденного распоряжением администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области от 30.12.2021 № 392 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, подведомственными администрации Омутнинского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Согласно Соглашению от 11.01.2022 № 1 субсидия предоставляется НКО МБУ «Городская среда» на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленных в муниципальном задании в соответствии с Порядком предоставления субсидий. Субсидия предоставляется НКО МБУ «Городская среда» в размере 15 662 358,00 рублей.
На выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области» в 2021 году НКО МБУ «Городская среда» были заключены следующие муниципальные контракты: муниципальный контракт от 27.01.2021
№ 03402000033200151960001 с ООО «СтройТек»; муниципальный контракт от 13.07.2021 № 0340200003321007087001 с МУП ЖКХ «Водоканал» Омутнинского района.
При реализации проекта - победителя Всероссийского конкурса, в рамках исполнения вышеописанных муниципальных контрактов, заключенных НКО МБУ «Городская среда» в 2021 году на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области», за счет средств иных межбюджетных трансфертов были оплачены работы по строительству здания кафе с летней террасой на 50 посадочных мест, каркасного типа с облицовкой сэндвич-панелями, площадь 186,9 кв.м, которые согласно заявке, должны были оплачиваться за счет средств муниципалитета либо с привлечением средств инвесторов, так как его строительство предусматривалось для сдачи в аренду или продажи.
На территории набережной, расположенной в зоне с особыми условиями использования территории (береговая и защитная полоса) – зоне водного объекта, где согласно заданию на проектирование планировалось располагать только временные объекты без постоянного пребывания людей. В процессе проектирования появились объекты, в том числе здание кафе на 50 посадочных мест, площадь 186,9 кв.м, относящиеся к объектам капитального строительства.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 30.12.2022.
№ 538-П, пункта 2.4 Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области муниципальным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области от 25.09.2020 № 693, пунктов 1.1 и 1.2 Соглашения № 069-17-2020-093, пунктов 1.1 и 1.2 Соглашения № 33628101-1-2020-003 НКО МБУ «Городская среда» в 2021-2022 годах при реализации проекта - победителя Всероссийского конкурса, в рамках исполнения заключенных муниципальных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области», приняты и оплачены работы, не предусмотренные заявкой, на основании которой были выделены ИМБТ, на общую сумму 12 838 170,00 руб., в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму
Представление 01.03.2023 № 40-25-09/6 содержит требование по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 описательной части настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления путем проведения организационно-распорядительных мероприятий и доведения информации о выявленном нарушении до ответственных исполнителей НКО МБУ «Городская среда», а также устранить выявленное нарушение путем возврата средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды национального проекта «Жилье и городская среда», на лицевой счет министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета в срок до 01.07.2023 включительно, в общей сумме 5 144 993,73 руб. (10 068 756,004 923 762,27), использованных не по целевому назначению при реализации проекта - победителя Всероссийского конкурса, выразившееся в приемке и оплате НКО МБУ «Городская среда» в 2021-2022 годах работ по строительству здания Кафе на 50 посадочных мест, площадью 186,9 кв.м, выполненных по муниципальному
контракту от 13.07.2021 № 0340200003321007087001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области», не предусмотренных заявкой (пункт 1).
Изложенные обстоятельства дела позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса
понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Из статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Статьей 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - Правила № 237).
Пунктом 30 Правил № 237, в редакции, действующей в проверяемый период, предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального
бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов. Целевым назначением иного межбюджетного трансферта является финансовое обеспечение реализации победителем конкурса проекта создания комфортной городской среды, предусмотренного конкурсной заявкой победителя конкурса.
В силу пункта 34 Правил № 327 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта.
Из пункта 2 Методики распределения и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.10.2019 № 538-П (далее – Методика) в редакции, действующей в проверяемый период, следует, что иные межбюджетные трансферты предоставляются министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области бюджетам муниципальных образований Кировской области - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - конкурс) в соответствии с решением федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды о признании муниципального образования Кировской области победителем конкурса.
В силу пункта 3 Методики в редакции, действующей в проверяемый период, целевым назначением иных межбюджетных трансфертов является финансовое обеспечение расходов по реализации муниципальным образованием Кировской области - победителем конкурса проекта создания комфортной городской среды, предусмотренного заявкой на участие в конкурсе.
Материалы дела свидетельствуют, что на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды от Кировской области была направлена конкурсная заявка муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области с проектом «ЗАВОДной Омутнинск». Согласно данным раздела 1.6 «Описание проекта и состав команды», являющего приложением к заявке, проектом предусматривается развитие прибрежной зоны, осуществляемое в основном на средства межбюджетного трансферта в рамках проводимого конкурса. Согласно данным раздела 4.3 «Существующее положение» являющего приложением к заявке, в прибрежной зоне нет необходимой инженерной инфраструктуры, в связи с чем проектом не предусматривается капитальное строительство. На схеме 4.4.3, являющейся приложением к заявке, изображена проектное функциональное зонирование территории по видам использования и социальной и коммерческой активности, включающее, в том числе магазин; кафе. На схеме 4.4.11, являющейся приложением к заявке, изображено развитие сферы услуг и предпринимательства: теневой берег (кофе-поинт, продажа сувенирной продукции, летнее, сезонное использование) реализуется на средства инвесторов; второй вход в парк (территория для строительства ресторана, организация парковки, организация мест отдыха) реализуется на средства инвесторов; лодочная станция (прокат лодок,
прокат велосипедов и спортинвентаря, биотуалет либо локальный септик, терраса перед зданиемамфитеатр) реализуется на средства трансферта; центральный вход (строительство всесезонного кафе и благоустройство территории перед ним для организации летнего кафе, места отдыха, благоустройство прилегающей территории) реализуется на средства инвесторов; концертная площадка (концерты приглашенных звезд, городские праздники, фестивали, временная торговля во время проведения мероприятий) реализуется на средства трансферта; городской парк (кофе-поинт, продажа сувенирной продукции, летнее, сезонное использование) реализуется на средства инвесторов. В разделе 5.1 «Укрупненный расчет затрат на реализацию проектных решений с указанием источников финансирования (средства государственной поддержки из федерального бюджета, средства регионального и/или муниципального бюджета, внебюджетные источники финансирования)» и на схеме 4.4.12, являющимися приложениями к заявке, изображены основные технико-экономические показатели проекта, в том числе общий бюджет проекта активации прибрежной территории, согласно которым строительство кафе и благоустройство прилегающей территории осуществляется за счет средств муниципалитета (для сдачи в аренду или продажи).
Таким образом, согласно заявке строительство кафе осуществляется за счет средств инвесторов и муниципалитета.
При реализации проекта - победителя Всероссийского конкурса, в рамках исполнения вышеописанных муниципальных контрактов, заключенных НКО МБУ «Городская среда» в 2021 году на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проект создания комфортной городской среды «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске Кировской области», за счет средств иных межбюджетных трансфертов были оплачены работы по строительству здания кафе с летней террасой на 50 посадочных мест, каркасного типа, с облицовкой сэндвич-панелями, площадь 186,9 кв.м, которые согласно заявке, должны были оплачиваться за счет средств муниципалитета либо с привлечением средств инвесторов.
В силу пункта 30 Правил № 237, пункта 3 Методики целевым назначением иного межбюджетного трансферта является финансовое обеспечение реализации проекта создания комфортной городской среды, предусмотренного заявкой.
Из вышеназванной заявки следует, что строительство кафе оплачивается за счет средств муниципалитета либо с привлечением средств инвесторов. Финансирование строительства кафе за сет средств иного межбюджетного трансферта заявкой не предусмотрено.
При таких обстоятельствах и в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата работ по строительству вышеназванного кафе является нецелевым использованием бюджетных средств.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что представление Управления от 01.03.2023 № 40-25-09/6 в оспариваемой части является правомерным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Утверждения заявителя о том, что выводы о нецелевом использовании ИМБТ являются необоснованными и недоказанными; средства бюджетных ассигнований могут быть направлены на софинансирование комплексных мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы; перечень комплексных мероприятий, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, не ограничен;
представлением УФК необоснованно сделан вывод, что при строительстве кафе приняты и оплачены работы, не предусмотренные заявкой, спорное кафе заявкой предусмотрено, судом не принимаются с учетом вышесказанного, как не соответствующие обстоятельствам дела.
Довод учреждения о том, что кафе не является объектом капитального строительства, судом отклоняется. Заявитель не опроверг утверждения УФК о том, что здание кафе имеет прочную связь с землей, так как стоит на фундаменте мелкого заложения, запроектированного в виде монолитной железобетонной плиты, к нему подведены подземные коммуникации, конструктивные особенности данного здания не позволят осуществить его перемещение или демонтаж без несоразмерного ущерба его назначению.
Ссылки НКО МБУ «Городская среда» на то, что казначейство могло проводить проверку использования выделенного ИМБТ в отношении Администрации; по отношению к НКО МБУ «Городская среда» Управление вышло за рамки проводимой выездной проверки и фактически провело проверку расходования учреждением ИМБТ на выполнение муниципального задания, что в его полномочия не входит; Управлением установлено именно нецелевое использование данным бюджетным учреждением средств ИМБТ, выделенных для Администрации, но не установлен факт нецелевого использования ИМБТ со стороны заявителя, судом не принимаются.
В силу пункта 2.1 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством, в том числе в отношении в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
При этом ссылка заявителя на пункт 2 статьи 266.1 БК РФ судом отклоняется, так как так как из данного пункта следует, что его положения не распространяется на государственный (муниципальный) финансовый контроль, в том числе в отношении бюджетных и автономных учреждений.
Доводы третьих лиц судом не принимаются по вышеназванным обстоятельствам.
Учитывая изложенное, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования НКО МБУ «Городская среда» о признании недействительным представления Управлению от 01.03.2023 № 40-25-09/6 в части возврата средств иного межбюджетного трансферта, выразившегося в приемке и оплате работ по строительству кафе на 50 посадочных мест площадью 186,9 кв. м.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требования некоммерческой организации муниципального бюджетного учреждения «Городская среда» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612740, <...>) о признании недействительным представления Управлению Федерального казначейства по Кировской области (адрес: 610000, <...>, <...>) от 01.03.2023 № 40-25-09/6 в части возврата средств иного межбюджетного трансферта, выразившегося в приемке и оплате работ по строительству кафе на 50 посадочных мест площадью 186,9 кв. м.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.Ю. Шмырин