АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-4433/2016
г. ФИО4
16 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2016 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Шутовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес Кировского филиала: 610046 <...>)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 610019, <...>)
о признании недействительным предписания от 20.02.2016 № 25/45/16,
при участии в судебном заседании представителя:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 17.12.2015,
установил:
открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») обратилось в арбитражный суд с требованием, с учетом уточнений, о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее по тексту –ответчик, инспекция, ГЖИ) от 20.02.2016 № 25/45/16, выданного по результатам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки, в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. №9 (л/с <***>).
В обоснование требований заявитель указывает, что требование предписания не конкретизировано и не позволяет выявить, нарушение каких обязательных требований следует прекратить и какие мероприятия осуществить в целях приведения существующих правооотношений в соответствие с положениями действующего законодательства. Пояснили, что при начислении платы за электроснабжение на индивидуальное потребление по лицевому счету № <***> в период май 2015 года – июль 2015 года применялся норматив 96 кВт.ч, который соответствует типу помещения – 1-комнатная квартира при количестве проживающих – 1 человек. В платежных документах за август 2015 года ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление потребителям квартиры № 9 за май-июль 2015 года в связи с уточнением норматива потребления за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление при отсутствии приборов учета (67квВт.ч для 3-комнатной квартиры при количестве проживающих 3 человека), указанный перерасчет произведен в счет имеющегося долга, а не в счет текущего начисления. По мнению заявителя, с октября 2015 года следует применять норматив потребления на 1 человека – 140кВт.ч в месяц, который соответствует типу помещения 3-комнатная квартира без электрических плит при количестве проживающих – 1 человек. Фактически в октябре 2015 года расчет за электроснабжение на индивидуальное потребление был произведен по нормативу из учета 3-комнатная квартира и 3 человек (67кВт.ч на 1 человека), в ноябре 2015 года расчет произведен по нормативу из учета 3-комнатной квартиры и 2 человек (87кВт.ч. на 1 человека), поскольку 07.10.2015 собственник квартиры № 9 обратился в Общество с заявлением о перерасчете платы за электроэнергию за сентябрь 2015 года в связи с временным отсутствием зарегистрированного ФИО2, в заявлении также указана просьба произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 31.08.2015 по 12.09.2015 на период временного отсутствия собственника ФИО3 Кроме того, в заявлении указано, что с 29.09.2015 ФИО3 в квартире № 9 не зарегистрирована и не проживает. К заявлению приложены подтверждающие документы. Считает действия по начислению платы за электроэнергию на индивидуальное потребление собственнику (нанимателю) кв. №9 (л/с <***>) соответствующими действующему законодательству. В связи с чем, полагает, что у инспекции не было законных оснований для выдачи оспариваемого предписания. Подробно позиция общества изложена в заявлении.
Государственная жилищная инспекция Кировской области требования заявителя не признает, указывает на законность и обоснованность оспариваемого предписания, ссылаясь на то, что спорная квартира – коммунальная, состоит из 3 комнат, не оборудована индивидуальным (квартирным) прибором учета электроэнергии; в квартире до 29.09.2015 было зарегистрировано 3 человека, с 29.09.2015 – 2 человека. Согласно письменной информации ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» с мая по июль 2015 года при начислении платы за электроснабжение на индивидуальное потребление применяло норматив 96 кВт.ч, который соответствует типу помещения 1-комнатная квартира, количество проживающих -1 человек. В платежном документе за август 2015 года произведен перерасчет за электроснабжение собственнику квартиры № 9 за период май-июль 2015 года в связи с уточнением норматива потребления – 67 кВт.ч (для 3-комнатной квартиры при количестве проживающих – 3 человека). Однако из платежного документа за август 2015 года не видно, что собственнику сделан перерасчет, не указаны сведения о перерасчете и основания, что не позволяет однозначно утверждать, что переплата образовалась не в результате оплаты за коммунальную услугу собственником, а в связи с допущенными ошибками при начислении ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». В октябре 2015 года при начислении платы Общество применяло норматив 67 кВт.ч., соответствующий типу помещения – 3-комнатная квартира, проживающих – 3 человека; в ноябре 2015 года – норматив 87 кВт.ч, соответствующий типу помещения – 3-комнатная квартира, 2 проживающих. В декабре произведен перерасчет платы за электроснабжение на индивидуальное потребление потребителям квартиры № 9 за октябрь-ноябрь 2015 года в связи с уточнением норматива потребления за электроснабжение на индивидуальное потребление при отсутствии приборов учета – 140 кВт.ч. для 3-комнатной квартиры при количестве проживающих – 1 человек. Перерасчет за октябрь-ноябрь 2015 года в сумме 318,25 руб. произвден в счет текущего начисления. Сумма переплаты в результате неверного начисления заявителем платы составляет 354,89 рублей. Ответчик полагает, что перерасчет за временное отсутствие потребителя не может отразиться на увеличении норматива потребления для других проживающих в квартире. Подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02 ноября 2016 года объявлялся перерыв до 13 часов 00 минут 09 ноября 2016 года.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
На основании приказа и.о.начальника ГЖИ от 22.01.2016 № 148/16 с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: г. ФИО4, ул. Ленина, д.79, содержащего информацию о фактах нарушения Кировским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», связанных с начислением платы за коммунальную услугу по электроснабжению, жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», результаты которой отражены в акте проверки от 20.02.2016 № 25/75/16.
В ходе проверки ГЖИ было установлено и зафиксировано в акте от 20.02.2016, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» начисление платы за коммунальную услугу на индивидуальное потребление за май-ноябрь 2015 года для коммунальной квартиры № 9, состоящей из 3 комнат и не оборудованной индивидуальным (квартирным) прибором учета (л/счет <***>) многоквартирного дома № 79 по ул. Ленина г. Кирова производило с нарушением требований пункта 42 Правил № 354 (в части подпункта «а» пункта 4 Приложения 2), постановления № 90/148; излишне начисленная сумма платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление для собственника квартиры № 9 составила 354,89 руб.
20.02.2016 инспекция вынесла предписание № 25/45/16 (с учетом произведенной корректировки), согласно которому ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» необходимо провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в акте от 20.02.2016 № 25/75/16, и обеспечению соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за май-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. № 9 (л/с <***>). Требование: п.42 Правил № 354 (в части подпункта «а» пункта 4 приложения 2), постановления Правительства Кировской области от 29.03.2007 № 90/148 (ред. от 24.02.2015) «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета». Срок исполнения предписания установлен до 20.04.2016.
Не согласившись с предписанием ГЖИ от 20.02.2016 № 25/45/16, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. №9 (л/с <***>).
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных актов и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом на заявителе лежит бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, основанием для выдачи которого, в частности, является выявленное в установленном законом порядке нарушение требований действующего законодательства.
В силу пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со статьей 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Как следует из текста оспариваемого предписания, заявителю предписано в срок до 20.04.2016 устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанные в акте от 20.02.2016 № 25/75/16, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за май-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. № 9 (л/с <***>).
Заявитель выражает свое несогласие в части проведения перерасчета платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года.
В силу положений пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в числе прочего плату за коммунальные услуги.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие в жилом помещении зарегистрированных граждан не освобождает собственника этого помещения от внесения платы за коммунальные услуги. При отсутствии приборов учета начисление платы за коммунальные услуги производится в соответствии с действующим нормативом.
Как установлено в ходе проверки инспекцией, <...> является коммунальной квартирой, состоящей из трех комнат. Названная квартира принадлежит трем собственникам, лицевые счета которых разделены (3 лицевых счета).
В силу части 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила № 354).
В состав платы за коммунальную услугу по электроснабжению в коммунальной квартире входит плата за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), а также плата за электрическую энергию, потребленную в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета определен в разделе 8 Правил № 354.
Согласно пункту 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (пункт 88 Правил № 354).
Таким образом, в связи с временным отсутствием потребителя перерасчет размера платы производится лишь за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в таком жилом помещении, и не затрагивает размер платы за коммунальную услугу, потребленную в помещениях, являющихся общим имуществом собственников.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие регистрации по месту жительства в названой квартире одного из собственников квартиры, временное отсутствие другого собственника квартиры и зарегистрированного в данной квартире гражданина не может отразиться на увеличении норматива потребления для третьего собственника коммунальной квартиры, проживающего в квартире (л/с <***>). В рассматриваемой ситуации при наличии в коммунальной квартире трех собственников, имеющих самостоятельные лицевые счета для оплаты коммунальных услуг, временное отсутствие гражданина в квартире влияет лишь на перерасчет размера платы за предоставленную именно этому потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу. При наличии трех собственников коммунальной квартиры возложение расходов за весь объем электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, равно как и за объем индивидуально потребленной электрической энергии в двух других комнатах, на одного из собственников является неправомерным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, наличие трех собственников в спорной коммунальной квартире, то, что в индивидуальном пользовании каждого из собственников коммунальной квартиры находится только по одной комнате в данной трехкомнатной квартире, суд приходит к выводу о необоснованном начислении заявителем платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. № 9 (л/с <***>) исходя из норматива учета – 140 кВт.ч. для 3-комнатной квартиры при количестве проживающих – 1 человек.
Вопреки доводам заявителя оспариваемое предписание соответствует требованиям законности, обоснованности и исполнимости.
В нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств нарушения прав и законных интересов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» оспариваемым предписанием заявителем не представлено.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предписание от 20.02.2016 № 25/45/16 в оспариваемой части соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам №354, и не нарушает прав и законных интересов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области от 20.02.2016 № 25/45/16 в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. № 9 (л/с <***>).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении заявленного требования государственная пошлина относится на заявителя.
В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые определением арбитражного суда от 21.04.2016 обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания сохраняют свое действие до вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес Кировского филиала: 610046 <...>) о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области от 20.02.2016 № 25/45/16 в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроэнергии на индивидуальное потребление за октябрь-ноябрь 2015 года собственнику (нанимателю) кв. № 9 (л/с <***>), отказать.
Обеспечительные меры, принятые по делу в виде приостановления действия предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области от 20.02.2016 № 25/45/16, после вступления решения в законную силу отменить.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.А. Едомина