ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-5160/19 от 12.11.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-5160/2019

г. Киров                   

13 января 2021 года                                                        

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 13 января 2021 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С. А.,

при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи помощником судьи Окишевой Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Шабалинского муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом Культуры» (место нахождения: 612020, Кировская область, Шабалинский район, пгт. Ленинское, пл. Ленина, 11)

к министерству финансов Кировской области (юридический адрес: 610019, Россия, <...>)

о признании недействительным предписания от 24.12.2018 №53-19-05/092,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 610913, Россия, Кировская область, г. Киров, <...>),

Администрация Шабалинского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 612020 Кировская область, Шабалинский район, пгт.  Ленинское, ул. Советская, 33),

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – ФИО1, по доверенности от 02.03.2020,

установил:

Шабалинское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный Дом Культуры» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству финансов Кировской области (далее по тексту – ответчик, министерство) о признании недействительным предписания от 24.12.2018 №53-19-05/092.

В обоснование заявленного требования учреждение ссылается на необоснованность вывода ответчика о неправомерном принятии и оплате материалов и работ по установке котла КВм-0,93 без автоматики, а также материалов по установке кранов шаровых PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100 мм в количестве 2 шт. на общую сумму 261462,95 рублей. Пояснили, что ООО «Теплоэнергетик» 30.10.2017 в учреждение было направлено письмо о согласовании замены оборудования, которым на основании пункта 1.3 муниципального контракта была согласована замена моделей шаровых кранов. Помимо этого, считает, что министерство финансов Кировской области является лицом, не уполномоченным проводить проверки по данной категории хозяйственно-экономической деятельности, и, соответственно, выносить предписания по результатам таких проверок. В обоснование своей позиции заявитель также ссылается на заключение экспертов от 10.04.2019 №У-21/04/19. Подробно позиция учреждения изложена в заявлении.

Министерство в письменном отзыве на заявление, возражая против доводов заявителя, в удовлетворении заявленного требования просит отказать. Пояснили, что согласно техническому заданию (приложение № 1 к муниципальному контракту от 30.10.2017) «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» предусмотрены, в том числе, работы по установке котлов стальных жаротрубных пароводогрейных на твердом топливе (единица измерения 1 котел). Товары, используемые при выполнении работ, в том числе: котел КВм-0,93 без автоматики, без топки, краны BALLOMAX шаровые под приварку для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой Ру-25бар Ду-100мм ГОСТ 21345-2005. В ходе проверки министерством установлено, что подписанный акт формы КС-2 от 27.11.2017 №1 содержит недостоверные сведения (завышены объемы работ): фактически не выполнены подрядчиком работы по установке: кранов BALLOMAX шаровых под приварку для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой Ру-25бар Ду-100мм ГОСТ 21345-2005 в количестве 2 штук; котла КВм-0,93. Полагает, что поскольку котел водогрейный КВм-0,93 ВТСК.621251.250 ПС представляет собой единое изделие (в состав входит котлоагрегат КВм-0,93 – блок котла с оперативным бункером), то замена котла предполагает собой обязательную замену бункера. Считает, что доказательством подтверждения факта невыполнения работ по установке котла КВм-0,93 также являются товарно-транспортная накладная от 27.11.2017 №126, путевой лист грузового автомобиля от 27.11.2017 б/н, акт от 27.11.2017 №32 на транспортные услуги, согласно которым 27.11.2017 котел КВм-0,93 без автоматики вывезен подрядчиком с места выполнения работ по контракту обратно на место изготовления. Заключение экспертов от 10.04.2019 №У-21/04/19, по мнению ответчика, является недопустимым доказательством по делу.Находит оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству, не нарушающим права и законные интересы заявителя. Подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.

ООО «Теплоэнергетик» в письменном отзыве на заявление указывает на то, что в рамках муниципального контракта от 30.10.2017 было поставлено и установлено соответствующее оборудование, которое принято заказчиком 27.11.2017 без замечаний. Пояснили, что в товарно-транспортной накладной от 27.11.2017 №126 к путевому листу грузового автомобиля от 27.11.2017 из с. Новотроицкое в г. Киров по окончании монтажных работ котла КВм-0,93 были вывезены остатки расходных материалов, слесарный инструмент и монтажное оборудование. Считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В письменных дополнениях к отзыву общество пояснило, что работы по установке котла КВм-0,93 были произведены в полном объеме в соответствии с условиями муниципального контракта от 30.10.2017. Механическая деформация и следы сварочных работ металлических элементов конструкции приемного бункера котла, выявленные в ноябре 2018 года в ходе проверки министерства финансов, связаны с нарушением условий эксплуатации котла теплоснабжающей организацией в ходе отопительного сезона 2017-2018 годов. В конструкции данного котла не предусмотрена система автоматической подачи топлива. Загрузка топлива в котел осуществляется кочегаром через приемный бункер, в который в случае нарушения режима подачи топлива и его прогорания поступают горячие газы из топки котла, что приводит к перегреву металлических частей бункера, не имеющих водяного охлаждения. Вследствие воздействия высоких температур металлические конструктивные элементы приемного бункера подвержены деформации. В связи с чем, считает необоснованными доводы министерства о невыполнении работ по установке котла КВм-0,93 на основании выявленной механической деформации металлических элементов конструкции приемного бункера котла. При этом указали, что установка нового бункера не предусмотрена ни контрактом, ни техническим заданием, ни сметой и не заложена в стоимость проводимых работ. Кроме того, пояснили, что бункер не является конструктивной частью котла. Установка данного бункера произведена дополнительно к предусмотренным сметой объемам без увеличения цены контракта, в расчет цены контракта бункер не был включен. В связи с чем, считает, что вопрос о возврате его стоимости должен быть исключен. Также указали, что установленные краны шаровые под фланцевое соединение являются улучшенными по техническим свойствам и выше стоимостью, установлены по согласованию с заказчиком и в соответствии с пунктом 1.3 контракта.  

Администрация Шабалинского района Кировской области направила письменный отзыв на заявление, в котором позицию в отношении заявленного требования о признании недействительным предписания от 24.12.2018 №53-19-05/092 не высказала.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06 ноября 2020 года объявлялся перерыв до 13 часов 00 минут 12 ноября 2020 года.

Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и администрацией Шабалинского района Кировской области подписано двустороннее соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, на 2017 год от 05.12.2017 №5-П, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2017 году бюджету муниципального образования Шабалинский муниципальный район Кировской области субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, на 2017 год. Субсидия предоставляется на реализацию мероприятий в соответствии с приложением №1 к настоящему Соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения (пункт 1.1 Соглашения). В соответствии с Приложением №1 к Соглашению «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» субсидия предоставляется на ремонт котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области.

В целях реализации мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период Шабалинским муниципальным казенным учреждением культуры «Районный Дом Культуры» (заказчик) заключен муниципальный контракт от 30.10.2017 №0340200003317007083-0208114-01 «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» с ООО «Теплоэнергетик», предметом которого является выполнение работ по ремонту отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области, стоимость работ составляет 341214,38 рублей.

Письмом от 30.10.2017 «О согласовании замены оборудования» ООО «Теплоэнергетик» обратилось к заказчику с просьбой о согласовании замены оборудования по техническому заданию: кранов BALLOMAX шаровых под приварку для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой Ру-25бар Ду-100мм ГОСТ 21345-2005, - на аналогичное оборудование, являющееся улучшением по своим техническим качествам, и эквивалентом кранов BALLOMAX: краны КШ.Ц.Ф. DN 100 PN 16 СТ Н/П шаровые под фланцевое соединение для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой РУ-25бар, Ду-100мм ГОСТ 21345-2005.

Актом о приемке выполненных работ от 27.11.2017 №1 заказчиком, в числе прочего, приняты котел КВм-0,93 без автоматики, без топки и краны шаровые PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100мм в количестве 2 штук.

Министерством финансов Кировской области проведена проверка использования средств, выделенных на реализацию отдельного мероприятия, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, подпрограммы «Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области» Государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» в Шабалинском муниципальном казенном учреждении культуры «Районный Дом Культуры» за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

В ходе проверки министерство установило следующее.

Согласно акту контрольного, выборочного обмера объемов выполненных работ, соответствие выполненных работ условиям контрактов (договоров) от 20.11.2018 №1 зафиксировано, что при выполнении работ подрядчиком фактически не использованы материалы «Краны шаровые PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100мм» в количестве 2 штук.

В соответствии с Техническим паспортом котла в комплектность котла водогрейного КВм-0,93 ВТСК.621251.250 ПС входит котлоагрегат КВм-0,93 – блок котла с оперативным бункером, то есть, является единым изделием.

Визуальным осмотром установлено: у оперативного бункера имеются многочисленные следы ремонтных (сварочных) работ, участки коробления металла, разрушения сварочных швов, металлолом от демонтажных работ котельной отсутствует.

Согласно данным журнала операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов Шабалинского муниципального казенного учреждения культуры «Районный Дом Культуры» за 2017 год и за январь 2018 года – октябрь 2018 года металлолом от демонтажных работ котельной к учету не принят. 

Согласно товарно-транспортной накладной от 20.11.2017 №146, путевому листу грузового автомобиля от 20.11.2017 б/н и акту от 20.11.2017 №29 на транспортные услуги по маршруту «г. Киров - с. Новотроицкое» индивидуальным предпринимателем ФИО2 по заявке ООО «Теплоэнергетик» перевезен груз – котельное оборудование из пункта погрузки: <...>, в пункт разгрузки: Кировская область, Шабалинский район, с. Новотроицкое.

Работы, выполненные подрядчиком (ООО «Теплоэнергетик»), приняты заказчиком 27.11.2017. 

В соответствии с товарно-транспортной накладной от 27.11.2017 №126, путевым листом грузового автомобиля от 27.11.2017 б/н, актом от 27.11.2017 №32 на транспортные услуги индивидуальным предпринимателем ФИО2 по заявке ООО «Теплоэнергетик» перевезен груз – Котел КВМ-0,93 (без автоматики) из пункта погрузки: Кировская область, Шабалинский район, с. Новотроицкое в пункт разгрузки: <...>, то есть 27.11.2017 Котел КВМ-0,93 (без автоматики) вывезен подрядчиком с места выполнения работ по муниципальному контракту от 30.10.2017 обратно на место изготовления.

Исходя из результатов проверки, министерством сделан вывод, что при исполнении муниципального контракта от 30.10.2017 подрядчиком отопительный котел КВМ-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области фактически не переустановлен, проведен ремонт старого отопительного котла КВм-0,93.

Стоимость материалов, фактически не использованных при выполнении работ по установке отопительного котла КВМ-0,93 и кранов шаровых PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100мм в количестве 2 штук в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области, составляет в общей сумме 261462,21 рублей.

Установив данные обстоятельства, министерство пришло к выводу о нарушении требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1.1, 4.1.2, 4.2, 5.3, 6.2 муниципального контракта от 30.10.2017 №0340200003317007083-0208114-01 «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области», выразившемся в неправомерном предъявлении подрядчиком работ и материалов по установке котла стального жаротрубного паро-водогрейного отопительного котла КВм-0,93 без автоматики, без топки, а также материалов по установке кранов шаровых PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100 мм в количестве 2 штук на общую сумму 261462,21 рублей и неправомерном принятии и оплате их заказчиком.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.11.2018.

Учреждение направило возражения на акт проверки, в которых указало, что подрядчиком установлены улучшенные по техническим характеристикам и стоимости краны шаровые под фланцевое соединение диаметром 100 мм в количестве 2 штук, что допускается в соответствии с условиями муниципального контракта. Считает, что вывод министерства о том, что котельное оборудование котла КВм-0,93 не было установлено, не подтвержден актом осмотра и сделан лишь на основании неточности записей в товарно-транспортной накладной подрядчика от 27.11.2017 №126 к путевому листу грузового автомобиля, не имеющих прямого отношения к технологическому процессу производства ремонтных работ. Котел по прошествии отопительного сезона прошлого года находится в исправном рабочем состоянии. Пояснили, что в соответствии с условиями муниципального контракта от 30.10.2017 производился ремонт котла КВм-0,93 с заменой котельного оборудования, а не установка нового котла, как единого модульного агрегата.  

В целях устранения выявленного нарушения министерство выдало учреждению предписание от 24.12.2018 №53-19-05/092, согласно которому потребовало устранить нарушение вышеуказанных нормативных положений в части неправомерно принятых и оплаченных за счет средств субсидии местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, на 2017 год, фактически не установленных кранов шаровых PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100мм в количестве 2 штук и котла КВм-0,93 без автоматики, без топки в количестве 1 шт., а также работ по установке данного котла на общую сумму 248362,95 рублей путем возмещения средств в областной бюджет в срок до 28.02.2019.

Актом комиссии по техническому осмотру объекта по муниципальному контракту от 30.10.2017 года «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» от 29.01.2019 зафиксировано, что при вскрытии надтрубной легкой обмуровки котла КВм-0,93 внешним осмотром установлено: конструкция трубной части котла имеет по периметру сплошной металлический трубный контур. Трубная часть не имеет следов ржавчины, повреждений, износа, ремонта. Сварочные швы блестят, не имеют следов ржавчины и дефектов. Износ металлической трубной части котла соответствует установленному сроку эксплуатации и монтажа в 2017 году. На входе и выходе у котла установлены новые шаровые краны 2шт. Механизм подачи топлива (бункер) имеет следы износа и ремонта. В соответствии с локальной сметой и техзаданием к муниципальному контракту он замене и ремонту не подлежал.

Не согласившись с предписанием министерства от 24.12.2018, учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его недействительным.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица административного органа, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Предписание должно выдаваться в пределах полномочий выдавшего его должностного лица. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны. Предписание должно быть исполнимым, поскольку предписание носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, а также возложение неисполнимых обязанностей, по сути, влекут нарушение его законных прав и интересов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля определены в статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к числу которых пунктом 3 отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок)  регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 94 Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующей особенности исполнения контракта, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта (пункт 1 статьи 94 Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, в рамках двустороннего соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, на 2017 год от 05.12.2017 №5-П, подписанного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и администрацией Шабалинского района Кировской области, из областного бюджета в 2017 году бюджету муниципального образования Шабалинский муниципальный район Кировской области выделена субсидия на ремонт котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области.

В целях реализации мероприятий, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период Шабалинским муниципальным казенным учреждением культуры «Районный Дом Культуры» (закзачик) заключен муниципальный контракт от 30.10.2017 №0340200003317007083-0208114-01 «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» с ООО «Теплоэнергетик» (далее также муниципальный контракт от 30.10.2017), предметом которого является выполнение работ по ремонту отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области, стоимость работ составляет 341214,38 рублей.

Согласно пункту 5.3 муниципального контракта от 30.10.2017 условия выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием и Локальным сметным расчетом.

В соответствии с Приложением № 1 к муниципальному контракту от 30.10.2017 «Техническое задание «Ремонт отопительного котла КВМ-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» в числе прочего предусмотрены монтажные работы по установке котлов стальных жаротрубных пароводогрейных на твердом топливе в количестве 1 котла. Приложение к Техническому заданию на работы, услуги «Товары, используемые при выполнении работ по ремонту отопительного котла КВМ-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области» содержит указание на котел КВм-0,93 без автоматики, без топки; краны BALLOMAX шаровые под приварку для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой Ру-25бар Ду-100мм ГОСТ 21345-2005.

Пунктом 6.2 муниципального контракта от 30.10.2017 установлено, что не позднее 5 дней после получения от подрядчика уведомления о факте завершения работ заказчик осуществляет приемку выполненных работ на предмет соответствия объемов, использованных строительных материалов требованиям, изложенным в настоящем контракте, техническом задании, сметной документации и направляет подрядчику один подписанный экземпляр актов выполненных работ, либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения.

Актом о приемке выполненных работ от 27.11.2017 №1 заказчиком, в числе прочего, приняты котел КВм-0,93 без автоматики, без топки и краны шаровые PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100мм в количестве 2 штук.

По результатам проверки использования средств, выделенных на реализацию отдельного мероприятия, направленных на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период, подпрограммы «Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области» Государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» в Шабалинском муниципальном казенном учреждении культуры «Районный Дом Культуры» за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 министерством финансов Кировской области установлено нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1.1, 4.1.2, 4.2, 5.3, 6.2 муниципального контракта от 30.10.2017 №0340200003317007083-0208114-01 «Ремонт отопительного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области», выразившееся в неправомерном предъявлении подрядчиком работ и материалов по установке котла стального жаротрубного паро-водогрейного отопительного котла КВм-0,93 без автоматики, без топки, а также материалов по установке кранов шаровых PN25 BALLOMAX под приварку диаметром 100 мм в количестве 2 штук на общую сумму 261462,21 рублей и неправомерном принятии и оплате их заказчиком.

В соответствии с имеющимся в материалах дела заключением экспертов от 10.04.2019 №У-21/04/19 на момент осмотра 11.03.2019 в котельной по адресу: <...>, установлен новый котел КВм-0,93 с заводским номером 1431, выпущенный по ТУ 4931-006-22969026-2009 в ноябре 2017 года ООО «Теплоэнергетик».

В объяснениях эксперта ФИО3, взятых старшим следователем Котельничского МСО СУ СК РФ по Кировской области, указано, что бункер является элементом оборудования котельной – ее промежуточным звеном между транспортером твердого топлива с улицы в котел, и непосредственно котлом. Бункер обеспечивает подачу топлива в топку котла. При этом бункер не является составной частью котла. По результатам экспертизы установлено, что котел новый, а бункер старый. На фотографии в заключении эксперта указано на новый сварочный шов между новым котлом и старым бункером подачи твердого топлива в топку котла. В связи с этим противоречий между актом министерства финансов и заключением экспертизы не имеется. 

Согласно справке ООО «Система ЮГ» от 09.07.2019 №59 в ноябре 2017 года в котельной по адресу: <...>, установлен новый опилочный котел КВм-0,93, после этого капитального ремонта котла не производилось. В 2018 году производились сварочные работы на приемном бункере опила, в связи с деформацией от воздействия высоких температур.

Информация, указанная в заключении экспертов от 10.04.2019 №У-21/04/19, объяснениях эксперта ФИО3, справке от 09.07.2019 №59, согласуется с обстоятельствами, зафиксированными министерством в акте контрольного, выборочного обмера объемов выполненных работ, соответствие выполненных работ условиям контрактов (договоров) от 20.11.2018 №1: у оперативного бункера имеются многочисленные следы ремонтных (сварочных) работ, участки коробления металла, разрушения сварочных швов.

Котел КВм-0,93 и работы по его установке приняты заказчиком по акту о приемке выполненных работ от 27.11.2017 №1.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о доказанности факта установки подрядчиком спорного котла КВм-0,93 в котельной с. Новотроицкое Шабалинского района Кировской области.

Доводы министерства со ссылкой на паспорт котла и товарно-транспортную накладную от 27.11.2017 №126, путевой лист грузового автомобиля от 27.11.2017 б/н, акт от 27.11.2017 №32 на транспортные услуги, не свидетельствуют о том, что муниципальный контракт от 30.10.2017 не был исполнен.

Документы, с достоверностью подтверждающие, что выполнение работ по ремонту отопительного котла по муниципальному контракту от 30.10.2017 предусматривало обязательную замену бункера, ответчиком не представлено.

Федеральный закон № 44-ФЗ (пункт 7 статьи 95) допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменения условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Федеральным законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом следует отметить, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики выполняемых работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.

Пунктом 1.3 муниципального контракта от 30.10.2017 предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Из материалов дела следует, что письмом от 30.10.2017 «О согласовании замены оборудования» ООО «Теплоэнергетик» обратилось к заказчику с просьбой о согласовании замены оборудования по техническому заданию: кранов BALLOMAX шаровых под приварку для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой Ру-25бар Ду-100мм ГОСТ 21345-2005, - на аналогичное оборудование, являющееся улучшением по своим техническим качествам, и эквивалентом кранов BALLOMAX: краны КШ.Ц.Ф. DN 100 PN 16 СТ Н/П шаровые под фланцевое соединение для использования в системах теплоснабжения под приварку с ручкой РУ-25бар, Ду-100мм ГОСТ 21345-2005.

Факт принятия заказчиком исполнения муниципального контракта подрядчиком в части кранов шаровых в количестве 2 штук подтверждается документацией по контракту, в том числе актом о приемке выполненных работ от 27.11.2017 №1.

Доводы о том, что принятые заказчиком краны имеют улучшенные по сравнению с предусмотренными в муниципальном контракте от 30.10.2017 характеристики, ответчиком не опровергнуты.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что министерство не доказало наличие оснований для признания неправомерными предъявление подрядчиком, принятие и оплату заказчиком работ и материалов по установке котла стального жаротрубного паро-водогрейного отопительного котла КВм-0,93 без автоматики, без топки, а также материалов по установке кранов шаровых в количестве 2 штук на общую сумму 261462,21 рублей.

При таких обстоятельствах в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт нарушения требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1.1, 4.1.2, 4.2, 5.3, 6.2 муниципального контракта от 30.10.2017 министерством не доказан.

Учитывая, что ответчик в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих сам факт нарушения заявителем конкретных обязательных требований, суд приходит к выводу о том, что оснований для выдачи оспариваемого предписания ответчик должным образом не установил.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным предписания министерства финансов Кировской области от 24.12.2018 №53-19-05/092 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным предписание министерства финансов Кировской области от 24.12.2018 №53-19-05/092.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями  273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                               С.А. Едомина