ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-5479/13 от 02.09.2013 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-5479/2013

214/16

г. Киров                   

09 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 09 сентября 2013 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Счастливцевым Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610017, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (место нахождения: 610020, <...>)

третьи лица: ФИО1 (место жительства: г. Киров)ФИО2 (место жительства: г. Киров).

о признании недействительным решения от 03.04.2013 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице; обязании зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице; взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей 00 копеек и расходов по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей 00 копеек

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя ФИО3, по доверенности от 26.04.2013,

представителей ответчика: ФИО4, по доверенности от 05.08.2013, ФИО5, по доверенности от 05.08.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» (далее – заявитель, Общество, ООО «Парикмахерская «Камея») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – ответчик, регистрирующий орган, Инспекция, ИФНС) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (место нахождения: 610020, <...>) от 03.04.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея»; о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кирову обязанности зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части исключения из числа участников ФИО6 и ФИО7 и передачи их долей обществу с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» согласно протоколу общего внеочередного собрания участников общества от 28.02.2013; о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову в пользу общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек и расходов по оплате помощи представителя в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек. Заявитель указывает, что законодательство не предусматривает обязанность регистрирующего органа проверять законность решений органов юридического лица и проводить правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Регистрирующий орган не имеет оснований для  отказа в государственной регистрации изменений, вносимы в учредительные документы Общества. Наследники ФИО8 корпоративных прав участника ООО «Парикмахерская «Камея» приобрести не могут.                   ФИО1 с заявление о принятии в состав Общества не обращалась. Умершие участники ООО «Парикмахерская «Камея» прекратили свое членство в Обществе в связи со смертью. Доли ФИО6 и ФИО9 в ООО «Парикмахерская «Камея» не являются выморочным имуществом и не могут перейти в порядке наследования по закону Российской Федерации. Законодательством не допускается понуждение наследников к принятию наследства. В целях самозащиты своих прав общим собранием участников ООО «Парикмахерская «Камея»  принято решение считать умерших участников  выбывшими из Общества, а их доли считать переданными на баланс ООО «Парикмахерская «Камея». Вывод Инспекции о том, что заявление Общества содержит недостоверные сведения и, следовательно, не может считаться представленным, является незаконным.

Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву. ИФНС считает, что сведения, содержащиеся в заявлении Общества, относительно ФИО6 и ФИО9 не могут считаться достоверными. Оспариваемое решение Инспекции соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО1 (далее – третье лицо, ФИО1), ФИО2 (далее - третье лицо, ФИО2).

Третьи лица явку своих представителей  в судебное не обеспечили, о времени и месте судебного заседания ФИО2 извещен надлежащим образом, ФИО1 считается извещенной.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьих лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

28.02.2013 проведено общее собрание участников ООО «Парикмахерская «Камея». На собрании решено считать умершую ФИО6 и  умершую ФИО9 выбывшим участниками. Долю умерших участников Общества передать ООО «Парикмахерская «Камея» (размер доли 2949/8350). При обращении наследников ФИО6 и  ФИО9 за долями, принадлежащими умершим, выплатить действительную стоимость доли наследникам.

27.03.2013 представителем ООО «Парикмахерская «Камея» подано в инспекцию заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно данному заявлению изменения вносятся в сведения об участниках Общества и в сведения о долях в уставном капитале ООО «Парикмахерская «Камея», принадлежащих Обществу (далее – Заявление о регистрации).

03.04.2013 ИФНС приняла в отношении ООО «Парикмахерская «Камея» решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов (далее - Решение от 03.04.2013). Регистрирующий орган со ссылкой на статью 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статью 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, устав ООО «Парикмахерская «Камея» указал в данном решении, что переход выморочного имущества, в том числе доли умершего участника общества с ограниченной ответственностью, на баланс общества законодательством не предусмотрен. В разделе 14 листа «Т» представленного заявления Общество подтверждает, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством сведениям, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Заявление содержит недостоверные сведения, а значит не представлено. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

ООО «Парикмахерская «Камея» обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) определено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Из пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона о регистрации предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).

Из подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации следует, что отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Формы заявлений о государственной регистрации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление от 19.06.2002 № 439).

В соответствии с приложением № 4 к Постановлению от 19.06.2002 № 439 заявление по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, помимо прочего, содержит данные об участниках юридического лица – физических лицах, о доли в уставном капитале, о возникновении у физического лица обязательственных прав в отношении юридического лица (приобретение или переход доли в   уставном   капитале общества  с  ограниченной ответственностью), о прекращении у физического лица обязательственных прав в отношении юридического лица (выход  участника, продажа или уступка  доли  в  уставном капитале   общества   с   ограниченной  ответственностью).

Согласно абзацу 5 раздела 1 общих положений Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС РФ от 10.11.2004 г. № САЭ-3-09/16, все разделы и пункты заявлений (уведомлений) подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящими Методическими разъяснениями.

Системное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что регистрирующий орган проверяет на соответствие Постановлению от 19.06.2002 № 439 форму заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Заявление о регистрации должно включать в себя сведения, предусмотренные Постановлением от 19.06.2002 № 439 и необходимы для государственной регистрации. Заявление не соответствующее по форме требованиям Постановления от 19.06.2002 № 439 не может считаться документом, определенным Законом о регистрации, необходимым для государственной регистрации.

В соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах) переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании (пункт 1). Участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества (пункт 2). Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода. До принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 8).

Согласно статье 23 Закона об обществах доля участника общества, исключенного из общества, переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить исключенному участнику общества действительную стоимость его доли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении, или с согласия исключенного участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (пункт 4). В случае, если предусмотренное в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона согласие участников общества на переход доли или части доли не получено, доля или часть доли переходит к обществу в день, следующий за датой истечения срока, установленного настоящим Федеральным законом или уставом общества для получения такого согласия участников общества. При этом общество обязано выплатить наследникам умершего участника общества, правопреемникам реорганизованного юридического лица - участника общества или участникам ликвидированного юридического лица - участника общества, собственнику имущества ликвидированных учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия - участника общества или лицу, которое приобрело долю или часть доли в уставном капитале общества на публичных торгах, действительную стоимость доли или части доли, определенную на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти участника общества, дню завершения реорганизации или ликвидации юридического лица, дню приобретения доли или части доли на публичных торгах, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости (пункт 5). В случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли (пункт 6.1).  Доля или часть доли переходит к обществу с даты: 1) получения обществом требования участника общества о ее приобретении; 2) получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества; 3) истечения срока оплаты доли в уставном капитале общества или предоставления компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона; 4) вступления в законную силу решения суда об исключении участника общества из общества либо решения суда о передаче доли или части доли обществу в соответствии с пунктом 18 статьи 21 настоящего Федерального закона; 5) получения от любого участника общества отказа от дачи согласия на переход доли или части доли в уставном капитале общества к наследникам граждан или правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, или на передачу таких доли или части доли учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица - участника общества, собственнику имущества ликвидированного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия - участника общества либо лицу, которое приобрело долю или часть доли в уставном капитале общества на публичных торгах; 6) оплаты обществом действительной стоимости доли или части доли, принадлежащих участнику общества, по требованию его кредиторов (пункт 7).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об обществах высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 устава ООО «Парикмахерская «Камея» установлено, что доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан, являющихся участниками Общества, без согласия остальных участников.

Согласно статье 17 Гражданского кодекса Российской Федерации смертью гражданина прекращается его правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Из статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что  наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

В силу пункта 2 статьи 218, пункта 1 статьи 1110, пункта 3 статьи 1176, пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683, Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР от 19.12.1984 № 185, имущество умершего гражданина, в том числе акции, должно перейти по наследству к его наследникам либо к государству, если у ФИО10 умершего гражданина нет наследников ни по закону, ни по завещанию или ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства.

Пунктом 4 статьи 1152  Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В постановлении Пленума Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 12653/11 указано, что, исходя из названной нормы, со дня открытия наследства наследник становится участником общества с ограниченной ответственностью, то есть к нему переходят все права, удостоверяемые долей в уставном капитале такого общества, включая право на участие в управлении делами общества с ограниченной ответственностью. Данное последствие не наступает (за исключением права требовать выплаты действительной стоимости доли), если оставшиеся участники воспользовались прямо закрепленным в уставе общества с ограниченной ответственностью правом отказа в переходе прав участника к наследникам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1171 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества. В случае, когда назначен исполнитель завещания (статья 1134 Гражданского кодекса Российской Федерации), нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания.

Согласно статье 1173 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в составе наследства имеется имущество, требующее управления (доля в уставном капитале хозяйственного общества), нотариус или исполнитель завещания в соответствии со статьей 1026 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.

Данные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляют этим лицам право в разумный срок с момента открытия наследства обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по управлению наследуемой долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Общество, в свою очередь, не должно принимать никаких действий, затрагивающих права и законные интересы наследников, до истечения такого срока.

Если наследники или иные лица, указанные в пункте 2 статьи 1171 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обратятся к исполнителю завещания или нотариусу в разумный срок, а также если исполнителем завещания или нотариусом не приняты соответствующие меры по управлению наследуемой долей, и общество с ограниченной ответственностью не получило соответствующего уведомления, оно вправе совершить необходимые действия без участия такого доверительного управляющего.

Участники общества не должны быть лишены возможности защитить свои права и законные интересы в порядке, не противоречащем закону. В связи с этим участники вправе принять решение обратиться к нотариусу или исполнителю завещания о назначении доверительного управляющего, обратиться в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего общества применительно к положениям статьи 57 Кодекса или с заявлением об исключении наследников из состава участников общества в порядке статьи 10 Закона об обществах.

Согласно статье 10 Закона об обществах участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Материалы дела свидетельствуют, что ФИО6 и ФИО9 были участниками ООО «Парикмахерская «Камея». ФИО6 умерла 29.08.2007. ФИО9 умерла 17.05.2010. Наследником ФИО9 является ФИО1 Наследником ФИО6 был ФИО8 (далее – ФИО8). 26.12.2012 ФИО8 умер. Наследником ФИО8 является ФИО2

Общее собрание участников ООО «Парикмахерская «Камея», проведенное 28.02.2013,  приняло решение считать умершую ФИО6 и  умершую ФИО9 выбывшим участниками. Долю умерших участников Общества передать ООО «Парикмахерская «Камея» (размер доли 2949/8350). При обращении наследников ФИО6 и  ФИО9 за долями, принадлежащими умершим, выплатить действительную стоимость доли наследникам.

Согласно статье 5 устава ООО «Парикмахерская «Камея» доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан, являющихся участниками Общества, без согласия остальных участников.

В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня открытия наследства наследники ФИО6 и ФИО9 стали участниками ООО «Парикмахерская «Камея», то есть к ним перешли все права, удостоверяемые долями в уставном капитале Общества, включая право на участие в управлении делами Общества.

Доказательства, подтверждающие, что участники ООО «Парикмахерская «Камея» осуществляли действия, связанные с принятием мер по управлению наследуемой долей в уставном капитале Общества, пытались урегулировать спорные вопросы с наследниками  ФИО6 и ФИО9, обращались в суд с заявлением об исключении наследников из состава участников Общества в порядке статьи 10 Закона об обществах, отсутствуют.

Таким образом, решение общего собрания участников ООО «Парикмахерская «Камея» от 28.02.2013 противоречит вышеназванным нормам. 

При названных обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что Заявление о регистрации, представленное Обществом в регистрирующий орган, соответствует по форме требованиям Постановления от 19.06.2002 № 439 и содержит сведения, необходимые для внесения в государственный реестр. Следовательно, такое заявление не может считаться документом, определенным Законом о регистрации,  необходимым для государственной регистрации. Доказательства, подтверждающие, что Общество представило в ИФНС заявление о  внесении изменений в сведения о юридическом лице, соответствующее требованиям Постановления от 19.06.2002 № 439 и содержащее сведения, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ, отсутствуют.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Решение от 03.04.2013 не противоречит законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя. Данные, свидетельствующие об обратном, не представлены.

Доводы заявителя о том, что законодательство не предусматривает обязанность регистрирующего органа проверять законность решений органов юридического лица и проводить правовую экспертизу представленных на регистрацию документов; регистрирующий орган не имеет оснований для  отказа в государственной регистрации изменений, вносимы в учредительные документы Общества; наследники ФИО6 и ФИО9 не приобрели прав и обязанностей участников Общества; в целях самозащиты своих прав общим собранием участников ООО «Парикмахерская «Камея»  принято решение считать умерших участников  выбывшими из Общества, а их доли считать переданными на баланс ООО «Парикмахерская «Камея», арбитражным судом отклоняются, как основанные на ошибочном истолковании правовых норм.

Утверждения Общества о том, что наследники ФИО8 корпоративных прав участника ООО «Парикмахерская «Камея» приобрести не могут; ФИО1 с заявление о принятии в состав Общества не обращалась; законодательством не допускается понуждение наследников к принятию наследства, арбитражным судом не принимаются, как не соответствующие обстоятельствам дела.

Ссылка заявителя на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2008 № Ф09-1687/08-С4, не может быть принята арбитражным судом за основу, поскольку обстоятельства, указанные в названном постановлении, не соответствуют обстоятельствам настоящего дела. Кроме того, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2008 № Ф09-1687/08-С4 вынесено до вынесения постановления Пленума Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 12653/11.

Таким образом, в удовлетворении требований ООО «Парикмахерская «Камея» о признании недействительным решения Инспекции от 03.04.2013; о возложении на ИФНС обязанности зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части исключения из числа участников ФИО6 и ФИО7 и передачи их долей Обществу согласно протоколу общего внеочередного собрания участников ООО «Парикмахерская «Камея»  от 28.02.2013, следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины и по оплате помощи представителя относятся на заявителя. Следовательно, в удовлетворении требований ООО  «Парикмахерская «Камея» о о взыскании с Инспекции в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей 00 копеек и расходов по оплате помощи представителя в сумме 15000 рублей 00 копеек должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610017, <...>) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (место нахождения: 610020, <...>) от 03.04.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 « 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея»; о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кирову обязанности зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части исключения из числа участников ФИО6 и ФИО7 и передачи их долей обществу с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» согласно протоколу общего внеочередного собрания участников общества от 28.02.2013; о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову в пользу общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Камея» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек и расходов по оплате помощи представителя в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья                                                                                                    С.Ю. Шмырин