АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru/ E-mail: sud@kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-5719/2011
205/16
г. Киров
26 октября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2011 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Гуровой С.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
администрации муниципального образования «Город Киров» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610000, <...>)
к отделу надзорной деятельности города Кирова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ОГРН <***>, место нахождения: <...>)
о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО1, по доверенности от 18.07.2011 № 148-10-25,
установил:
администрация муниципального образования «Город Киров» (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности города Кирова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее – ответчик, ОНД города Кирова, административный орган), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановлений б/д б/н и от 30.06.2011 № 11 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования администрация указывает на отсутствие события и состава вменяемого административного правонарушения, просит признать оспариваемое постановление незаконным и отменить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает доводы заявления и дополнения к нему.
Ответчик в отзыве на заявление требования администрации не признает, считает, что оспариваемое постановление вынесено на основании и в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Суд полагает, что постановление б/н б/д и постановление от 30.06.2011 № 11 являются одним и тем же актом. Следовательно, суд рассматривает данные акты как один акт от 30.06.2011 № 11.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
26.05.2011, 27.05.2011, 29.05.2011, 30.05.2011, 07.06.2011 на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Кирова от 24.05.2011 № 8 сотрудниками ОНД города Кирова проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров администрацией муниципального образования «Город Киров».
В ходе проведения проверки выявлены нарушения администрацией пунктов 31, 89, 90, 94, 112, 114, 116 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям от 18.06.03 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности) и статьи 67, пункта 1 статьи 75, пункта 1 статьи 76 Федерального закона № 123- ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Указанные нарушениявыразились в том, что:
- отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта с лесным участком в населенных пунктах: с. Бахта, д. Луговики, ж/д ст. Матанцы, ж/д казарма 17 км., д. Никуленки, д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Катковы, д. Сиухино, д. Машкины, с. Порошино, пос. Сидоровка (пункты №№ 1, 4, 8, 1, 17, 19, 25, 31, 35, 41, 43, 47 оспаривемого постановления);
- отсутствует минерализованная полоса в населенных пунктах: д. Луговики, ж/д ст. Матанцы, ж/д казарма 17 км., д. Никуленки, д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Катковы, д. Сиухино, д. Машкины, пос. Сидоровка (пункты №№ 5, 9, 12, 18, 20, 26, 32, 36, 42, 44, 48 оспариваемого постановления);
- отсутствуют переносные и прицепные пожарные мотопомпы в населенных пунктах: с. Бахта, д. Луговики, ж/д ст. Матанцы, ж/д кахарма 17 км., д. Сергеево, с. Порошино, пос. Сидоровка (пункты №№ 3, 7, 10, 14, 16, 46 51оспариваемого постановления);
- отсутствуют противопожарные водоисточники в радиусе 200 м. в населенных пунктах: с. Бахта, д. Луговики, д. Сергеево, д. Катковы (пункты №№ 2, 6, 15, 33 оспариваемого постановления);
- отсутствуют подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения или подъездная автомобильная дорога в населенных пунктах: ж/д казарма 17 км., д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Сиухино (пункты №№ 13, 24, 30, 40 оспариваемого постановления);
- отсутствуют площадки (пирсы) у источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям к установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения в населенных пунктах: д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Сиухино (пункты №№ 23, 29, 39 оспариваемого постановления);
- отсутствует добровольное пожарное формирование в населенных пунктах: д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Катковы, д. Сиухино (пункты №№ 22, 28, 34, 38 оспариваемого постановления);
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах: с. Порошино, пос. Сидоровка (пункты №№ 45, 49 оспариваемого постановления);
- отсутствуют указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним в населенных пунктах: д. Дряхловщина, д. Вахренки, д. Сиухино (пункты №№ 21, 27, 37 оспариваемого постановления);
- открытые пожарные водоемы не очищены от мусора, загрязнены, в сети наружного противопожарного водопровода давление не превышает 3 атм., два пожарных водоема не обозначены соответствующими указателями в пос. Сидоровка (пункт № 50 оспариваемого постановления);
- время прибытия первого подразделения пожарной охраны превышает нормативное значение и составляет 24 мин., а в зимнее время около 35 мин. В пос. Сидоровка (пункт № 52 оспариваемого постановления.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 08.06.2011 № 8.
08.06.2011 заявителю выдано предписание № 8/1/8 по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
23.06.2011 заместителем главного государственного инспектора города Кирова по пожарному надзору составлен протокол б/н об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя администрации – ФИО2
30.06.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя, заместителем главного государственного инспектора города Кирова по пожарному надзору вынесено постановление № 11, которым администрация муниципального образования «Город Киров» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Постановление вынесено при участии представителя юридического лица – ФИО2
Заявитель с вынесенным в отношении него постановлением от 30.06.2011 № 11 не согласен, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим заявлением.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом31 Правил пожарной безопасности сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Пунктом 89 Правил пожарной безопасности установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 указанных Правил).
В силу пункта 94 Правил пожарной безопасности при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 Правил пожарной безопасности).
В пункте 114 Правил пожарной безопасности закреплено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара (пункт 116 названных Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона.
Статьей 67 Закона 123-ФЗ установлено, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей). К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров (пункт 1 статьи 75 Закона 123-ФЗ). Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут (пункт 1 статьи 76 Закона 123-ФЗ).
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросамгородского округа относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Пунктом 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений,
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 16.1 Закона № 131-ФЗ к правам органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа, отнесено право создания муниципальной пожарной охраны.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (статья 11.1 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесены:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно части 2 статьи 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку противопожарных минерализованных полос. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 указанного кодекса).
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Администрация является лицом ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности.
В ходе судебного заседания представитель ответчика согласился с возражениями представителя администрации относительно пунктов №№ 6, 7, 10, 14, 21-24, 28-30, 34, 37-40, 52 постановления от 30.06.2011 № 11. При этом арбитражный суд полагает, что ответчиком не доказано отсутствие в вышеназванных населенных пунктах запасов воды (пункт 114 Правил пожарной безопасности), а также обязанность администрации создавать минерализованные полосы и необходимость их создания. Как ранее уже сказано, в силу части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 данной статьи меры противопожарного обустройства лесов (в том числе прокладка противопожарных минерализованных полос) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Вместе с тем, остальные выявленные нарушения требований пожарной безопасности имели место.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Доказательства, подтверждающие, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, но у него не имелась возможность для их соблюдения, в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах в действиях заявителя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, данное юридическое лицо законно привлечено ответчиком к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу подлежат учету характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая отсутствие в действиях учреждения обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предпринимаемые меры для устранения допущенных нарушений требований пожарной безопасности, о чем заявителем представлены соответствующие доказательства, а также то, что часть выявленных нарушений не нашла подтверждения, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление органа государственного пожарного надзора в части назначения наказания, применив минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив назначенный заявителю административный штраф в размере 10000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
постановление отдела надзорной деятельности города Кирова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) от 30.06.2011 № 11 о назначении администрации муниципального образования «Город Киров» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610000, <...>) административного наказания в виде административного штрафа в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.
Заменить назначенный администрации муниципального образования «Город Киров» административный штраф в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей на предупреждение.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья С.Ю. Шмырин