АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-6101/2021
г. Киров
20 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610004, <...>)
к департаменту финансов администрации города Кирова (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>)
третье лицо: администрация города Кирова (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>)
о признании недействительным предписания от 06.05.2021 № 4 по возмещению ущерба
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
департамента финансов администрации города Кирова – ФИО2, по доверенности от 25.02.2021, диплом о высшем юридическом образовании, ФИО3, по доверенности от 18.10.2021,
установил:
муниципальное казенное учреждение «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (далее – заявитель, Учреждение, МКУ «УДПИ г. Кирова») обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту финансов администрации города Кирова (далее – ответчик, Департамент) о признании недействительным предписания Департамента от 06.05.2021 № 4 по возмещению ущерба на сумму 165 321,00 рублей, в части сумм доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением тарифов за фактически оказанные учреждением услуги по обследованию и оценке газона, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) за 2020 год; на сумму 75 574,56 рублей, в части сумм доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением в 2020 году коэффициента индексации 2019 года.
Первоначально вышеназванные требования были заявлены Учреждением к администрация города Кирова.
Арбитражный суд заменил ненадлежащего ответчика – администрацию города Кирова на надлежащего – департамент финансов администрации города Кирова. На данное обстоятельство указано в определении арбитражного суда от 27.08.2021 по делу № А28-6101/2021.
В заявлении и в дополнительных пояснениях Учреждение указывает, что постановлением администрации города Кирова от 09.03.2017 года № 854-п установлены тарифы на услуги (работы), предоставляемые МКУ «УДПИ г. Кирова». Вывод Департамента о том, что при проведении работ, не предусматривающих снос деревьев, кустарников, а поврежденный газон подлежит восстановлению, где разрешение на снос не требуется, следует применять тариф «Обследование и оценка газона, подлежащего вынужденному сносу (повреждению), на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам» является необоснованным.
Заявитель поясняет, что расчет компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям производится в соответствии с Порядком оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 № 32/1 (далее – Порядок № 32/1). Коэффициенты качественного состояния зеленых насаждений, коэффициент функционального использования зеленых насаждений определяются в соответствии с вышеуказанным Порядком. Коэффициент индексации ежегодно предоставляется экономическим управлением администрации города Кирова. На основании решения Кировской городской Думы в период 2016-2017 года коэффициент индексации для расчета компенсационной стоимости предоставлялся экономическим управлением без запросов, иных писем, иных мер. В период с 2018-2021 год решение Кировской городской Думы от 30.09.2009 №32/1 не изменялось в части предоставления коэффициент индексации для расчета компенсационной стоимости экономическим управлением только по запросам и письмам, обязанность по ежегодному предоставлению коэффициента индексации с экономического управления не снималась. При вынесении предписания Департаментом не учтен факт отсутствия письма экономического управления администрации города Кирова «О коэффициенте индексации для расчета компенсационной стоимости» с установленным размером коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям. Порядок № 32/1 не предусматривает возможность самовольного применения коэффициента индексации установленного распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2018 № 314 «О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Департамент возражает против требований Учреждения по основаниям отзыва. Ответчик поясняет, что при отсутствии права выполнять работы, оказывать услуги по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ, заявителем при заключении договоров оказания услуг по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ с заказчиками определялся предмет договора и его стоимость, как за услуги по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ. Однако фактически исполнителем оказывались услуги по обследованию и оценке зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке. При этом заказчиками проектные работы не выполнялись.
Департамент указывает, что расчет компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям, производится по указанным в Порядке № 32/1 формулам. Расчет компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям производится по формуле исходя из произведения таких показателей, как норматив компенсационной стоимости; коэффициент качественного состояния зеленых насаждений; коэффициент функционального использования зеленых насаждений; коэффициент индексации. Коэффициент индексации ежегодно представляется экономическим управлением администрации города Кирова. Поскольку для расчета оплаты компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям Порядок № 32/1 предусматривает применение коэффициента индексации, установленного Распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2018 № 314 (в редакции от 21.12.2018) «О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», отсутствие коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за 2019 год, противоречит методике расчета ущерба. Письмо экономического управления администрации города Кирова «О коэффициенте индексации для расчета компенсационной стоимости» на 2019 с установленным размером коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям у заявителя отсутствует. Какие-либо меры для определения коэффициента индексации Учреждением не предпринимались.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация города Кирова (далее – третье лицо, Администрация).
Позиция Администрации, отраженная в отзыве, соответствует позиции Департамента.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, считается извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В январе – марте 2021 года Департаментом в отношении МКУ «УДПИ г. Кирова» проведена проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета муниципального образования «Город Киров». Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки, в том числе установлено, что при заключении договоров оказания услуг по натурному обследованию объектов с заказчиками Учреждением определялся предмет договора и его стоимость, как за услуги по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ, в соответствии с постановлением администрации города Кирова от 09.03.2017 № 854-п, однако фактически исполнителем оказывались услуги по обследованию и оценке зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке, что подтверждается выводами городской комиссии, указанными в актах, согласно которым «при проведении работ не предусматривается сноса деревьев и кустарников, поврежденный газон подлежит восстановлению». Вид деятельности «натурное обследование объектов при выполнении проектных работ» в Уставе Учреждения не предусмотрен.
При выставлении счета заказчику за оказанные услуги по оценке зеленых насаждений, попадающих под снос, Учреждением применялся тариф, установленный для натурного обследования объектов при выполнении проектных работ. Следовало применить тариф, обследование и оценка газона, подлежащего вынужденному сносу (повреждению).
МКУ «УДПИ г. Кирова» за 2020 год по договорам оказано услуг по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ по тарифу 452,00 рублей в количестве 381 единиц, из них по 351 договору при выполнении работ, не относящихся к проектным работам.
С учетом фактически оказанных услуг заказчикам по обследованию и оценке газонов, подлежащих вынужденному сносу (повреждению), стоимость услуги, в соответствии с постановлением Администрации от 09.03.2017 № 854-п, составляет 923,00 рублей. Соответственно, доходы от оказания данного вида деятельности должны составить 323 973,00 рублей.
МКУ «УДПИ г. Кирова» в 2020 году контроль за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет в части неналоговых доходов, полученных от платных услуг, оказываемых Учреждением, по договорам на оказание услуг по натурному обследованию при выполнении проектных работ не осуществлялся, в результате, сумма доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением тарифов за фактически оказанные Учреждением услуги по обследованию и оценке газона, подлежащих вынужденному сносу (повреждению), составила за 2020 год 165 321,00 рублей.
Расчет компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям производится по указанной в Порядке № 32/1 формуле исходя из произведения таких показателей, как норматив компенсационной стоимости; коэффициент качественного состояния зеленых насаждений; коэффициент функционального использования зеленых насаждений; коэффициент индексации. Коэффициент индексации ежегодно представляется экономическим управлением администрации города.
Письмо экономического управления администрации города Кирова «О коэффициенте индексации для расчета компенсационной стоимости» на 2019 с установленным размером коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям к проверке не представлен, в Учреждении отсутствует.
В 2020 году МКУ «УДПИ г. Кирова» контроль за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет в части неналоговых доходов, полученных в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не осуществлялся, а именно, в 2020 году коэффициент индексации 2019 года, установленный распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2018 № 314 и обязательный к применению в соответствии с Порядком № 32/1 при расчете компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям, не применялся, в результате, сумма доходов, не поступивших в бюджет города за 2020 год, составила 75 574,56 рублей.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.03.2021.
06.05.2021 Департамент выдал заявителю предписание № 4, в котором указал, что Учреждением в 2020 году контроль за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет в части неналоговых доходов, полученных от платных услуг, оказываемых Учреждением, по договорам на оказание услуг по натурному обследованию при выполнении проектных работ не осуществлялся, в результате, сумма доходов, не поступивших в бюджет города в связи с не применением тарифов за фактически оказанные учреждением услуги по обследованию и оценке газона, подлежащих вынужденному сносу (повреждению), составила за 2020 год 165 321,00 рублей. Учреждением в 2020 году контроль за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет в части неналоговых доходов, полученных в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не осуществлялся, а именно, в 2020 году коэффициент индексации 2019 года, установленный распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2018 № 314 (в редакции от 21.12.2018) «О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и обязательный к применению в соответствии с указанным порядком при расчете компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям не применялся, в результате, сумма доходов, не поступивших в бюджет города за 2020 год, составила 75 574,56 рублей. В результате, муниципальному образованию «Город Киров» причинен ущерб в общей сумме 240 895,56 рублей. Учреждению в срок не позднее 01.12.2021 принять меры по возмещению ущерба, причиненного муниципальному образованию «Город Киров», в общей сумме 240 895,56 рублей.
МКУ «УДПИ г. Кирова» обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета, в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Из пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 00№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
15.08.2018 администрацией города Кирова издано постановление № 2185-п «О реорганизации муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» путем присоединения к нему муниципального казенного учреждения «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова» (далее – Постановление № 2185-п).
Постановлением № 2185 предусмотрено реорганизовать муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» путем присоединения к нему муниципального казенного учреждения «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова». Переименовать муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» в муниципальное казенное учреждение «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» после завершения процесса реорганизации. Установить, что муниципальное казенное учреждение «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» является правопреемником муниципального казенного учреждения «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова». Сохранить в муниципальном казенном учреждении «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» основные цели деятельности реорганизуемого учреждения. Учредителем муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» является муниципальное образование «Город Киров». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Киров» осуществляет администрация города Кирова. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» является департамент городского хозяйства администрации города Кирова.
Постановлением № 2185 утвержден Уставом муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (далее – Устав).
Согласно пункту 3.2 Устава Учреждение создано, в том числе в целях обеспечения благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Киров».
Из Устава следует, что для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности.
Проведение работ по благоустройству и озеленению, а именно: обследование и оценка зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке, в составе комиссии по оценке зеленых насаждений, инвентаризация зеленых насаждений, в том числе нанесение маркировки на древесные растения при детальной инвентаризации несмываемой краской (пункт 3.3.23. Устава).
Осуществление работы городской комиссии по оценке зеленых насаждений (пункт 3.3.27 Устава).
Начисление компенсационной платы за снос зеленых насаждений (пункт 3.3.28 Устава).
Контроль за своевременным поступлением компенсационной платы за снос зеленых насаждений в бюджет муниципального образования «Город Киров» (пункт 3.3.29 Устава).
Пунктами 3.5, 3.6 Устава предусмотрено, что Учреждение вправе заниматься иной приносящей доход деятельностью для выполнения целей и функций, предусмотренных Уставом Учреждения, на основании договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами. Тарифы на услуги, работы, предоставляемые за плату, разрабатываются Учреждением и утверждаются в порядке, утвержденном Учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Доходы, полученные от указанной деятельности, в полном объеме поступают в бюджет муниципального образования «Город Киров».
В силу пункта 3.7 Устава Учреждение вправе осуществлять за плату обследование и оценку зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке.
Согласно пунктам 3.11, 3.12 Устава Учреждение осуществляет функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Учреждения и выполнение возложенных на него функций, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходной части бюджета.
Решением Кировской городской Думы от 18.12.2019 № 27/1 «О бюджете муниципального образования «Город Киров» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» департамент городского хозяйства администрации города Кирова определен в качестве главного администратора доходов бюджета.
Приказом начальника департамента городского хозяйства от 25.12.2019 № 139 «Об осуществлении департаментом бюджетных полномочий администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Киров» в 2020 году (с изменениями от 27.01.2020) Учреждение наделено бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета муниципального образования «Город Киров».
Постановлением администрации города Кирова от 04.03.2016 № 627-п утверждено Положение о порядке деятельности городской комиссии по оценке зеленых насаждений (далее – Положение № 627-п), действующее до 21.10.2020.
Пунктом 6 постановлением администрации города Кирова от 04.03.2016 № 627-п организация работы городской комиссии по оценке зеленых насаждений на возложена на муниципальное казенное учреждение «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова».
Пунктом 1 Положения № 627-п установлено, что работа городской комиссии по оценке зеленых насаждений (далее - комиссия) проводится по мере поступления мотивированных заявок на обследование и оценку зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке. В своей работе комиссия руководствуется Порядком оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 № 32/1.
Согласно пункту 5 Положения № 627-п по итогам обследования зеленых насаждений составляется акт оценки зеленых насаждений с выводом комиссии о необходимости сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений или мотивированным отказом.
Постановлением администрации города Кирова от 22.10.2020 № 2336-п утверждено Положение о порядке деятельности городской комиссии по оценке зеленых насаждений (далее – Положение № 2336-п), действующее с 22.10.2020.
Пунктом 5 постановлением администрации города Кирова от 22.10.2020 № 2336-п организация работы городской комиссии по оценке зеленых насаждений возложена на муниципальное казенное учреждение «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова».
Согласно пункту 1 Положения № 2336-п работа городской комиссии по оценке зеленых насаждений (далее - комиссия) проводится по мере поступления мотивированных заявок на обследование и оценку зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке. В своей работе комиссия руководствуется Порядком оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 № 32/1.
В силу пункта 6 Положения № 2336-п по итогам обследования зеленых насаждений составляется акт оценки зеленых насаждений с выводом комиссии о необходимости сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений или мотивированным отказом.
Постановлением администрации города Кирова от 09.03.2017 № 854-п установлены тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным казенным учреждением «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова» (далее – Постановление № 854-п).
Постановлением № 854-п в редакции, действующей в спорный период, установлены, в том числе следующие тарифы:
натурное обследование объектов при выполнении проектных работ на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам, простое обследование (простой объект - небольшой, практически не оказывающий негативного влияния на окружающую среду (киоск, рекламный стенд и т.п.): объект площадью до 100 кв. метров включительно; зеленые насаждения - газон площадью до 100 кв. метров включительно, деревья и кусты 1 вида до 10 штук включительно) - 452 рублей;
обследование и оценка зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке (за исключением газонов), на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам – 1300 рублей;
обследование и оценка газона, подлежащего вынужденному сносу (повреждению), на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам – 923 рублей.
Решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 № 32/1 утвержден Порядок оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Киров», включающим Методику оценки ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Киров» (далее – Методика).
Из Методики следует, что расчет компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям производится по формуле, в которой применяется коэффициент индексации, ежегодно представляемый экономическим управлением администрации города.
31.10.2018 издано распоряжение Правительства Кировской области от № 314 «О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Распоряжение № 314).
Пунктом 1.6 Распоряжения № 314 по показателю в сфере торговли и услуг населению установлен индекс потребительских цен в среднем за год в размере 103,8 в базовом варианте.
Материалы дела свидетельствуют, что в 2020 году на основании заявок о проведении оценки зеленых насаждений, попадающих под снос, МКУ «УДПИ г. Кирова» осуществляло обследование и оценку зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу. По результатам обследования городской комиссией по оценке зеленых насаждений выдавались акты оценки зеленых насаждений с указанием на то, что при проведении работ не предусматривается снос деревьев и кустарников, поврежденный газон подлежит восстановлению.
Заказчики оценки зеленых насаждений заключали с Учреждением договоры на оказание услуг по натуральному обследованию объектов, оценке зеленых насаждений, оценке газона (далее – договоры).
Согласно договорам исполнитель принимает на себя обязанность оказывать услуги по натуральному обследованию объектов, оценке зеленых насаждений и оценке газона на основании Постановления № 854-п. Услуги оказываются по объектам, указанным в заявках. Стоимость оказываемых услуг определяется на основании Постановления № 854-п. Акт оценки выдается заказчику после поступления денежных средств за оказанные услуги на лицевой счет исполнителя.
Заказчикам выставлялся счет за натурное обследование объектов при выполнении проектных работ на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам, на сумму 452,00 рублей. Оплата осуществлялась платежным поручением на сумму 452,00 рублей.
Изложенное позволяет сделать вывод, что фактически Учреждение осуществляло обследование и оценку зеленых насаждений (газонов), подлежащих вынужденному сносу (повреждению) (тариф за обследование и оценку газона, подлежащего вынужденному сносу, 923 рублей).
Вместе с тем заявитель применял тариф в размере 452 рублей, предусмотренный за услуги по натурному обследованию объектов при выполнении проектных работ на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам, простое обследование.
Сумма доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением тарифов за фактически оказанные Учреждением услуги по обследованию и оценке газона, подлежащих вынужденному сносу (повреждению), составила за 2020 год 165 321,00 рублей.
Названные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 12.03.2021 с приложениями; договором на оказание услуг по натуральному обследованию объектов, оценке зеленых насаждений, оценке газона; заявлением об оценке зеленых насаждений; актами оценки зеленых насаждений; счетом; актом об оказании услуг.
Доводы заявителя о том, что при выполнении работ по обследованию деревьев, кустарников, которые во время выполнения работ сохраняются или газона, который после выполнения работ восстанавливается, оформляется только акт оценки зеленых насаждений, используется тариф «Натурное обследование объектов при выполнении проектных работ на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а также на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам»; при выполнении работ по обследованию и оценке газона, подлежащего вынужденному сносу, когда городской комиссией оформляется акт оценки зеленых насаждений, предписание, разрешение на снос и (или) обрезку зеленых насаждений, используется тариф «Обследование и оценка газона, подлежащего вынужденному сносу (повреждению) на земельных участках, не находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», а так же на земельных участках, находящихся в распоряжении муниципального образования «Город Киров», но переданных на каком-либо праве физическим или юридическим лицам», а также о необоснованности выводов Департамента, арбитражным судом отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и не свидетельствующие о неправомерности оспариваемого предписания в части требования по возмещению ущерба на сумму 165 321,00 рублей.
При этом из Устава следует, что Учреждение вправе осуществлять за плату обследование и оценку зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) и (или) обрезке. Осуществление заявителем натурного обследования объектов при выполнении проектных работ Уставом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что в 2020 году коэффициент индексации 2019 года, установленный Распоряжением № 314 и обязательный к применению в соответствии с Порядком № 32/1, при расчете компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям, не применялся. Сумма доходов, не поступивших в бюджет города за 2020 год, составила 75 574,56 рублей.
Названные обстоятельства подтверждаются Актом проверки от 12.03.2021 и заявителем не опровергнуты.
Доводы Учреждения о том, что коэффициент индексации ежегодно предоставляется экономическим управлением администрации города Кирова; в период с 2018-2021 год решение Кировской городской Думы от 30.09.2009 №32/1 не изменялось в части предоставления коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости экономическим управлением только по запросам и письмам, обязанность по ежегодному предоставлению коэффициента индексации с экономического управления не снималась; при вынесении предписания Департаментом не учтен факт отсутствия письма экономического управления администрации города Кирова «О коэффициенте индексации для расчета компенсационной стоимости» с установленным размером коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям; Порядок № 32/1 не предусматривает возможность самовольного применения коэффициента индексации установленного Распоряжением № 314, как не свидетельствующие об отсутствии необходимости применять при расчетах компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям в 2020 году коэффициента индексации установленный Распоряжением № 314, а также о правомерности расчетов компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям в 2020 году без применения коэффициента индексации установленного Распоряжением № 314.
Отсутствие письма экономического управления администрации города Кирова о коэффициенте индексации для расчета компенсационной стоимости с установленным размером коэффициента индексации для расчета компенсационной стоимости за причиненный ущерб зеленым насаждениям само по себе не освобождает от обязанности применять данный коэффициент при соответствующих расчетах.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд полагает, что предписание Департамента от 06.05.2021 № 4 является правомерным, обоснованным и исполнимым. Права и законные интересы заявителя оспариваемое предписание не нарушает.
При названных обстоятельствах и в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 06.12.2021 по делу № А28-6101/2021 арбитражный суд принял обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Департамента от 06.05.2021 № 4 до вступления судебного решения по делу в законную силу.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
Частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
При названных обстоятельствах и в соответствии со статьями 96, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Департамента от 06.05.2021 № 4 до вступления судебного решения по делу в законную силу, принятые определением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2021 по делу № А28-6101/2021, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требования муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610004, <...>) о признании недействительным предписания департамента финансов администрации города Кирова (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>) от 06.05.2021 № 4 по возмещению ущерба на сумму 165 321,00 рублей, в части сумм доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением тарифов за фактически оказанные учреждением услуги по обследованию и оценке газона, подлежащих вынужденному сносу (повреждению) за 2020 год; на сумму 75 574,56 рублей, в части сумм доходов, не поступивших в бюджет города в связи с неприменением в 2020 году коэффициента индексации 2019 года.
После вступления решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.Ю. Шмырин