ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6269/2021 от 09.02.2022 АС Кировской области


                        АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-6269/2021

г. Киров                   

15 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена   09 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено февраля 2022 года  

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шубиной Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залесовой Е.С.,      

рассмотрев в судебном  заседании в помещении арбитражного суда по адресу:

г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102

дело по исковому заявлению

индивидуального предпринимателя Березина Павла Юрьевича (ИНН: 434523127908, ОГРН: 311434529900044, Кировская область, г. Киров)

к Департаменту муниципальной собственности администрации города Кирова (ИНН: 4348010693, ОГРН: 1034316546978, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д.39)

третье лицо - публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, Московская область, Автодорога Балтия, Красногорский район, территория бизнес-центра Рига-Ленд, строение 3, офис 506)

об обязании выполнить действия,

при участии представителей:

от истца – Васильевых Е.И., по доверенности,

от ответчика – Козловских М.Е., по доверенности,

установил:

индивидуальный предприниматель Березин Павел Юрьевич (истец) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением с учетом уточнения к Департаменту муниципальной собственности администрации города Кирова (ответчик) об обязании принять меры по постановке на учет тепловой сети, проходящей от УТ-2 до административного здания 2Г по улице Нагорной в городе Кирове протяженностью 74,5 м как бесхозяйной недвижимой вещи и определении организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

          В ходе рассмотрения дела истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования просит обязать ответчика принять меры по постановке на учет тепловой сети, проходящей от УТ-2 до административного здания 2Г по ул. Нагорной в городе Кирове, протяженностью 74,5 м как бесхозяйной недвижимой вещи и  определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

          В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица было привлечено публичное акционерное общество «Т Плюс».

         Истец исковые требования поддержал.

         Ответчик исковые требования не признал по основаниям, подробно изложенным в отзыве.

         Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, в представленном ранее отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

          В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

          Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в полном объеме, судом установлено следующее.

          Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 43:40:000457:1042 и административного здания с кадастровым номером 43:40:000457:102 по адресу: г.Киров, ул.Нагорная, д.2Г, что подтверждается договором купли-продажи имущества от 26.04.2017, заключенным истцом с ООО «Анстрой» (продавцом), выписками из единого государственного реестра недвижимости.

          Теплоснабжение указанного здания осуществляется через присоединенную тепловую сеть в рамках договора теплоснабжения от 12.10.2017 № 917534, заключенного истцом (абонентом) с третьим лицом (теплоснабжающей организацией), в приложении № 2 которого установлены границы балансовой и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым участок сети от наружной стены УТ-2 до указанного административного здания  отнесен к балансовой и эксплуатационной ответственности Истца (абонента).

          Как указывает Истец, указанный участок сети ему не принадлежит, им не возводился и по договору купли-продажи не передавался, сеть находится за границами земельного участка, намерений на установление права собственности на указанный участок сети Истец не имеет, сведениями о владельце участка сети не располагает  и считает, что данная сеть является бесхозной.

         На письмо Истца о постановке на учет в реестр бесхозяйного имущества спорной тепловой сети, письмом от 07.05.2021 Ответчик ответил отказом.

         Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца с настоящим иском в суд.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно пунктам 4.2 и 4.3 части 1. статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Как указывает ответчик спорная тепловая сеть в реестре имущества муниципального образования «Город Киров» не учитывается и в теплоснабжении населения участия не принимает, истец использует данное здание в коммерческих целях и инициировал мероприятия по подготовке техплана на тепловую сеть с целью постановки ее на государственный кадастровый учет, в связи с чем, основания для ее приема в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества, отсутствуют.

          Возражая против доводов ответчика,  истец указал, что спорный участок сети ему не принадлежит и намерения его приобрести у него отсутствуют.

         Согласно представленной Истцом справочной информации (отчету) об изменениях прав на объект недвижимости, прежним собственником объекта являлся OOO Институт «Гражданстрой», который прекратил свою деятельность 07.11.2019, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ; с 21.10.2018 правообладателем собственности на основании договора купли-продажи являлось ООО «Стройэлита»; с 01.12.2008  на основании договора купли-продажи – OOO «Анстрой»(свидетельство о государственной регистрации права от 01.12.2008 № 43-АВ 180932); с 11.05.2017  на основании договора купли-продажи – Истец.

        В договоре купли-продажи имущества от 26.04.2017, заключенным истцом с ООО «Анстрой» спорная сеть не указана.

         На запрос Истца о предоставлении технических условий на подключение здания к тепловой сети третьего лица, а также акта ввода в эксплуатацию узла учета и участка тепловой сети, продавец по договору купли-продажи – OOO «Анстрой» ответил, что запрашиваемые документы у него отсутствуют, в собственность участок тепловой сети не принимал и не прокладывал спорный участок сети от УТ-2 до административного здания 2Г по ул.Нагорная в г.Кирове протяженностью 74,5 кв.м.

         Третье лицо представило техническую документацию и переписку с OOO институтом «Гражданпроект», которые не имеют отношения к спорному объекту и не подтверждают принадлежность спорного участка сети прежнему собственнику здания, дополнительно третье лицо указало, что иными сведениями не располагает.

Согласно статье 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

При этом граница эксплуатационной ответственности – линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче  тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения – определяемая по границе балансовой принадлежности.

Таким образом, с учетом анализа приведенных норм, граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения).       

           Дополнительным соглашением  от 09.06.2021 к договору теплоснабжения № 917534 истец и третье лицо пришли к соглашению об исключении из договора пункта 3 Приложения № 1 «Договорное (плановое) количество тепловой энергии (мощности) и теплоносителя»; столбца «Потери тепловой энергии в тепловых сетях Приложения № 1  «Договорное (плановое) количество тепловой энергии (мощности) и теплоносителя», столбцов 19-22 Приложения № 3 «Перечень объектов потребителя и субабонентов», Приложение № 7 «Расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях потребителя и субабонентов».

             Приложение № 2 к договору «Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон» согласовали в новой редакции, в которой спорный участок сети считается бесхозяйным, граница балансовой и эксплуатационной ответственности истца является наружная стена здания. Соглашение вступило в силу с момента подписания и распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.05.2021.

Учитывая изложенное, ссылка ответчика на подписанный истцом и третьим лицом договор теплоснабжения с приложением акта о разграничении принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, в котором спорная тепловая сеть находится в  границах балансовой и эксплуатационной ответственности истца, судом не принимается.

Из представленных доказательств следует, что спорные тепловые сети в собственности истца не находятся, по договору купли-продажи им не приобретались и в реестре имущества МО «Город Киров» не учитываются, следовательно, спорный участок тепловой сети, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ, обладает признаками бесхозяйной вещи.

Спорные тепловые сети не имеют собственника, то есть являются бесхозяйной вещью, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации и может повлечь за собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу здоровье граждан, в том числе тех, которые могут находиться вблизи тепловой сети, нормальную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Ответчиком не предпринималось  мер для постановки тепловых сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что свидетельствует о невыполнении  обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, требования  Истца о принятии мер по постановке на учет тепловой сети, проходящей от УТ-2 до административного здания 2Г по ул. Нагорной в городе Кирове в качестве бесхозяйного имущества, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Требования Истца об обязании ответчика определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети удовлетворению не подлежит в силу следующего.

 В силу пункт 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» в редакции от 02.07.2021,  при выявлении бесхозяйного объекта теплоснабжения  орган местного самоуправления обязан обеспечить проведение проверки соответствия объекта требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

            Согласно пункту 6.1 указанной статьи, до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения; до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (пункт 6.3); обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения  (пункт 6.4).

 В муниципальном образовании «Город Киров» также разработано положение о порядке оформления бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования "Город Киров", утвержденное  Постановлением Администрации города Кирова от 24.10.2018 № 2796-П, где предусмотрен последовательный перечень действий по приему имущества в муниципальную собственность, после выполнения которых, в соответствии с пунктом 2.6 Положения, в целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного имущества, возникновения чрезвычайных ситуаций (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства) такое имущество и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) на период оформления их в собственность муниципального образования "Город Киров" закрепляются за определенной организацией, осуществляющей виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества.

          Учитывая изложенное, после установления конкретно выявленных обстоятельств и с их учетом орган местного самоуправления разрешает вопрос по определению организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

         Возложение указанной обязанности на Ответчика до проведения необходимых мероприятий является преждевременным. Постановка на учет бесхозяйного имущества в силу закона возлагает на Ответчика определенные обязательства и отсутствие доказательств нарушения прав Истца в указанной части в настоящее время не свидетельствует в силу статьи 4 АПК РФ о необходимости их судебной защиты.  

         На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца, уплатившего государственную пошлину при подаче иска в суд.

          Руководствуясь статьями 49, 110, 167, 170, 176-180 АПК РФ,

РЕШИЛ:

         обязать Департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (ИНН: 4348010693, ОГРН: 1034316546978, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д.39) принять меры по постановке на учет тепловой сети, проходящей от УТ-2 до административного здания 2Г по ул. Нагорной в городе Кирове в качестве бесхозяйного имущества, в остальной части исковых требований отказать.

       Взыскать с  Департамента муниципальной собственности администрации города Кирова (ИНН: 4348010693, ОГРН: 1034316546978, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д.39) в пользу индивидуального предпринимателя Березина Павла Юрьевича (ИНН: 434523127908, ОГРН: 311434529900044, Кировская область, г. Киров) 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек расходов по государственной пошлине.

          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.             

       Судья                                                                                Н.М. Шубина