ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6861/19 от 16.09.2019 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-6861/2019

г. Киров                   

23 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2019 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Андриянова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гурдиной О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы города Кирово-Чепецка»­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613040, Россия, <...>)

к  Региональной службе по тарифам Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610020, Россия, <...>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное образование «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в лице Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (ИНН <***>, адрес: 613040, Россия, <...>);

муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Кирово-Чепецка

(ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613040, Россия, <...>)

о признании незаконным решения от 19.03.2019 № 693-66-01-10

при участии в судебном заседании представителей:

от Заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.01.2019 б/н (сроком действия полномочий по 31.12.2019),

от Ответчика – ФИО2,  по доверенности от 23.11.2018 № 19 (сроком действия полномочий один год),

от Третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» (далее – заявитель, общество, ООО «ВВКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Кировской области (далее – ответчик, РСТ) о понуждении дать предварительное согласие на изменение значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

16.07.2019 от заявителя поступило ходатайство об уточнении  требований, в которых  общество просит  признать решение  РСТ от 19.03.2019 № 693-66-01-10 незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии со статьей 49 АПК РФ, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от исковых требований полностью или частично.

Уточнение  истца не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому принято судом. Дело рассмотрено по уточненным требованиям.

В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Ответчик с требованием заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 21.06.2019.  По мнению ответчика, в рассматриваемом  случае, основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения (включая долгосрочные параметры регулирования), отсутствуют. РСТ указывает на то, что такие основания определяются Правительством Российской Федерации (часть 3.9 статьи 13 Закона «О концессионных соглашениях»), то есть усмотрение сторон концессионного соглашения по изменению его существенных условий нормативно ограничено.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, и просит отказать в удовлетворении заявления.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное образование «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в лице Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» (далее – Администрация) и муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Кирово-Чепецка (далее – МУП «Водоканал» г.Кирово-Чепецка) извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ в судебное заседание не явились.

От третьих лиц  в материалы дела поступили отзывы на заявление, в которых поддерживаются требования заявителя.

Суд в соответствии  с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

11.05.2017 между Администрацией, МУП «Водоканал» города Кирово-Чепецка (концедент) и ООО «ВВКС» (Концессионер) заключено концессионное соглашение (Соглашение), в соответствии с которым  Заявитель  обязуется за свой счет реконструировать имущество, описание и состав которого приведены в разделе 2 Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществляет деятельность по предоставлению услуг по водоотведению иным потребителям на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк»  с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением права владения и пользования объектом.

В разделе 2 Соглашения предусмотрено, что объектом Соглашения являются объекты  водоотведения сети канализации города Кирово-Чепецка, назначение инженерные сети, протяженностью 128 208,6 м., адрес объекта: Кировская область, город Кирово-Чепецк.

Постановлением администрации от 15.05.2017 № 492 «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области» (далее - постановление) ООО «ВВКС» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

В приложении № 7 к названному Соглашению для заявителя  РСТ Кировской области  были установлены  долгосрочные параметры регулирования  тарифов с применением метода индексации на 2017-2020 годы, в том числе, операционные расходы (базовый уровень) в размере 76 485,04 тыс.руб. определенные по состоянию на 01.07.2016.

Затраты по фонду оплаты труда были приняты в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением ЖКХ Кировской области на 2014-016 годы исходя из минимальной месячной  тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 5 810 рублей.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»  с 01.01.2019 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11 280 рублей.

В связи с изменением минимального размера оплаты труда ООО «ВВКС»   в Администрацию было направлено письмо от 17.01.2019 с предложением о пересмотре параметров долгосрочного регулирования.

Администрация письмом от 04.03.2019 дала согласие на пересмотр долгосрочных параметров.

05.03.2019 ООО «ВВКС» был направлен запрос о согласовании изменений условий концессионного соглашения в РСТ Кировской области.

В ответе от 19.03.2019 № 693-66-01-10 РСТ обществу отказано в согласовании изменений долгосрочных параметров  урегулирования тарифов.

Не согласившись с  данным отказом Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к объектам концессионного соглашения отнесены объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.9 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила), определяющие основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, включая основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил, для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган в том числе: предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406

Согласно пункту 17 статьи 2 закона о водоснабжении органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из материалов дела 11.05.2017 между Администрацией, МУП «Водоканал» города Кирово-Чепецка (концедент) и ООО «ВВКС» (Концессионер) заключено концессионное соглашение, в соответствии с которым  Общество обязуется за свой счет реконструировать имущество, описание и состав которого приведены в разделе 2 Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществляет деятельность по предоставлению услуг по водоотведению иным потребителям на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк»  с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением права владения и пользования объектом.

В приложении № 7 к названному Соглашению для заявителя  РСТ Кировской области  были установлены  долгосрочные параметры регулирования  тарифов с применением метода индексации на 2017-2020 годы, в том числе, операционные расходы (базовый уровень) в размере 76 485,04 тыс.руб. определенные по состоянию на 01.07.2016.

Затраты по фонду оплаты труда были приняты в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением ЖКХ Кировской области на 2014-016 годы исходя из минимальной месячной  тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 5 810 рублей.

Согласно региональному отраслевому тарифному соглашению с учетом соглашения о внесении изменений в отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2017-2019 тарифная ставка рабочего 1-го разряда составляет: с 01.07.2018 – 9 907 руб., на 01.07.2019 – 10303 руб.

04.03.2019 в ответе на обращение заявителя Администрация выразила свое согласие на  пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов, а также долгосрочных тарифов в части операционных расходов включающих фонд оплаты труда, рассчитанного исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10 303 рубля. В обоснование письма Администрация ссылается  Федеральный закон от 25.10.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и Отраслевое  соглашение ЖКХ Кировской области.  

По мнению заявителя,  стороны концессионного соглашения пришли к соглашению о необходимости внести изменения в долгосрочные параметры.

Указанный довод заявителя суд признает несостоятельным в связи со следующим.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 32 Закона о водоснабжении государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок до окончания действия концессионного соглашения) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов

Из приведенных норм следует, что долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) обязательны как для регулирующего органа так и для сторон концессионного соглашения.

Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения (включая долгосрочные параметры регулирования), определяются Правительством Российской Федерации (часть 3.9 статьи 13 Закона «О концессионных соглашениях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила), определяющие основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, включая основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

При этом, согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил.

Таким образом, закон ограничивает усмотрение сторон концессионного соглашения по изменению его существенных условий.

В силу подпункта з). пункта 5 названных правил  для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган  предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения

В соответствии с пунктом 75 Постановление Правительства РФ от 13.05.2013  № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения») орган регулирования тарифов дает предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования тарифов при наличии:

а) копии решения суда или копии предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, заверенных в установленном порядке, с указанием размеров изменения долгосрочных параметров регулирования тарифов. При этом предлагаемые в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования тарифов значения долгосрочных параметров регулирования тарифов должны соответствовать значениям долгосрочных параметров регулирования, определенным в соответствии с указанным решением суда или предписанием федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

б) заверенной в установленном порядке копии акта технического обследования объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся объектами концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, проведенного в первый долгосрочный период регулирования с даты заключения концессионного соглашения с указанием информации, подтверждающей, что фактические значения показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве долгосрочных параметров регулирования тарифов, выше соответствующих фактических значений показателей потерь и удельного потребления энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды или объема принятых сточных вод, указанных в конкурсной документации, при этом предлагаемые в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования тарифов значения показателей энергосбережения и энергетической эффективности должны быть не выше фактических значений показателей энергосбережения и энергетической эффективности, определенных техническим обследованием;

в) заверенной в установленном порядке копии инвестиционной программы концессионера. При этом сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы исходя из нормативного уровня прибыли, указанного в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования тарифов, не должна превышать сумму расходов инвестиционной программы (на период ее реализации), финансируемых за счет средств концессионера.

В случаях, не отвечающих положениям пункта 75 Правил, орган регулирования тарифов принимает решение об отказе в согласовании изменения значений долгосрочных параметров регулирования тарифов  (пункт 76 Правил).

Таким образом, указанный в  пункте 75 перечень оснований  является закрытым.

Само по себе внесение изменений в отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2017-2019, а также изменение минимального размера оплаты труда не являются основаниями для внесения изменений в концессионное соглашение, а также основанием для предварительного согласования изменений долгосрочных параметров  урегулирования тарифов.

В этой связи, суд считает отклоняет довод заявителя о необоснованности выводов РСТ, содержащихся в письме от 19.03.2019 об отсутствии оснований для предварительного согласования изменений долгосрочных параметров  урегулирования тарифов.

Таким образом, оспариваемый отказ ответчика является законным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере  превышающем размер, предусмотренный в абзаце 3   пункта 3 части 1 статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

            Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы города Кирово-Чепецка»­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613040, Россия, <...>) о признании незаконным решения Региональной службы по тарифам Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610020, Россия, <...>)от 19.03.2019 № 693-66-01-10 отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы города Кирово-Чепецка»­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613040, Россия, <...>) излишне уплаченную на основании платежного поручения от 17.05.2019 № 1576 государственную пошлину в части суммы 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек. Выдать справку.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                            А.А. Андриянов