ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-7738/20 от 01.02.2021 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А28-7738/2020

г. Киров

08 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2021 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балезиной Я.АВ.

рассмотрел в судебном заседании исковое заявление

министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610019, Россия, <...>)

к администрации Куменского района (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613400, Россия, Кировская область, пгт. К-ны, ул. Кирова, д. 11),

муниципальному унитарному предприятию «Куменские тепловые системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613400, Россия, Кировская область,

пгт. К-ны, ул. Северная, д. 30),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение финансовое управление администрации Куменского района (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613400, Россия, Кировская область, пгт. К-ны, ул. Кирова, д. 11),

об обязании возвратить материально-технические ресурсы, переданные по акту от 12.12.2018 № 9, взыскании неустойки за нарушение обязательств в размере 245 149 рублей 45 копеек,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле.

установил:

министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к администрации Куменского района (далее – ответчик1, Администрация) об обязании возвратить материально-технические ресурсы, переданные по акту от 12.12.2018 № 9.

В обоснование заявленных требований истец указал следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 4.2 Положения о порядке формирования и использования областного фонда материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2007 №84/54 «Об областном фонде материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий» Министерством издано распоряжение от 12.12.2018 № 12-мтр «О выделении администрации Куменского района Кировской области материально-технических ресурсов для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области». Согласно данному распоряжению Администрации выделены материально-технические ресурсы в виде каменного угля длиннопламенного в размере 1075,0 тонн общей стоимостью 5 003 050 руб. 00 коп. Пунктом 2.3 распоряжения от 12.12.2018 № 12-мтр предусмотрена обязанность Администрации обеспечить возврат указанных материально-технических ресурсов в течение 12 месяцев с даты их фактического получения. Между истцом, Администрацией и муниципальным унитарным предприятием «Куменские тепловые системы» заключено соглашение о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий от 12.02.2019 №3. Получатель каменного угля подтвердил получение указанных материально-технических ресурсов. В соответствии с подпунктом 2.2.4 указанного соглашения на муниципальное унитарное предприятие «Куменские тепловые системы» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня получения материально-технических ресурсов возвратить их равное количество того же рода и качества, между тем данное обязательство предприятием до настоящего времени не исполнено. Истец полагает, что в соответствии с условиями соглашения ответственность перед министерством за своевременный возврат выделенных материально-технических ресурсов несет Администрация.

Определением от 30.07.2020 по ходатайству истца к участию в деле привлечен соответчик - муниципальное унитарное предприятие «Куменские тепловые системы» (далее – ответчик2, Предприятие, МУП «Куменские тепловые системы»).

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования.

Ходатайством от 07.12.2020 об уточнении исковых требований истец просил:

-обязать ответчика1 в соответствии с подпунктом 3.1 Положения осуществить возврат материально-технических ресурсов соответствующего качества и с соответствующими техническими характеристиками в областной фонд в количестве, предусмотренном актом о передаче (возврате) товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, от 12.12.2018 № 9, а именно угля каменного, общей стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек, с качеством и техническими характеристиками не ниже установленных протоколом лабораторных испытаний ФБУ «Кировский ЦСМ» от 07.12.2018 № Т 341 в количестве 1075,0 тонн;

-взыскать с ответчика2 неустойку за нарушение обязательств, предусмотренных Соглашением, в сумме, рассчитанной в соответствии с Соглашением (1/300 ставки рефинансирования Центрального панка Российской Федерации от цены Соглашения за каждый день просрочки) за период с 13.12.2019 по 18.12.2020 в размере 259 858 рублей 41 копейка.

Ходатайством от 28.01.2021 об уточнении исковых требований истец просил:

-обязать ответчика2 в соответствии с подпунктом 2.2.4 соглашения от 12.02.2019 №3 возвратить в областной фонд материально-технические ресурсы соответствующего качества и с соответствующими техническими характеристиками в количестве, предусмотренном приложением 2 к соглашению от 12.02.2019 №3, а именно, угля каменного, общей стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек с качеством и техническими характеристиками не ниже установленных протоколом лабораторных испытаний ФБУ «Кировский ЦСМ» от 07.12.2018 №Т 341 в количестве 1 075,0 тонн;

-взыскать с ответчика2 неустойку за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением от 12.02.2019 №3, в сумме, рассчитанной в соответствии с соглашением от 12.02.2019 №3 (1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены соглашения от 12.02.2019 №3 за каждый день просрочки) за период с 13.02.2020 по 28.01.2021 в размере 245 149 рублей 45 копеек;

-обязать ответчика 1 предоставить ответчику2 муниципальную гарантию или иные документы, которые будут приняты министерством как обеспечение возврата материально-технических ресурсов, в размере 100% стоимости переданных материально-технических ресурсов, указанной в приложении 1 и 2 соглашения от 12.02.2019 №3, а именно 5 003 050 рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, руководствуясь частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял к рассмотрению уточнение исковых требований в части требований о взыскании с ответчика2 неустойки в размере 245 149 рублей 45 копеек. В остальной части уточнения требований об обязании МУП «Куменские тепловые системы» возвратить материально-технические ресурсы, об обязании Администрации Куменского района предоставить МУП «Куменские тепловые системы» муниципальную гарантию или иные документы в обеспечение возврата материально-технических ресурсов суд протокольным определением от 28.01.2021 отказал в принятии к рассмотрению, так как заявленные требования не являются уточнениями, являются самостоятельными требованиями с новым предметом и основанием.

Таким образом, судом рассматриваются исковые требования:

-уточненные ходатайством истца от 07.12.2020, и принятые судом к рассмотрению определением от 18.12.2020 об обязании ответчика1 в соответствии с подпунктом 3.1 Положения осуществить возврат материально-технических ресурсов соответствующего качества и с соответствующими техническими характеристиками в областной фонд в количестве, предусмотренном актом о передаче (возврате) товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, от 12.12.2018 № 9, а именно угля каменного, общей стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек, с качеством и техническими характеристиками не ниже установленных протоколом лабораторных испытаний ФБУ «Кировский ЦСМ» от 07.12.2018 № Т 341 в количестве 1075,0 тонн;

-уточненные ходатайством истца от 27.01.2021, и принятые судом к рассмотрению определением от 28.01.2021 о взыскании с ответчика2 неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением от 12.02.2019 №3, в сумме, рассчитанной в соответствии с соглашением от 12.02.2019 №3 (1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены соглашения от 12.02.2019 №3 за каждый день просрочки) за период с 13.02.2020 по 28.01.2021 в размере 245 149 рублей 45 копеек.

ФИО1 представил отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с заявленными истцом требованиями о возврате Администрацией в областной фонд материально-технические ресурсов - каменного угля в количестве 1 075,0 тонн, полученных последним на основании соглашения от 12.02.2019 №3. В отзыве ответчик1 указал, что обязанность по возврату каменного угля должна быть исполнена получателем данных материально-технических ресурсов – МУП «Куменские тепловые системы», Администрация выступает лишь гарантом получателя ресурсов, причем ее обязанность по возврату долга в соглашении от 12.02.2019 №3 отсутствует. Сослался также на положения статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми Администрация как гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии. Также ответчик1 пояснил, что передача Администрацией Предприятию спорного имущества документально не оформлялась, по соглашению уголь напрямую передавался из Министерства Предприятию.

Истец, возражая на отзыв ответчика1, указал, что Администрация и Предприятие, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и соглашения от 12.02.2019 №3, несут солидарную обязанность по возврату в областной фонд материально-технические ресурсов в требуемом объеме.

В представленном на исковое заявление отзыве ответчик2 также не признал требования Министерства и указал, что в отопительный сезон 2018-2019 годов на предприятии произошла чрезвычайная ситуация в обеспечении теплом жилых помещений на территории Куменского района, в связи с чем Предприятие было вынуждено обратиться за безвозмездной помощью к Администрации с просьбой о предоставлении угля. Сослался на то, что документы о получении каменного угля им не изучались, о возврате долга Администрацией не заявлялось. Кроме того, ответчик2 указал, что по итогам 2019 года им был получен убыток в размере 8 556 тыс. рублей.

ФИО2 ходатайствовал о снижении размера неустойки, заявив, что находится в тяжелом финансовом положении.

Определением от 15.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение финансовое управление администрации Куменского района (далее – третье лицо, Учреждение).

Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, где возразило против требований истца, указав на не соблюдение порядка предоставления муниципальной гарантии, а именно – ее письменной формы. Сослалось на требования статьи 115.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии. Указало также, что в связи со значительным уровнем долговой нагрузки районного бюджета в 2019 и в 2020 годах предоставление муниципальных гарантий юридическим лицам не предусматривалось. Договор о предоставлении муниципальной гарантии между Администрацией и Предприятием не заключался.

Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец, ответчик, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие фактические обстоятельства.

Постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2007 № 84/54 (в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019) «Об областном фонде материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий» утверждено Положение о порядке формирования и использования областного фонда материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Постановления ответственным органом исполнительной власти Кировской области за закупку материально-технических ресурсов для формирования и использования областного фонда материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий за счет средств областного бюджета определено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

Положение устанавливает порядок и условия использования, возврата и контроля за использованием материально-технических ресурсов областного фонда материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, и ликвидации их последствий (пункт 1.1 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

Предоставление материально-технических ресурсов областного фонда организации, являющейся получателем материально-технических ресурсов областного фонда, осуществляется на возвратной основе (пункт 1.5 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

В соответствии с пунктом 2.3 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019 в целях предотвращения (ликвидации) чрезвычайной ситуации по прекращению отопления глава администрации муниципального образования обращается в министерство с ходатайством о выделении необходимых материально-технических ресурсов с приложением установленных документов.

Решение о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда оформляется распоряжением министерства (пункт 2.6 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

В случае принятия решения о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения министерство заключает с организацией, являющейся получателем материально-технических ресурсов областного фонда, и с администрацией муниципального образования соглашение о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда (далее - Соглашение) (пункт 2.9 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

МУП «Куменские тепловые системы» является организацией, осуществляющей теплоснабжение посредством котельных на территории Куменского района Кировской области.

Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.12.2018 № 12-мтр (далее – распоряжение от 12.12.2018 №12-мтр) администрации Куменского района Кировской области из областного фонда материально-технических ресурсов (далее также – МТР) для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения выделено 1 075,0 тонн каменного угля длиннопламенного на общую сумму 5 003 050 рублей 00 копеек.

На момент выделения МТР Положение устанавливало, что МТР областного фонда должны быть возвращены в полном объеме в министерство в течение 12 месяцев с даты принятия решения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Положения (пункт 3.1 Положения в редакции постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019).

В соответствии с пунктом 2.3 распоряжения от 12.12.2018 № 12-мтр администрация Куменского района Кировской должна обеспечить возврат выделенных МТР в течение 12 месяцев с даты их фактического получения.

МТР – каменный уголь длиннопламенный в количестве 1 075,0 тонн – переданы КОГУП «Облкоммунсервис» (организацией, ответственной за хранение и передачу МТР по распоряжению министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 29.12.2017 № 26) администрации Куменского района Кировской области по акту от 12.12.2018 № 9.

12.02.2019 между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Министерство), МУП «Куменские тепловые системы» (получатель) и администрацией Куменского района Кировской области (гарант) подписано соглашение № 3 (далее – Соглашение), в соответствии с пунктом 1 которого Министерство или уполномоченное им лицо передает получателю МТР из областного фонда МТР для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области, указанные в приложении № 1 к настоящему соглашению, а получатель обязуется их вернуть в срок и в количестве, предусмотренном соглашением.

Министерство или уполномоченное им лицо обязано передать получателю МТР в срок до 12.01.2019 (пункт 2.1 Соглашения).

Согласно пункту 2.2 Соглашения получатель МТР обязан: использовать МТР исключительно для целей, предусмотренных пунктом 1 настоящего соглашения на объекте: котельные МУП «Куменские тепловые системы» Куменского района Кировской области (пункт 2.2.1); в течение 12 месяцев со дня получения МТР возвратить их равное количество того же рода и качества (пункт 2.2.4).

Пунктом 3.2 Соглашения предусмотрено, что в случае просрочки возврата МТР получателем, Министерство направляет получателю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного соглашением, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного соглашением срока исполнения обязательства, и составляет не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных соглашением и фактически исполненных получателем.

Приложением № 1 к Соглашению сторонами согласованы передаваемые МТР - каменный уголь длиннопламенный в количестве 1 075,0 тонн на общую сумму 5 003 050 рублей 00 копеек.

Приложением № 2 к Соглашению между Министерством и МУП «Куменские тепловые системы» (получателем) подписан акт от 12.02.2019, в соответствии с которым Министерство передает, а получатель принимает следующие МТР: каменный уголь длиннопламенный в количестве 1 075,0 тонн на общую сумму 5 003 050 рублей 00 копеек.

Постановлением Правительства Кировской области от 31.01.2020 № 39-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 № 84/54» в Положение изменен раздел 3 «Возврат материально-технических ресурсов в областной фонд», а именно пункт 3.1 изложен в следующей редакции: «Материально-технические ресурсы соответствующего качества и с соответствующими техническими характеристиками должны быть возвращены в областной фонд в количестве, предусмотренном актом приема-передачи, не позднее 24 месяцев с даты фактического получения материально-технических ресурсов областного фонда, подтвержденной актом приема-передачи».

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Кировской области от 31.01.2020 № 39-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 № 84/54» настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется в части сроков и способов возврата материально-технических ресурсов в областной фонд на правоотношения, возникшие в связи с реализацией соглашений о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда, заключенных до вступления в силу настоящего постановления.

12.02.2020 МУП «Куменские тепловые системы» МТР не возвратило.

Между сторонами Соглашения велась переписка по исполнению условий Соглашения МУП «Куменские тепловые системы», администрацией Куменского района Кировской области.

Так, письмом от 13.05.2020 № 1430-43-08-04 Министерство обращалось к Администрации с требованием возврата выделенных из областного фонда МТР, ссылаясь на установленный подпунктом 2.2.4 Соглашения срок для возврата МТР (12 месяцев со дня получения МТР).

В ответ письмом от 22.05.2020 №1252-01-28 Администрация просила продлить срок возврата МТР до пяти лет, указывая на тяжелое финансовое положение МУП «Куменские тепловые системы».

В настоящем деле истцом предъявлено:

к ответчику1 - требование о возврате МТР соответствующего качества и с соответствующими техническими характеристиками в областной фонд в количестве, предусмотренном актом о передаче (возврате) товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, от 12.12.2018 № 9, а именно угля каменного, общей стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек, с качеством и техническими характеристиками не ниже установленных протоколом лабораторных испытаний ФБУ «Кировский ЦСМ» от 07.12.2018 № Т 341 в количестве 1075,0 тонн;

к ответчику2 - требование о взыскании неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением от 12.02.2019 №3, в сумме, рассчитанной в соответствии с соглашением от 12.02.2019 №3 (1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены соглашения от 12.02.2019 №3 за каждый день просрочки) за период с 13.02.2020 по 28.01.2021 в размере 245 149 рублей 45 копеек, полагая что ответчик2 должен возвратить МТР 12.02.2020.

Неисполнение ответчиками требований истца в добровольном порядке, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Возникшие между сторонами правоотношения представляют собой отношения по передаче публичным собственником в собственность частным лицам вещей, определенных родовыми признаками (МТР), для предотвращения нарушений функционирования систем жизнеобеспечения населения Кировской области, на возвратной основе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон применимы нормы гражданского законодательства о целевом займе (статья 814 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

В пункте 1 Соглашения от 12.02.2019 № 3 определены существенные условия договора вещного займа.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства прекращаются только при их надлежащем исполнении.

Как следует из материалов дела, спорные материально-технические ресурсы истцу на момент обращения последнего с иском в суд и на дату рассмотрения судом настоящего дела не возвращены.

Истец, заявив требование о взыскании с ответчика2 неустойки в сумме 245 149 рублей 45 копеек с учетом пункта 3.2 Соглашения, мотивирует требование наличием просрочки исполнения обязательства ответчиком2.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сумма долга определена истцом как стоимость МТР – 5 003 050 рублей 00 копеек.

Начало периода для начисления неустойки определено истцом датой – 13.02.2020, следующей за датой получения Администрацией Куменского района Кировской области материально-технических ресурсов с учетом пункта 2.2.4 Соглашения и пункта 3.1 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 06.02.2019 (с учетом 12-месячного срока возврата). Окончание периода для начисления неустойки определено истцом датой 28.01.2021.

Суд не усматривает оснований для начисления неустойки в силу следующего.

В соответствии со вводной частью Соглашения стороны подписали его на основании распоряжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.12.2018 № 12-мтр.

Во вводной части указанного распоряжения указано, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области приняло распоряжение на основании Постановления Правительства Кировской области от 13.02.2007 №84/54.

Таким образом, отношения сторон по предоставлению и возврату МТР регулируются не только Соглашением сторон, но и указанным постановлением.

Постановлением Правительства Кировской области от 31.01.2020 № 39-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 №84/54» изменен срок возврата МТР в областной фонд до 24 месяцев (пункт 3.1 Положения в редакции Постановления Правительства Кировской области от 31.01.2020 №39-П).

При этом, согласно пункту 2 Постановления Правительства Кировской области от 31.01.2020 №39-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 №84/54» указанное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется в части сроков и способов возврата материально-технических ресурсов в областной фонд на правоотношения, возникшие в связи с реализацией соглашений о выделении материально-технических ресурсов из областного фонда, заключенных до вступления в силу настоящего постановления.

Спорное требование возникло из нарушения условий Соглашения № 3, заключенного 12.02.2019, то есть до введения в действие Постановления Правительства Кировской области от 31.01.2020 № 39-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 № 84/54».

Применяя по аналогии закона абзац 2 пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что в данном случае действие Положения в редакции, устанавливающей срок возврата МТР продолжительностью 24 месяца, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, поскольку положения Постановления Правительства Кировской области от 31.01.2020 № 39-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 13.02.2007 №84/54» содержат прямое указание на это.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что срок наступления обязательства ответчика2 по возврату МТР на момент обращения Министерства с исковым заявлением в суд, и на дату рассмотрения дела судом не наступил, следовательно, основания считать ответчика2 просрочившим отсутствуют, следовательно, оснований для взыскания с ответчика2 неустойки в заявленной сумме не имеется.

Заявленные к ответчику1 требования о возврате МТР (угля каменного) общей стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек, в количестве 1075,0 тонн суд счел не подлежащими удовлетворению как предъявленные к ненадлежащему ответчику.

Арбитражно-процессуальное законодательство (статья 44 АПК РФ) определяет, что сторонами в арбитражном процессе являются истец (организация или гражданин, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов) и ответчик (организация или гражданин, к которым предъявлен иск).

Из содержания указанных норм процессуального права можно сделать вывод о том, что ответчиком по делу является сторона, которая, по мнению истца, нарушила его субъективные права, свободы и законные интересы и которую необходимо принудить к устранению допущенного нарушения.

Таким образом, чтобы быть надлежащей стороной в конкретном деле, необходимо быть субъектом спорного материального правоотношения. Для ответчика это означает иметь определенную, обязательственную по отношению к истцу материально-правовую связь, вытекающую из спорного материального правоотношения.

Следовательно, ненадлежащим ответчиком признается лицо, в отношении которого истцом делается ошибочный вывод о его сопричастности к спорным материально-правовым отношениям и принадлежащим ему спорным обязанностям.

Согласно подписанному 12.02.2019 между Министерством, Администрацией и МУП «Куменские тепловые системы» Соглашению №3 Предприятие, как получатель МТР, обязано в срок, предусмотренный Соглашением, возвратить полученные МТР, их равное количество того же рода и качества (пункт 2.2.4).

Из акта приема-передачи материально-технических ресурсов от 12.02.2019 следует, что МТР в количестве 1 075,0 тонн стоимостью 5 003 050 рублей 00 копеек, получило МУП «Куменские тепловые системы».

Следовательно, надлежащим лицом, к которому могут быть заявлены материально-правовые требования истца об исполнении обязанности по возврату спорных МТР, является МУП «Куменские тепловые системы».

Сведений о фактах, свидетельствующих о том, что обязательство по возврату спорных МТР должно быть выполнено Администрацией, истцом в материалы дела не представлено.

Довод истца о том, что Администрация как гарант, и Предприятие как должник в силу заключенного между сторонами спора Соглашения от 12.02.2019 №3 несут солидарную обязанность перед истцом по возврату в областной фонд спорных МТР судом отклонен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе, предоставление муниципальных гарантий.

Согласно пункту 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной (пункт 3 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии (пункт 5 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов (пункт 12 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 13 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановлении Пленума от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума №23) следует, что публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений статей 98-100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга. В силу пункта 5 статьи 115 БК РФ, устанавливающего субсидиарный характер ответственности гаранта, условие государственной (муниципальной) гарантии о солидарной ответственности гаранта и должника является ничтожным (за исключением случая установления солидарной ответственности по гарантиям, предоставленным в обеспечение обязательств, составляющих государственный внешний долг Российской Федерации) (пункт 6 Постановления Пленума №23).

Таким образом, в силу вышеупомянутых правовых норм и позиции вышестоящей судебной инстанции, принципал и гарант должны нести перед бенифициаром субсидиарную ответственность по выполнению взятых на себя в соответствии с договором, соглашением обязательств в том порядке и на тех условиях, которые установлены муниципальной гарантией.

Между тем, доказательства выдачи Администрацией муниципальной гарантии во исполнение Предприятием перед Министерством обязательств, возникших из соглашения по возврату спорных МТР в материалах дела отсутствуют.

Доказательств предъявления истцом требований к Предприятию о возврате спорных МТР до предъявления указанных требований к Администрации, как того требует порядок привлечения к исполнению субсидиарных обязательств, установленный нормами гражданского и бюджетного законодательства, в материалы дела также не представлено.

В судебном заседании 28.01.2021 представитель Министерства настаивал на том, что надлежащим ответчиком по требованию о возврате спорных МТР является Администрация.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24.10.2013 № 1626-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Суд, рассмотрев требования истца к Администрации о возврате спорных МТР, признал указанное требование предъявленным к ненадлежащему ответчику.

По смыслу статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с иском к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 156, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении иска.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Е.Р. Зведер