ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-8237/17 от 15.09.2017 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-8237/2017

г. Киров

26 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2017 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Пикозовым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Спектр»­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 612990, Россия, Кировская область, г.Сосновка, Вятскополянский район, ул. Мира, д. 6)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610020, Россия, <...>)

третьи лица: муниципальное казенное учреждение администрация Вятскополянского района Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 612964, Россия, <...>), индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 426006, Россия, Удмурдская Республика. г.Ижевск)

о признании недействительным решения от 10.04.2017 № 125/03-17-з

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 15.03.2017,

от ответчика – ФИО3, по доверенности от 29.08.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Спектр»­ (далее – заявитель, Общество, ООО «Спектр») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – ответчик, антимонопольный орган, Управление, УФАС) ,уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления от 10.04.2017 № 125/03-17-з (далее – решение от 10.04.2017).

Заявитель указывает, что решение от 10.04.2017 является необоснованным и подлежащим отмене, поскольку включение в аукционное задание требования, которое влечет за собой ограничение количества участников, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). Действующим законодательством каких-либо ограничений по материалам стен и перекрытий дома не предусмотрено, в связи с чем стены дома могут быть возведены из арболитовых блоков, а перекрытия таких домов могут быть выполнены из дерева. Подробно доводы Общества изложены в заявлении и дополнениях к нему.

Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям отзыва, полагает, что установление в аукционной документации требования к материалу стен и перекрытий в доме, в котором приобретается жилое помещение, соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ. Факт ограничения числа участников нельзя считать подтвержденным. Перечисленные в техническом задании материалы изготовления стен и перекрытий дома имеют непосредственное отношение к объекту закупки; заказчик не устанавливал требований, которые не соответствовали критерию объективности и не были бы соотнесены с объектом закупки.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное казенное учреждение администрация Вятскополянского района Кировской области и индивидуальный предприниматель ФИО1.

Третье лицо (муниципальное казенное учреждение администрация Вятскополянского района Кировской области), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Третье лицо (ИП ФИО1), считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали свои позиции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

28.03.2017 на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Номер извещения 0140300014917000013. Начальная (максимальная) цена контракта – 624 000,00 рублей Окончание срока подачи заявок - 05.04.2017.

Согласно технической части аукционной документации (далее – Техническая часть) заказчику требуется жилое помещение в доме со следующими техническими характеристиками: по позиции 1.6 материал стен: керамический кирпич или силикатный кирпич или железобетонные панели заводского производства или газобетонные блоки заводского производства; по позиции 1.7 перекрытия: железобетонные плиты.

По результатам рассмотрения первых частей заявок Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несответствия материалов стен дома, а также материалов перекрытий, требованиям, указанным в аукционном задании.

12.04.2017 состоялось подведение итогов электронного аукциона, победителем признана ИП ФИО1, с которой заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения № 0140300014917000013-0217391-02 от 03.05.2017.

03.04.2017 в УФАС поступила жалоба ООО «Спектр» на документацию электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения 0140300014917000013), в которой указано на то, что аукционное задание сформировано с нарушением статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

В ходе рассмотрения жалобы УФАС установило, что описание приобретаемого жилого помещения носит объективный характер, требования к материалу стен и перекрытий в доме, в котором приобретается жилое помещение, соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ (пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ), в связи с чем указанный заявителем факт ограничения количества участников электронного аукциона не подтвердился.

Установив указанные обстоятельства, комиссия УФАС приняла 10.04.2017 решение № 125/03-17-з о признании необоснованной жалобы ООО «Спектр» на документацию электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения 0140300014917000013).

Не согласившись с выводами УФАС, Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения Управления от 10.04.2017 № 125/03-17-з.

Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования..

Из части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом № 44-ФЗ.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона № 44-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является аукцион (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион).

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закон о контрактной системе, в частности статьями 59 - 71 названного Закона.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

На основании анализа указанных положений суд приходит к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Как следует из материалов дела, объектом закупки является жилое помещение (квартира).

Согласно Технической части заказчику требуется жилое помещение в доме со следующими техническими характеристиками: материал стен: керамический кирпич или силикатный кирпич или железобетонные панели заводского производства или газобетонные блоки заводского производства; перекрытия: железобетонные плиты.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

С учетом указанных положений суд приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, жилое помещение (квартира), объективно может и должно включать нормативно установленные требования пригодности для постоянного проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47).

Согласно пункту 10 Положения № 47 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В силу пунктов 33, 34 Положения № 47 ухудшение эксплуатационных характеристик здания (отдельных его частей) влечет признание непригодным для проживания жилого помещения, расположенного в таком здании.

Изложенное позволяет сделать вывод, что объективное описание жилого помещения (квартиры в многоквартирном доме) может и должно содержать описание дома, в котором это помещение расположено, включая материал стен и перекрытий (несущих конструкций), поскольку такое описание соответствует нормативному требованию, определяющему помещение в качестве пригодного для постоянного проживания, что не противоречит частям 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что заказчик не вправе указывать в Технической части требования к материалам стен и перекрытий дома, поскольку это ведет к ограничению количества участников закупки, арбитражным судом отклоняется, как безосновательный.

Техническая часть устанавливает допустимость физического износа дома до 40%. Следовательно, приобретение квартир в доме, где несущие конструкции выполнены из наименее прочных строительных материалов, существенно затрагивает права и законные интересы лиц, которым такие квартиры должны быть предоставлены для постоянного проживания. Соответственно, указание в техническом задании строительных материалов, зарекомендовавших себя как наиболее прочных и создающих возможность на протяжении длительного времени использовать помещение в качестве жилого, преследует цель создания условий для надлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанности по предоставлению квартир лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определенные в документации об аукционе требования обусловлены объективными потребностями заказчика.

При этом, как ранее уже сказано, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Ссылка заявителя на заключение по результатам обследования технического состояния несущих ограждающих строительных конструкций – наружных стен жилого многоквартирного двухэтажного дома по адресу: <...>, согласно которому строительные конструкции дома находятся в нормальном техническом состоянии, избранные в качестве материала стен арболитовые блоки не влияют на нормативное состояние объекта, не принимается судом, как не имеющая отношение к предмету спора.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что решение от 10.04.2017 соответствуют законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает, не возлагает на ООО «Спектр» какие-либо незаконные обязанности и не создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской (экономической деятельности). Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований Общества должно быть отказано.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Спектр» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 612990, Россия, Кировская область, г.Сосновка, Вятскополянский район, ул. Мира, д. 6) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610020, Россия, <...>) от 10.04.2017 № 125/03-17-з.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья С.Ю. Шмырин