ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-8661/19 от 14.01.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-8661/2019

город Киров

21 января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балезиной Я.А.

рассмотрел в судебном заседании исковое заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров)

к Министерству социального развития Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>),

Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>),

Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>),

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 (Кировская область, г. Киров)

о взыскании 880 345 рублей 00 копеек­,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - ФИО3, по доверенности от 05.06.2019;

от Министерства социального развития Кировской области–

Кадочникова А.В., по доверенности от 09.01.2020;

от КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» –

ФИО4, по доверенности от 09.01.2020;

от ОПФР по Кировской области –

ФИО5, по доверенности от 06.03.2018;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству социального развития Кировской области (далее – ответчик1, Министерство), Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (далее – ответчик2, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове»), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области­ (далее – ответчик3, ОПФР по Кировской области) об обязании возместить 897 270 рублей 00 копеек расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического Труда – ФИО6 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Определением от 24.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – третье лицо).

КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» ссылаясь на Порядок использования средств, выделенных Пенсионным фондом РФ на реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденный распоряжением департамента социального развития Кировской области от 07.03.2006 № 12, в отзыве на иск указывает, что учреждением была направлена заявка на возмещение расходов в Министерство, однако Министерством принято решение об отказе в возмещении расходов. В отсутствие у КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» финансирования на возмещение соответствующих расходов ответчик2 считает невозможным исполнение обязательства по договору с истцом.

Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в иске, ссылается на установленные требования об изготовлении надгробия исключительно специализированными организациями (не индивидуальными предпринимателями), отсутствие сведений о виде гранита, используемого в изготовлении, фактическое отсутствие цоколя в надгробии несмотря на включение его стоимости в сумму расходов, несоответствие вертикальной плиты установленным параметрам, облицовкой фундамента гранитом (что не предусмотрено), непредставлением документов об отсутствии на могиле умершего Героя надгробий другого образца.

ОПФР по Кировской области в представленном отзыве указало, что осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Кировской области на основании заявки Министерства социального развития Кировской области на финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий Героям Социалистического Труда, при этом ОПФР по Кировской области не предоставлены полномочия по оценке документов, полученных от заявителя для возмещения расходов, и принятию решения об отказе в их возмещении. Как следует из отзыва, заявка Министерством не была представлена, по мнению ОПФР по Кировской области отсутствуют основания для возмещения расходов.

Третье лицо в представленном отзыве подтвердил выполнение работ истцом на сумму 897 270 рублей 00 копеек.

Определением от 09.10.2019 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Независимая экспертно-оценочная корпорация», экспертом назначен ФИО7.

Заключение эксперта № 333СЭ поступило в материалы дела 24.10.2019.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до суммы 880 345 рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Судом принято к рассмотрению уменьшение размера исковых требований.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Ответчики поддержали ранее изложенные позиции.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направило в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей третьего лица.

Суд, заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является внуком Героя Социалистического Труда ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении от 25.02.1982 № 478749, свидетельством о рождении от 10.04.1958 № 887070.

20.09.2018 между ИП ФИО1 (исполнитель) и ФИО2 (заказчик) заключен договор на изготовление и установку надгробного сооружения (далее – договор), в соответствии с предметом которого исполнитель обязался изготовить и установить, а заказчик принять надгробие, сооружаемое на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, изготовляемое из камня гранит черный габбро, включающее в себя вертикальную плиту (размером 200 х 90 х 25 сантиметров), цоколь (размером 100 х 40 х 30 сантиметров), цветник (размером 150 х 90 х 25 сантиметров) и установленные на бетонном основании (фундаменте), предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета», количестве и по ценам согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 1.1. договора).

Исполнитель изготавливает, доставляет и устанавливает заказчику продукцию по ценам, согласованным между сторонами и указанными в Приложении № 1. Расчет за изготовление продукции и ее доставку и установку производятся в следующем порядке: заказчик передает исполнителю право требования возмещения (оплаты) надгробия в отношениях с государственными, муниципальными органами и учреждениями в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (пункты 2.1., 2.2. договора).

В соответствии с приложением № 1 к договору общая сумма за материал и установку надгробного сооружения составляет 897 270 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В подтверждение выполнения работ по изготовлению и установке надгробного сооружения истцом представлен в материалы дела акт о приемке выполненных работ (оказанных услуг) от 08.10.2018 № 36, подписанный ФИО2 (заказчиком по договору), стоимость выполненных работ составила 897 270 рублей 00 копеек.

08.10.2018 КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» обратилось в адрес Министерства с заявкой на право расходования средств на реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

Министерство возвратило КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» документы письмом от 18.02.2019.

22.02.2019 в ответ на обращение ИП ФИО1 о возмещении понесенных им расходов КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» направило письмо, в котором сообщило, представленные заявителем документы по изготовлению и установке надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО6 были направлены в Министерство социального развития Кировской области, которым по результатам их рассмотрения принято решение об отказе в возмещении понесенных расходов ввиду изготовления надгробия неспециализированным предприятием, отсутствием сведений о виде гранита, используемого в изготовлении, отсутствием цоколя в надгробии, облицовкой фундамента гранитом (что не предусмотрено), непредставлением документов об отсутствии на могиле умершего Героя надгробий другого образца.

30.04.2019 истец обратился в адрес КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», ОПФР по Кировской области и Министерства с претензией от 26.04.2019, к которой приложил акт выполненных работ, просил их подписать, а также осуществить возмещение расходов по сооружению надгробия умершему Герою Социалистического Труда ФИО6 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

В ответ на претензию истца КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» 24.05.2019 сообщило об отсутствии у учреждения финансирования на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробия, отказало в возмещении соответствующих расходов.

Министерство в ответ на претензию истца сослалось на предыдущее письмо об отказе в возмещении расходов, дополнительно сообщило, что право на возмещение расходов имеют исключительно члены семьи умершего Героя Социалистического Труда.

Полагая отказ ОПФР по Кировской области, Министерства и КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» в компенсации расходов необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Установленные обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных в части 1 настоящей статьи расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации:

1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот с указанием регистрационных данных граждан, указанных в пунктах 1 - 7 части 2 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 740) финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанным постановлением определен также образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя.

Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение от 20.03.2007 № 28-24 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы».

В указанном соглашении определен порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации, в том числе статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Как следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 и Соглашения между Правительством Кировской области и Пенсионным фондом Российской Федерации от 20.03.2007 № 28-24 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», с учетом полномочий Министерства социального развития Кировской области, установленных Положением о Министерстве, полномочий ОПФР по Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», задач и функций, возложенных на них, процесс компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника Герою Социалистического Труда, обусловлен действиями всех ответчиков.

Согласно Порядку использования средств, выделенных Пенсионным фондом РФ на реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденному распоряжением департамента социального развития Кировской области от 07.03.2006 № 12 (далее по тексту – Порядок № 12) выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства, ОПФР по Кировской области.

В соответствии с названным порядком КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» представляет в Министерство заявку на право расходования средств, заключает с предприятиями, учреждениями, организациями отдельные договора о возмещении расходов, связанных с реализацией, в частности, Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в пределах выделенных ассигнований на основании заявок – расчетов предприятий и организаций, оказывающих услуги. Расходы возмещаются соответствующим предприятиям на основании счетов, реестров путем перечисления средств на их счета (пункты 4, 5, 8 Порядка № 12).

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер.

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) предусматривает, что родственники либо законный представитель умершего, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить волеизъявление умершего другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 Закона о погребении и похоронном деле в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодателем установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и осуществить погребение, включая установку памятника на могиле.

Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников умерших в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим перечисленным категориям лиц.

Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.

Как следует из условий договора, заключенного между истцом и третьим лицом заказчик передает исполнителю право требования возмещения (оплаты) надгробия в отношениях с государственными, муниципальными органами и учреждениями в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (пункт 2.2. договора).

С учетом указанного условия договора истец правомерно обратился к ответчикам с требованием о возмещении его расходов на сооружение и установку надгробия на месте погребения умершего (погибшего) Героя.

Факт выполнения истцом работ, предусмотренных договором, подтверждается актом.

То обстоятельство, что умерший ФИО6 является Героем Социалистического Труда, следует из представленных в материалы дела документов и ответчиками не оспаривается.

Министерство в ходе рассмотрения дела оспаривало стоимость работ по возведению фундамента, объемы работ.

Определением от 09.10.2019 по делу назначено проведение судебной экспертизы для определения объекта фактически выполненных работ по устройству бетонного основания (фундамента), а также стоимости данных работ.

Экспертным заключением подтверждено соответствие элементов надгробного сооружения и их габаритных размеров условиям договора и установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 параметрам.

Экспертом определен объем надгробного сооружения и требуемый объем фундамента, обеспечивающий несущую способность сооружения. Экспертом указаны завышенные в акте выполненных работ объемы работ и материалы, определено завышение объема работ по устройству фундамента, в связи с чем пропорционально уменьшена стоимость работ по устройству фундамента.

В соответствии с заключением от 23.10.2019 № 333СЭ эксперта ФИО7, пояснений к заключению:

- для обеспечения несущей способности нагрузок от установки сооружения гранитного надгробия, включающего в себя цоколь, цветник, вертикальную плиту необходимо выполнить устройство фундаментной плиты размером 2500х1600х350мм;

- стоимость работ и материалов, необходимых для устройства фундаментной плиты размерами, определенными расчетным методом, согласно цен на работы и материалы, указанные в приложении № 1 к договору от 20.09.2018 составляет 32 025 рублей 00 копеек.

Исходя из выводов, изложенных в экспертном заключении и пояснений к нему, истец уточнил исковые требования, из заявленной к возмещению суммы исключил разницу в стоимости работ и материалов, необходимых для устройства фундаментной плиты (45 750 рублей 00 копеек – 32 025 рублей 00 копеек = 13 725 рублей 00 копеек), стоимость цемента (500 рублей 00 копеек), стоимость клея плиточного (2 700 рублей 00 копеек).

Экспертное заключение по общей стоимости работ, необходимых для сооружения надгробия, с учетом выполненного по расценкам на строительные работы расчета, не опровергает рыночной стоимости работ по договору между истцом и третьим лицом. Стоимость использованных материалов, приобретенных истцом по договорам поставки, не опровергнута. Фактическое несение расходов подтверждается заключением соответствующих договоров истцом с поставщиком материалов, исполнителем услуг по доставке материалов к месту установки надгробия.

Ответчики ходатайство о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы не заявили.

Стоимость изготовления и установки надгробного сооружения составила по уточненному расчету истца 880 345 рублей 00 копеек, что включает в себя:

- стоимость вертикальной плиты – 361 500 рублей 00 копеек,

- стоимость цоколя – 168 710 рублей 00 копеек,

- стоимость цветника – 195 840 рублей 00 копеек,

- стоимость надписи – 19 720 рублей 00 копеек,

- стоимость фундамента – 32 025 рублей 00 копеек,

- стоимость доставки и установки – 97 400 рублей 00 копеек,

- прочие расходы – 5 150 рублей 00 копеек.

Заявленные истцом расходы документально подтверждены представленными доказательствами.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит исковые требования обоснованными, подтверждёнными материалами дела.

Суд отклоняет доводы сторон, основанные на условиях договора между истцом и КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», подписанной указанными сторонами калькуляции затрат, поскольку основанием несения спорных расходов является договор с ФИО2.

На основании вышеизложенного, учитывая обязанность ответчиков по возмещению указанных расходов и отсутствие доказательств их возмещения, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При обращении с исковым заявлением истцом было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец перечислил за истца на производство судебной экспертизы на депозитный счет суда 15 000 рублей (платежное поручение от 03.10.2019 № 148).

Стоимость услуг эксперта по проведению судебной экспертизы по настоящему делу составила 15 000 рублей. Данная сумма перечислена с депозитного счета Арбитражного суда Кировской области экспертной организации.

Если уточнение (уменьшение) исковых требований связано именно с результатами судебной экспертизы, то понесенные судебные издержки на проведение экспертизы подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с учетом размера первоначально заявленных исковых требований (разъяснения пункта 15 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам работы заседания Совета 08.06.2012, проведенного на базе Арбитражного суда Республики Марий Эл).

Принимая во внимание указанные разъяснения, а также уменьшение истцом размера исковых требований по результатам экспертизы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оплату экспертизы истцом, судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 4 905 рублей 00 копеек относятся на ответчиков в равных долях и подлежат возмещению ответчиками в пользу истца, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, с учетом размера первоначально заявленных исковых требований (на 98,1%).

Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 156, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить, обязать Министерство социального развития Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>), Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>) возместить индивидуальному предпринимателю ФИО1­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 880 345 (восемьсот восемьдесят тысяч триста сорок пять) рублей 00 копеек расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического Труда – ФИО6 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Взыскать с Министерства социального развития Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 4 905 (четыре тысячи девятьсот пять) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.

Взыскать с Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 4 905 (четыре тысячи девятьсот пять) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610001, Россия, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1­ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 4 905 (четыре тысячи девятьсот пять) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Е.Р. Зведер