ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-9591/2021 от 20.12.2021 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-9591/2021

г. Киров                   

30 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено декабря 2021 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи  Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

отдела культуры Арбажского муниципального округа (ИНН: 4301002390, ОГРН: 1204300011849, адрес: 612180, Россия, Кировская область, п. Арбаж, ул. Пионерская, 2)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246, адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, 55)

третьи лица: министерство спорта и молодежной политики Кировской области (ИНН: 4345098756, ОГРН: 1054316536295, адрес: 610019, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, д.69, 108), администрация муниципального образования Арбажский район Кировской области (ИНН: 4301000273, ОГРН: 1034310501235, адрес: 612180, Россия, Кировская область, Арбажский район, поселок городского типа Арбаж, ул. Пионерская, д.2)

о признании недействительным представления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 в части                 пункта 1

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Токмяниной Л.Г., выписка из ЕГРЮЛ, законный представитель, паспорт;

ответчика – Винокуровой А.А., по доверенности от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании,

установил:

отдел культуры Арбажского муниципального округа (далее – заявитель, Отвел культуры) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, Управление, УФК) о  признании недействительным пункта 1 представления Управления от 01.06.2021  № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств в общей сумме  378 686 рублей 00 копеек; об отмене действия пункта 1 представления Управления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств и требования о возврате на лицевой счет министерства спорта и молодежной политики Кировской области средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в общей сумме 371 150 рублей 15 копеек.

В заявлении Отдел культуры указывает, что  выполнение целевого показателя, включает не только приобретение спортивных тренажеров, но и организацию самого спортивного сооружения, имеющего фиксированные пространственные характеристики.

Состав работ по монтажу оборудования определяется исходя из необходимости безопасной установки и подключения оборудования, а также определяется заказчиком  при заключении соответствующего контракта (договора) с подрядчиком.

Стоимость работ по благоустройству и подготовке земельных участков (работ по подготовке основания и покрытий, устройство щебеночной подготовки, армирование и устройство бетонной подготовки, устройство резинового покрытия, установка бортовых камней и др.) для размещения объектов в рамках создания спортивных площадок, подлежит включению в стоимость создаваемого объекта нефинансовых активов группы «сооружения» - «спортивная площадка». При этом в стоимость указанного сооружения могут быть включены, в том числе, расходы по поверхностному улучшению земельного участка (планировка земельных участков, корчевка площадей, очистка от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, насыпные работы, замена грунт, укладка асфальтовых (резиновых) покрытий и другие работы, которые неотделимы от земли), осуществляемые в целях создания сооружения. Стоимость работ по благоустройству земельных участков не подлежит включению в стоимость объектов движимого имущества (например, спортивного инвентаря, уличных тренажеров), учитываемых как отдельные инвентарные объекты.

УФК возражает против заявленных требований по основаниям отзыва. Управление поясняет, что средства субсидии из федерального бюджета представляются только на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования.

По мнению Управления, в муниципальный контракт необоснованно включены работы по благоустройству и подготовке земельного участка, не связанные с закупкой и монтажом спортивно-технологического оборудования.  Общая стоимость работ, необоснованно включенных в  муниципальный контракт, составляет 378 686,00 руб., в том числе по разделам: устройство основной площадки в сумме 244 422,00 рублей; устройство площадки под воркаут в сумме 134 264,00 рублей. Оплата по муниципальному контракту произведена в полном объеме.

Отделом культуры за счет средств субсидии оплачены работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием в сумме 378 686,00 рублей (из них средства федерального бюджета в сумме 371 150,15 рублей, средства областного бюджета в сумме 3 748,99 рублей, средства местного бюджета в сумме 3 786,86 рублей), не предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», государственной программой Кировской области «Развитие физической культуры и спорта», соответствующим соглашением.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство спорта и молодежной политики Кировской области (далее – третье лицо, Министерство спорта), администрация муниципального образования Арбажский район Кировской области (далее – третье лицо, Администрация).

Администрация поддерживает позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Министерство спорта отзыв на заявление Отдела культуры не представитло.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании приказа руководителя Управления от 16.03.2021 № 184 в период с 18.03.2021 по 26.03.2021 проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в отношении  муниципального казенного учреждения Отдел культуры, молодежной политики и спорта Арбажского района (далее - Отдел культуры, молодежной политики и спорта).

В ходе проведения названной проверки сотрудниками Управления установлены следующие обстоятельства, нашедшие отражение в акте проверки от 08.04.2021.

В 2019 году для обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Спорт - норма жизни» между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта и молодежной политики Кировской области  заключено соглашение от 29.01.2019 № 777-2019-Р50010-1 (далее - Соглашение № 777-2019-Р50010-1) о реализации Регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (далее - Региональный проект).

Предметом Соглашения № 777-2019-Р50010-1 является организация взаимодействия сторон при реализации Регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта «Спорт - норма жизни» в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта.

Между Министерством спорта и администрацией муниципального образования Арбажский район Кировской области заключено соглашение от 03.06.2019 № 33602000-1-2019-004 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Соглашение от 03.06.2019).

Предметом Соглашения от 03.06.2019 является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету Арбажского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству спорта как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках результатов Регионального проекта Программы КО «Развитие физической культуры и спорта» (пункт 1.1). Согласно пункту 1.2 Соглашения от 03.06.2019 предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям № 1 и № 2 к Соглашению от 03.06.2019, утвержденного постановлением администрации Арбажского района Кировской области от 08.06.2015 № 239 «Об утверждении муниципальной программы Арбажского района Кировской области «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики» на 2015-2021 годы (с изменениями от 29.05.2019 № 156), а именно: поставлены комплексы спортивного оборудования (тип результата: закупка оборудования или услуг) - 1 единица в срок до 25.12.2019. То есть Администрации необходимо достичь результата по 1 показателю федерального проекта по субъекту Российской Федерации, а именно: установка комплекта спортивного оборудования (малые спортивные формы) -1 единица для создания 1 малой спортивной площадки.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением от 03.06.2019, Администрацией произведена, в том числе закупка: «Создание малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием в пгт Арбаж Кировской области».

По результатам аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт с обществом с ограниченной ответственностью «Современные Технологии» от 01.11.2019 №0340200003319014064 (далее – Муниципальный контракт) на сумму 3098564,00 рублей.

В Муниципальный контракт включены работы по благоустройству и подготовке земельного участка, не связанные с закупкой и монтажом спортивно-технологического оборудования, в том числе: разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами (позиции 25, 43 локальной сметы № 01-01-02); при перемещении грунта на каждые последующие 10 м (позиции 26,44 локальной сметы № 01-01-02); разработка грунта в траншеях экскаватором «обратная лопата» (позиции 27,45 локальной сметы № 01-01-02); перевозка грузов 1 класса автомобилями-самосвалами на расстояние до 2 км (позиции 28,46 локальной сметы № 01-01-02); устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка (позиции 29 локальной сметы № 01-01-02); песок природный для строительных работ средний (позиция 30 локальной сметы №01-01-02); перевозка грузов 1 класса автомобилями-самосвалами на расстояние до 198 км (позиции 31,50 локальной сметы № 01-01-02); перевозка грузов 1 класса автомобилями-самосвалами на расстояние до 30 км (позиции 32,51 локальной сметы № 01-01-02); устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне (позиция 35 локальной сметы № 01-01-02); биполимерная мембрана (позиции 36 локальной сметы № 01-01-02); установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий (позиции 39,52 локальной сметы № 01-01-02);  камни бортовые (позиции 40,53 локальной сметы № 01-01-02); перевозка грузов I класса автомобилями бортовыми на расстояние до 198 км (позиция 41,54 локальной сметы № 01-01-02); перевозка грузов I класса автомобилями бортовыми на расстояние до 30 км (позиции 42,55 локальной сметы № 01-01-02); устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня (позиция 47 локальной сметы № 01-01-02); гравий для строительных работ марка 1000 (позиция 49 локальной сметы № 01-01-02).

Общая стоимость работ, необоснованно включенных в Муниципальный контракт, составляет 378 686,00 руб., в том числе по разделам: устройство основной площадки в сумме 244 422,00 рублей; устройство площадки под воркаут в сумме 134 264,00 рублей.

Приемка выполненных работ произведена на основании Акта формы КС-2 от 16.12.2019 № 1, согласно которому работы выполнены в полном объеме на общую сумму 3 098 564,00 руб. Оплата по Муниципальному контракту произведена в полном объеме платежным поручением от 23.12.2019 № 1864 на сумму                          3 098 564,00 рублей.

Таким образом,  Отделом культуры, молодежной политики и спорта за счет средств субсидии оплачены работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием в сумме 378 686,00 рублей (из них средства федерального бюджета в сумме 371 150,15 рублей, средства областного бюджета в сумме 3 748,99 рублей, средства местного бюджета в сумме 3 786,86 рублей), не предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», государственной программой Кировской области «Развитие физической культуры и спорта», Соглашением от 03.06.2019.

Управление пришло к выводу, что в 2019 году Отделом культуры, молодежной политики и спорта осуществлена закупка «Создание малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием в пгт Арбаж Кировской области», в которой предусмотрены работы не соответствующие цели предоставления субсидии, в результате чего по Муниципальному контракту приняты и оплачены за счет средств субсидии работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием в общей сумме 378 686,00 рублей (из них средства федерального бюджета в сумме 371 150,15 рублей, средства областного бюджета в сумме 3 748,99 рублей, средства местного бюджета в сумме 3 786,86 рублей), что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

По итогам проведения выездной плановой проверки в адрес Отдела культуры, молодежной политики и спорта Управлением выдано представление от 01.06.2021 № 40-23-09/25.

В данном представлении указано, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, раздела 3 Государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/768, пунктов 1.1,1.2,4.3.3 Соглашения от 03.06.2019, заключенного между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального образования Арбажский район Кировской области, Приложений № 1, № 2 к нему, в 2019 году Отделом культуры, молодежной политики и спорта Арбажского района осуществлена закупка «Создание малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием в пгт Арбаж Кировской области», в которой предусмотрены работы, не соответствующие цели предоставления субсидии, в результате чего по муниципальному контракту от 01.11.2019 № 0340200003319014064 приняты и оплачены за счет средств субсидии работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием в общей сумме 378 686,00 руб. (из них средства федерального бюджета в сумме                  371 150,15 рублей, средства областного бюджета в сумме  3748,99 рублей, средства местного бюджета в сумме 3786,86 рублей), что в соответствии со статьей                      306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1).

Согласно пункту 1 требования представления от  01.06.2021 № 40-23-09/25 Отдел культуры, молодежной политики и спорта  должен возвратить на лицевой счет Министерства спорта средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 77721825228011002150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)», в общей сумме 371 150,15 рублей, использованные не по целевому назначению, а именно на оплату работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, не предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», государственной программой Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 -2021 годы, условиями муниципального контракта от 01.11.2019 № 0340200003319014064, в срок до 01.10.2021 включительно.

В соответствии с Законом Кировской области от 20.12.2019 № 331-30 «О преобразовании некоторых муниципальных образований Кировской области и наделении вновь образованных образований статусом муниципального округа», Уставом муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области, Решением Думы Арбажского муниципального округа от 09.12.2020 № 5/65 «Об учреждении отраслевого органа администрации Арбажского муниципального округа и утверждении Положения об Отделе культуры Арбажского муниципального округа» Отдел культуры Арбажского муниципального округа является правопреемником муниципального казенного учреждения Отдел культуры, молодежной политики и спорта Арбажского района.

Отдел культуры обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

На основании изложенного арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

В силу статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение тридцати календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №  302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее - Государственная программа РФ № 302)

Реализацию Государственной программы РФ № 302 в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации государственных программ субъектов Российской Федерации развития физической культуры и спорта (отдельных мероприятий) на условиях достижения установленных целевых индикаторов и показателей, определения объемов финансирования программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности населения региона физкультурно-спортивными объектами, а также иных сопоставимых показателей в сфере физической культуры и спорта и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом указанные государственные программы должны соответствовать целям и задачам Государственной программы РФ № 302, а указанные в них мероприятия - удовлетворять условиям и требованиям названной Программы.

В качестве Приложения № 32 к Государственной программе РФ № 302 предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Правила предоставления и распределения субсидий). Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения указанных субсидий, в том числе по направлению - создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Пункт 8 Правил предоставления и распределения субсидий содержит  указание на целевое назначение использования средств субсидии - на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж. Так, согласно указанному пункту Правил размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле: Si = C1i + C2i + C3i, где: C1i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), при этом Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок утверждается Министерством спорта Российской Федерации; C2i - размер субсидии на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта; C3i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.

Таким образом, в пункте 8 Правил предоставления и распределения субсидий содержится обозначение направления расходования средств, выделенных из федерального бюджета, а именно на закупку спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки путем монтажа такого оборудования (средства субсидии из федерального бюджета по Государственной программе РФ № 302 предоставляются на приобретение и монтаж спортивно-технологического оборудования).

Постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/768 утверждена Государственная программа Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа Кировской области № 186/768). Данная программа действовала в период возникновения соответствующих правоотношений.

Из содержания раздела 3 Государственной программы Кировской области                № 186/768 следует, что с 2019 года бюджету Кировской области из федерального бюджета в соответствии с Правилами, являющимися приложением № 32 к Государственной программе РФ № 302, предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части закупки спортивного оборудования для создания малых спортивных площадок центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в муниципальных районах.

Из областного бюджета местным бюджетам предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Расчет данной субсидии производится для каждого муниципального района по формуле: Si = (S / К) x Кi, где Si - объем субсидии муниципальному району; S - объем средств, предусмотренный в областном бюджете на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования и подлежащий распределению между муниципальными районами Кировской области; К - общее количество комплектов спортивно-технологического оборудования, установленное соглашением о реализации регионального проекта, заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Кировской области (указанным соглашением предусмотрено предоставление 16 комплектов спортивно-технологического оборудования в 2019 году); Кi - количество комплектов спортивно-технологического оборудования в муниципальном районе, в котором показатель «Доля населения, выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении данных нормативов в 2018 году составляет 65% и более 65%, за исключением муниципальных районов, в которых в 2019 году планируется реализация социальной программы «Газпром – детям».

Одному муниципальному району субсидия предоставляется на один комплект спортивно-технологического оборудования. Состав комплекта спортивно-технологического оборудования утверждается Министерством спорта Российской Федерации.

Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие муниципальной программы по развитию физической культуры и спорта, реализуемой за счет средств местного бюджета; заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального района; обеспечение доли софинансирования из местного бюджета, объем которой определяется соглашением о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального образования и не может быть ниже 1%.

Постановлением администрации Арбажского района Кировской области от 08.06.2015 № 239 утверждена муниципальная программа Арбажского района Кировской области «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики» на 2015-2022 годы (далее - МП «Развитие физической культуры», муниципальная программа).

Перечень мероприятий по реализации МП «Развитие физической культуры» на 2015-2022 годы включает мероприятие «Проектирование и строительство универсальных спортивных площадок на территории района».

Общий объем финансирования программы на 2019 год «Развитие физической культуры» (с изменениями от 31.07.2019 № 212, от 26.11.2019 № 348, от 12.12.2019 № 363) составляет 3 304,45 тыс. руб., в том числе: 3072,1 тыс. руб. - федеральный бюджет; 31,0 тыс. руб. - областной бюджет; 201,35 тыс. руб. - местный бюджет.

Из содержания пункта 1.1 Соглашения от 03.06.2019, заключенного между Министерством спорта и администрацией муниципального образования Арбажский район Кировской области, следует, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету Арбажского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации,  в рамках результатов регионального проекта Государственной программы Кировской области № 186/768.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 03.06.2019 предоставление  субсидии  осуществляется  в  целях  достижения  результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением администрации Арбажского района Кировской области от 08.06.2015 №239 «Об утверждении муниципальной программы Арбажского района Кировской области «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики» на 2015- 2021 годы (с изменениями от 29.05.2019 № 156), а именно: поставлены комплексы спортивного оборудования (тип результата: закупка оборудования или услуг) - 1 единица в срок до 25.12.2019.

Согласно пункту 3.1 Соглашения от 03.06.2019 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Арбажского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет: в 2019 году 3 134 454  рублей 00 копеек.

Пункт 2.2 Соглашения от 03.06.2019 содержит указание на общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Арбажского муниципального района в соответствии с настоящим Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 99,00 %, составляет в 2019 году не более 3 103 100 (три миллиона сто три тысячи сто) рублей 00 копеек.

Согласно пункту 3.2 Соглашения от 03.06.2019 субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: а)   наличие правового акта администрации Арбажского района Кировской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, указанного в пункте 1.2 настоящего Соглашения; б)          наличие в бюджете Арбажского муниципального района бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения; в) проведения централизованной закупки в соответствии со статьей 16 Закона Кировской области от 18.12.2018 № 210-ЗО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

На администрацию муниципального образования Арбажский район Кировской области Соглашением от 03.06.2019 возложены обязанности: обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения от 06.06.2019 (пункт 4.3.1); обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к Соглашению от 06.06.2019 (пункт 4.3.3); обеспечивать осуществление закупки спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Перечню оборудования (пункт 4.3.4).

Пунктом 6.1.1 Соглашения от 03.06.2019 установлено, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является муниципальное казенное учреждение Отдел культуры, молодежной политики и спорта Арбажского района.

В силу пункта 6.1.3 Соглашения от 03.06.2019 показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, является количество муниципальных районов (образований), где для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) созданы малые спортивные площадки, - 1.

Таким образом, Государственной программой Кировской области                          № 186/768, муниципальной программой, Соглашением от 03.06.2019 установлено, что субсидия предоставляется на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием путем закупки и монтажа такого оборудования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013               № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и заключения муниципального контракта) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами.

В нарушение изложенных выше нормативных положений Отделом культуры, молодежной политики и спорта за счет средств субсидии были оплачены работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, не предусмотренные Государственной программой РФ № 302, Государственной программой Кировской области № 186/768 и Соглашением от 03.06.2019.

При таких обстоятельствах вывод УФК о нецелевом расходовании Отделом культуры, молодежной политики и спорта средств субсидии в этой части является обоснованным, находит подтверждение в материалах настоящего дела.

Доводы заявителя о том, что выполнение целевого показателя включает не только приобретение спортивных тренажеров, но и организацию самого спортивного сооружения, имеющего фиксированные пространственные характеристики; состав работ по монтажу оборудования определяется исходя из необходимости безопасной установки и подключения оборудования, а также определяется заказчиком  при заключении соответствующего контракта (договора) с подрядчиком; стоимость работ по благоустройству и подготовке земельных участков (работ по подготовке основания и покрытий, устройство щебеночной подготовки, армирование и устройство бетонной подготовки, устройство резинового покрытия, установка бортовых камней и др.) для размещения объектов в рамках создания спортивных площадок, подлежит включению в стоимость создаваемого объекта нефинансовых активов группы «сооружения» - «спортивная площадка», арбитражным судом не принимаются, как не соответствующие приведенным выше нормам права, условиям Государственной программы и Соглашения.

Работы по подготовке спортивной площадки к размещению на ней спортивного оборудования не могут быть включены в состав работ по размещению (монтажу) данного оборудования.

Выполнение муниципальной программы и достижение целей ее реализации путем создания спортивной площадки и монтажа спортивного оборудования на ней не опровергает выводы Управления о нецелевом характере расходования средств субсидии в обозначенных выше частях.

Ввиду того, что УФК по Кировской области доказано нецелевое расходование средств субсидии Отделом культуры,молодежной политики и спорта у ответчика имелись достаточные основания для вынесения представления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 в оспариваемой части.

Ссылка заявителя на письмо Минфина России от 21.01.2016 № 02-05-11/2535 арбитражном судом отклоняется, поскольку данное письмо относится к вопросам бухгалтерского учета и не свидетельствует о неправомерности выводов УФК о нецелевом расходовании средств субсидии.

 Представление от 01.06.2021 № 40-23-09/25 в оспариваемой части не противоречит приведенным выше требованиям действовавшего на момент его вынесения законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него незаконно обязанности.

В этой связи суд, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, отказывает заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 представления Управления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств в общей сумме                           378 686 рублей 00 копеек; об отмене действия пункта 1 представления Управления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств и требования о возврате на лицевой счет министерства спорта и молодежной политики Кировской области средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в общей сумме 371 150 рублей 15 копеек.

Определением арбитражного суда от 17.09.2021 по делу № А28-9591/2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 в части пункта 1 требования (принять меры по устранению причин и условий  совершения нарушения, указанного в пункте 1 описательной части представления от 01.06.2021 № 40-23-09/25 в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления; возвратить на лицевой счет министерства спорта и молодежной политики Кировской области средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 77721825228011002150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)», в общей сумме 371 150,15 руб., использованные не по целевому назначению, а именно на оплату работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, не предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», государственной программой Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 -2021 годы, условиями муниципального контракта от 01.11.2019 № 0340200003319014064, в срок до 01.10.2021 включительно) до вступления в законную силу судебного акта по делу.

Частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

При названных обстоятельствах и в силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 17.09.2021 по делу № А28-9591/2021, подлежат отмене после вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Руководствуясь статьями  167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований отдела культуры Арбажского муниципального округа (ИНН: 4301002390, ОГРН: 1204300011849, адрес: 612180, Россия, Кировская область, п. Арбаж, ул. Пионерская, 2) о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246, адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, 55) от 01.06.2021 № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств в общей сумме 378 686 рублей 00 копеек; об отмене действия пункта 1 представления Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246, адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, 55) от 01.06.2021 № 40-23-09/25 о нецелевом расходовании бюджетных средств и требования о возврате на лицевой счет министерства спорта и молодежной политики Кировской области средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в общей сумме 371 150 рублей 15 копеек.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                        С.Ю. Шмырин