ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-9635/2021 от 04.04.2022 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-9635/2021

г. Киров                   

13 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено апреля 2022 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи  Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610027, Россия, <...>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>)

третьи лица: правительство Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610019, Россия, <...>), администрация города Кирова (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610027, Россия, <...>),  министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 127051, <...>), министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610019, Россия, <...>)

о признании недействительным представления от 25.06.2021 в части

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 20.10.2021, диплом о высшем юридическом образовании;

ответчика – ФИО2, по доверенности от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании, ФИО3, по доверенности от 28.09.2021;

администрации города Кирова – Козловских М.Е., по доверенности от 30.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,

установил:

муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее – заявитель, Учреждение, МКУ «УКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, Управление, УФК) о признании недействительным пункта 1 представления Управления от 25.06.2021    в части возврата бюджетных средств в сумме 13 341183 рублей 95 копеек  в связи с нецелевым использованием.

К  участию в деле в качестве третьих лиц привлечены  правительство Кировской области (далее – третье лицо, Правительство КО), администрация города Кирова (далее – третье лицо, Администрация),  министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – третье лицо, Министерство строительства РФ, Минстрой России), министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – третье лицо, Министерство строительства КО).

В заявлении и в дополнительных пояснениях Учреждение указывает, что в целях реализации на территории муниципального образования  «Город Киров» мероприятий по строительству объектов, финансируемых в рамках ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», Администрацией в Министерство строительства КО направлены заявки на финансирование объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненская до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» на сумму 68 344,92 тыс. руб.                         В соответствии с государственной программой Кировской области от 28.12.2012           № 189/838, соглашением от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 на объект «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненская до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» предоставлена субсидия в сумме                   68 344,92 тыс. руб. Распоряжением Администрации от 06.03.2019 № 63 Учреждению переданы полномочия муниципального заказчика по заключению и исполнению муниципальных контрактов в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на объект капитального строительства «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненская до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» и передана проектная документация на объект, получившая положительное заключение государственной экспертизы от 19.02.2015 № 43-1-4-1422-15. Объектом государственной экспертизы был единый объект «Строительство ул.Мостовицкая от ул. Чистопрудненская до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове». Уведомлением от 21.02.2019        № 3 до МКУ «УКС» доведены ассигнования в полном объеме 68344,92 тыс. руб. в ценах 2019 года. По результатам проведения закупки в форме электронного аукциона, между МКУ «УКС» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Спецстрой» (подрядчик) 27.05.2019 заключен муниципальный контракт № Ф.2019.273270 на выполнение работ по объектам «Строительство ул.Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», «Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» (далее — МК от 27.05.2019, Контракт). На основании соглашения от 15.10.2020  стороны  расторгли Контракт. Стоимость выполненных работ составила 252 332 476,96 руб. Работы приняты  заказчиком по актам приемки выполненных работ и оплачены в полном объеме. Обязательства в оставшейся части на сумму 62 091 239,04  руб. стороны прекратили. По окончании строительства было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.10.2020 № 43-RU-43306000-069-2020.

МКУ «УКС» поясняет, что работы по устройству ливневой канализации по ул. Фестивальной и строительство очистных сооружений в слободе Столбики выполнялись в качестве мероприятий по переустройству (переносу) инженерных коммуникаций в рамках строительства объекта. Учреждение  принимало и исполняло бюджетные обязательства в пределах доведенных бюджетных ассигнований, обеспечивая целевой характер расходования средств.

По мнению заявителя, ливневая канализация и очистные сооружения входят в объект «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове». Ливневая канализация и очистные сооружения являются системой водоотведения объекта, то есть  его неотъемлемой частью. Ливневая канализация и очистные сооружения обеспечивают водоотвод с поверхности дорожного полотна ул. Мостовицкая. Водоотводная сеть на улицах является составной частью общей системы водоотвода городской территории, поэтому ее проектирование следует производить в комплексной увязке с водоотводом со всей городской территории. Сброс из сети дождевой канализации выполняется в водотоки и водоемы только после очистки. Сброс неочищенных ливневых стоков в водные объекты запрещен. Очистка сточных вод возможна только на очистных сооружениях.  Строительство отдельных очистных сооружений на каждую улицу не целесообразно и приводит к существенным затратам бюджетных средств на строительство и эксплуатацию очистных сооружений. Очистные сооружения размещаются на отдельных земельных участках и при этом являются частью системы водоотведения. Размещение очистных сооружении на отдельном участке обусловлено необходимостью обеспечения санитарно-защитной зоны вокруг очистных сооружений. Размеры санитарно-защитной зоны очистных сооружений превышают размеры земельных участков, предоставляемых для улиц. При отсутствии системы водоотведения нормальная эксплуатация улиц не возможна. Строительство и эксплуатация улиц без строительства ливневой канализации и очистных — не допускается. При отсутствии существующих очистных сооружений и ливневой канализации проектирование и строительство улиц требуется выполнять совместно с ливневой канализацией и очистными сооружениями. При отсутствии в составе объекта улицы Мостовицкой ливневой канализации вдоль ул. Фестивальной и очистных сооружений, в дальнейшем потребовалось бы строительство дополнительных очистных сооружений для микрорайонов вдоль улицы Ивана Попова, что в свою очередь невозможно по причине отсутствия земельных участок для размещения очистных вдоль ручья без названия. Кроме того, как указано выше, система водоотвода поверхностных вод должна учитывать возможность приема и отвод поверхностных вод со всего бассейна стока территории городов и сельских населенных поселений.

Учреждение полагает, что УФК на период проведения проверки и вынесения оспариваемого представления было наделено общими полномочиями в сфере проверки соблюдения требований в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в отношении МКУ «УКС». При этом ни из положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ни из норм бюджетного законодательства не следует, что УФК, как орган внутреннего государственного финансового контроля, наделено полномочиями по проверке проектно-сметной документации, определяющей объем и содержание работ, а также их цену, на предмет их соответствия требованиям градостроительных норм, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации и требованиям иных нормативно-технических документов.

 УФК возражает против заявленных требований по основаниям отзыва и дополнений к отзыву.

Управление указывает, что между Министерством строительства РФ и Правительством КО заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019               № 069-09-2019-077 (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета бюджету Кировской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках федерального проекта «Жилье» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным коммунальными услугами граждан Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710. В соответствии с Перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 25.04.2019 № 069-09-2019-077/1), предусмотрено строительство улицы Мостовицкой от ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове со сметной (предполагаемой) стоимостью 68 344 980,00 руб. В 2020 году при завершении работ на объекте «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» выполнены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальной, а также строительство очистных сооружений в слободе Столбики, расположенных за границами участка, отведенного под строительство улицы Мостовицкой, и не являющихся объектами транспортной инфраструктуры. Построенная ливневая канализация и очистные сооружения не являются частью улицы Мостовицкой, относятся к объектам водоотведения (сооружениям наружной канализационной сети), на строительство которых средства субсидии не предоставлялись.

УФК поясняет, что в автомобильную дорогу могут ходить только расположенные на земельных участках в границах полосы отвода конструктивные элементы дороги и дорожные сооружения, которые при этом должны являться ее технологической частью. Проектная документация разрабатывалась отдельно на строительство улицы и на устройство ливневой канализации с очистными сооружениями, так как относятся к объектам, имеющим разное функциональное назначение. Ливневая канализация вдоль ул. Фестивальной и очистные сооружения, расположены вне границ полосы отвода ул. Мостовицкой, имеют самостоятельный проект полосы отвода. Указанные сооружения не являются частью ул. Мостовицкой, ее конструктивными элементами. Ливневая канализация вдоль ул. Фестивальной и очистные сооружения, расположены вне границ полосы отвода ул. Мостовицкой, в соответствии с проектной документацией имеют самостоятельные проекты полосы отвода, располагаются на разных земельных участках. Запроектированная ливневая канализация была рассчитана на отвод поверхностных сточных вод (дождевых, талых, грунтовых (дренажных), поливомоечных) с поверхности проектируемых участков ул. Мостовицкой и ул. Ивана Попова с учетом поверхностного стока с территорий прилегающих микрорайонов. Из расчетных значений объемов сточных вод следует, что расход стоков с ул. Мостовицкой составляет только 6,5% из общего расчетного расхода стоков, поступающих на очистные сооружения. Ливневая канализация выполнена с отступлением от проектной документации в связи с тем, что отводит поверхностные стоки не только от проектируемых участков ул. Ивана Попова и ул. Мостовицкой (с учетом поверхностного стока прилегающих территорий), но и стоки от внутренних систем ливневой канализации (водостоков) рядом расположенных жилых домов, а также с территории микрорайонов № 2, № 4 и № 5 жилого района «Чистые пруды». Поверхностные воды, отведенные ливневой канализацией, поступают на построенные очистные сооружения в слободе Столбики, которые не являются технологической частью ул. Мостовицкой. Ливневая канализация является частью системы водоотвода микрорайонов № 2 и № 4 жилого района «Чистые пруды», а не относится к конкретному объекту - улице Мостовицкой, на строительство которой предоставлялась субсидия. Ливневая канализация, расположенная вдоль ул. Фестивальная, выполненная в рамках строительства ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, является самостоятельным сооружением коммунального хозяйства. В результате строительства создано три объекта капитального строительства: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», ливневая канализация, очистные сооружения. Ливневая канализация и очистные сооружения не являются технологической частью ул. Мостовицкой, являются сооружениями коммунального хозяйства, а не объектами дорожной инфраструктуры.

Ответчик полагает, что средства субсидии предоставлялись на строительство автомобильной дороги. Средства субсидии на осуществление расходов на мероприятия в области коммунального хозяйства предоставлены не были. Работы по устройству ливневой канализации, проходящей по ул. Фестивальной, а также строительству очистных сооружений на общую сумму 14 057 398,80 руб. оплачены МКУ «УКС» за счет средств, выделенных на строительство участка ул. Мостовицкой. Данные действия  МКУ «УКС» являются нецелевым использованием бюджетных средств. Проведение Управлением проверки использования средств субсидии из федерального бюджета, а также выдача по ее результатам оспариваемого представления осуществлены в пределах предоставленных полномочий.

Министерство строительства КО в отзыве и в дополнительных пояснениях указывает, что в соответствии с классификацией видов работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по капитальному и текущему ремонту, содержанию автомобильных дорог включены работы по ремонту и содержанию ливневой канализации и очистных сооружений. При этом в классификации не имеется каких-либо запретов и ограничений на проведение работ по ремонту и содержанию этих элементов автомобильной дороги в зависимости от их расположения относительно границ полосы отвода автомобильной дороги.

Данное третье лицо ссылается на то, что на листе 2 положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове были перечислены объекты, входящие в этого линейного объекта: автомобильная дорога, протяженностью 356,2 м., ливневая канализация, протяженностью 1,001 км, очистные сооружения (регулирующий резервуар и очистная установка). На листе 17 положительного заключения содержится информация о том, что очистные сооружения будут обеспечивать сбор и очистку поверхностных вод не только с проезжей части ул. Мостовицкой, но и с ул. Ивана Попова и микрорайонов № 2, 4, 5. Информация о том, что в составе объекта строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове  планируется построить не только автомобильную дорогу, но и ливневую канализацию и очистные сооружения, содержится и на листе 2 положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости. В соответствии с дополнительным соглашением от 24.07.2019 к Соглашению бюджету Кировской области предоставлена субсидия на строительство ул. Мостовицкой. Министерство строительства РФ, включив в дополнительное соглашение объект ул. Мостовицкая и определив общий объем расходов на его строительство в размере 68 млн. 344 тыс., фактически дало согласие на финансирование за счет средств федерального бюджета работ по строительству ливневой канализации, протяженностью 1,001 км и очистных сооружений.

Министерство строительства КО поясняет, что на дату заключения Соглашения пунктом 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, являющихся  приложение № 6 государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, допускалось расходование средств федерального бюджета на строительство объектов, относящихся ко всем видам инфраструктуры, а не только автомобильных дорог. На дату заключения Соглашения перечень объектов, на строительство которых она предоставляется, не был определен. При заключении в феврале 2019 года Соглашения в приложения                  № 1, 2, 3 не были включены какие-либо объекты капитального строительства, в целях софинансирования строительства которых бюджету Кировской области предоставляется субсидия. 25.04.2019 к Соглашению  заключено дополнительное соглашение, которым приложение № 1 изложено в новой редакции.  Определен перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В этот перечень включен объект «Строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове». Следовательно, только 25.04.2019  определен перечень объектов, на софинансирование которых бюджету Кировской области предоставляется субсидия, и цели ее расходования - строительство всех объектов, входящих согласно проектной документации в состав ул. Мостовицкой (автомобильная дорога, ливневая канализация, очистные сооружения).

Администрация в отзыве указывает, что разработанная проектная документация объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове состоит из трех частей: общая часть; часть, относящаяся к строительству улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной;  часть, относящаяся к строительству ливневой канализации с очистными сооружениями. При этом, в соответствии с нормативными документами проектирование и строительство сопутствующих объектов (ливневой канализации и очистных сооружений) является неотъемлемой частью проектирования и строительства основного объекта строительства (автомобильной дороги). Согласно пункту 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, являющихся  приложение № 6 государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, субсидии из федерального бюджета могут быть направлены, в том числе, на цели: строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий; строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий. Проектная документация на строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове была разработана до предоставления субсидии из федерального бюджета.

Министерство строительства РФ в отзыве поясняет, что субсидии предоставляются при условии заключения соглашения между Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 999). В силу пункта 7 Правил № 999 адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого  имущества, не указанным в пункте 6 Правил № 999, определяется соглашениями на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета. Соглашением установлено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту, согласно приложению № 1, приложению № 2, приложению № 3 к Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. № 189/838 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013-2021 годы». В перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, включено строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове.

Правительство КО отзыв не представило.

Третьи лица, помимо Администрации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет» в информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу http://kad.arbitr.ru в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей названных лиц.

В судебном заседании представители сторон и Администрации поддержали свои позиции.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Между Министерством строительства РФ и Правительством КО заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 № 069-09-2019-077.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кировской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069, раздел 14, подраздел 03, целевая статья 05 1 F1 50210, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Жилье» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710.

В силу пункта 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту, согласно приложению № 1, приложению № 2 и приложению № 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013 - 2021 годы».

Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838 утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013 - 2021 годы» (далее - Областная программа № 189/838), частью которой является Подпрограмма «Развитие строительства и архитектуры Кировской области» на 2016 - 2021 годы (далее - Подпрограмма).

Постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2019                   № 187-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838» Подпрограмма дополнена перечнем проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья в 2019 году (приложение № 4 к Подпрограмме). В данный перечень включен объект «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра, стоимостью 68 344,92 тыс. руб.

25.04.2019 Министерством строительства РФ и Правительством КО заключено дополнительное соглашение № 069-09-2019-077/1 к Соглашению (далее – Дополнительное соглашение от 25.04.2019).

Перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, являющимся приложением № 1 к Дополнительному соглашению от 25.04.2019,  предусмотрен, в том числе объект «Строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра (далее – Объект «Строительство ул. Мостовицкой»)  со сметной (предполагаемой) стоимостью   68 344 980,00 руб.

Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем» (далее - Государственная программа № 753-П).

Приложением № 7 к Государственной программе № 753-П является Перечень проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов Кировской области, предусматривающих строительство жилья, в которым предусмотрен объект (мероприятие) «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра, стоимостью строительства 68 413,30 тыс. руб. и со сроками строительства 2019 - 2020 годы.

27.05.2019 между Министерством строительства КО и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития и жилищного строительства № 33701000-1-2019-012 (далее - Соглашение от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012).

Пунктом 1.1 Соглашения от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 предусмотрено, что предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету муниципального образования «Город Киров» субсидии на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жцлищного строительства (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках регионального проекта «Развитие жилищного строительства и обеспечение граждан жильем в Кировской области» подпрограммы «Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры» государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838.

Из пункта 1.2 Соглашения от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 следует, что предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности (результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в том числе в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету  согласно приложению №1, приложению №2 и приложению № 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлениями администрации города Кирова от 07.10.2013 № 3851-П «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Киров» и от 01.02.2016 № 244-П «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров».

Приложением № 1 к Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 определен перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования  которых  предоставлялась  субсидия. В перечень входит,   в  том числе объект «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» длиной 356,2 м.

Постановление администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-п утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» (далее - Муниципальная программа                  № 224-п).

Из Приложения № 3  «Перечень непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» к Муниципальной программе № 224-п следует, что в рамках подпрограммы «Дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения в границах муниципального образования «Город Киров» запланировано мероприятие «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», протяженностью 356,2 м» (пункт 2.11).

К Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 было заключено Дополнительное соглашение от 27.04.2020 № 33701000-1-2019-012/3, которым продлен срок его действия до конца 2020 года.

На выполнение работ по объектам «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистьте пруды» в г. Кирове», «Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, между МКУ «УКС» (заказчик) и ООО «Спецстрой» (подрядчик)  заключен муниципальный контракт от 27.05.2019 № Ф.2019.273270.

Пунктом 1.1 МК от 27.05.2019 определено, что подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок по заданию заказчика выполнить работы в том числе по строительству ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове в объеме в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2) и проектной документацией.

12.02.2021 УФК издан приказ № 109 о назначении плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении «Управление капитального строительства». Проверяемый период 2020 год – истекший период 2021 года.

Проверка проведена в период с 15.02.2021 по 14.05.2021. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 14.05.2021.

В ходе проверки установлено, что 27.05.2020 заключен Контракт на выполнение работ по объектам: «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», «Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове». При реализации данного муниципального контракта в рамках строительства указанного участка улицы Мостовицкой выполнено устройство ливневой канализации, расположенной вдоль ул. Фестивальная, а также строительство очистных сооружений в слободе Столбики. Ливневая канализации, расположенная вдоль ул. Фестивальная, выполненная в рамках строительства ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, является самостоятельным сооружением коммунального хозяйства. Работы по устройству ливневой канализации № 1 и № 2, проходящей по ул. Фестивальной, а также строительству очистных сооружений на общую сумму                   14 057 398,80 руб. оплачены МКУ «УКС» за счет средств, выделенных на строительство участка улицы Мостовицкой.  

МКУ «УКС» в 2020 году в рамках объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры при реализации проектов по развитию территорий, приняты и оплачены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениям коммунального хозяйства), отсутствующими в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П и в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398,80 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме  13 341 183,95 руб.

25.06.2021 Управление выдало заявителю представление № 40-24-09/48 (далее – представление от 25.06.2021), в пункте 1 описательной части которого указало, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 18.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, являющихся  приложение № 6 государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила предоставления субсидий), пункта 1.2. Соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, МКУ «УКС» в 2020 году в рамках объекта: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры при реализации проектов по развитию территорий приняты и оплачены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющиеся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениям коммунального хозяйства), отсутствующим в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П и в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398,80 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 13 341 183,95 руб.

Пунктом 1 требовательной части представления от 25.06.2021 по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 описательной части настоящего представления, предусмотрено принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящею представления и возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры, па лицевой счет министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 069 2 18 25021 01 1002 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» в срок до 31.12.2021 включительно в сумме 13 341 183,95 руб., использованных не но целевому назначению на объекте: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» па работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениями коммунального хозяйства), которые отсутствуют в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П, а также в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-П.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеназванным требованием.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2). В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

Согласно пункту 2  статьи 269.2 БК при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Из статьи 270.2 БК РФ следует, что под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно  пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов; 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены.

Пунктом 1 Правил предоставления субсидий в редакции, действующей  до 16.04.2019, установлено, что настоящие Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках федерального проекта «Жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Проект по развитию территорий включает в себя перечень мероприятий по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в границах такой территории, модернизации (строительству) на земельных участках в границах соответствующей территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;                   б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии; в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий в редакции, действующей  до 16.04.2019, субсидии предоставляются на следующие цели: а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей; б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий; в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий.

В силу пункта 6 Правил предоставления субсидий в редакции, действующей  после  16.04.2019,субсидии предоставляются на следующие цели:  а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей; б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий; в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий;                г) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения в рамках реализации проектов по развитию территорий.

Из пункта 31 Правил предоставления субсидий следует, что в случае нецелевого использования субсидии субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила № 999).

Арбитражный суд применяет Правила № 999 в редакции, действующей на момент заключения Соглашения и Дополнительного соглашения от 25.04.2019.

Пунктом 6 Правил № 999 установлено, что при предоставлении субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий утверждается актами Правительства Российской Федерации в отношении объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества: без которых невозможен ввод в эксплуатацию и (или) функционирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации; необходимость строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации; строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых предусмотрено в соответствии с актами, поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, поручениями Председателя Правительства Российской Федерации; сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость которых либо стоимость приобретения которых (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышает 1,5 млрд. рублей.

В силу пункта 7 Правил № 999 адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, не указанным в пункте 6 настоящих Правил, устанавливается соглашениями.

Подпунктом «в» Пункта 10 Правил № 999 предусмотрено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать  перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.

Материалы дела свидетельствуют, что Субсидия предоставлена на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 м. Данное обстоятельство подтверждается Соглашением, Дополнительным соглашением от 25.04.2019, Дополнительными соглашениями от 24.07.2019, от 25.11.2019, от 03.04.2020, от 09.04.2020, от 11.11.2020 к Соглашению, Соглашением от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, Дополнительными соглашениями от 27.08.2019, от 16.12.2019 от 27.04.2020 к Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, Подпрограммой  «Развитие строительства и архитектуры Кировской области»Областной программы                           № 189/838, Приложением № 7 к Государственной программе № 753-П, Приложением № 3  «Перечень непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» к Муниципальной программе № 224-п.

В определении от 16.12.2021 об отложении судебного заседания арбитражный суд предложил Министерству строительства РФ пояснить, предоставлялась ли субсидия по Соглашению и по дополнительным соглашениям к Соглашению, в том числе на строительство ливневой канализации и очистных сооружений в рамках строительства улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в  г. Кирове либо  названная субсидия предоставлялась на строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове.

Министерство строительства РФ в отзыве от 27.01.2022 указывает, что в перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, включено строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове.

Из вышеназванных соглашений, дополнительных соглашений, нормативных актов не следует, что Субсидия предоставлена не только на Объект «Строительство улицы Мостовицкой», но и на устройство ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, а также на строительство очистных сооружений в слободе Столбики.

Следовательно, оплата МКУ «УКС» работ по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

При на названных обстоятельствах представление от 25.06.2021  в оспариваемой части соответствует законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает.

Доводы Учреждения о том, что работы по устройству ливневой канализации по ул. Фестивальной и строительство очистных сооружений в слободе Столбики выполнялись в качестве мероприятий по переустройству (переносу) инженерных коммуникаций в рамках строительства объекта; ливневая канализация и очистные сооружения входят в Объект «Строительство улицы Мостовицкой» и являются его неотъемлемой частью объекта; очистные сооружения должны обеспечивать очистку ливневых стоков со всего жилого района; строительство отдельных очистных сооружений на каждую улицу не целесообразно и приводит к существенным затратам бюджетных средств на строительство и эксплуатацию очистных сооружений; размещение очистных сооружении на отдельном участке обусловлено необходимостью обеспечения санитарно-защитной зоны вокруг очистных сооружений; при отсутствии в составе улицы Мостовицкой ливневой канализации вдоль ул. Фестивальной и очистных сооружений, в дальнейшем потребовалось бы строительство дополнительных очистных сооружений для микрорайонов вдоль улицы Ивана Попова, что в свою очередь невозможно по причине отсутствия земельных участок для размещения очистных вдоль ручья без названия; система водоотвода поверхностных вод должна учитывать возможность приема и отвод поверхностных вод со всего бассейна стока территории городов и сельских населенных поселений, арбитражным судом не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

Как ранее уже сказано, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что Субсидия предоставлена на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой» протяженностью 356,2 м.

Пунктами 3.36, 3.37 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, определено, что улица – это территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения; улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Из приказа Росстата от 30.07.2021 № 464 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» следует, что уличная канализационная сеть – это трубопроводы, уложенные вдоль улиц, проездов, переулков, набережных и других проездов населенного пункта, включая протяжение сборных коллекторов, но без главных коллекторов.

В соответствии с пунктом 3.24 «ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию», утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст, ливневая канализация – это канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.

В силу пункта 3.1 «ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы) предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод.

Пунктом 12.14  «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, предусмотрено, что очистку поверхностных вод с территории городов следует осуществлять на локальных или групповых очистных сооружениях различного типа.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 3.15  «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272, водоотвод дорожный – это  комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.

Из пунктов 7.29, 7.30 «ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог», утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015                      № 1205-ст, следует, что система дорожного водоотвода – это ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места;  испарительные бассейны;  прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории.

Из названных положений следует, что ливневая канализация и очистные сооружения не является неотъемлемой составной частью улицы (улично-дорожной сети). Ливневая канализация и очистные сооружения являются самостоятельными объектами.

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий следует, что строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий и строительство (реконструкция) объектов водоотведения в рамках реализации проектов по развитию территорий являются отдельными целями, на достижение которых предоставляются субсидии.

Управление поясняет, что ливневая канализация вдоль ул. Фестивальной и очистные сооружения, расположены вне границ полосы отвода ул. Мостовицкой, имеют самостоятельный проект полосы отвода. Указанные линейные сооружения не являются частью ул. Мостовицкой, ее конструктивными элементами.

Ссылки  МКУ «УКС» на то, что УФК на период проведения проверки и вынесения оспариваемого представления было наделено общими полномочиями в сфере проверки соблюдения требований в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в отношении МКУ «УКС»; при этом ни из положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ни из норм бюджетного законодательства не следует, что УФК, как орган внутреннего государственного финансового контроля, наделено полномочиями по проверке проектно-сметной документации, определяющей объем и содержание работ, а также их цену, на предмет их соответствия требованиям градостроительных норм, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации и требованиям иных нормативно-технических документов, арбитражным судом не принимаются. Управление осуществляло в отношении заявителя проверку в пределах предоставленных полномочий.

Доводы Министерства строительства КО о том, что в соответствии с классификацией видов работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по капитальному и текущему ремонту, содержанию автомобильных дорог включены работы по ремонту и содержанию ливневой канализации и очистных сооружений; в классификации не имеется каких-либо запретов и ограничений на проведение работ по ремонту и содержанию этих элементов автомобильной дороги в зависимости от их расположения относительно границ полосы отвода автомобильной дороги, арбитражным судом отклоняются, как не свидетельствующие о правомерности  оплаты средствами Субсидии устройства ливневой канализации, а также на строительство очистных сооружений.

Ссылки Министерства строительства КО на то, что на листе 2 положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове были перечислены объекты, входящие в этого линейного объекта: автомобильная дорога, протяженностью 356,2 м., ливневая канализация, протяженностью 1,001 км, очистные сооружения (регулирующий резервуар и очистная установка); на листе 17 положительного заключения содержится информация о том, что очистные сооружения будут обеспечивать сбор и очистку поверхностных вод не только с проезжей части ул. Мостовицкой, но и с ул. Ивана Попова и микрорайонов № 2, 4, 5; информация о том, что в составе объекта строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове  планируется построить не только автомобильную дорогу, но и ливневую канализацию и очистные сооружения, содержится и на листе 2 положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости; Министерство строительства РФ, включив в дополнительное соглашение от 24.07.2019 объект ул. Мостовицкая и определив общий объем расходов на его строительство в размере 68 млн. 344 тыс., фактически дало согласие на финансирование за счет средств федерального бюджета работ по строительству ливневой канализации, протяженностью 1,001 км и очистных сооружений, арбитражным судом не принимаются.

В положительном заключении государственной экспертизы проектной документации на строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове фактически указано на два самостоятельных объекта: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» и «Строительство ливневой канализации с очистными сооружениями». 

Согласно Дополнительному соглашению от 24.07.2019 Субсидия предоставляется на объект «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» 356,2 м. Предоставление Субсидии на строительство иных объектов, в том числе на строительство ливневой канализации, протяженностью 1,001 км, и очистных сооружений, ни Соглашением, ни дополнительными соглашениями к нему  не предусмотрено.

Утверждения Министерства строительства КО о том, что на дату заключения Соглашения пунктом 1 Правил предоставления субсидий допускалось расходование средств федерального бюджета на строительство объектов, относящихся ко всем видам инфраструктуры, а не только автомобильных дорог; на дату заключения Соглашения перечень объектов, на строительство которых она предоставляется, не был определен; при заключении в феврале 2019 года Соглашения в приложения № 1, 2, 3 не были включены какие-либо объекты капитального строительства, в целях софинансирования строительства которых бюджету Кировской области предоставляется субсидия; 25.04.2019 к Соглашению  заключено дополнительное соглашение, которым приложение № 1 изложено в новой редакции,  определен перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; в этот перечень включен объект «Строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове», следовательно, только 25.04.2019  определен перечень объектов, на софинансирование которых бюджету Кировской области предоставляется субсидия, и цели ее расходования - строительство всех объектов, входящих согласно проектной документации в состав ул. Мостовицкой (автомобильная дорога, ливневая канализация, очистные сооружения), арбитражным судом отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

Доводы Администрации о том, что разработанная проектная документация объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» состоит из трех частей: общая часть; часть, относящаяся к строительству улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной;  часть, относящаяся к строительству ливневой канализации с очистными сооружениями; в соответствии с нормативными документами проектирование и строительство сопутствующих объектов (ливневой канализации и очистных сооружений) является неотъемлемой частью проектирования и строительства основного объекта строительства (автомобильной дороги); проектная документация на строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове была разработана до предоставления субсидии из федерального бюджета, арбитражным судом не принимаются.

Проектная документация разработана на два объекта: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» и «Строительство ливневой канализации с очистными сооружениями». Данное обстоятельство не свидетельствует, что Субсидия предоставлена, в том числе на строительство ливневой канализации с очистными сооружениями.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает, что в удовлетворении требования Учреждения о признании недействительным пункта 1 представления УФК от 25.06.2021                                      в части возврата бюджетных средств в сумме 13 341183 рублей 95 копеек  в связи с нецелевым использованием должно быть отказано.

Руководствуясь статьями  167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требования муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610027, Россия, <...>) о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, <...>) от 25.06.2021                                      в части возврата бюджетных средств в сумме 13 341183 рублей 95 копеек  в связи с нецелевым использованием.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                        С.Ю. Шмырин