ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-9807/20 от 15.10.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-9807/2020

г. ФИО2

15 октября 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610035, Россия, <...>, Россия, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2020 № 043/04/9.21-642/2019,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 (адрес: 610000, Россия, ФИО2ская область, г. ФИО2),

установил:

акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО2» (далее – заявитель, общество, АО «Газпром газораспределение ФИО2») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление, УФАС по Кировской области, административный орган) от 29.07.2020 № 043/04/9.21-642/2019, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленного требования общество указывает, что в его действиях отсутствуют событие и состав вмененного административного правонарушения

Определение Арбитражного суда Кировской области о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 12.08.2020 получено заявителем и Управлением, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

ФИО1 в соответствии с частью 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается надлежащим образом извещенной о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Возможность ознакомления с материалами дела обеспечена судом посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в системе «Картотека арбитражных дел».

Управлением представлен мотивированный отзыв на заявление, в котором изложены возражения относительно заявленного требования, указано на законность и обоснованность вынесенного постановления.

ФИО1 письменную позицию по делу не представила.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

07.10.2020 судом принято решение в виде резолютивной части.

08.10.2020 в суд поступило ходатайство заявителя о составлении мотивированного решения в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

01.10.2019 в Управление поступило заявление ФИО1 о нарушении АО «Газпром газораспределение ФИО2» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

В ходе рассмотрения данного заявления Управлением установлено, что между АО «Газпром газораспределение ФИО2» и ФИО1 заключён договор от 20.04.2018 № КГФ/ЛН/18/53 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее – договор от 20.04.2018), согласно которому общество принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – строящегося индивидуального жилого дома к сети газораспределения, а ФИО1 принимает на себя обязательство по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер земельного участка 43:40:003611:763) в соответствии с условиями договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Согласно пункту 2 договора от 20.04.2018 подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению № 1, являющимися неотъемлемой частью договора.

В пункте 9.9.1 технических условий, являющихся приложением № 1 к договору от 20.04.2018, содержится условие о необходимости направить в адрес общества исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя.

По смыслу пунктов 5, 7 договора от 20.04.2018 общество обязано проверить выполнение ФИО1 технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а ФИО1 обязана обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для проверки выполнения технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее чем за 14 дней до дня подключения.

Пунктом 12 договора от 20.04.2018 предусмотрено, что порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливаются в следующем порядке: не реже двух раз в период действия договора в согласованные сторонами дни заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капительного строительства заявителя в целях, установленных данным пунктом договора.

Управлением установлено, что строительство сетей газопотребления объекта капитального строительства осуществлялось ООО ПКП «ГазТеплоСтрой».

Письмом от 01.03.2019 (получено обществом 04.03.2019) ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» направило в адрес общества исполнительно-техническую документацию по объекту, расположенному по адресу: ФИО2ская область, г. ФИО2, <...>.

АО «Газпром газораспределение ФИО2» направило письма в адрес ООО ПКП «ГазТеплоСтрой», ФИО1 от 10.04.2019, 20.06.2019, 07.08.2019 в которых указывались замечания по исполнительно-технической документации в отношении объекта капитального строительства, а именно:

- нет подписи представителя технического надзора заказчика;

- акты освидетельствования скрытых работ выполнить согласно пункту 6.2.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», вписать представителя застройщика по вопросам строительного контроля с идентификационными номером в национальном реестре специалистов в области строительства ФИО3, представителя технического надзора в иных лицах;

- приложить паспорта на применяемые материалы и оборудование, отключающие устройства;

- приложить свидетельства об аттестации технологии сварки в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления. Эксплуатационная документация» с приложениями области применения;

- дооформить строительный паспорт газопровода согласно пункту 10.6.2 СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», в пункте 1 строительного паспорта вписать длины отводов, переходов ИС, ОУ;

- дооформить общий журнал работ в соответствии с пунктом 6.1.6 СНиП 12-01-2004 «организация строительства» (заполнить раздел 5, включить работы по огрунтовке и покраске газопровода);

- по документам, представленным в исполнительно-технической документации 21.05.2019, максимальный часовой расход природного газа котлом TwinApha 16 составляет 3,72 куб.м. в час. Согласно пункту 7 договора от 20.04.2018 заявитель обязан в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанного в договоре максимального часового расхода газа, в срок, определенный сторонами, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор;

- согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО4 Согласно представленной документации, даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия инженера по техническому надзору ФИО4

Письмами от 21.05.2019, 03.07.2019 ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» направило в адрес общества обоснования по выставленным газораспределительной организацией замечаниям к исполнительно-технической документации.

Письмом от 23.08.2019 (получено обществом 28.08.2019) ФИО1 направила в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО2» ответы на очередные замечания и исполнительно-техническую документацию в отношении объекта, расположенного по адресу: ФИО2ская область, г. ФИО2, <...>, а также просила осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям.

03.09.2019 ФИО1 направила в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО2» заявление, в котором сообщила, что объект не подключен к газораспределительным сетям в связи с тем, что выставляются замечания по исполнительно-технической документации, просила ускорить процесс подключения к газораспределительным сетям.

В ответ на указанное заявление общество подготовило и направило в адрес ФИО1 письмо от 07.11.2019 с замечаниями по исполнительно-технической документации: необходимо выполнить повторную опрессовку согласно пункта 6.1.4 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; нет подписей представителей эксплуатирующей организации, представителя технического надзора. Согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО4 Согласно представленной документации, даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия инженера по техническому надзору ФИО4

Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 29.01.2020.

Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что общество допустило нарушение требований пункта 104 Правил № 1314, выразившееся в истребовании у ФИО1 исполнительно-технической документации, направлении замечаний по исполнительно-технической документации.

30.10.2019 Управлением вынесено определение о возбуждении в отношении АО «Газпром газораспределение ФИО2» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения требований пункта 104 Правил № 1314.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, 27.11.2019 главным специалистом-экспертом отдела товарных рынков и естественных монополий Управления составлен в отношении общества протокол №043/04/9.21-642/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен при участии представителя общества ФИО5, действующей на основании доверенности от 07.11.2019 № 240. Копия протокола вручена представителю заявителя в тот же день, в протоколе имеется ссылка на дату и время рассмотрения административного дела.

Определениями от 24.12.2019, 16.01.2020, 04.02.2020, 11.03.2020, 30.03.2020, 08.04.2020, 29.04.2020, 28.05.2020 и 29.06.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось.

29.07.2020 заместитель руководителя Управления, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление № 043/04/9.21-642/2019, которым АО «Газпром газораспределение ФИО2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшее оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами № 1314.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 заявителем является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 Правил № 1314, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Пунктом 3 Правил № 1314 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 59 Правил № 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Из пункта 60 Правил № 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Согласно пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пункта 104 Правил № 1314, выразившееся в истребовании у ФИО1 исполнительно-технической документации, направлении замечаний по исполнительно-технической документации.

По смыслу подпункта «а» пункта 83 Правил № 1314 договор о подключении включает в себя существенные условия, в частности перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.

Согласно пункту 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

В подпункте «б» пункта 98 Правил № 1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

В силу подпунктов «а», «б» пункта 100 Правил № 1314 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт «а»); при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт «б»).

Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил № 1314).

В соответствии с пунктом 104 Правил № 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.

Подпункт «б» пункта 97 Правил № 1314 определяет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

В части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту ИЖС, садовому дому (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.

Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее - Приказ). Согласно Приказу, «сеть газопотребления жилых зданий» - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.

Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.

Таким образом, проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, в связи с чем и не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

Как следует из материалов дела, строительство сетей газопотребления объекта капитального строительства осуществлялось ООО ПКП «ГазТеплоСтрой».

Письмом от 01.03.2019 (получено обществом 04.03.2019) ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» направило в адрес общества исполнительно-техническую документацию по объекту, расположенному по адресу: ФИО2ская область, г. ФИО2, <...>.

АО «Газпром газораспределение ФИО2» направило письма в адрес ООО ПКП «ГазТеплоСтрой», ФИО1 от 10.04.2019, 20.06.2019, 07.08.2019 в которых указывались замечания по исполнительно-технической документации в отношении объекта капитального строительства, а именно:

- нет подписи представителя технического надзора заказчика;

- акты освидетельствования скрытых работ выполнить согласно пункту 6.2.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», вписать представителя застройщика по вопросам строительного контроля с идентификационными номером в национальном реестре специалистов в области строительства ФИО3, представителя технического надзора в иных лицах;

- приложить паспорта на применяемые материалы и оборудование, отключающие устройства;

- приложить свидетельства об аттестации технологии сварки в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления. Эксплуатационная документация» с приложениями области применения;

- дооформить строительный паспорт газопровода согласно пункту 10.6.2 СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», в пункте 1 строительного паспорта вписать длины отводов, переходов ИС, ОУ;

- дооформить общий журнал работ в соответствии с пунктом 6.1.6 СНиП 12-01-2004 «организация строительства» (заполнить раздел 5, включить работы по огрунтовке и покраске газопровода);

- по документам, представленным в исполнительно-технической документации 21.05.2019, максимальный часовой расход природного газа котлом TwinApha 16 составляет 3,72 куб.м. в час. Согласно пункту 7 договора от 20.04.2018 заявитель обязан в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанного в договоре максимального часового расхода газа, в срок, определенный сторонами, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор;

- согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО4 Согласно представленной документации, даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия инженера по техническому надзору ФИО4

Письмами от 21.05.2019, 03.07.2019 ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» направило в адрес общества обоснования по выставленным газораспределительной организацией замечаниям к исполнительно-технической документации.

Письмом от 23.08.2019 (получено обществом 28.08.2019) ФИО1 направила в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО2» ответы на очередные замечания и исполнительно-техническую документацию в отношении объекта, расположенного по адресу: ФИО2ская область, г. ФИО2, <...>, а также просила осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям.

03.09.2019 ФИО1 направила в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО2» заявление, в котором сообщила, что объект не подключен к газораспределительным сетям в связи с тем, что выставляются замечания по исполнительно-технической документации, просила ускорить процесс подключения к газораспределительным сетям.

В ответ на указанное заявление общество подготовило и направило в адрес ФИО1 письмо от 07.11.2019 с замечаниями по исполнительно-технической документации: необходимо выполнить повторную опрессовку согласно пункта 6.1.4 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; нет подписей представителей эксплуатирующей организации, представителя технического надзора. Согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО4 Согласно представленной документации, даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия инженера по техническому надзору ФИО4

Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 29.01.2020.

При указанных обстоятельствах Управление пришло к выводу, что составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению поставлено обществом в зависимость от предоставления исполнительно-технической документации.

В силу пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, среди прочего включают мониторинг исполнителем выполнения заявителем (потребителем) технических условий.

Однако, как следует из положения подпункта «н» пункта 83 Правил № 1314, общество при мониторинге исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения дает необходимые рекомендации в связи с осуществлением такого мониторинга. При этом отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине не направления в газораспределительную организацию исполнительно-технической документации либо по причине возникших у газораспределительной организации замечаний по исполнительно-технической документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства Правилами № 1314 не предусмотрен.

Учитывая изложенное, арбитражный суд находит обоснованными выводы антимонопольного органа о том, то навязывание обществом ФИО1 обязательства предоставить исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, а также устранить недостатки представленной исполнительно-технической документации на сеть газопотребления противоречит пункту 104 Правил № 1314. Кроме того, проверка обществом исполнительно-технической документации на сеть газопотребления и выявление недостатков этой документации фактически свидетельствует о навязывании обществом ФИО1 услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами № 1314.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения суду не представлено.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, при рассмотрении дела судом не установлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае в деянии заявителя Управлением доказаны все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также обстоятельств, исключающих возможность привлечения общества к ответственности, судом не установлено.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления от 29.07.2020 № 043/04/9.21-642/2019 удовлетворению не подлежит.

Вопрос по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610035, Россия, <...>, Россия, <...>) о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29.07.2020 № 043/04/9.21-642/2019, в соответствии с которым акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек, отказать.

Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подано заявление о составлении мотивированного решения.

В течение пяти дней со дня размещения решения (резолютивной части), принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», лицо, участвующее в деле, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Мотивированное решение изготавливается судом в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Волго-Вятского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                               Н.В. Агалакова