ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-10546/15 от 28.01.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

04 февраля 2016 года Дело № А29-10546/2015

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2016 года, полный текст решения изготовлен 04 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Юркиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изъюровой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН <***>)

Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН <***>)

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель ФИО1 – по доверенности от 30.12.2015 № 01/1-19/1449

от ответчика (Министерство финансов Республики Коми) – представитель ФИО2 – по доверенности от 29.12.2015 № 01-17/397

от ответчика (Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми) – представитель ФИО2 – по доверенности от 26.01.2016 № 01-17/231

от третьего лица (Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар») - представитель ФИО3 – по доверенности от 11.01.2016 № 2,

от третьего лица (Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар») - представитель ФИО1 – по доверенности от 27.07.2015 №11/13-01/1219,

установил:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация МО ГО «Сыктывкар», истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (далее – Министерство финансов Республики Коми, ответчик) и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми  (далее – Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ответчик) о взыскании убытков в размере 1925467 руб. 50 коп., связанных с необходимостью предоставления ФИО4 вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Фактически исковые требования Администрацией МО ГО «Сыктывкар» заявлены от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2015 исковое заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 17.11.2015; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»; Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

11.01.2016 рассмотрение дела назначено в судебном заседании на 28.01.2016.

Министерство финансов Республики Коми в отзыве на исковое заявление указало, что Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ органы местного самоуправления в Республике Коми были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществлялось за счет средств субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.

Закон Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ с 01.01.2013 утратил силу в связи с принятием Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, частью 3 статьи 14 которого было предусмотрено, что исполнение органами местного самоуправления неисполненных до вступления в силу указанного закона судебных решений, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить граждан, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет средств субвенций.

Однако, Законом Республики Коми от 03.06.2014 № 64-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанная норма исключена.

В настоящее время за счет средств субвенций, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год, обеспечивается реализация государственных полномочий органами по предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях договоров найма специализированных жилых помещений, бюджетные ассигнования на эти цели, предусмотренные на 2013, 2014, 2015 года, выделены истцу в полном объеме.

Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 412, предусмотрено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) осуществляется на основании соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансферов, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Республики Коми и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и кассового плана, предусмотренных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.

По мнению ответчика, денежные средства на исполнение судебного решения в отношении ФИО4 должны были быть запланированы истцом в 2013, 2014 годах, решение суда могло быть исполнено за счет средств субвенций, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми, межбюджетных трансфертов, поскольку доказательств обратного об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на указанные цели истец не предоставил.

Кроме этого, ответчик полагает, что истцом не доказано наличие и размер расходов на приобретение жилого помещения по договору социального найма ФИО4

Комитетом жилищной политики Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» представлен отзыв на исковое заявление от 16.11.2015 № 11/13-01/2294, в котором он поддержал исковые требования Администрации МО ГО «Сыктывкар» к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми и Министерства труда и социальной защиты Республики Коми о взыскании за счет казны Республики Коми 1925467 руб. 50 коп. на предоставление ФИО4 вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью 33 кв.м., в соответствии с решением Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012, указывая, что ФИО4 по состоянию на сентябрь 2015 года значился в списке лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма под номером 41, по состоянию на ноябрь 2015 года – значится в указанном списке под номером 40; в соответствии с действующим законодательством, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; жилые помещения гражданам предоставляются по мере поступления и освоения данных средств. Невозможность обеспечения лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с имеющимися решениями судов, по независящим от Администрации МО ГО «Сыктывкар» причинам, складывается по причине недостаточного финансирования соответствующих полномочий из вышестоящего бюджета. Денежных средств на исполнение судебных решений по предоставлению лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в 2015 году не предусмотрено; в 2015 году средства субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во исполнение решения суда, в том числе в отношении ФИО4, бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не предоставлено.

В обоснование своей позиции представил на бумажном носителе сведения о гражданах из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по муниципальному образованию городскому округу «Сыктывкар» по состоянию на 01.11.2015, по состоянию на 01.09.2015.

Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в представленном отзыве на исковое заявление от 08.12.2015 № 12-01/2374 указал, что в соответствии с Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми, в том числе муниципальное образование городской округ «Сыктывкар», наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период; в 2015 году объем выделенных бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» средств составляет 28419,5 тыс. руб., которые предусмотрены только на обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Республики Коми от 29.10.2015 № 70-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» дополнительно предусмотрено 40335,9 тыс.руб. субсидий на исполнение судебных решений по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, однако указанные средства в бюджет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не поступили. Исходя из объемов финансирования, переданных полномочий по предоставлению детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма, поступающих в бюджет муниципального образования городского округа «Сыктывкар», очередности предоставления жилых помещений, исходя из даты вынесения судебных решений, администрация МО ГО «Сыктывкар» не имела возможности ранее исполнить решение суда в отношении ФИО4

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в отзыве на исковое заявление от 10.12.2015 № 02-04/15487 указало на необоснованность заявленных исковых требований, полагая, что в соответствии с пунктами 1-3 Правил предоставления субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма специализированных жилых помещений, представленных в приложении 4 Государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 412, предоставление субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на основании соглашений о предоставлении субвенций, заключенных между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в соответствии с распределением, утвержденным законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период, перечисление средств субвенций производится Министерством труда и социальной защиты Республики Коми в сроки, установленные соглашением.

Кроме этого, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми пояснило, что с 2015 года изменился порядок предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на указанные цели, а именно, согласно соглашению от 03.02.2015 № 773/1, заключенному между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Администрацией МО ГО «Сыктывкар», перечисление субвенции за счет средств республиканского бюджета в течение 2015 года осуществляется под заключенные муниципальные контракты (договоры) на основании заявок на перечисление бюджету муниципального образования субвенции за счет средств республиканского бюджета, предоставляемой Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по форме согласно приложению к соглашению с приложением копий заключенных муниципальных контрактов (договоров). При этом Администрация МО ГО «Сыктывкар» с заявкой на предоставление денежных средств в размере 1925467 руб. 50 коп. для обеспечения ФИО4 вне очереди благоустроенным жилым помещением в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми не обращалось.

В письменных пояснениях от 28.12.2015 № 02-04/16623 с учетом уточнения от 28.12.2015 № 02-04/16616 Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми отражено, что финансовое обеспечение из республиканского бюджета Республики Коми исполнения судебных решений по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилого фонда по договорам социального найма будет осуществляться путем предоставления органам местного самоуправления иных межбюджетных трансфертов; городскому округу «Сыктывкар» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2016 год в размере 74827,4 тыс.руб., на 2017 год – 13206,6 тыс.руб.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу № 2-555/2012 на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по предоставлению ФИО4 вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью 33 кв.м.

В вышеуказанном решении суда общей юрисдикции отражено, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей – сирот; постановлением руководителя администрации муниципального района «Сысольский» от 08.12.2011 ФИО4 на основании его заявления от 15.11.2011 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Кроме того, решением Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 установлено, что в связи с тем, что местом жительства истца является город Сыктывкар, обязанность обеспечить его жилой площадью в порядке статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лежит на администрации МО ГО «Сыктывкар».

В связи с не предоставлением денежных средств на обеспечение жилым помещением ФИО4 по договору социального найма Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства, арбитражный суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу требований статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем взыскания убытков.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности в виде убытков на основании данных норм права необходимо установить факт нарушения ответчиком обязательств, наличие и размер убытков, причинную связь между действиями ответчика и убытками.

В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4) .

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Поскольку финансирование льгот детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными полномочиями субъекта Российской Федерации – Республики Коми, ответственность за причинение убытков перед истцом несет Республика Коми в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики  Коми.

В рассматриваемом случае Сысольским районным судом Республики Коми установлено, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей – сирот; постановлением руководителя администрации муниципального района «Сысольский» от 08.12.2011 ФИО4 на основании его заявления от 15.11.2011 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Указанные обстоятельства считаются установленными и не подлежат доказыванию вновь в соответствии со статьями 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца о ненадлежащем финансировании Республикой Коми расходных обязательств, связанных с предоставлением жилья детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, стоящим в очереди на получение жилья по договорам социального найма.

Нормы статей 1069, 1082, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают право требования полного возмещения убытков, в том числе расходов, которые будут понесены для восстановления нарушенного права ФИО4

Рыночная стоимость жилого помещения, предоставление которого ФИО4 обязан обеспечить истец, определена согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, в соответствии с которой средние цены одного квадратного метра общей площади жилья по городу Сыктывкару во втором квартале 2015 года на первичном рынке составили 55931 руб., на вторичном рынке – 60764 руб.

Иные доказательства, опровергающие правомерность определения истцом стоимости жилого помещения, завышения этой стоимости, ответчиком в материалы дела не представлены.

Таким образом, факт несения и размер убытков, неправомерность бездействия ответчика и наличие причинно – следственной связи между таким бездействием и возникшими на стороне истца убытками подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Республики Коми в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН: <***>) за счет казны Республики Коми в пользу муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 1925467 руб. 50 коп. убытков.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Л.Ю. Юркина