АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
31 мая 2012 года Дело № А29-10638/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года, полный текст решения изготовлен 31 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе: председательствующего Князевой А.А., судей Галаевой Т.И., Махмутова Н.Ш.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Вуктыльская тепловая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Совету сельского поселения «Дутово» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным нормативного акта
при участии:
от прокурора: Эдигер Е.Г. (по удостоверению)
от заявителя: ФИО1 (по доверенности № 33 от 25.10.2011)
от ответчика: ФИО2 (по доверенности от 16.01.2012)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Вуктыльская тепловая компания» (далее - ООО «Вуктыльская тепловая компания», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Совету сельского поселения «Дутово» (далее – Совет сельского поселения, Совет) о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Дутово» 2 созыва от 24.03.2009 № 11-10/1 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово» (в редакции решения Совета сельского поселения «Дутово» от 27.01.2012 № 11-41/1) как не соответствующего Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступил прокурор Республики Коми.
Совет в отзыве и в дополнениях к нему заявленные требования не признал.
В отзыве Совет сослался на соблюдение им при принятии оспариваемого нормативного правового акта статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Ответчик в отзыве приводит довод о том, что на основании решения Совета от N 11-1/8 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово»» в размере 0,035 Гкал на 1 кв. метр в месяц, данные нормативы потребления отопления утверждены Советом без учета конструктивных и технических параметров домов (подпункт "д" пункта 5 Правил N 306), без учета степени благоустройства отапливаемых домов. По утверждению ответчика, размер установленных нормативов не был определен и не был рассчитан с использованием перечисленных в Правилах методов и приведенных в приложении к Правилам N 306 формул.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, заключение Прокурора, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.11.2008 Советом сельского поселения «Дутово» принято решение N 11-1/8 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово»» в размере 0,035 Гкал на 1 кв. метр в месяц, на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства согласно приложению.
Данное решение опубликовано в газете «Сияние Севера» в номере от 15.11.2008.
Решением Совета сельского поселения «Дутово» от 24.03.2009 11-10/1 (пунктом 1) отменено с 31.03.2009 решение Совета сельского поселения «Дутово» от 05.11.2008 N 11-1/8 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово»» в размере 0,035 Гкал на 1 кв. метр в месяц.
Пунктом 2 решения с 01.04.2009 года норматив потребления тепловой энергии утвержден для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово» в размере 0,024 Гкал на 1 кв. метр в месяц на основании дифференциации многоквартирных домов и жилых домов по группам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степени благоустройства.
Решение Совета опубликовано в газете «Сияние Севера» (№38 от 01.04.2009).
Решением Совета от 27.01.2012 № 11-41/1 в решение Совета от 24.03.2009 № 11-41/1 внесены изменения, а именно, пункт 2 отменен. Настоящее решение опубликовано в газете «Сияние Севера» 01.02.2012 № 13 (5343).
Общество полагает, что Совет при принятии оспариваемого решения нарушил требования пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.2006 № 306, поскольку норматив потребления тепловой энергии для населения в размере 0,035 Гкал на 1 кв. метр в месяц, утвержденный решением Совета от 05.11.2008 № 11-10/1 действовал менее трех лет, при этом основания для пересмотра норматива отсутствовали.
Прокуратурой Республики Коми представлено заключение, в котором прокурор считает, что отсутствуют основания для признания недействующим решения Совета от 24.03.2009 № 11-41/1.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено материалами дела, Общество является коммерческой ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей услуги по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению; как ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг для населения, производя начисление платежей за коммунальные услуги с учетом норматива потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования «Дутово». Данные обстоятельства установлены, в том числе решением Вуктыльского городского суда Республики Коми в рамках дела № 2-19/2011.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила), норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 2 Правил N 306 "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 16, 17 Устава муниципального образования сельского поселения «Дутово» в компетенцию Совета входят полномочия по изданию муниципальных правовых актов; организация в границах сельского поселения «Дутово» теплоснабжения; регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса.
Поэтому решение Совета от 24.03.2009 № 11-10/1, так же как и решение Совета от 05.11.2008 № 11-1/8 принято в пределах его полномочий.
Согласно пункту 1 Правил N 306 настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу пункта 3 Правил N 306 устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 9 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306).
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Из материалов настоящего дела следует, что решением Совета от 05.11.2008 №11-1/8 в нарушение требований пунктов 5, 6, 9, 10 Правил установлен единый норматив потребления тепловой энергии для всех жилых помещений, при этом данных о том, что при его утверждении принимались во внимание конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства отапливаемых домов, не представлено. Утвержденный решением размер норматива отопления был определен расчетным путем самим заявителем и представлен в уполномоченный орган как экономически обоснованный.
Вместе с тем как следует из материалов дела жилые дома, в отношении которых устанавливались нормативы потребления тепловой энергии, имеют различные конструктивные особенности, в том числе объем жилых помещений, материалы крыши (шифер, железо, доски), стен (брус, щиты, бревно).
На основании пунктов 19 и 20 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:
1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод.
Таким образом, нормативы водопотребления должны определяться на основании методов, указанных в Правилах N 306.
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Из представленных в дело документов следует, что при определении нормативов отопления Общество применило расчетный метод в связи с отсутствием проектных и паспортных данных многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета. Применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6).
Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.
Материалы дела свидетельствуют, что при расчете нормативов отопления заявитель использовал значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам. При этом значение общей площади жилых помещений многоквартирных домов (в зависимости от этажности), не оборудованных приборами учета тепловой энергии, Общество взяло из исходных данных (таблица 2 к расчету), которое составило 9644,5 кв. метров – одноэтажные дома и 2958,5 кв. метров - двухэтажные жилые дома. Всего общая площадь составила 12603 кв. метров.
Вместе с тем эти данные имеют расхождения с данными, представленными Советом.
Так, с учетом данных, отраженных в квитанциях на оплату жилищно – коммунальных услуг, выставляемым потребителям, площадь жилых домов с центральным отоплением составила 12003 кв. метров; при расчетах Общество применив показатель 12603 кв. метров документально не обосновало расчеты жилой площади.
Таким образом, в результате анализа и исследования материалов дела суд приходит к выводу о том, что при утверждении нормативов потребления указанные требования Правил не соблюдены, расчеты выполнены с нарушением формулы расчета норматива отопления.
Как установлено материалами дела, в том числе представленными Обществом в обоснование норматива потребления населением тепловой энергии на отопление расчетными материалами, соответствующие измерения, анализ которых показал бы отсутствие значительного влияния на величину объема потребления коммунального ресурса наличие различных материалов стен, крыш, объема жилых помещений, Обществом не производились.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 48 названного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.
В данном случае, поскольку решение сельского поселения «Дутово» от 05.11.2008 № 11-1/8 не соответствовало Правилам, данное решение решением Совета от 24.03.2009 № 11-10/1 правомерно отменено в порядке самоконтроля.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решение Совета (в редакции Решения Совета от 27.01.2012 № 11-41/1) не нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявленные Обществом в ходе судебного заседания требования о признании действующим на территории сельского поселения «Дутово» решения Совета сельского поселения «Дутово» от 05.11.2008 № 11-1/8 об утверждении норматива потребления тепловой энергии в размере 0,035 Гкал/м куб. с 31.03.2009 не подлежат рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать решение Совета сельского поселения «Дутово» 2 созыва от 24.03.2009 № 11-10/1» Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения на территории муниципального образования сельского поселения «Дутово» в редакции решения Совета сельского поселения «Дутово» от 27.01.2012 № 11-41/1 соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В остальной части производство по делу № А29-10638/2011 прекратить.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Вуктыльская тепловая компания» справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго – Вятского округа с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Председательствующий А.А. Князева
Судьи Т.И. Галаева
Н.Ш. Махмутов