ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11029/2023 от 04.03.2024 АС Республики Коми

224/2023-112996(4)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар
04 марта 2024 года  Дело № А29-11029/2023

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Суслова М.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Лысенко Т.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной  ответственностью УО «Горняцкая» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

о взыскании платы за содержание жилых помещений,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, 

ФИО1
без участия представителей сторон,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью УО «Горняцкая» (далее –  ООО УО «Горняцкая», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» (далее - Комитет) о взыскании  2 272 792 руб. 59 коп. платы за услуги, работы по управлению многоквартирными  домами, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах,  начисленной за период с апреля по июнь 2023 года в отношении пустующих квартир,  принадлежащих муниципальному образованию.  

Определением суда от 04.09.2023 по делу № А29-10894/2023 выделены в отдельное  производство требования ООО УО «Горняцкая» к Комитету о взыскании долга по  внесению платы за содержание незаселенных жилых помещений муниципального  жилищного фонда МО ГО «Воркута» за период с апреля по июнь 2023 года,  расположенных по адресу: г. Воркута, пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, <...>,  арбитражному делу присвоен № А29-11029/2023. 

Определением суда от 06.09.2023 исковое заявление принято к производству,  рассмотрение дела назначено к предварительному судебному заседанию и судебному  разбирательству на 27.10.2023. Также в данном определении суд указал о возможности  перехода к рассмотрению дела по существу при отсутствии возражений сторон. 

Истец заявлением от 13.09.2023 уточнил требования, просит взыскать с ответчика  311 263 руб. 45 коп. задолженности за период с апреля по июнь 2023 года за услуги по  ремонту и содержанию общего имущества, многоквартирных домах, в отношении  незаселенных квартир, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Воркута, 


пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, д. 23 (кв. 100, 102, 103, 104, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114,  115, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 2, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 5, 56, 57, 59, 62, 64, 65, 66, 67,  68, 69, 7, 70, 72, 73, 75, 78, 79, 82, 83, 84, 85, 86, 9, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99), д. 23а  (кв. 36, 37, 38, 40, 41, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50), д. 24 (кв. 1, 13, 15, 17, 18, 2, 20, 21, 22, 23,  27, 29, 30, 32, 33, 34, 4, 5, 6, 8, 9). 

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение  требований принято судом к рассмотрению. 

Комитет в отзыве подтвердил, что жилые помещения, указанные в иске, в спорный  период (часть спорного периода) входили в состав казны муниципального образования  городского округа «Воркута» на праве собственности и имели статус пустующего  (незаселенного), кроме ул.Фрунзе, д.23 кв. 100 (заселена на основании ордера от  10.10.1975), кв. 103, предоставленная нанимателю по договору социального найма № 5 от  25.10.2008, заключенному с ФИО2 Также Комитетом указано, что в данном случае  затрагиваются интересы ресурсоснабжающих организаций – ООО «Комитеплоэнерго» и  ООО «Водоканал», осуществляющих на территории г. Воркуты деятельность по  выработке и поставке энергетических ресурсов (тепловой энергии и теплоносителя,  водоснабжения, электроэнергии); заявленные ООО УО «Горняцкая» затраты  ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на  общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою  очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.  В случае оплаты управляющей компанией поставленных ресурсов ресурсоснабжающим  организациям, управляющая компания вправе взыскать с собственника помещений  многоквартирного дома плату за поставленные ресурсы, включенные в состав платы за  содержание жилого помещения, в порядке статьи 1081 Гражданского кодекса Российской  Федерации. Кроме того Комитет оспаривает свою обязанность оплачивать содержание  нежилых помещений. 

Сотрудником адресно-справочной службы Управления по вопросам миграции МВД  России по Республике Коми сообщено, что ФИО3 13.01.2023 снята с  регистрационного учета в г. Воркута, пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, д. 23, кв.100, 

ФИО4 06.09.2023 зарегистрирована по иному месту жительства, о чем  составлена телефонограмма от 20.10.2023. 

При отсутствии возражений сторон суд завершил предварительное судебное  заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке, предусмотренном  частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ. 

Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Коми представило  данные о регистрации ФИО4 с 06.09.2023 в ином городе. 

Определением суда от 23.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  ФИО1. 

Определением суда от 26.12.2023 судебное разбирательство отложено на  16.02.2024. 

Управление по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области  представило данные о регистрации ФИО4 06.09.2023 по настоящее время в  г Липец. 

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства, в суд не явились. 

В судебном заседании объявлялся перерыв до 04.03.2024 до 15 час. 30 мин. для  истребования дополнительных доказательств. 

После перерыва на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в  материалах дела доказательствам. 


Как установлено судом, в период с апреля по июнь 2023 года  ООО УО «Горняцкая» осуществляло обслуживание выше указанных многоквартирных  домов и несло затраты на жилищно-коммунальные услуги. 

По расчету истца задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных  услуг в части незаселенных квартир за спорный период составила 311 263 руб. 45 коп. 

Поскольку ответчик не оплатил указанную сумму, в том числе, после направления  истцом претензии от 24.07.2023, то ООО УО «Горняцкая» обратилось в арбитражный суд  с настоящим исковым заявлением. 

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ,  Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных  законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц,  которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и  смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 

Положениями статей 309 и 310 Кодекса установлено, что обязательства должны  исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и  требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований  - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми  требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее  изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных  законом. 

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения,  пользования и распоряжения своим имуществом. 

На основании статьи 210 Кодекса собственник несет бремя содержания,  принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

В силу статьи 249 ГК РФ участник долевой собственности обязан соразмерно со  своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему  имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. 

Из содержания статей 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее  – ЖК РФ) и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491  «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»  (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое  помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества. 

В соответствии с пунктами 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ по общему правилу  собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление, которым  осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой  управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за  коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для  предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с  которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с  требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. 

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги  определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов  потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.  Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются  Правительством Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую  организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества  многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса  коммунальных услуг. 

 Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее –  Правила № 354), определено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные 


услуги в виде горячего водоснабжения, то есть снабжения горячей водой, подаваемой по  централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным  системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в  многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в  многоквартирном доме, в виде отопления, то есть подачи по централизованным сетям  теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии. 

Согласно пункту 31 Правил № 354 управляющая организация является  исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению  коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в  управлении названной организации. 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012   № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными  ресурсами» (далее - Правила № 124) управляющая организация, товарищество или  кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом  возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или)  по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в  ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по  приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления  коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества  многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1)  указанных Правил. 

Истец является лицом, обязанным в силу закона обеспечить жильцов  многоквартирного дома необходимыми коммунальными ресурсами. 

В соответствии с Правилами № 354 в случае отсутствия договора между  управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией при управлении  многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками  помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на  нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед  ресурсоснабжающей организацией. 

Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей и  управляющей организациями возможно и в отсутствие письменного договора.  Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с  момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически  сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку  другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей  организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации  уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. 

По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном  законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее  статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по  предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за  коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция  содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310- КГ14-8259. 

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной собственностью. 

Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых  помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном  порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут  соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или  управомоченные ими лица. 


От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и  осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы  местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ). 

Согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса в случаях и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени  могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также  юридические лица и граждане. 

Решением Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от  01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения  жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования  городского округа «Воркута» (далее – Положение № 270). 

Пунктом 1 статьи 6 Положения № 270 предусмотрено, что органы администрации  МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по  реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным  жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и  положениями об этих органах. 

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 внесены изменения в решение  Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270,  согласно которым пункт 3 статьи 6 дополнен подпунктами 13 и 14. Согласно подпункту  14 пункта 3 статьи 6 Положения № 270 Комитет по управлению муниципальным  имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в  пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о КУМИ  администрации МО ГО «Воркута», до заселения жилых помещений муниципального  жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги. 

Подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения № 270 изложен в следующей редакции:  Управление городского хозяйства осуществляет функции администрации муниципального  образования городской округ «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных  настоящим Положением и Положением о УГХиБ администрации МО ГО «Воркута»,  осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в  соответствии с заключенными договорами управления. 

Таким образом, решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 полномочия по  несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда  переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации  муниципального образования городского округа «Воркута», который с 07.06.2018  является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств,  предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги  организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и  выступает как представитель публично-правового образования. 

При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу о взыскании  задолженности за оказанные услуги и поставленные коммунальные ресурсы на  общедомовые нужды, является Комитет по управлению муниципальным имуществом  администрации муниципального образования городского округа «Воркута». 

Возражения относительно наличия нанимателя в квартире по адресу: г. Воркута,  пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, д. 23, кв. 100, судом отклоняются. 

Как следует из поквартирной карточки, наниматель ФИО3 снята с  регистрационного учёта 13.01.2023 (л.д. 74 том 1), Управление по вопросам миграции  МВД по Республике Коми данную информацию подтвердило. 

Кроме того, обязанность муниципального образования оплачивать стоимость  содержания данной квартиры была установлена Арбитражным судом Республики Коми  при рассмотрении дел № А29-8972/2023. 


При таких обстоятельствах, оснований для исключения из расчета долга в  отношении квартиры г. Воркута, пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, д. 23, кв. 100, не имеется. 

Возражения ответчика в части квартиры по адресу: г. Воркута, пгт. Заполярный,  ул. Фрунзе, д. 23, кв. 103, также судом отклоняются. 

Из представленного ответчиком договора найма № 5 от 25.10.2008 в отношении  квартиры г. Воркута, пгт. Заполярный, ул. Фрунзе, д. 23, кв. 103, следует, что данный  договор заключен с ФИО2 для совместного проживая с членами семьи. 

Как следует из поквартирной карточки нового образца, наниматель ФИО2 и  члены ее семьи сняты с регистрационного учёта 24.05.2011 (л.д. 76 том 1). 

В поквартирной карточке старого образца (л.д. 37-38 том 2) также указано на  снятие с регистрационного учета членов семьи нанимателя 24.05.2011, в отношении  ФИО2 каких-либо записей о снятии её с учета не имеется. 

Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Коми указало, что  ФИО5 с 06.09.2023 проживает в г. Липецк, что  подтвердило и Управление по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области. 

В соответствии с частью 3 статьи 83 ЖК РФ, в случае выезда нанимателя и членов  его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения  считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным  законом. 

Таким образом, законом предусмотрены специальные основания прекращения  договора социального найма, и, как следствие, вытекающих из него обязательств по  оплате коммунальных услуг. 

Поскольку из данных поквартирной карточки следует, что ФИО1 снята  с регистрационного учета 24.05.2011, а по определению об истребовании доказательств от  16.02.2024 Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми не предоставило  иную дату снятия третьего лица с регистрационного учета, то суд приходит к выводу о  расторжении договора найма спорной квартиры с 24.05.2011 и обязанности  муниципального образования нести расходы по её содержанию. 

Доводы ответчика об отсутствии оснований для уплаты в связи с непредставлением  истцом доказательств оплаты задолженности в пользу ресурсоснабщающих организаций  подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не является основанием для  освобождения собственника помещений от обязательств по внесению платы за  потребленные коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг. 

При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1081  Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, возместившее вред, причиненный  другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных  трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет  право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения,  если иной размер не установлен законом. 

Право регресса – это требование кредитора к должнику (непосредственному  причинителю вреда) о возврате выплаченного по его вине возмещения потерпевшему.  Право регрессного требования к должнику возникает с момента выплаты сумм,  подлежащих возмещению в связи с причинением вреда. 

Установленная действующим законодательством схема оплаты коммунального  ресурса предполагает (по умолчанию) непосредственную оплату поставленного ресурса  абонентом исполнителю (управляющей организации), а также оплату исполнителем  коммунального ресурса в адрес ресурсоснабжающей организации, то есть отношения по  оплате коммунального ресурса возникают между собственниками помещений в доме и  управляющей организацией (исполнителем), а также между исполнителем и  ресурсоснабжающей организацией. 

То есть в рассматриваемой ситуации обязательственные отношения по оплате  коммунального ресурса возникли между собственниками – с одной стороны и  управляющей организацией – с другой стороны, а исполнение управляющей организации 


своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией не поставлено в зависимость  от обязанности собственников помещений произвести оплату коммунальных ресурсов  управляющей организации. 

В этой связи, исполнение истцом своего обязательства перед ресурсоснабжающей  организацией не может быть квалифицировано как возмещение вреда, причиненного  третьим лицом. Не имеется и оснований считать такое исполнение исполнением  обязательств третьим лицом (статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Согласно частям 7 и 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется  управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой  управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными  лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и  коммунальные услуги. 

На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению, с  Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию 311 263 руб. 45 коп.  задолженности за период с апреля по июнь 2023 года за услуги по ремонту и содержанию  общего имущества, многоквартирных домах, в отношении незаселенных квартир,  расположенных по адресам: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Заполярный, ул. Фрунзе,  д. 23, кв. 100, 102, 103, 104, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 2,  20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 5, 56, 57, 59, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 7, 70, 72, 73, 75, 78,  79, 82, 83, 84, 85, 86, 9, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99; ул. Фрунзе д. 23а, кв. 36, 37, 38, 40, 41,  42, 44, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Фрунзе, д. 24, кв. 1, 13, 15, 17, 18, 2, 20, 21, 22, 23, 27, 29, 30,  32, 33, 34, 4, 5, 6, 8, 9. 

Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины  судом не рассматривался ввиду выделения требований в отдельное производство и  освобождения ответчика по настоящему спору в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты (орган местного  самоуправления). 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по  заявлению истца. 

Судья М.О. Суслов