ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11060/2011 от 14.02.2012 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

16 февраля 2012 года Дело № А29-11060/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2012 года, полный текст решения изготовлен 16 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Запольской И.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в г.Сыктывкаре (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Узон» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании 1008,70 руб. штрафа

при участии:

от заявителя – ФИО1 (представитель по доверенности № 1 от 10.01.2012),

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось к Обществу с ограниченной ответственностью «Узон» с заявлением о взыскании 1008,70 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик, в соответствии с положениями ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв по существу требований не представил. В соответствии со ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании объявлялись перерывы до 09 часов 45 минут 13.02.2012 и 17 часов 00 минут 14.02.2012.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Узон» (далее по тексту Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г.Сыктывкару 22.04.2009. В установленном законом порядке Общество статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.12.2011.

В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрировано в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт № 3 от 05.04.2011.

Решением от 05.05.2011 № 7 заявитель привлек Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 1008,70 руб. за непредставление в установленные сроки сведений и представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах за первое полугодие 2010 года.

Требованием № 3090 от 07.06.2011 ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 09.07.2011.

Поскольку сумма штрафа в установленный срок Обществом не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.

В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Проверив правильность и обоснованность привлечения ООО «Узон» к ответственности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании п.12 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.

Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ внесены изменения в ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и пункт 1части 9статье 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в части сроков представления сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», - ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год, но не позднее первого марта следующего года.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из акта выездной проверки № 3 от 05.04.2011 следует, что индивидуальные сведения персонифицированного учета за полугодие 2010 года и 2010 год страхователем в пенсионный фонд о каждом работающем застрахованном лице представлены своевременно.

Согласно решению пенсионного органа № 7 от 05.05.2011 в проверяемом периоде Общество в нарушение ч.1 ст.7 Закона № 212-ФЗ не отразило в РСВ-1 выплаты по строке 200 (сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц) в сумме 3200 руб. Проверкой установлено, что указанные суммы являются денежными средствами, выданными подотчет на командировочные расходы, которые не имеют документального подтверждения в авансовом отчете № 1 от 30.04.2010, в результате чего страхователь занизил базу для начисления страховых взносов.

Заявителем после перерыва представлено дополнительное обоснование привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. По его мнению, неправильное исчисление сумм страховых взносов не может служить основанием для освобождения от ответственности по указанной выше статье.

Вместе с тем, неправильное исчисление страховых взносов образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое до 01.01.2010 предусматривалась пунктом 2 статьи 27 Закона № 167-ФЗ, а после 01.01.2010 - статьей 47 Закона № 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В акте выездной проверки установлено именно занижение базы для начисления страховых взносов за апрель 2010 года (пункт 2.1). Решением № 7 от 05.05.2011 страхователь привлечен к ответственности на основании п.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в виде штрафа в размере 89,6 руб.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ сведения об уплачиваемых страховых взносах предоставляются на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров. Из приведенной нормы следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона № 27-ФЗ.

В рассматриваемом случае суммы, факт выплаты которых работнику не нашел отражения в бухгалтерском учете предприятия, в состав дохода, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обществом не включались, и, соответственно, представленные страхователем в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сыктывкаре индивидуальные сведения являются достоверными, поскольку в них в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 отражены только суммы выплат (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства недостоверности представленных ответчиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, органом пенсионного фонда не представлены.

Следовательно, Общество неправомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, судом установлено, что занижение базы для начисления страховых взносов допущено страхователем в отношении иных физических лиц, не отраженных в решении № 7 от 05.05.2011.

Согласно материалам выездной проверки пенсионным органом выявлены также расхождения в части заполнения сведений о стаже работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на ФИО2 - не выделен период работы с неполным рабочим днем.

Сведения персонифицированного учета на застрахованных лиц представляют по формам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. Этим же документом утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В форме СЗВ-6-1 отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица. Данная форма заполняется на каждого работника, который согласно п. 71 Инструкции в отчетном периоде:

- находился в неоплачиваемом отпуске;

- на больничном;

- работал в особых (в том числе и особых территориальных) условиях труда;

- обрел право на назначение досрочной пенсии.

Если сотрудник выполняет работы в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели, нужно указать фактически отработанное им время в месяцах и днях. Если он выполняет работы в режиме неполного рабочего дня, указывается доля занимаемой ставки.

Доводы пенсионного органа о наличии расхождений в части заполнения сведений о стаже работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на ФИО2, в отношении которого не выделен период работы с неполным рабочим днем, подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах суд считает, что в указанной части Общество правомерно привлечено к ответственности, установленной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Положения Закона № 27-ФЗ разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании». Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.

Расчет суммы штрафа произведен судом от суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за застрахованное лицо, в отношении которого представлены недостоверные сведения, от суммы 9639 руб., и составляет 963,9 руб.

В силу п. 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Какие-либо возражения по предъявленным требованиям Обществом, извещенным надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, не представлены.

Сумма штрафа взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в силу прямого указания, содержащегося в ст.17 Закона РФ № 27-ФЗ.

Судом установлено, что существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов проверки, являющихся основанием для отмены решения, органом пенсионного фонда не допущено, возражений относительно порядка привлечения к ответственности со стороны Обществом не заявлено, требования предъявлены в пределах установленного срока. Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного, требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми подлежат удовлетворению частично в размере штрафа в 963,90 руб. В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Основания для освобождения от уплаты госпошлины, а также для ее уменьшения судом не установлены.

Согласно ст.333.18 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Узон», зарегистрированного в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г.Сыктывкару 22.04.2009, расположенного по адресу: 167001, <...>, в доход бюджета Пенсионного фонда 963,90 руб. штрафа, в доход федерального бюджета 1911 руб. государственной пошлины.

В остальной части заявленных требований отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Ж.А. Василевская