ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11702/16 от 14.02.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

19 февраля 2018 года     Дело № А29-11702/2016

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2018 года , полный текст решения изготовлен февраля 2018 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Кирьянова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сухоруковым А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми»

(ИНН:1102004334, ОГРН:1021100739197)

к ответчику:

Российской Федерации в лице

Управления Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН:1101481447, ОГРН:1021100514390),

Федерального казначейства

(ИНН: 7710568760, ОГРН: 1047797019830),

Министерства финансов Российской Федерации

(ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)

с участием в деле третьих лиц:

Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми

(ИНН: 1101465149, ОГРН: 1021100527744),

Федеральной службы исполнения наказаний

(ИНН: 7706562710, ОГРН: 1047797031479)

о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании:

представителя истца и третьих лиц Клубета А.М. по доверенностям от 09.01.2017 № 12/19/13-2 (ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми),  от 17.10.2016 (ФСИН России), от 08.12.2017 № исх-12/то/13-25019 (УФСИН России по Республике Коми),

представителя УФК по Республике Коми и Минфина России Юшкова А.А. по доверенности от 20.02.2017 № 07-16-08/827,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее – ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее – УФК по Республике Коми), Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) о взыскании убытков в сумме 517 265 руб. 33 коп., причиненных вследствие списания денежных средств по дубликату исполнительного листа от 02.10.2015 серии АС № 006904167, предъявленному к исполнению после истечения установленного срока.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2017 по делу № А29-11702/2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств федерального бюджета в пользу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми взысканы убытки в сумме 517 265 руб. 33 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13 345 руб. 31 коп.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2017 судебные акты по делу № А29-11702/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что решение затрагивает права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, которое не было привлечено к участию в деле.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН России по Республике Коми).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2017 в связи с отставкой судьи Авфероновой О.В. произведена замена судьи, дело передано на рассмотрение судье Кирьянову Д.А.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), которая, согласно пояснениям сторон, является главным распорядителем бюджетных средств для истца.

В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции в определении от 18.01.2018 суд предложил лицам, участвующим в деле, представить сведения об объеме выделенных на финансовый год ассигнований, порядке их расходования, порядке учета произведенных операций, сведения об объеме расходов, принятых при утверждении отчета об исполнении бюджета (сметы), выразить мнение относительно правомерности действий участников бюджетного процесса в отношении сумм, перечисленных ФКУ ИК-19 во исполнение Решения от 06.08.2012 по делу № А29-5343/2012.

Во исполнение определения суда истец и третьи лица представили в материалы дела письменные пояснения от 09.02.2018 № 12/то/13-3041 (л.д. 62-66, т.д. 4).  

Ответчик представил в материалы дела акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми от 23.01.2017, запрос-требование от 20.10.2015 № 1912//17-5009 и отчёт о бюджетных обязательства по состоянию на 01.01.2016 (л.д. 70-141, т.д. 4).

Представитель истца и третьих лиц в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие у истца убытков вследствие списания спорной суммы.

В отзыве на исковое заявление от 01.12.2016 № 07-16-04/4003 ответчик указывал, что казенное учреждение не имеет собственных средств (доходы от хозяйственной деятельности подлежат зачислению в бюджет), а исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 по делу № А29-5343/2012 произведено за счет федерального бюджета (л.д. 149-151, т.д. 1, л.д. 68-70, 112-116, т.д. 2). По мнению ответчика, выделение средств из федерального бюджета приведет к неосновательному обогащению истца.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 по делу № А29-5343/2012 с ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми в пользу открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Коми энергосбытовая компания») взыскана задолженность по договору энергоснабжения от 01.01.2010 № 344 за период с ноября по декабрь 2011 года в сумме 384 059 руб. 43 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные по день погашения задолженности, расходы по уплате государственной пошлины в сумме
10 840 руб. 65 коп. (л.д. 124-128, т.д. 1). Данное решение вступило в законную силу 07.09.2012.

ОАО «Коми энергосбытовая компания» обратилось с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа по делу № А29-5343/2012 в пределах срока для принудительного исполнения решения - 04.09.2015.

Определением Арбитражного суда Республики  Коми от 21.09.2015 по делу № А29-5343/2012 удовлетворено заявление ОАО «Коми энергосбытовая компания» о выдаче дубликата исполнительного листа (л.д. 121-123, т.д. 1).

Дубликат исполнительного листа был выдан ОАО «Коми энергосбытовая компания» 02.10.2015 и предъявлен в УФК по Республике Коми 16.10.2015.

С ходатайством о восстановлении срока предъявления исполнительного листа к исполнению ОАО «Коми энергосбытовая компания» в арбитражный суд не обращалось, однако УФК по Республике Коми приняло спорный исполнительный лист, в результате чего с лицевого счета ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми были списаны денежные средства в счет погашения задолженности, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами и государственной пошлины.

Судебными актами по делу № А29-10985/2015 по иску ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми к Управлению федерального казначейства по Республике Коми, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что  исполнительный лист по делу № А29-5343/2012 был предъявлен ОАО «Коми энергосбытовая компания» 16.10.2015 с пропуском установленного законом срока на предъявление исполнительного листа к исполнению; судом были признаны незаконными действия УФК по Республике Коми, выразившиеся в принятии исполнительного листа к исполнению и его направления на взыскание денежных средств заявителю (л.д. 10-28, т.д. 1).

Перечисление денежных средств в пользу ОАО «Коми энергосбытовая компания» подтверждается следующими платежными поручениями на общую сумму 517 265 руб. 31 коп.:

- от 12.11.2015 № 396868 на сумму 1 866 руб. 19 коп. (л.д. 29, т.д. 1),

- от 08.12.2015 № 509426 на сумму 214 613 руб. 32 коп. (л.д. 30, т.д. 1),

- от 09.12.2015 № 516763 на сумму 10 637 руб. 61 коп. (л.д. 31, т.д. 1),

- от 10.12.2015 № 525624 на сумму 156 942 руб. 31 коп. (л.д. 32, т.д. 1),

- от 31.12.2015 № 671219 на сумму 531 руб. 16 коп. (л.д. 33, т.д. 1),

- от 22.01.2016 № 709091 на сумму 39 680 руб. (л.д. 34, т.д. 1),

- от 21.01.2016 № 704360 на сумму 40 959 руб. (л.д. 35, т.д. 1),

- от 25.01.2016 № 713848 на сумму 14 593 руб. 83 коп. (л.д. 36, т.д. 1),

- от 26.01.2016 № 723510 на сумму 27 526 руб. 70 коп. (л.д. 37, т.д. 1),

- от 28.01.2016 № 732873 на сумму 9 915 руб. 19 коп. (л.д. 38, т.д. 1).

В данных платежных поручениях в назначении платежа приведены коды бюджетной классификации расходов 320 03 05 4230048 244 223 (в платежных поручениях за период с 08.12.2015 по 28.01.2016 на сумму 515 399 руб. 12 коп.), 320 03 05 4230049 244 223 (в платежном поручении от 12.11.2015 № 396868 на сумму 1 866 руб. 19 коп.).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.2.1 Приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» 11, 12, 13, 14 цифры (разряды) КБК предназначены для условного обозначения направления расходования денежных средств.

В силу пункта 4.2.4 Приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» код направления расхода 0048 означает, что финансирование осуществляется за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду (Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду). Код 0049 не предполагает использование денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности учреждения (Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований).

Кроме того, истцом представлены выписки и платежные поручения от 08.12.2015 № 510102 на сумму 5 290 руб., от 08.12.2015 № 509115 на сумму
1 700 000 руб., от 20.01.2016 № 5 на сумму 39 680 руб., от 21.01.2016
№ 704343 на сумму 14 593 руб. 83 коп., от 22.01.2016 № 709069 на сумму
27 526 руб. 70 коп., от 26.01.2016 № 719233 на сумму 1 052 руб. 50 коп., подтверждающие поступление на лицевой счет ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми оплаты за продукты питания (удержаний из заработной платы осужденных и сотрудников), товарно-материальные ценности, выполнение работ по капитальному ремонту общежития (л.д. 4-25, т.д. 2).

Таким образом, исполнение в сумме 515 399 руб. 12 коп. произошло за счёт средств, поступивших истцу от приносящей доход деятельности, в сумме 1 866 руб. 19 коп. – за счет бюджетных средств на финансирование расходов правоохранительных органов.

Принятие ответчиком исполнительного листа за пределами срока его предъявления и последующее списание денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, послужило основанием для обращения ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с иском о возмещении убытков.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как разъяснено в пункте 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В состав убытков входят не только фактически понесенные расходы, но и те расходы, которые должны быть понесены в связи с нарушением права.

Исходя из системного толкования пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа, утрачивает право требовать принудительного исполнения решения, но не обязан возвращать должнику присужденное имущество (денежные средства).

Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А29-10985/2015 были признаны незаконными действия УФК по Республике Коми, выразившиеся в принятии исполнительного листа от 17.09.2012 серии ФС № 006904167. Данные действия привели к списанию денежных средств, предназначенных для содержания учреждения.

Таким образом, является установленным названными судебными актами факт того, что взыскания по спорному исполнительному листу не должно было быть произведено и, что оно произошло в результате неправомерных действий УФК по Республике Коми.

Доводы ответчика о том, что спорная сумма не является убытком истца по причине отсутствия у казенных учреждений собственных денежных средств, не могут быть приняты в части суммы 515 399 руб. 12 коп., так как источником за счет которых был неправомерно исполнен исполнительный документ в этой части были доходы от хозяйственной деятельности истца.

Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном году, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, внебюджетные доходы учреждения уголовно-исполнительной системы должны быть направлены исключительно на содержание такого учреждения сверх бюджетных ассигнований, то есть не могут быть изъяты собственником имущества для иных целей. Следовательно, необходимость зачисления доходов в бюджет сама по себе не исключает квалификации необоснованно списанных сумм в качестве убытков.

Таким образом, убытки заключаются в том, что доходы от хозяйственной деятельности в сумме 515 399 руб. 12 руб., которые в силу закона должны были быть использованы на нужды истца, были направлены на оплату исполнительного листа, не подлежавшего принудительному исполнению.

Оценив представленные сторонами сведения об объеме выделенных на финансовый год ассигнований, порядке их расходования, порядке учета произведенных операций, сведения об объеме расходов, принятых при утверждении отчета об исполнении бюджета (сметы), а также правомерность действий участников бюджетного процесса в отношении сумм, перечисленных ФКУ ИК-19 во исполнение Решения от 06.08.2012 по делу № А29-5343/2012, суд пришел к следующим выводам.

Ассигнований на исполнение Решения от 06.08.2012 по делу № А29-5343/2012 истцу не выделялось. Истцу не производилось возмещения необоснованно списанной суммы, в том числе в форме предоставления дополнительного финансирования на 2016, 2017 годы.

Страницы № 4, 13, 29 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 23.01.2017 свидетельствуют о принятии истцом бюджетного обязательства для оплаты исполнительного листа по делу № А29-5343/2012, а не о возмещении истцу спорной суммы после неправомерного её списания.

Возражения ответчика, касающиеся невыделения третьими лицами (ФСИН России, УФСИН России) лимитов бюджетных обязательств, являются необоснованными, так как убытки были причинены именно неправомерными действиями УФК по Республике Коми, что установлено судебными актами по делу № А29-10985/2015, вследствие принудительного исполнения судебного акта, то есть нет причинно-следственной связи между бездействиями третьих лиц и уменьшением объёма финансирования истца. Кроме того, с учётом пропуска срока предъявления исполнительного листа у ФСИН России и УФСИН по Республике Коми отсутствовали основания для удовлетворения требований взыскателя в добровольном порядке.

Вместе с тем, по платежному поручению от 12.11.2015 № 396868 на сумму 1 866 руб. 19 коп. перечислялись средства, источником которых не являлась приносящая доход деятельность, о чем свидетельствуют цифры 0049 в коде бюджетной классификации.

Учитывая, что сумма 1 866 руб. 19 коп. была уплачена за счет средств, не заработанных истцом, то есть убытки были причинены непосредственно Российской Федерации, исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми к Российской Федерациио возмещении убытков, причиненных вследствие списания денежных средств по дубликату исполнительного листа от 02.10.2015 серии АС № 006904167, подлежат удовлетворению частично в размере 515 399 руб. 12 коп., исходя из сумм, перечисленных за счет приносящей доход деятельности.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) от имени публично-правовых образований выступают главные распорядители бюджетных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Согласно пункту 2 данного Положения Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального казначейства.

Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

В соответствии с пунктами 1,2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство находится в ведении Минфина России и осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации, в рассматриваемом случае является Минфин России, что в судебном заседании от 18.01.2018 г. подтвердил представитель Минфина России и УФК по Республике Коми.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации(ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636) в пользу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН:1102004334, ОГРН:1021100739197) убытки в сумме
515 759 руб. 12 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13 306 руб.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                 Д.А. Кирьянов