ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-12101/15 от 15.01.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

15 января 2016 года Дело № А29-12101/2015

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Комиагропроект» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании суммы государственной пошлины в размере 800 руб. за выдачу удостоверений,

установил:

Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Печорское управление Ростехнадзора, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Комиагропроект» (далее – ООО «Комиагропроект», Общество, ответчик) о взыскании суммы государственной пошлины в размере 800 руб. за выдачу удостоверений об аттестации работников.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2015 заявление Печорского управления Ростехнадзора было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу истец и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В срок, установленный в определении Арбитражного суда Республики Коми, ответчиком представлен отзыв, в котором ООО «Комиагропроект» указывает на пропуск Управлением срока исковой давности за обращением в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова сторон путем исследования представленных в материалы дела в установленные сроки доказательств.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

21 мая 2010 года Печорским управлением Ростехнадзора проведена аттестация 1 работника Общества в области промышленной безопасности на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», по результатам которой выдано удостоверение начальнику АХО ООО «Комиагропроект» ФИО1 (№ 25-10-Н055-25 от 21.05.2010).

При проведении аттестации работника ответчика государственная пошлина за выдачу удостоверения не уплачена.

Печорское управление Ростехнадзора письмом № 8005 от 14.11.2014 просило Общество произвести оплату государственной пошлины за ранее выданные удостоверения об аттестации в размере 800 руб.

Ответа на письма Печорского управления Ростехнадзора со стороны ООО «Комиагропроект» не последовало, равно как и оплаты государственной пошлины, что послужило основанием для обращения с заявлением о взыскании государственной пошлины в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Порядок организации по подготовке и аттестации специалистов установлен «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 «Положения о Печорском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.07.2009 № 624 (в редакции Приказов Ростехнадзора от 23.07.2009 № 646, от 11.08.2009 № 699) Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, является территориальным органом, межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Республики Коми, Ненецкого автономного округа (за исключением острова Колгуев шельфа арктических морей), а также российской части архипелага Шпицберген.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлено, что работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Как предусмотрено абзацем 6 пункта 2 статьи 9 указанного закона, за выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац дополнительно включен с 29.01.2010 Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных названной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за совершением юридически значимых действий, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В силу подпункта 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения аттестации работников ответчика) установлено, что за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, в частности за выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, уплачивается государственная пошлина в размере 800 руб.

Проводя аттестацию работников ответчика, заявителю было известно о том, что государственная пошлина за выдачу удостоверений не уплачена.

Согласно пунктам 1,2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В рассматриваемом случае выдача аттестатов (удостоверений) в области промышленной безопасности произведена физическим лицам – работникам Общества, а не Обществу.

В соответствии с пунктом 10 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Специальный порядок взыскания недоимки по уплате государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных названным Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Следовательно, в силу пункта 8 статьи 69, пункта 3 статьи 70, пункта 10 статьи 46 и пункта 9 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка по уплате государственной пошлины взыскивается в общем порядке, установленном статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации полномочиями по взысканию недоимки по налогам и сборам, а также пени, процентов и штрафов наделены налоговые органы.

При этом ни налоговое законодательство, ни Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не наделяет органы Ростехнадзора полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

На основании изложенного, Печорское управление Ростехнадзора не обладает функциями администратора доходов федерального бюджета по государственной пошлине за аттестацию работников в области промышленной безопасности, заявленные требования о взыскании с ООО «Комиагропроект» государственной пошлины в сумме 800 руб. за ранее выданные удостоверения об аттестации удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья И.Н. Гайдак