ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1223/2022 от 31.03.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Сыктывкар

31 марта 2022 года     Дело № А29-1223/2022

Резолютивная часть решения принята марта 2022 года , полный текст решения изготовлен 31 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н. ,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело № А29-1223/2022

по заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Палевицы» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании незаконным и отмене постановления, о признании незаконным и отмене постановления

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Палевицы» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (далее - ответчик, административный орган, Комистат) от 25.01.2022 по делу об административном правонарушении № 03-ЮЛ о наложении административного штрафа по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб..

Определением суда от 09.02.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства, а также отчетом о публикации 30 декабря 2016 года на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в сети "Интернет" (www.kad.arbitr.ru) определения о принятии к производству заявления в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 АПК РФ о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьей 226 - 228 АПК РФ.

Арбитражный суд Республики Коми по собственной инициативе изготовил мотивированное решение по данному делу.

Заявитель не оспаривая факт выявленных нарушений, просит, освободить Общество  от ответственности  и ограничиться устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ указывая на наличие тяжелого финансового положения.

Ответчик в установленный срок представил материалы дела об административном правонарушении, отзыв в котором указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, считает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В ходе проверки установлено, что заявителем отчетность за ноябрь 2021 года должна была быть направлена в адрес Комистата не позднее 14.12.2021, однако, была представлена в адрес Комистата только 17.12.2021. Тем самым Заявитель нарушил срок предоставления отчетности по статистической форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». В связи в просрочкой сдачи Заявителем статистической формы № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» на федеральный уровень были переданы некорректные данные по статистической форме, срок сдачи информации на федеральный уровень  установлен до 16.12.2021.

Полагая, что в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, 11.01.2022 должностным лицом управления в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 01-ЮЛ.  

25.01.2022 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03-ЮЛ, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление в части определения размера наказания вынесено необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.

Правовые основания предоставления сведений в органы государственной статистики закреплены в Федеральном законе от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" далее - Федеральный закон № 282), Постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" (далее - Положение), приказе Росстата от 24.07.2020 № 411 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" с указаниями Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711, с изменениями от 24.05.2021 № 276, от 17.11.2020 № 706, от 13.04.2021 № 413.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона № 282 официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

В силу норм частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 282 федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона № 282 респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона № 282 определено, что одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.

В соответствии с  Положением, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Согласно приказу Росстата от 24.07.2020 № 411 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" первичные статистические данные по форме № П-1 о производстве и отгрузке товаров и услуг должны предоставляться в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики ежемесячно не позднее 10-го рабочего дня после отчетного периода.

Форма заполняется в целом по юридическому лицу, включая все обособленные подразделения, входящие в его состав, и предоставляется в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица.

Таким образом, отчет по вышеуказанной статистической форме за ноябрь 2021 года предоставляется 14.12.2021.

Общество является респондентом по форме федерального статистического наблюдения №  П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг " и обязано представлять в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми  первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.

На основании пункта 14 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета непредставление или несвоевременное представление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что действия общества по несвоевременному исполнению требований законодательства о своевременном предоставлении статистической формы образуют объективную сторону вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, а также тот факт, что обществом не были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность.

При этом заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для надлежащего соблюдения требований.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.

Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек, процедура привлечения административным органом не нарушена.

Заявитель оспаривая постановление не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства об официальном статистическом учете. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им административного правонарушения.

Предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению, его использование должно быть мотивированно.

Такие обстоятельства, как, например, признание вины в совершении правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку учитываются при назначении административного наказания. Факт устранения нарушения (в данном случае направление статистических данных в Кмистат) также учитывается лишь при назначении административного наказания (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от 24.03.2005 № 5 (пункт 21)).

Состав административного правонарушения по статье 13.19 КоАП РФ является формальным, соответственно, считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, их возникновение презюмируется самим фактом совершения действий (бездействия).

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении возложенной на Общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.

С учетом изложенного доводы заявителя жалобы о наличии в настоящем случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению как обусловленные ошибочной оценкой фактических обстоятельств дела. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения, по делу отсутствуют.

 Между тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает возможным снизить размер назначенного заявителю административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд Российской Федерации придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

Таким образом, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, свидетельствующие о принятии заявителем мер к исполнению требований, нарушение срока предоставления необходимых сведений на 3 день, отсутствие доказательств пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей в области предоставления официальной статистической отчетности, а также руководствуясь принципами справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, предупредительными целями назначения административного наказания, суд приходит к выводу о том, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей может превратиться в инструмент подавления экономической деятельности общества и не обеспечит достижение целей административного наказания.

Руководствуясь названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и приведенными положениями КоАП РФ, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и уменьшить размер административного штрафа, установив его в размере 50 000 рублей.

 Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования общества  с ограниченной ответственностью «Палевицы» удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить в части назначенного наказания постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми от 25.01.2022 по делу об административном правонарушении № 03-ЮЛ о наложении административного штрафа, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, снизив размер штрафа по данному постановлению до 50 000 руб.

Лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                     И.Н. Гайдак