АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
17 июня 2016 года Дело № А29-1332/2016
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2016 года, полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловской К.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании утраченной возможности взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам и обязании внести соответствующие отражения по лицевому счету,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности № 12/19/13-542 от 11.01.2016, ФИО2 – по доверенности № 12/19/13-196 от 10.05.2016,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
1. о признании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) утратившей возможность взыскания задолженности по налогам:
- денежных взысканий за нарушение законодательства о применении ККТ в сумме 58 510,32 руб., КБК 18211606000010000140 (дата возникновения до 01.01.2003)
- штрафа в сумме 774 руб. за нарушение налогового законодательства (дата возникновения более 3-х лет) КБК 18211603010010000140 (дата возникновения до 03.02.2003) в связи с истечением срока на взыскание;
2. об обязании Инспекции внести соответствующие отражения по лицевому счету расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа заявителя.
Ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-5459/2016 о взыскании задолженности по пени и штрафу в размере 59 334,41 руб.
В судебном заседании представитель истца против приостановления производства по делу возражал.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Обязанность приостановить производство по делу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации связывает не с фактом наличия другого дела в производстве суда, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по данному делу или вступления его в законную силу.
Ответчиком не представлено доказательств невозможности рассмотрения арбитражным судом настоящего спора до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-5459/2016 о взыскании задолженности по пени и штрафу в размере 59 334,41 руб., а также того, что результат рассмотрения указанного дела может иметь существенное значение для данного дела, и может повлиять на результат его рассмотрения по существу.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-5459/2016 о взыскании задолженности по пени и штрафу в размере 59 334,41 руб.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Между ФКУ «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» и Инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.10.2015, согласно которой задолженность общества перед бюджетом составила 59 284,32 руб.
Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной задолженности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 44 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 3 настоящей статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Последующая процедура принудительного взыскания задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в соответствии со статьями 46-47 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 69, пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
До 01.01.2006 такое решение могло быть вынесено инспекцией после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считалось недействительным и исполнению не подлежало. В этом случае налоговый орган также бал вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся суммы налога (пени, штрафа) (Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ).
Взыскание налога за счет имущества может быть произведено при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С 01.01.2007 по 01.09.2010 включительно срок для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя был установлен продолжительностью 1 год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
При этом налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона (пункт 12 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
В период с 17.08.1999 по 31.12.2006 пункт 1 статьи 115 Кодекса действовал в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ, согласно которому налоговые органы могли обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Возможности восстановления срока подачи указанного искового заявления статья 115 НК РФ не предусматривала.
Таким образом, процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования, принятия решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и направления инкассовых поручений банку, заканчивается решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направлением постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу-исполнителю.
При этом для каждого этапа Кодексом установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию. Установленный порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Из отзыва Инспекции следует, что задолженность за учреждением образовалась следующим образом:
- по штрафу за нарушение законодательства о применении ККТ в сумме 58 510,32 руб., дата возникновения до 01.01.2003;
- по штрафу за нарушение налогового законодательства по виду платежа АктШ в сумме 774 руб., дата возникновения 03.02.2003.
Ответчик пояснил, что информации по данным о взыскании вышеуказанных сумм задолженности не имеется. Документы, подтверждающие задолженность в инспекции отсутствуют в связи с истечением сроков хранения данных документов.
Анализ задолженности в сумме 59 284,32 руб., числящейся по лицевому счету налогоплательщика и включенной в акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.10.2015 № 8428, позволяет заключить, что возможность ее взыскания инспекцией утрачена, а обязанность по ее уплате должна быть прекращена, в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие данную задолженность, ответчиком не представлены доказательства соблюдения сроков и процедуры взыскания, установленных статьями 69, 70, 46, 47, 115 НК РФ.
На основании изложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований ФКУ «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» налоговому органу следует исключить задолженность по налогам, пени и штрафам в общей сумме 59 284 руб. 32 коп. из лицевого счета учреждения.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате заявителем государственной пошлины, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать задолженность Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 59 284 руб. 32 коп. безнадежной ко взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми исключить задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 59 284 руб. 32 коп. из лицевого счета Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми».
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми в пользу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья С.С. Паниотов