ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
19 ноября 2019 года Дело № А29-13761/2019
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2019 года, полный текст решения изготовлен 19 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуляевой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональная служба взыскания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении к административной ответственности,
потерпевший: ФИО1,
при участии:
от административного органа: не явились,
от ответчика: не явились,
от потерпевшего: ФИО1,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее – УФССП России по Республике Коми, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Региональная служба взыскания» (далее – ООО «РСВ», Общество, ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 21.10.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 19.11.2019, к участию в деле в качестве потерпевшего привлечена ФИО1 (далее – ФИО1).
Ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил.
От потерпевшей в материалы дела поступила письменная позиция от 15.11.2019, в которой поддерживает доводы УФССП России по Республике Коми.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей административного органа и ответчика.
Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав потерпевшего, суд установил следующее.
В УФССП России по Республике Коми 06.06.2019 поступило обращение ФИО1 о нарушении ООО «РСВ» требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 230-ФЗ).
По результатам проведения на основании приказа УФССП России по Республике Коми от 09.08.2019 № 418 внеплановой проверки установлены нарушения пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 6 Закона № 230-ФЗ, 30.08.2019 составлен акт проверки.
Усмотрев в действиях ООО «РСВ» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо составило протокол об административном правонарушении от 19.09.2019 № 25/19/11000-АП.
Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.57 КоАП РФ рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 14.57 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, является юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Судом установлено, что ООО «Региональная служба взыскания» включено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (регистрационный номер записи №26/17/77000-КЛ от 16.03.2017).
Законом 230-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов физических лиц установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя, в том числе телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
Правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия, как с должником, так и с любыми третьими лицами (часть 9 статьи 4 Закона № 230-ФЗ).
В силу части 5 статьи 4 Закона № 230-ФЗ направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; 2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе, согласие должника
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1 статьи 6 Закона № 230-ФЗ).
В силу части 2 статьи 6 Закона № 230-ФЗ не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц (пункт 4); введением должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства (подпункт «а» пункта 5); передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования (подпункт «б» пункта 5); принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления (подпункт «в» пункта 5); любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом (пункт 6).
ООО «РСВ» с 09.12.2018 осуществляло взаимодействие с ФИО1 в рамках совершений действий, направленных на возврат задолженности по договору об оказании услуг связи от 22.05.2016 № 600885523, заключенному между ФИО1 и ПАО «ВымпелКом». Компания СВЕА ЭКОНОМИ САЙПРУС ЛИМИТЕД согласно агентскому договору от 27.04.2018 уполномочила ООО «РСВ» на взыскание задолженности.
Согласно объяснениям от 10.06.2019 потерпевшая в 2016 году в г. Кирове оформила у оператора сотовой связи ПАО «ВымпелКом» сим-карту с абонентским номером <***>, в конце 2016 года через личный кабинет отказалась от услуг связи, о наличии задолженности по договору услуг связи перед ПАО «ВымпелКом» узнала 09.12.2018 при получении почтового отправления от ООО «РСВ» по месту жительства, направила претензию в адрес ООО «РСВ» о разъяснении правомерности и обоснования размера задолженности, а также заявление от 24.05.2019 в адрес ПАО «ВымпелКом» о предоставлении документов: договора от 22.05.2016 № 600885523, письменного согласия на передачу персональных данных третьим лицам, детализации звонков.
ООО «РСВ» по месту жительства ФИО1 направлены уведомительные письма от 23.01.2019; с предложением срока оплаты – 27.12.2018 с суммой 2 519,51 руб., с реквизитами по оплате; предупреждением об аресте имущества с указанием на прекращение взыскания в случае оплаты 2 551,86 руб. до 25.04.2019 с приложением пустого бланка исполнительного листа; сообщением, что имущество может быть арестовано, с указанием суммы оплаты 2 551,86 руб. до 30.05.2019, с анкетой о перечне имущества, находящего в собственности; сообщением о принятии мер к взысканию задолженности в принудительном порядке, инициировании уголовного разбирательства в отношении должника; к предупреждению приложена форма исполнительного листа серия АС №0000056493 от 25.03.2019, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара по делу 80098254063-РСВ-36/2 о взыскании с ФИО1 в пользу СВЕА ЭКОНОМИ САЙПРУС ЛИМИТЕД 2 551,86 руб.
Таким образом, ООО «РСВ» направляя указанные письма оказывало психологическое давление на потерпевшую, вводило в заблуждение относительно возможностей принудительного взыскания задолженности, высказывало угрозы о возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.
В то же время о мерах принудительного исполнения, которые могут быть приняты в рамках исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель предупреждает должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства (ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее – Закон № 229-ФЗ). Иные лица указанными полномочиями не наделены.
Также согласно статье 65 Закона № 229-ФЗ по исполнительным документам судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, однако ООО «РСВ» в своих уведомительных письмам указывает на возможность проведения розыска должника, его имущества, учитывая, что задолженность не превышает 10 000 руб. (2 551,86 руб.).
В ходе проведенной проверки, административным органом установлено, что ФИО1 не являлась стороной исполнительного производства, исполнительные листы Эжвинским районным судом г. Сыктывкара по делу 80098254063-РСВ-36/2 не выдавались.
Материалами дела, в том числе заявлением от 21.05.2019 и объяснением от 10.06.2019 ФИО1, актом проверки юридического лица от 30.08.2019, протоколом об административном правонарушении от 19.09.2019 № 25/19/11000-АП, подтверждается факт нарушения ООО «РСВ» требований вышеизложенных положений действующего законодательства.
Таким образом, при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности ООО «РСВ» нарушены права ФИО1 как потребителя, которая при приобретении услуги вправе рассчитывать на соблюдение кредитором или уполномоченных им лиц требований законодательства при возникновении просроченной задолженности.
Установив, что Общество допустило нарушение требований, установленных пунктами части 2 статьи 6 Закона № 230-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «РСВ» события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности Общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения ответчиком требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 Постановления № 10 разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения судом, не истек.
На основании изложенного, требование УФССП России по Республике Коми о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.57 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно разъяснениям пункта 19.1 Постановления № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
На момент совершения данного правонарушения (письма направлялись в период с декабря 2018 года по апрель 2019 года) Общество было подвергнуто административному наказанию по части 2 статьи 14.57 КоАП РФ, что подтверждается постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу № А71-16277/2018.
В связи с этим суд признает в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Смягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, что Обществом вмененное ему правонарушение совершено не впервые и ранее ответчик привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд считает возможным назначить наказание, предусмотренное частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Согласно положениям части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.
При этом сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (часть 3 статьи 32.2 КоАП РФ).
Арбитражный суд считает правильным разъяснить положения части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, согласно которым при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Коми (УФССП России по Республике Коми); БИК: 048702001 в Отделении – НБ Республики Коми г. Сыктывкар; ИНН/КПП: <***>/110101001; р/с <***>; л/с <***>; ОКТМО: 87701000; КБК: 32211617000016017140 судебные штрафы; УИН: 32211000190000025011.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Региональная служба взыскания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 127055, <...>, эт. 2 пом. I комн. 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.08.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья П.Н. Басманов