ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
10 августа 2022 года Дело № А29-13901/2021
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2022 года, полный текст решения изготовлен 10 августа 2022 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Смагиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевой Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» в лице филиала в Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Коми энергосбытовая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Артик Групп» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>),
о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления,
при участии:
от истца: ФИО2 – по доверенности № 44-22 от 07.07.2022 (до перерыва),
установил:
Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» в лице филиала в Республике Коми (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута» в лице КУМИ администрации МО ГО «Воркута», ответчик), к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута» в лице Администрации МО ГО «Воркута», ответчик 2) о взыскании 18 057 304 руб. 10 коп. стоимости объема бездоговорного потребления.
Истец в исковом заявлении ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, акционерное общество «Коми энергосбытовая компания».
КУМИ администрации МО ГО «Воркута» в отзыве от 10.09.2021 указал, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил исключить акт от 24.02.2021 № ВЭС -15007 о неучтенном потреблении электроэнергии юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица из числа доказательств по делу, отказать в удовлетворении исковых требований.
Определением от 22.11.2021 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Коми энергосбытовая компания».
Администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на исковое заявление от 09.12.2021 указала, что КУМИ администрации МО ГО «Воркута» является получателем и главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов, направленных на обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «Воркута», надлежащим ответчиком относительно исковых требований истца о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии.
Третье лицо в отзыве на исковое заявление от 09.12.2021 указало, что с 15.05.2020 по 24.02.2021 договор энергоснабжения с ответчиками и иными лицами не заключался, объем безучетного потребления определенный истцом в размере 2 428 326 кВтч, ответчикам не предъявлялся и не взыскивался в судебном порядке, полагал, что в случае установления факта бездоговорного потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: <...>, исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец в письме от 13.12.2021 указал, что по состоянию на 09.12.2021 отзывы на исковое заявление от ответчиков и третьего лица не поступали, сумма долга ни одним из ответчиков в добровольном порядке не оплачена.
Истец в письме от 16.12.2021 просил приобщить к материалам дела видеозапись событий 24.02.2021, зафиксированных истцом во время выявления бездоговорного потребления в помещениях с наименованием «Крытая автостоянка», находящихся в здании по адресу: <...>.
Ответчик в ходатайстве от 24.01.2022 просил прекратить производство по делу в связи с нарушением пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, указал, что подтверждается заключением заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по г. Воркуте.
Истец в возражениях на отзыв ответчика от 24.01.2022 указал, что доводы КУМИ администрации МОГО «Воркута», изложенные в отзыве на исковое заявление, подлежат отклонению, настаивал на удовлетворении, заявленных требований в полном объеме.
КУМИ администрации МОГО «Воркута» в отзыве на возражение от 31.01.2022 заявил возражения относительно расчета бездоговорного потребления электрической энергии, просил прекратить производство по настоящему делу.
Истец в возражениях от 31.01.2022 указал, что ходатайства о прекращении производства по делу, считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просил отказать ответчикам в удовлетворении, заявленных ими ходатайств в полном объеме.
Истец в пояснениях от 17.02.2022 указал, что с доводами ответчика не согласен, настаивал на ранее заявленных требованиях в полном объеме.
МОГО «Воркута» в лице администрации МОГО «Воркута» в ответе на определение от 08.04.2022 указало, что истцом неверно произведен расчет потребляемой энергии, просил обязать истца предоставить суду показания приборов учета, которые были на момент составления акта о бездоговорном потреблении электроэнергии с расчетом согласно данным показаниям.
Определением Арбитражного суда Республики Коми привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Артик Групп».
Ответчик в ответе на определение от 24.05.2022 указал, что отзыв от истца не поступал, в связи с чем предоставить возражения не представляется возможным, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец в пояснении к отзыву от 24.05.2022 настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Истец в пояснениях от 21.06.2022 указал, что совершение истцом действий по ограничению режима энергопотребления противоречило бы нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетике и нарушало бы право субабонентов, указал об отсутствии обязанности по направлению акта инструментальной проверки от 15.05.2019, отсутствие в акте данных, о которых заявляет ответчик не отменяет установленных обстоятельств.
КУМИ администрации МОГО «Воркута» в ответе на определение от 04.07.2022 указал, что истец намеренно не снимал показания имеющегося прибора учета, в актах выявления бездоговорного потребления электроэнергии не указан способ и место осуществления бездоговорного потребления, идентифицирующие данные.
Истец в пояснениях указал, что с доводами ответчика не согласен, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Истец в пояснениях от 07.07.2022 указал, что при расчете стоимости объема бездоговорного потребления применена величина тарифа в рублях без учета НДС 6,19676 за 1 кВтч.
КУМИ администрации МОГО «Воркута» в дополнительных пояснениях от 12.07.2022 указал, что в период с 15.10.2017 по 24.02.2021 истцом не приняты меры, предусмотренные п.26 Основных положений № 442, уведомлений в адрес ответчиков о необходимости заключить договор энергоснабжения в связи с прекращением договора энергоснабжения ООО «Севертранс» не поступало, уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии истцом не направлялось, факт бездоговорного потребления выявлен 24.02.2021, 13.05.2021 осуществлено технологическое присоединение ООО «СМУ-1», в соответствии с п. 178 Основных положений № 442 по факту выявленного безучетного потребления расчетный прибор учета признается вышедшим из строя, однако прибор учета не был признан вышедшем из строя, а спустя два месяца был заключен договор энергоснабжения с ООО «СМУ-1», где показания учитываются по прибору учета с заводским номером 69073759, действующим законодательством повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, не предусмотрено, считает, что факт бездоговорного потребления электроэнергии истцом не доказан, фактически основан на составленном с нарушением требований Основных положений № 442 акте о бездоговорном потреблении, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Истец в пояснениях от 01.08.2022 указал, что истцом заявлено требование о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии, следовательно, факт целостности и сохранности прибора учета, иные его технические характеристики правового значения не имеют, головной прибор учета не являлся расчетным с 15.10.2017 до 29.07.2021, соответственно, в силу пункта 170 Основных положений проведения ежегодных проверок головного прибора учета с фиксацией показаний в период с 15.10.2017 по 29.07.2021 не требовалось, доказательств, опровергающих факт потребления электроэнергии в отсутствие договора энергоснабжения, ответчиком в дело не представлено.
Истец в возражениях на дополнительные пояснения от 01.08.2022 указал, что договор энергоснабжения 01.09.2011 № 119, заключенный в отношении спорного объекта между АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «Севертранс» расторгнут только 15.10.2017, на что прямо указано в пункте 1 соглашения от 18.12.2017 к договору энергоснабжения 01.09.2011 № 119, соответственно, до указанной даты потребление электроэнергии на объекте осуществлялось в рамках указанного договора энергоснабжения, оснований считать такое потребление бездоговорным не имеется, спорные правоотношения между истцом и ответчиком не подпадают под действие норм, обязывающих истца направлять владельцу энергопринимающих устройств уведомления об отсутствии у энергосбытовой организации права распоряжения электроэнергией в соответствующих точках поставки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ответчики и третьи лица явку представителей в суд не обеспечили.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 04.08.2022, после окончания которого судебное разбирательство по делу продолжено в отсутствии представителей участвующих в деле лиц.
В силу статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
Между истцом и ООО «Севертранс» (далее - потребитель) подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) № 50-561/213 от 26.07.2020 (л.д. 25-26, т. 1). Из указанного акта следует, что на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада» находится КТП-59, запитанная от ПС-Городская (пункт 2), на балансе потребителя - КЛ-0,4 кВ, запитанная от КТП-59, (пункт 3), границы балансовой принадлежности между сторонами установлены в РУ-0,4 кВ КТП-59, прис. 1 на кабельных наконечниках кабеля потребителя (приложение № 1 к акту), расчетный прибор учета расположен в КТП-59 (приложение № 2 к акту).
01.09.2011 между ОАО «Коми энергосбытовая компания» (далее - гарантирующий поставщик) и ООО «Севертранс» заключен договор энергоснабжения (электрическая энергия) № 119 (далее – договор), на основании которого осуществлялось снабжение электроэнергией объектов ООО «Севертранс», в том числе объекта, расположенного по адресу: <...> (далее – спорный объект), учет электроэнергии на спорном объекте обеспечивался прибором учета класса точности 1 тип Ф687008 заводской номер 69073759 (л.д. 27-41, т. 1).
Из пояснений истца следует, что указанный прибор учета является головным, поскольку обеспечивает учет электроэнергии, потребленной ООО «Севертранс», субабонентами, энергоснабжение которых осуществлялось от КТП-59.
На основании заявки ООО «Севертранс» от 04.10.2017 № 447 спорный объект исключен из договора энергоснабжения, о чем между гарантирующим поставщиком и потребителем подписано соглашение от 18.12.2017 № б/н к указанному договору, основанием для расторжения договора в части энергоснабжения спорного объекта стала смена арендатора (л.д. 38, 39, т. 1).
12.10.2017 истцом получено уведомление о том, что с 24 час. 00 мин. 15.10.2017 потребление электроэнергии на данном объекте будет являться бездоговорным исх. от 06.10.2017 № 201/7455. Истцом в адрес ответчика направлено письмо от 18.02.2021 № МР2/5-50/561-425-20-3/442, которым запрашивались сведения об арендаторе, занимающем спорный объект после освобождения его ООО «Севертранс», предлагалось направить представителей Комитета для совместного обследования спорного объекта 24.02.2021 в 10:00 (л.д. 43, т. 1).
24.02.2021 истцом в ходе проверки по адресу: г. Воркута, б. Пищевиков, 4Б выявлен факт осуществления бездоговорного потребления электроэнергии на спорном объекте, о чем составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица от 24.02.2021 № ВЭС-15007 (далее – акт от 24.02.2021, л.д. 20-21, т. 1), с указанием способа осуществления бездоговорного потребления «пользование электрической энергией в отсутствие заключенного договора энергоснабжения».
Сетевой организацией направлены в адрес ответчиков сопроводительные письма от 21.04.2021 № МР2/5-50/152-19-3/1080, № МР2/5-50/152-19-3/1079, акт от 24.02.2021 и счета на оплату стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 18 057 304 руб. 10 коп. с требованием оплатить указанную сумму в течение 10 календарных дней с момента получения. Письма получены адресатами 22.04.2021, требования об оплате оставлены без исполнения.
Также в адрес ОМВД России по г. Воркуте подано заявление о хищении электроэнергии по адресу г. Воркута, бул. Пищевиков, 4Б (от 21.04.2021 № МР2/5-50/118-06/1071).
Согласно расчету истца из полученного объема 2 506 108 кВтч исключены объемы электроэнергии, предъявленные за указанный период субабонентам (77 782 кВтч).
Расчет итогового объема бездоговорного потребления, подлежащего взысканию с ответчиков, изложен в приложении к акту от 24.02.2021.
Итоговый объем выявленного бездоговорного потребления составил 2 428 326 кВтч на сумму 18 057 304 руб. 10 коп., что следует из акта от 24.02.2021 и справки-расчета ущерба за период с 15.05.2020 по 24.02.2021 (л.д. 20-21, т. 1).
В письме на совместный осмотр спорного объекта от 18.02.2021 ПАО «МРСК Северо-Запада» указывало, что планируется осмотр помещений объекта «Крытой автостоянки», которые ранее занимало ООО «Севертранс». Предыдущая проверка спорного объекта проводилась истцом 15.05.2019, о чем составлен акт инструментальной проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 15.05.2019 № 19Г-б/н.
В ответ на вышеуказанные письма от 21.04.2021 и претензии от 19.05.2021 ответчиком представлены ответы от 21.05.2021 № 4403, 15.06.2021 № 5019, согласно которым ответчик пояснил, что в акте от 24.02.2021 отсутствует кадастровый номер спорного объекта, в связи с чем, по мнению ответчика, можно поставить под сомнение правильность предъявления данного акта к распорядителю муниципальным имуществом (л.д. 44-45, 50-57, т. 1).
Не исполнение требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
По смыслу положений статьи 539 ГК РФ признание лица абонентом по договору энергоснабжения связано с наличием у него энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования. В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), устанавливающим правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в статье 37 определено, что на розничном рынке отношения между поставщиками электрической энергии (энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками) и покупателями электрической энергии регулируются на основании договора.
Приведенные нормы действующего законодательства предусматривают возникновение права у потребителя электрической энергии на потребление электрической энергии, в том числе право на осуществление расчетов за объемы потребленной электрической энергии по показаниям приборов учета электрической энергии, в случае заключения им договора электроснабжения и не предоставляют потребителю электрической энергии право бездоговорного потребления электрической энергии.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении бездоговорного либо безучетного потребления электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442).
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Основных положений № 442 бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений № 442 потребителем электроэнергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых или производственных нужд.
Согласно пункту 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
Под бездоговорным потреблением понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей (пункт 2 Основных положений № 442).
Согласно пункту 169 Основных положений № 442 сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии. По требованию потребителя или производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках может быть проведена проверка соблюдения сетевой организацией требований настоящего документа, определяющих порядок учета передаваемой электрической энергии, в отношении точек поставки соответствующего потребителя (производителя). Гарантирующие поставщики, осуществляющие поставку электрической энергии (мощности) в многоквартирный дом, и (или) сетевые организации вправе провести проверку в отношении надлежащего технологического присоединения строений, зданий и (или) сооружений, расположенных на земельном участке многоквартирного дома или граничащих с ним земельных участках, к электрическим сетям, в том числе к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, с привлечением лиц, отвечающих за содержание указанных сетей, в целях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 178 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля); объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
В случае если при безучетном потреблении было выявлено использование потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанную в документах о технологическом присоединении, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться также следующие данные: величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанная в документах о технологическом присоединении; фактическая мощность энергопринимающих устройств, используемая потребителем; способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в документах о технологическом присоединении; действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (при наличии таких данных).
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии; дата введения полного ограничения режима потребления; номера, место установки и показания приборов учета на дату и время введения полного ограничения режима потребления или дату и время предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии (если снятие таких показаний осуществлялось); номера, место установки и показания приборов учета на дату и время составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (если снятие таких показаний осуществляется); дата предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии; данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, - любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пункта 189 Основных положений № 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год. При этом: период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии; период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в период введенного полного ограничения потребления электрической энергии, определяется с даты предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии или с даты составления предыдущего акта о неучтенном потреблении (в зависимости от того, какая из них наступила позднее) до даты выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Если проверка введенного ограничения ранее не проводилась и составление акта о неучтенном потреблении не осуществлялось, период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в период введенного полного ограничения потребления электрической энергии, определяется с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в направленном инициатором ограничения режима потребления исполнителю (субисполнителю) уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления (даты, следующей за датой получения (субисполнителем) от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления), до даты выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление электрической энергии, способом, позволяющим подтвердить факт его получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 177 настоящего документа, или в течение 2 рабочих дней со дня определения в порядке, установленном настоящим документом, цены бездоговорного потребления электрической энергии.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление электрической энергии, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии.
Иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии составляет акт о неучтенном потреблении электрической энергии и осуществляет расчет и взыскание стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим документом для сетевой организации.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Согласно представленному в материалы дела фотоматериалу (л.д. 47-49, т. 1) показания счетчика № 69073759 по состоянию на 24.02.2021 составляют 60 239,94 кВт/ч.
Ответчик в отзыве указал, что объекты недвижимого имущества (нежилые помещения), расположенные в здании по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: 11:16:1706007:210, 11:16:1706007:2101, 11:16:1706007:209, 11:16:1706007:207, 11:16:1706007:208, 11:16:17060007:211 согласно выпискам Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, являются собственностью муниципального образования городского округа «Воркута» и входят в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута», факт отсутствия в акте бездоговорного потребления кадастрового номера объекта, поставит под сомнение правильность предъявления требований на основании данного акта к Комитету как распорядителю муниципального имущества.
Довод Комитета о том, что истцом не соблюден порядок составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица от 24.02.2021 № ВЭС-15007, составленного в отношении помещений по адресу: г. Воркута, бул. Пищевиков, 4Б суд отклоняет на основании следующего.
Порядок составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии (безучетном и бездоговорном) регламентирован Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения). Действия истца по составлению спорного акта соответствуют нормам пункта 178 Основных положений, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, письмом от 18.02.2021 № МР2/5-50/561-425-20-3/442 (л.д. 43, т. 1).
О предстоящем совместном обследовании спорного объекта и расположенных в нём энергопринимающих устройствах и кабельных линий истцом сообщено ответчику письмом от 18.02.2021 № МР2/5-50/561-425-20-3/442, письмо получено ответчиком, о чем свидетельствует отчет об отправке по электронной почте с отметкой «прочтено 18.02.2021».
Вместе с тем отсутствие потребителя при составлении акта бездоговорного потребления не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
Нормы Основных положений обязывают истца в случае, если акт составляется в месте выявления бездоговорного потребления электроэнергии в отсутствие лица, допустившего такое потребление, составлять акт с использованием средств фотосьёмки и (или) видеосъёмки. При составлении спорного акта истцом производилась фото- и видеофиксация.
Актом инструментальной проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 15.05.2019 (л.д. 22, т. 1) совершена поверка трансформатора тока по счетчику № 69073759.
Доводы ответчика, что акт бездоговорного потребления по адресу: <...> составлен с нарушениями, в нем не отражены сведения, по которым возможно идентифицировать объект, по указанному адресу имеется несколько объектов, которые принадлежат в том числе иным лицам, акт не содержит информации об участии потребителя, отсутствует отказ потребителя о присутствии при составлении акта, в акте имеется указание на то, что Комитетом допущено бездоговорное потребление электроэнергии путем/способом пользования электрической энергией в отсутствие заключенного надлежащим образом договора энергоснабжения, не соблюдая нормативные требования, предусмотренные Основными положениями, сотрудники сетевой организации не составили 15.05.2019 и 15.05.2020 акт с фиксацией в нем выявленных нарушений, суд отклоняет.
Действующим законодательством на сетевые организации не возложена обязанность указывать кадастровый номер объекта при составлении актов неучтенного (бездоговорного или безучетного) потребления электроэнергии. Соответственно, отсутствие такого номера в спорном акте не является нарушением действующего законодательства и не отменяет факта бездоговорного потребления ответчиком на спорном объекте, индивидуализирующие характеристики, позволяющие идентифицировать спорный объект, предусмотренные Основными положениями, в акте от 24.02.2021 указаны.
В материалы дела представлены технический паспорт на здание, расположенное по адресу: г. Воркута, бул. Пищевиков, 4Б, выписки из ЕГРН с указанием кадастровых номеров нежилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, в том числе выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещения с кадастровыми номерами 11:16:1706007:207, 11:16:1706007:208, 11:16:1706007:209. При сопоставлении указанных документов истец обозначил помещения, которые входят в состав спорного объекта и обратил внимание суда, что указанные помещения отражены, в выкопировке из технического паспорта, в выписках из ЕГРН, в документах, подтверждающих, что спорный объект является собственностью МО ГО «Воркута».
Относительно довода ответчика того, что истцом не введено ограничение режима энергопотребления на спорном объекте - совершение истцом действий по введению такого режима противоречило бы нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетики и нарушало бы права субабонентов.
Вопреки позиции ответчика у истца отсутствует обязанность по направлению последнему акта инструментальной проверки от 15.05.2019, поскольку предметом указанного акта являлось не бездоговорное потребление электроэнергии, а проверка счетчика технического учёта, каковым являлся прибор учета на спорном объекте. Пункт 170 Основных положений не обязывает сетевую организацию ежегодно проводить проверки счетчиков технического учёта, ответчик не являлся стороной договора энергоснабжения в период с 15.10.2017 по 29.07.2021, не предоставил истцу сведения о том, что спорный объект выбыл из владения предыдущего арендатора и принят ответчиком по акту приема-передачи.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Довод ответчика о прекращении производства по делу суд отклоняет. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса. Пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ установлено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Предметом иска, рассматриваемого в рамках настоящего дела, является взыскание стоимости объёма бездоговорного потребления электроэнергии, рассчитанного в связи с потреблением электроэнергии в отсутствие заключенного в установленном действующим законодательством порядке договора энергоснабжения, спор, возникший из гражданских правоотношений сторон, связанных с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности, сторонами спора являются юридические лица.
В силу статьи 28 АПК РФ разрешение таких споров относится к компетенции арбитражных судов. Следовательно, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ основания для прекращения производства по делу отсутствуют. Истец просит рассмотреть требования в настоящем деле.
Довод ответчика о злоупотреблении правом в порядке статьи 10 ГК РФ суд отклоняет, на основании следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам. В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд не усматривает злоупотребления правами со стороны истца, наличия умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав.
Довод о том, что по настоящему делу отсутствуют признаки бездоговорного потребления, поскольку между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения суд считает необоснованным. Истец не оказывает потребителям услуг по энергоснабжению (купли-продаже электрической энергии), не является сбытовой организацией.
Комитет в пояснениях заявляет, что все объекты в спорном периоде имели
надлежащее технологическое присоединение, технологическое присоединение
носит однократный характер, повторное присоединение энергопринимающих
устройств, которые надлежащим образом технологически присоединены, не
предусмотрено, с учетом принципа однократности технологического
присоединения в спорный период отсутствуют признаки бездоговорного
потребления, произошла смена балансодержателя с сохранением предшествующей
схемы энергоснабжения.
Перечисленные доводы не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку правомерность технологического присоединения спорного объекта к сетям истца не оспаривается. Квалифицирующими признаками бездоговорного потребления является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, о чем прямо сказано в пункте 2 Основных положений.
Из пояснений истца следует, что трансформаторы тока истцом были поверены, в связи с чем головной прибор учета электроэнергии стал пригодным к коммерческим расчетам, однако не использовался для таких расчетов, договор энергоснабжения ответчиком заключен не был. Учет электроэнергии, потребляемой ООО «Севертранс» ранее и ООО «СМУ-1», обеспечивается одним прибором учета с заводским номером 69073759.
Таким образом, при документальном подтверждении признания трансформаторов тока соответствующими метрологическим требованиям и пригодными к применению в расчетах за поставленную электрическую энергию, суд считает, что отсутствуют основания расчетного метода определения объема потребленной электрической энергии.
Довод ответчика о том, что объем потребления электроэнергии должен рассчитываться истцом по показаниям работающих приборов учета суд принимает с учетом Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021.
Истец сообщил, что последние показания счетчика зафиксированы 15.05.2019 года во время инструментальной проверки в объеме 54 010,57 кВт, на момент составления акта показания зафиксированы в объеме 60 239,94 кВт.
Объем потребленной энергии составил 373 762,2 кВт, из которых необходимо вычесть показания субабонентов в размере 77 782 кВт. Стоимость потребленного объема составит 2 200 941 руб. 92 коп.
Согласно Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021, определение законодателем подлежащей взысканию ресурсоснабжающей организацией с абонента в качестве неосновательного обогащения стоимости объема бездоговорного потребления в общей сумме, без разделения на плату за фактически полученный ресурс и на имущественную санкцию за нарушение установленных правил пользования энергии, в то же время в силу пункта 1 статьи 541 и пункта 1 статьи 544 ГК РФ не может лишать абонента права относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить фактическое потребление энергии в спорном периоде в меньшем, чем установлено Правилами № 442, объеме. В этом случае разница между стоимостью расчетного объема неучтенного потребления и стоимостью доказанного абонентом объема фактического потребления составит величину ответственности абонента за нарушение правил пользования энергией. В свою очередь, эта ответственность может быть уменьшена на основании статей 333, 404 ГК РФ.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, от имени публично-правового образования МО ГО «Воркута» в качестве представителя ответчика по делу, независимо от периода возникновения задолженности, должен выступать орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде, которым является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута»; в резолютивной части судебного акта о взыскании задолженности с публично-правового образования должно содержаться указание о взыскании за счет средств казны публично-правового образования и наименование соответствующего органа в качестве представителя публично-правового образования, обладающего необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Структура администрации МО ГО «Воркута» включает в себя отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации МО ГО «Воркута» (абз. 2 ч. 2 ст. 51 Устава). Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» (далее – Положение).
Согласно Положению, КУМИ администрации МО ГО «Воркута» является функциональным органом администрации МО ГО «Воркута», входящим в структуру администрации МО ГО «Воркута», обладает правами юридического лица, учреждено в форме муниципального казенного учреждения (п. 1.4 Положения). Финансовое обеспечение деятельности КУМИ осуществляется за счет средств бюджета МО ГО «Воркута» на основании утвержденной бюджетной сметы (п. 1.7 Положения). Согласно пунктам 2.1 и 2.4 Положения о Комитете к числу основных задач Комитета отнесены обеспечение в пределах его компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом муниципального образования, а также обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества муниципального образования.
В соответствии с Приложением № 2 к решению Совета МО ГО «Воркута» от 17 декабря 2020 года № 55 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» - ведомственной структурой расходов бюджета – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» является получателем и главным распорядителем бюджетных средств по подпрограмме «Управление муниципальным имуществом» муниципальной программы МО ГО «Воркута» «Муниципальное управление».
Муниципальная программа МО ГО «Воркута» «Муниципальное управление» утверждена 29 декабря 2020 года постановлением Администрации МО ГО «Воркута» № 1618. Данная муниципальная программа включает в себя подпрограмму «Управление муниципальным имуществом», целями которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО «Воркута», а задачами - совершенствование системы учета муниципального имущества, оптимизация имущественного комплекса МО ГО «Воркута»; обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО «Воркута»; обеспечение реализации муниципальной подпрограммы. Подпрограмма реализуется с 2021 по 2025 год. Ответственным за исполнение подпрограммы является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута». В частности, в рамках данной подпрограммы осуществляются также и полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» по содержанию жилых и нежилых помещений.
В соответствии с абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
Исходя из вышеизложенного, КУМИ администрации МО ГО «Воркута» является получателем и главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов, направленных на обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «Воркута», и, следовательно, надлежащим ответчиком относительно исковых требований истца о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии.
Учитывая, что факт, основание и размер предъявленного бездоговорного потребления электрической энергии подтверждается материалами дела, доказательств полной оплаты стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в материалы дела не представлено, требования истца о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии являются законными и обоснованным в размере 2 200 941 руб. 92 коп., обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет КУМИ администрации МО ГО «Воркута».
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО «Воркута» суд отказывает.
На основании положений статьи 110 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 13 808 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) в пользу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 2 200 941 руб. 92 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, 13 808 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В иске к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) отказать.
В остальной части иска отказать.
Выдать исполнительный лист по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Ю.В. Смагина