АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
14 июня 2018 года Дело № А29-1482/2018
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2018 года, полный текст решения изготовлен 14 июня 2018 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жешартский фанерный комбинат» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Министерство финансов Республики Коми, Управление Федерального казначейства по Республике Коми
о признании незаконным решения, оформленного письмом № 05-41/1138 от 24.01.2018 г., и об обязании устранить допущенные нарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 28.12.2015 г.;
от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 26.12.2017 г. № 02-40/66д;
от третьих лиц: не явились;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жешартский фанерный комбинат» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – Управление), оформленного письмом от 24.01.2018 г. № 05-41/1138 в части отказа в возвращении заявителю излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств (государственной пошлины) в размере 820 000 руб. и обязании устранить допущенные нарушения законных прав и интересов путем обязания ответчика возвратить заявителю излишне уплаченную государственную пошлину в размере 820 000 руб..
Общество на требованиях настаивает.
Управление возражает против удовлетворения требований, указывая на то, что при преобразовании юридического лица, которому принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, переходящие в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к вновь созданному юридическому лицу, следовательно, Общество уплатило государственную пошлину в надлежащем размере за фактически совершенные действия - регистрацию права собственности на объекты недвижимости.
Министерство финансов Республики Коми поддерживает правовую позицию Управления, считает, что Управление действовало в пределах установленных полномочий, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Управление Федерального казначейства по Республике Коми в отзыве указало на то, что в рассматриваемом случае главным администратором является Управление, соответственно, вопрос о возврате излишне государственной пошлины подлежит рассмотрению указанным лицом.
В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного разбирательства.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.
Как следует из материалов дела, 23.11.2015 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № <***> о создании Общества путем реорганизации ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» в форме преобразования.
В связи с реорганизацией 05.05.2016 г. Общество обратилось в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении следующих объектов недвижимости, право собственности на которые ранее было зарегистрировано за ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»:
1. Гараж (состоящий из помещений с 1 по 30 первого этажа и помещений с 1 по 6 второго этажа по плану БТИ), назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 1750,3 кв.м, инв. № 253, лит. А,находящийся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:251;
2.Водоочистные сооружения, назначение: нежилое, производственное (промышленное), 2-этажный, общей площадью 2562,1 кв.м, инв. № 1045, находящийся по адресу: Республика Коми, <...> с гостиницей, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:2891;
3.Нежилые помещения, назначение: нежилое, общей площадью 1466,3 кв.м, этаж 1,2,3,4, находящиеся по адресу: Республика Коми, <...>. кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:2902;
4.Нежилое здание - здание КНС-3 (состоящее из: заглубление - помещения с 1 по 3 по плану БТИ, 1 этаж - помещения с 1 по 7, 2 этаж - венткамера) общей полезной площадью 243 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт. Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:242;
5.Производственное сооружение - КОС (основное строение - литера А: помещения с 1 по 16 первого этажа и помещений с 1 по 6 второго этажа, холодная пристройка - литера а, склад хлора - литера Б: помещения с 1 по 4 по плану БТИ) обшей полезной площадью 459,4 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:295;
6.Производственное здание - здание цеха ДСП - 250 (главный корпус ДСП-250, отделение подготовки сырья ДСП, стружечное отделение ДСП, склад смол ДСП, очистка щепы ДСП) общей полезной площадью 27463,6 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:296;
7.Производственное здание - здание цеха товаров народного потребления (ширпотреб, ангар -ТНП, ТНП) общей полезной площадью 3602,5 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:285;
8.Нежилое здание - здание прирельсового склада мочевины (состоящее из: помещений 1 и 2 по плану БТИ) общей полезной площадью 687,1 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:246;
9.Производственное здание - здание цеха ДСП-70 общей полезной площадью 7506,2 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:326;
10. Производственное сооружение - примыкание железнодорожного пути протяженностью 2500 п/м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:297;
11. Производственное здание - тепловозно-вагонное депо общей полезной площадью 145,9 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт. Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:253;
12. Производственное здание - здание станции сбора конденсата (состоящее из: 1 этаж -помещения с 1 по 5 по плану БТИ, заглубление - помещение 6) общей полезной площадью 193,9 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:247;
13. Нежилое здание - обогревательный домик (инвентарный номер 10016; здание состоит из помещений с 1 по 6 по плану БТИ) общей полезной площадью 85 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601007:205;
14. Нежилое здание - обогревательный домик (инвентарный номер 10014; здание состоит из помещений 1 и 2 по плану БТИ) общей полезной площадью 8.85 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:330;
15. Нежилое здание - обогревательный домик (инвентарный номер 10013; здание состоит из помещения 1 по плану БТИ) общей полезной площадью 10,5 кв.м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:323;
16. Обогревательный домик (инвентарный номер 10015; здание состоит из помещений 1 и 2 по плану БТИ), назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 15,7 кв.м, инв. № 489, находящийся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:250;
17. Производственное сооружение - теплосети (инвентарный № 10715, состоят из стальных труб диаметром 40, 70, 89, 50, 100, 250, 159, 273, 219 и 400 мм.) протяженностью 4136 п/м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:290;
18. Производственное сооружение - теплосети (инвентарный № 10725, состоит из стальных труб диаметром 325 мм) протяженностью 1000 п/м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:325;
19. Производственное сооружение - водоснабжение технической водой (состоит из стальных труб диаметром от 100, 114 и 219 мм) протяженностью 950 п/м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:327;
20. Здание термоцеха (состоящее из помещений с 1 по 25). назначение: производственного (промышленного) назначения, 1-этажный, общей площадью 399,3 кв.м, инв. № 254, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:244;
21. Производственное сооружение - подъездные ж/д пути протяженностью 5986 п/м, находящееся по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Жешарт, Производственная зона ЖФК, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:254;
22. Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленных нужд, общей площадью 587 679 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственная зона ЖФК. Почтовый адрес ориентира: Республика Коми, Усть-Вымский район, пгт. Жешарт, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601006:1;
23. Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания производственных сооружений -подъездные ж/д пути, общей площадью 56 242 кв.м, адрес (местонахождение объекта): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир подъездные ж/д пути. Почтовый адрес ориентира: Республика Коми, Усть-Вымский район, пгт. Жешарт, кадастровый (условный) номер: 11:08:0000000:91;
24. Земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта. связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения и обслуживания производственных сооружений - подъездные ж/д пути, примыкание ж/д пути, общей площадью 141 054 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Республика Коми, Усть-Вымский район, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, кадастровый (условный) номер: 11:08:0101001:2759;
25. Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, площадью 28551 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Республика Коми, Усть-Вымский район, пгт. Жешарт, ул. Гагарина, д.1, на земельном участке расположено здание-склад, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601007:4;
26. Квартира, назначение: жилое, общая площадь 29,4 кв.м, этаж 5, находящаяся по адресу: Республика Коми, <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:1064;
27. Квартира, назначение: жилое, общая площадь 43,4 кв.м, этаж 4, находящаяся по адресу: Республика Коми, <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:1141;
28. Жилое помещение / 5 этаж - двухкомнатная квартира общей полезной площадью 51 кв.м, в т.ч. жилой - 28,3 кв.м, находящаяся по адресу: Республика Коми, <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601003:1027;
29. Двухкомнатная квартира, назначение: жилое, общей площадью 47,8 кв.м, этаж 5, находящаяся по адресу: Республика Коми, <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:723;
30. Трехкомнатная квартира, назначение: жилое, обшей площадью 65,2 кв.м, этаж 3, находящаяся по адресу: Республика Коми. <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601003:1010;
31. Квартира, назначение: жилое, общей площадью 61,9 кв.м, этаж 2, находящаяся по адресу: Республика Коми, <...>, кадастровый (условный) номер: 11:08:0601004:717;
32. Часть помещения гаражного бокса № 6а в здании мастерской (литер М), назначение: нежилое, общей площадью 60 кв.м, этаж 1, находящееся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0105002:433;
33. Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания мастерских с гаражом, площадью 1316 кв.м, находящийся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0105002:1065;
34. Помещение N°. 2а (литер АХИ), назначение: нежилое, общей площадью 23,5 кв.м, этаж 1, находящееся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0106048:276;
35. Помещение № 4, назначение: нежилое, общей площадью 32,9 кв.м, этаж 1, находящееся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0106048:278;
36.Нежилые помещения (по плану №№ 24.31) Лит.А-ХШ, назначение: нежилое, общей площадью 47,8 кв.м, этаж 1. находящиеся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0106048:277;
37. Нежилые помещения, назначение: нежилое, общей площадью 661 кв.м, этаж 1,2, номера на поэтажном плане A-VI (1 эт.-№№2-3,7-15,17-23,27-29,32-47; 2эт.-№№42-43,51-54.59), находящиеся по адресу: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0106048:275;
38. Нежилые помещения (по плану БТИ помещения №№ 9,10,11,12,27,28,29,44,45,55,56,57,58) (литер A-V), назначение: нежилое, общая площадь 272,9 кв.м., этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:05:0106048:279;
39. Объект незавершенного строительства - здание гаража, назначение: производственного (промышленного) назначения, общей площадью 110,3 кв.м, степень готовности 77,5%, находящийся по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:10:1801001:138;
40. Незавершенный строительством жилой дом, назначение: жилое; 1-этажный, общей площадью 54,6 кв.м, степень готовности: 90,6%, инв. № 59, лит. А, находящийся по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:10:1801001:141;
41. Объект незавершенного строительства - здание склада, назначение: производственного (промышленного) назначения, 1-этажный, общей площадью 27,4 кв.м, степень готовности 92%, инв. N° 59, лит. БЗ, находящийся по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, <...>; кадастровый (условный) номер: 11:10:1801001:140.
Для проведения указанных регистрационных действий Общество уплатило государственную пошлину в размере 22 000 рублей в отношении каждого объекта недвижимости (всего 902 000 рублей; платежные поручения от 27.01.2016 г. №№ 16-37, чеки-ордера от 29.04.2016 г. №№ 13-19, чеки-ордера от 05.05.2016 г. №№ 13-16, 18-22, 24-26).
Посчитав, что за внесение изменений в ЕГРП в части сведений о поименованных выше объектах недвижимого имущества и выдачу свидетельств о государственной регистрации права надлежало уплатить по 2000 руб. за каждый объект, Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.12.2017 г. о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 820 000 руб..
Управление в письме от 24.01.2018 г. № 05-41/1138 отказало в возврате государственной пошлины, сославшись на то, что Общество обязано было уплатить государственную пошлину в размере 22 000 рублей за каждый объект недвижимого имущества в силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество не согласилось с решением Управления об отказе в возврате государственной пошлины, изложенным в письме от 24.01.2018 г. № 05-41/1138, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные требвоания подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно статье 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 122-ФЗ и подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, взимается государственная пошлина в размере для организаций 22 000 рублей.
Документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами (пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ).
В подпункте 33 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ; данная норма утратила силу с 01.01.2017 г.) установлено, что за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) государственная пошлина уплачивалась организациями в размере 1000 рублей.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).
Как указано в пункте 5 статьи 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержится разъяснение о том, что законом может быть установлено, что принадлежащее правопредшественнику заявителя право на недвижимое имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 г. № 1995/11 в силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 129 ГК РФ) правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, относится к числу универсальных. Это означает, в частности, что к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются участниками гражданско-правовых отношений, а также те, которые на момент реорганизации не были выявлены. Таким образом, в соответствии с прямым указанием закона при преобразовании юридического лица происходит универсальное правопреемство, в силу которого к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и право собственности на объекты недвижимости.
Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, выводы апелляционного суда об отсутствии необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество от реорганизуемого лица к преобразованному лицу соответствуют законодательству, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2016 г. по делу № 310-КГ16-1802 и в пункте 12 Обзора практики N 3 (2016), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 г..
В статье 21.1 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя (правообладателей).
Суды установили, что обращение Общества в мае 2016 г. в Управление было обусловлено именно изменением организационно-правовой формы юридического лица и необходимостью внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРП. К заявлениям Общества приложены документы, из которых следовало, что изначально право собственности на объекты недвижимости было зарегистрировано за ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», в отношении которого учредителем принято решение о преобразовании.
Таким образом, в данном случае у Управления отсутствовали правовые основания для осуществления действий по государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество в отношении спорных объектов недвижимости, несмотря на наличие соответствующего волеизъявления Общества.
Ссылки Управления на письмо Росреестра от 23.01.2015 г. № 14-исх/00683-ГЕ/15, а также письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.04.2015 г. № 03-05-05-03/18358, от 05.05.2016 г. № 03-05-05-03/25954, от 19.08.2016 г. № 03-11-03/2/48777, от 11.10.2016 г. № 03-05-05-03/59071 судом не принимаются, поскольку данные письма не относятся к нормативно-правовым актам, применяемым судами при рассмотрении арбитражных дел.
В силу пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Судом установлено и Управлением не отрицается, что при обращении Общества с заявлением в Управление им были выполнены требования действующего налогового законодательства об уплате государственной пошлины в размере 22 000 рублей за каждое юридически значимое действие, связанное с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, суд считает правомерными доводы Общества о необходимости возврата излишне уплаченной им суммы государственной пошлины.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемое решение Управления, изложенное в письме от 24.01.2018 г. № 05-41/1138 подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление, однако распределению не подлежат, поскольку Обществу предоставлялась отсрочка по ее уплате.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, изложенное в письме от 24.01.2018 г. № 05-41/1138 в части отказа возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Жешартский фанерный комбинат» 820 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Жешартский фанерный комбинат» 820 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Д.А. Тарасов