ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1514/2022 от 18.05.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

25 мая 2022 года                    Дело № А29-1514/2022

Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года , полный текст решения изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Тарасова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Матвеевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), общества с ограниченной ответственностью «Вологодские земельные ресурсы» (ИНН:<***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным решения,

при участии в заседании:

от заявителя: Егерь Н.К. – по доверенности от 20.12.2021,

от Министерства: ФИО1 – по доверенности от 12.07.2021;

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, в котором просит:

1. Признать недействительным решение администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Администрация, ответчик), выраженное в письме от 15.11.2021 № 01-32-7520, в части отказа в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:20:0101001:40 в целях эксплуатации ВЛ-10 кВ яч. 1 ПС «Кедва» - п. Койю».

2. Устранить  допущенные   нарушения   прав   и   законных   интересов   ПАО«Россети Северо-Запад» путем обязания Администрации вынести решение об установлении публичного сервитута на основании заявления ПАО «Россети Северо-Запад» от 29.10.2021 № 1516 в отношении вышеуказанного земельного участка.

Определением суда от 17.02.2022 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью «Вологодские земельные ресурсы» (далее, соответственно, Министерство, ООО  «Вологодские земельные ресурсы», третьи лица).

Ответчик в отзыве от 15.03.2022 на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а Администрация не уполномочена на установление публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда.

Министерство поддерживает позицию Администрации, также указывая, что ответчик не уполномочен на установление публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда (подробно доводы изложены в отзыве от 31.03.2022). Кроме того, Министерство просит рассмотреть заявление без участия своего представителя.

ООО  «Вологодские земельные ресурсы» полагает, что требования подлежат удовлетворению (доводы изложены в отзыве от 14.03.2022), а также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд считает возможным рассмотреть заявление по существу без участия ответчика и ООО  «Вологодские земельные ресурсы».

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства возражал относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 29.10.2021 ПАО«Россети Северо-Запад» обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 11:20:0101001:40 с целью эксплуатации объекта электросетевого хозяйства  ВЛ-10 кВ яч. 1 ПС «Кедва» - п. Койю», принадлежащего Обществу на праве собственности (л.д. 15-16).

В ответ на ходатайство Администрация письмом от 15.11.2021 № 01-32-7520 в адрес Общества направлено решение об отказе в установлении публичного сервитута (л.д. 33).

Из текста письма следовало, что причиной отказа является то, что у Администрации отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков лесного фонда.

Общество, полагая, что отказ ответчика является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Статьей 39.37 ЗК РФ предусмотрено, что в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: в частности размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

В силу статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 7 и статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации и находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Судом установлено и следует из материалов дела, что испрашиваемый сервитут проходит в границах земельного участка с кадастровым номером 11:20:0101001:40, который согласно выписке из ЕГРН относится к категории земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация (л.д. 155-156).

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ).

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов определен статьей 45 ЛК РФ и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223.

В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно части 3 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 3 указанной статьи установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

Учитывая вышеизложенное, основания и порядок установления публичного сервитута в отношении лесных участков определяются ЗК РФ, а полномочия по их установлению, предусмотренные ст. 39.38 ЗК РФ определены пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

При установлении публичного сервитута в отношении лесных участков на землях лесного фонда согласно статьям 26, 88 ЛК РФ у обладателя публичного сервитута возникает обязанность по составлению проекта освоения лесов, который должен пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение, подаче лесной декларации.

Следовательно, ответчиком сделан верный вывод о том, что основания и порядок установления публичного сервитута в отношении лесных участков определяются ЗК РФ, а полномочия по их установлению, предусмотренные статьей 39.38 ЗК РФ определены пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Закон Республики Коми от 27.12.2006 № 136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» определяет полномочия органов государственной власти Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми.

Частью 2 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что полномочия Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.

Подпунктом 19 пункта 10.15  Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, закреплены полномочия Министерства в области лесных отношений по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон, по правилам статьи 71 АПК РФ арбитражный суд приходит к выводу о том, что ответчик не наделен полномочиями по установлению публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, и действия ответчика по принятию оспариваемого решения в отказе в установлении публичного сервитута являются правомерными, законными, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                      Д.А. Тарасов