ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-15302/19 от 05.02.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

05 февраля 2020 года     Дело № А29-15302/2019

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года , полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» в лице Северного филиала (ИНН:7736186950, ОГРН:1027739841370)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) (ИНН:1102078270, ОГРН:1161101055653)

о признании недействительным решения в части, 

в отсутствие представителей сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (далее - заявитель, общество) в лице Северного филиала обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее - УПФР в г. Ухте, ответчик) от 09.08.2019 № 007V12190000155 в части предоставления корректирующих форм индивидуальных сведений согласно приложению № 7 к Акту выездной проверки от 28.06.2019 № 007V10190000170, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также нарушающим права и законные интересы ООО «Газпром энерго».

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.11.2019 заявление Общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей  228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

УПФР в г.Ухте в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении  заявленных требований.  

Определением от 30.12.2019 суд на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела № А29-15302/2019 по общим правилам искового производства. Данным определением установлено, что 05.02.2020 в случае отсутствия возражений сторон суд перейдет к рассмотрению дела в судебном заседании в арбитражном суде первой инстанции.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечили, возражения против перехода к рассмотрению дела в судебном заседании не заявили.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии со статьей 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных  о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил.

УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Газпром энерго» в лице Северного филиала ООО «Газпром энерго».

Выездная проверка проведена за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

По результатам проверки Ответчиком составлен акт выездной проверки от 28.06.2019 года № 007V10190000170 (л.д. 22-31) и принято решение от 09.08.2019 № 007V12190000155 (л.д. 34-43) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с данным решением Обществу доначислена недоимка в сумме 11 756 руб. 21 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование; Плательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2 351 руб. 25 коп., начислены пени 239 руб. 80 коп.

Кроме того, в соответствии с Решением Обществу предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений согласно Приложению № 7 к Акту выездной проверки № 007V10190000170 от 28.06.2019.

Не согласившись с решением УПФР в г. Ухте  заявитель обжаловал его в судебном порядке  частично по предложению представить корректирующие формы индивидуальных сведений согласно Приложению № 7 к Акту выездной проверки № 007V10190000170 от 28.06.2019.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению и руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в 2016) определено, страхователь ежеквартально представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 3); дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 4); периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 5); сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования (подпункт 6); сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования (подпункт 7); другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пени (подпункт 8); суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (подпункт 9); периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (подпункт 10).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах.

Сведения, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионное законодательство содержит ряд исключений из общих правил назначения трудовых пенсий по старости, позволяющих назначить пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочно) лицам, длительное время трудившимся в неблагоприятных условиях. Досрочное назначение пенсии является специальным правом, возникновение которого определено рядом условий. Одним из основных условий для досрочного назначения пенсии является наличие определенной продолжительности стажа на соответствующих видах работ - в неблагоприятных условиях труда или климатических условиях.

В части 4 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой части пенсии по старости.

В силу части 6 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании части 8 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностям и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размере фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516).

В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Правомерность отражения страхователем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета территориальных условий "РКС" (МКС) зависит от фактического осуществления застрахованным лицом трудовых обязанностей в особых климатических условиях.

Из анализа норм части 4 и 6 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что в смешанном порядке стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районах Крайнего Севера) исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

Как следует из положений статьи 166 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку за ним в силу статьи 167 ТК РФ сохраняется место работы (должности) и средняя заработная плата, которая облагается страховыми взносами.

Изложенное свидетельствует, что период нахождения в служебной командировке является периодом работы, в течение которого работнику сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов (распоряжений) работодателя о направлении в служебные командировки, в том числе при решении вопроса о зачете этого времени в специальный стаж. В этой связи, поскольку период нахождения в служебной командировке приравнивается к работе, во время которой работник исполнял приказы (распоряжения) работодателя, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Временное нахождение работников в период служебной командировки в территориальных районах с иными климатическими условиями не может служить основанием для признания того, что территориальные условия труда застрахованного лица изменились, поскольку работа в таких случаях не носит стабильный характер.

Как следует из оспариваемого решения ответчиком установлены нарушения правильности отражения заявителем данных индивидуального (персонифицированного) учета в части сведений о страховом стаже в отношении следующих работников:

-Бажуков В.В. - работа в командировке в п. Нюксеница, п. Юбилейный, в г. Вологда в период с 17.05.2016 по 21.05.2016 отражена с кодом территориальных условий МКС;

-Виноградов Р.В. - период командировки в г. Ухту с целью участия в конкурсе «Лучший по профессии» с 12.04.2016 по 15.04.2016 отражен с кодом территориальных условий МКС;

-Герасимова П.Б. - периоды командировок в г. Вологда с целью участия в судебных заседаниях в периоды с 19.04.2016 по 21.04.2016, с 25.05.2016 по 27.05.2016, с 26.07.2016 по 28.07.2016, с 25.09.2016 по 27.09.2016 и с 12.10.2016 по 14.10.2016 отражены с кодом территориальных условий МКС;

-Ерошенков Н.В. - работа в командировке в п. Нюксеница в период с 27.07.2016 по 28.07.2016 отражена с кодом территориальных условий МКС;

-Платова О.Л. - периоды командировок в г. Москву и г. Череповец в периоды с 23.02.2016 по 27.02.2016, с 14.06.2016 по 15.06.2016, с 20.11.2016 по 22.11.2016 отражены с кодом территориальных условий МКС;

-Кокарев А.Н. - период командировки в г. Ухту с целью участия в конкурсе «Лучший по профессии» в период с 12.04.2016 по 15.04.2016 отражен с кодом территориальных условий МКС.

По мнению ответчика, периоды командировок, предусматривающие выполнение служебных поручений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а именно в Вологодской области, в г. Москве, г. Череповце не могут отражаться в ИС с кодом территориальных условий соответственно «РКС», «МКС» и подлежат выделению в отдельные периоды без указания кода территориальных условий.

Периоды командировок Виноградова Р.В. и Кокарева А.Н., направленных в г. Ухту для участия в конкурсе «Лучший по профессии», являются отвлечением от работы, которые не относятся к непосредственному выполнению служебных обязанностей. Если в должностной инструкции, определены другие, расширенные обязанности по должности, это локальный нормативный акт отдельно взятой организации (предприятия). Участие рабочего в городских, республиканских и т. п. мероприятиях по обобщению опыта типовой должностной инструкцией слесаря - ремонтника не предусмотрено. Правовых оснований для указания льготного параметра территориальных условий «МКС», в период командировок, не связанных непосредственно с трудовой деятельностью в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется.

Суд считает данные выводы УПФР в г. Ухте  ошибочными, поскольку из материалов дела следует, что указанные работники на постоянной основе осуществляли свою деятельность в районе, приравненном к Крайнему северу, в связи с чем заявителем обоснованно применены коды «МКС» к указанным работникам вне зависимости от их нахождения в командировках.

Доводы УПФР в г. Ухте об обратном отклоняются судом как основанные на неверном толковании приведенных выше норм.

Аргументы ответчика о том, что периоды командировок Виноградова Р.В. и Кокарева А.Н., направленных в г. Ухту для участия в конкурсе «Лучший по профессии», являются отвлечением от работы, которые не относятся к непосредственному выполнению служебных обязанностей суд считает несостоятельными.

Как обоснованно указывает заявитель, трудовыми договорами, заключенными с работниками, закреплено соблюдение сотрудниками локальных нормативных актов Общества. Конкурс «Лучший по профессии» проводился во исполнение Положения о проведении конкурса «Лучший по профессии», утв. Приказом ООО «Газпром энерго» от 03.12.2014 № 396 (л.д. 45-55). С данным приказом работники ознакомлены под роспись. Конкурс «Лучший по профессии», проводимый в Обществе в отчетном периоде непосредственно связан с производственной деятельностью, организован с целью выявления талантливых и перспективных работников, повышения их профессионального мастерства. Во время конкурса происходит обмен профессиональными навыками, участие в конкурсе происходит в интересах организации, а не лично для работника. Командировка в данном случае соответствует понятию служебная и не противоречит требованиям ст. 166 ТК РФ.  Доказательства обратного ответчиком не представлены.

Следовательно, пребывание работников Общества, Виноградова Р.В. и Кокарева А.Н. в период командировки в районе, приравненном к району Крайнего Севера, обосновано подлежит к включению в специальный стаж.

Кроме того, положениями вышеуказанного действующего законодательства в области социального обеспечения не предусмотрено исключение из специального стажа периодов нахождения работников в командировках за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, решение УПФР в г. Ухте в оспариваемой части не соответствует действующим нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате заявителемгосударственной пошлины относятся на ответчика в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго»  удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) № 007V12190000155 от 09.08.2019 в части пункта 6 по предложению представить корректирующие формы индивидуальных сведений согласно Приложения № 7 к Акту выездной проверки № 007V10190000170 от 28.06.2019.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                         И.Н. Гайдак